Автор: Урывская Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ №2
Населённый пункт: город Долинск Сахалинской области
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Формирование функциональной грамотности младших школьников в рамках внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование
СЛАЙД
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально
грамотных людей.
Прежде чем приступить к работе, я попрошу моих помощников выполнить одно
нехитрое задание.
СЛАЙД
- Поднимите, пожалуйста, правую руку, показывая тем самым свою готовность к
дальнейшей работе.
- Спасибо.
- А теперь, попробуйте поаплодировать себе и товарищам, используя только
поднятую руку.
- Не получается?
- А если я подойду к Вам и своей рукой хлопну по Вашей руке? Получилось?
- Попробуйте сделать хлопок с другим участником мастер-класса.
- Это говорит о том, что только вместе, а не по одному, мы сегодня сможем придти
к какому-либо выводу в ходе нашей совместной плодотворной работы.
Начать нашу совместную работу мне хочется с с просмотра видеоролика «Хорошее
образование».
ВИДЕОРОЛИК
-В чём основная идея ролика? (отражает понятие функциональной грамотности;
демонстрация закрепления, продемонстрированных и полученных знаний в
практической ситуации)
СЛАЙД
- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения запишите,
пожалуйста, на стикерах и разместите на доске. (несколько предположений
озвучить)
- Спасибо!
- Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность
способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально
быстро адаптироваться и функционировать в ней.
СЛАЙД
Напомню, что Функциональная грамотность состоит из 6 направлений:
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Финансовая грамотность
Естественно-научная грамотность
Критическое мышление
Глобальные компетенции
Результатом развития функциональной грамотности является овладение
обучающимися системой ключевых компетенций: социальной, коммуникативной,
личностной, информационной, нравственной. Обратите внимание на таблицы на
ваших столах.
СЛАЙД
Ключевые компетенции – это свойства и качества, необходимые любому
человеку
вне
зависимости
от
выбранной
им
профессиональной
сферы
деятельности, наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку
понимать ситуацию и достигать результата в личной и профессиональной жизни в
условиях конкретного общества.
Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является
актуальной задачей педагога в настоящее время. Её основы мы должны
закладывать уже в начальной школе не только на уроках, но и во внеурочной
деятельности.
СЛАЙД
Я бы хотела вам рассказать о тренажёре для учеников «Функциональная
грамотность» авторов: Буряк Мария Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ
СОШ «ОЦ» пос. Поляков, Большечерниговского района Самарской области и
Шейкина Светлана Анатольевна, учитель начальных классов.
Тренажёр полностью соответствует обновлённому стандарту ФГОС НОО и
предназначен учащимся начальных классов, а так же педагогам начальной школы
для организации внеурочной деятельности. Данный тренажёр выпущен для 1,2,3,4
классов. К тренажёру есть методическое пособие для учителей, а так же
разработаны рабочие программы для всех классов.
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Новизна обусловлена тем, что она учитывает
возрастные, общеучебные и
психологические особенности младших школьников.
Содержание
материала
тренажёра
разделено
на
блоки,
которые
соответствуют направлениям функциональной грамотности. Каждое направление
имеет страницы определённого цвета (голубой, оранжевый, фиолетовый, зелёный).
Начинается любой блок с читательской грамотности. Весь блок строится на
произведении одного писателя.
Сегодня мы с вами разберём один блок со всеми направлениями.
Кому посвящен блок, вы узнаете отгадав загадку.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёжик)
Если вспомните слова Песталоцции, с которых я начала мастер класс «новые
знания будут открывать сами дети, а я лишь помогать», моя роль сегодня
направляющая. А вы будете работать в группах.
Выполняя несложные задания, анализируя их, мы выясним какие умения
формируются у младших школьников в процессе работы с данным тренажёром.
Т.е., мы получим продукт нашей совместной деятельности.
У вас на столах листы с заданиями. Работать будем по следующему плану:
1.
Выполнить задания.
2.
Заполнить таблицу формирующих умений
3.
Оформить результат работы творчески на ватмане (схема, таблица,
кластер , рисунки и т.п.)
4.
Защитить результат всей группой.
СЛАЙДЫ СО СТРАНИЦАМИ ПОСОБИЯ
Защита выполненной работы.
- Какое упражнение было самым трудным, интересным?
Посмотрите какую большую работу вы выполнили, наглядно представив
формируемые умения младших школьников при изучении курса «Функциональная
грамотность».
На столах у вас лежат конверты определённого цвета, соответствующие
направлениям функциональной грамотности по которым вы работали. Посмотрите,
что в них? (картинки)
Вам нужно соединить эти картинки и сделать вывод по нашему мастер классу.
СЛАЙД
(модель ФГ)
Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно
представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив,
тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок,
необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.
Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой,
используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст
плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции),
т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы
педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности
младших школьников.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е.
заниматься самообразованием).
РЕФЛЕКСИЯ
СЛАЙД
На мой взгляд, одним из эффективных приемов развития читательской
грамотности является – это диаманта.
Прием «Диаманта» способствует развитию критического мышления и
творческих способностей обучающихся при изучении художественных
произведений.
Цели применения
диаманты на уроке:
1. Снятие эмоционального напряжения.
2. Формирование интереса к предмету
3. Обогащение словарного запаса
4. Развитие способностей к выделению существенного, анализу и синтезу.
- Давайте посмотрим, что же такое диаманта.
Диаманта - это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из которых -
понятия с противоположным значением.
Обращаясь к диаманте на своих уроках, я отрабатываю навыки анализа
текста, развиваю внимание учащихся к слову, побуждаю ребят анализировать свои
ощущения, а самое главное он вовлекает в процесс творчества ребят с разным
уровнем подготовки по предмету.
Как и у синквейна, у диаманты есть свои правила построения. Давайте
рассмотрим.
СЛАЙД
Схема построения
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия или глагола )
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия или глагола)
строчка 6: определение( 2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
Использование диаманты целесообразно на уроке, если необходимо
сопоставить несколько явлений, понятий, образов. Например, на уроках
окружающего мира можно составлять диаманту о сезонах (лето-зима), сравнения
литературных героев. Так же, как и при составлении синквейна, в диаманте нельзя
использовать однокоренные слова (расширяем словарный запас).
В результате работы над диамантой ваши учащиеся почувствуют себя в
ситации успеха, смогут выражать своё отношение к рассматриваемой проблеме в
творческой форме, обогатят словарный запас.
- Попытаемся сами создать диаманту.
Поскольку мы - учителя, сделаем нашу профессию темой диаманты (это будет
первая строка). И противоположной темой сделаем - ученик (запишу его в
последней строчке).
Подбираем прилагательные, глаголы, записываем ассоциации. ( Работа с
аудиторией).
Вот что получилось у меня:
Учитель
Опытный, талантливый
Обучающий, воспитывающий, развивающий
Школа, звонок, знание, дети
Старающийся, повышающий, реализующий
Творческий, одарённый
Ученик
Пожелание.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
СЛАЙД
Спасибо за работу! Творческих успехов!