Авторы: Клименко Ирина Алексеевна, Сердюк Светлана Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №14
Населённый пункт: Краснодарский край, Каневской район станица Стародеревянковская, улица Свердлова 24
Наименование материала: Статья
Тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей 5-6 лет»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 муниципального образования Каневской район
Статья
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей 5-6 лет»
Подготовил: воспитатель
И. А. Клименко
Сердюк Светлана Анатольевна
Стародеревянковская
2025 год
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у
детей 5-6
лет»
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одно из основных задач
дошкольного - образовательного учреждения, важным условием которого
является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Ведь с воспитания чувства привязанности к родной улице, к родному
детскому саду, семье начинается формирование того фундамента, на котором
будет вырастать более сложное образование-чувство любви к своему
Отечеству.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям
начальные знания о Родине, представления о нашей стране, родной семье,
родном городе, природе, народе, обычаях, истории, культуре.
Итак, нравственно-патриотическое воспитание детей 5-6лет строится по
следующим направлениям:
родная семья, родной дом, родной детский сад, родной город, родная страна,
приобщение к русской культуре.
Родная семья. Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя
человеком-членом семейного сообщества. У них воспитываются гуманные
отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, об
именах близких людей, о семейных историях, традициях. Рекомендуем чаще
проводить беседы к пониманию того, что семья-это мама, папа, дети,
бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят: старшие заботятся о
младших, младшие стараются помогать старшим. Обратить внимание на то,
что у каждого члена семьи есть свои обязанности: мама готовит, гладит, папа
ремонтирует бытовую технику и т.д. Без помощи родителей решить эту
задачу невозможно.
Родной дом, город, детский сад. В средней группе детям ещё трудно
представить себе город, потому что их жизнь в основном ограничивается тем
микрорайоном, где они живут.
Поэтому, прежде всего, необходимо знакомить детей с домами, детским
садом, с близлежащими улицами.
Рекомендуем обращать внимание детей:
- дома бывают разной высоты (многоэтажные, 5 этажные, двухэтажные),
построены из разных материалов (из кирпича, из блоков и т.д.).
- улиц много, каждая имеет своё название, у каждого дома есть номер, что
подводит к необходимости знать свой домашний адрес.
- на всё положительное, что происходит вокруг - построили новый магазин,
посадили деревья и т.д.
- на труд людей по благоустройству города - это работа дворников,
мусороуборочных машин, посадка зелёных насаждений и т.д.
- на достопримечательности родного города.
Постепенно дети начнут понимать, что они тоже жители города и могут что-
то сделать, чтобы их родной город был красивым и чистым.
Основная задача - показать красоту родного города и вызвать восхищение
детей.
Необходимо дать детям понятие город и село (деревня). Рассматривание
герба города, иллюстраций, фотографий, чтение стихов о городе, экскурсии
по городу.
Так воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её
лучше.Родная природа. Любовь к родной природе - одно из проявлений
патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы
получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада,
затем краеведческие сведения о природе. И в старшей и подготовительной
группах - общие географические сведения о России, природе родного края,
реках, растениях, лекарственных травах, животном мире.
Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего
мира, относится к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание
больше узнать о родной природе.
Родная страна. Основная задача в работе по знакомству детей средней
группы с родной страной - вызвать у них чувство восхищения и восторга
красотой своей Родины.
Детей знакомим с государственными символами России: гербом, флагом,
гимном. Рассматриваем иллюстрации с изображением лесов, полей, рек,
морей, гор, подчёркивая этим, что Россия - страна красивая и большая.
Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к
культурным ценностям и традициям русского народа, знакомить детей с
устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками,
праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.
Формировать у детей общие представления о народной культуре, её
богатстве и красоте.
Рекомендуем приобщать детей к русской культуре, рассказывать им русские
народные сказки (привлекать их к тому, как одеты герои сказок), послушать
аудиозаписи русских народных песен, заучивание русских народных
потешек, знакомить с предметами народно-прикладного искусства-
дымковской игрушкой, матрёшками, хохломскими изделиями.
Тогда дети получат представления о России, как о стране большой и
красивой, о талантливом русском народе. Это вызывает чувство любви и
гордости за свою страну и свой народ.
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения
любви к своей Родине, гордости необходимо всегда.
Таким образом, воспитать патриота надо на конкретных героических
примерах, исторических событиях на народных традициях и правилах, по
которым веками жила могучая Россия.