Автор: Баулина Анна Павловна
Должность: преподаватель по классу цимбал
Учебное заведение: МБУ ДО «ДМШ им. Д. Д. Шостаковича г.Калининград
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: открытый урок
Тема: Роль ритмизованного тремоло в исполнительской практике начинающего цимбалиста.
Раздел: дополнительное образование
Роль ритмизованного тремоло в исполнительской практике
начинающего цимбалиста
Автор:
Баулина Анна Павловна
Преподаватель Муниципального бюджетного учреждения
«Детская музыкальная школа им. Д. Д. Шостаковича
города Калининграда»
(МБУ ДО «ДМШ им. Д. Д. Шостаковича
г.Калининград)
Цимбалы — это струнный ударный музыкальный инструмент, обладающий плоской
трапециевидной формой корпуса и натянутыми струнами. Звук на цимбалах извлекается
посредством деревянных палочек, что придает инструменту уникальный, красивый тембровый
колорит.
Первоначально белорусские цимбалы использовались как народный инструмент, активно
играли на инструменте в деревнях на праздниках и гуляниях. Их применение было ограничено
рамками традиционной народной музыки. Однако, в 1920-е годы К. Сушкевич осуществил
реконструкцию цимбал, адаптировав их к нормам концертно-сценического исполнительства.
К середине 1960-х годов стало очевидным, что конструктивные особенности инструмента не
соответствуют современным художественным запросам и требованиям профессиональных
исполнителей. Расширение репертуара за счет классических произведений скрипичной и
флейтовой музыки потребовало увеличения диапазона цимбал. В ответ на этот вызов И.
Жинович и мастер-экспериментатор В. Крайко провели частичную реконструкцию инструмента.
В результате были добавлены две подставки, позволяющие расширить диапазон в малой октаве и
добавить дополнительные звуки в третьей октаве.
На основе модифицированного инструмента было создано семейство цимбал, ставшее
основой Государственного народного оркестра им. И. Жиновича. Однако традиционная манера
игры на коленях, сохранявшаяся до середины 1960-х годов, ограничивала двигательную
активность исполнителей и препятствовала полной реализации их технического потенциала. У
инструмента появилсь ножки. Иосиф Иосифович Жинович, внесший неоценимый вклад в
развитие цимбал, является ключевой фигурой в истории этого инструмента. Благодаря его
усилиям цимбалы стали неотъемлемой частью музыкальных школ, училищ и консерваторий.
Техники игры на цимбалах
Развитие различных видов цимбал, расширение их диапазона, введение полной
хроматической гаммы и коренная реконструкция молотков способствовали обогащению приемов
извлечения звука на этом инструменте. Традиционно народная исполнительская культура
ограничивалась лишь приемом «удар» деревянных палочек по струнам, основанным на весовом
и кистевом движении. После реконструкции инструмента к этому основному приему добавились
более сложные техники, такие как тремоло, пиццикато, глиссандо, а также различные украшения
— трели, форшлаги, морденты, группетто и арпеджиато. Эти технические нововведения
значительно расширили выразительные возможности цимбал и открыли новые горизонты для
исполнителей.
Цимбалисты используют не только удар, но и прием «тремоло». Это повторение звука с помощью
чередования ударов молоточка. Тремоло позволяет добиться непрерывного звучания струн или продлить
крупные длительности. Так как удар ограничен мелкой артикуляцией, для исполнения штриха «legato» и
плавного звучания понадобился новый метод. Так и появилось тремоло, что в переводе с итальянского
означает «дрожащий». Но, это довольно сложный приём игры на иснтрументе.
Таким образом,
начинаю изучение этого приёма с ритмизованного тремоло, которое является важным элементом
в арсенале начинающего цимбалиста, способствующим развитию его технических навыков и
расширению музыкальных возможностей.
Профессиональные исполнители благодаря новому приему игры - тремоло достигли
истинного кантиленного звучания. Этот прием один из самых сложных, требующий от
музыканта кропотливой работы. Тремолирование основано на частом чередовании ударов кисти
и рикошетировании палочек. Удары должны быть частыми и ровными, чтобы создать
впечатление непрерывного звука.
Тремоло можно исполнять на одном или двух звуках с разными интервалами: октава, терция,
секста и другие. Оно может быть продолжительным, как в певучей мелодии, или коротким и
отрывистым, часто чередуя с ударом. Свободное тремолирование — важное средство
музыкальной выразительности цимбалиста, помогающее решать художественные задачи.
Профессионалы владеют этим приемом в совершенстве.
В музыкальной школе обучение тремоло начинается во втором классе. Ученики осваивают
ритмизованное тремоло — технику, где можно посчитать удары каждой руки. Начинается
обучение с упражнений.
Открытый урок.
1. Упражнение на ритмизованное тремоло по гамме G-dur, с репетицией тоники в правой и
левой руке
(Четверть — задаем темп упражнения, восьмые ноты - мама, папа; триоли - бабушка, дедушка;
квартоли - Велимира)
2. Для частого и свободного тремолирования очень важно научиться производить 4-6
ударов в быстром темпе каждой рукой. В этом поможет упражнение, например – мажорные
гаммы октавами в мелодическом изложении.
3. Этюд Е.Гладкова на координацию движений (на правую и левую руку):
Очень важны упражнения на свободу и координацию рук. Кисти должны сохранять правильные
движения по мере усложнения примеров.
Важные моменты, на которые обязательно нужно обращеть внимание:
На цимбалах правша и левша играют по-разному.
Звук извлекается палочками, как у скрипачей - смычком, или домристов-медиатором. На
ф-но или баяне музыкант ощущает звук тактильно.
Специфика цимбал: хроматический звукоряд расположен на 6 подставках. В процессе
игры руки движутся в разных направлениях (к себе, от себя, вправо, влево).
Ученик играет этюд Т. Краснобаевой №4, основанный на ритмизованном тремоло.
Заключение
Подводя итог нашего урока, сегодня, мы более детально познакомились с приёмом игры -
тремоло.
Мы отработали ритмизованное тремоло с помощью упражнений и этюдов, а также начали
подготовку к основному приему игры.
Будем продолжать в том же духе.
На академический экзамен я дала ученику кантилену, где вся мелодическая линия построена
на использовании приема тремоло. Надеюсь, благодаря нашим занятиям он справится на
отлично!
Выпускник музыкальной школы должен уметь играть тремоло. Этот прием важен для
выразительности игры. Ритмизованное тремоло — это отдельный, полноценный прием. Его
используют для игры интервалов в громких, мощных и выразительных моментах произведения.
Обычное тремоло в таких случаях сыграть невозможно.
Литература
1.Гладков Е.П.Совершенствование приемов звукоизвлечения и артикуляции при игре на
белорусских цимбалах.Мн.;.Выш.школа,1976г.
2.Школа игры на белорусских цимбалах И.И.Жиновича ,1948,1974 г.г.
3.Активизация музыкального слуха при обучении игре на домре.-Мн,;Выш.школа,1081г.
1.Г.Нейгауз «Искусство фортепианной игры»
2.И.Исакова «Раннее музыкальное развитие»
3.П.М.Якобсон «Творчество на уроках музыки»
4.Р.Подойницына. М.Солопов. «Ансамблевое музицирование в классе цимбал»
5. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой».
6. «Вопросы музыкальной педагогики» выпуск 5.