Напоминание

Формирование функциональной грамотности младших школьников в рамках внеурочной деятельности


Автор: Урывская Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ №2
Населённый пункт: город Долинск Сахалинской области
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Формирование функциональной грамотности младших школьников в рамках внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




СЛАЙД

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально

грамотных людей.

Прежде чем приступить к работе, я попрошу моих помощников выполнить одно

нехитрое задание.

СЛАЙД

- Поднимите, пожалуйста, правую руку, показывая тем самым свою готовность к

дальнейшей работе.

- Спасибо.

- А теперь, попробуйте поаплодировать себе и товарищам, используя только

поднятую руку.

- Не получается?

- А если я подойду к Вам и своей рукой хлопну по Вашей руке? Получилось?

- Попробуйте сделать хлопок с другим участником мастер-класса.

- Это говорит о том, что только вместе, а не по одному, мы сегодня сможем придти

к какому-либо выводу в ходе нашей совместной плодотворной работы.

Начать нашу совместную работу мне хочется с с просмотра видеоролика «Хорошее

образование».

ВИДЕОРОЛИК

-В чём основная идея ролика? (отражает понятие функциональной грамотности;

демонстрация закрепления, продемонстрированных и полученных знаний в

практической ситуации)

СЛАЙД

- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения запишите,

пожалуйста, на стикерах и разместите на доске. (несколько предположений

озвучить)

- Спасибо!

- Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность

способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально

быстро адаптироваться и функционировать в ней.

СЛАЙД

Напомню, что Функциональная грамотность состоит из 6 направлений:

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Финансовая грамотность

Естественно-научная грамотность

Критическое мышление

Глобальные компетенции

Результатом развития функциональной грамотности является овладение

обучающимися системой ключевых компетенций: социальной, коммуникативной,

личностной, информационной, нравственной. Обратите внимание на таблицы на

ваших столах.

СЛАЙД

Ключевые компетенции – это свойства и качества, необходимые любому

человеку

вне

зависимости

от

выбранной

им

профессиональной

сферы

деятельности, наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку

понимать ситуацию и достигать результата в личной и профессиональной жизни в

условиях конкретного общества.

Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является

актуальной задачей педагога в настоящее время. Её основы мы должны

закладывать уже в начальной школе не только на уроках, но и во внеурочной

деятельности.

СЛАЙД

Я бы хотела вам рассказать о тренажёре для учеников «Функциональная

грамотность» авторов: Буряк Мария Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ

СОШ «ОЦ» пос. Поляков, Большечерниговского района Самарской области и

Шейкина Светлана Анатольевна, учитель начальных классов.

Тренажёр полностью соответствует обновлённому стандарту ФГОС НОО и

предназначен учащимся начальных классов, а так же педагогам начальной школы

для организации внеурочной деятельности. Данный тренажёр выпущен для 1,2,3,4

классов. К тренажёру есть методическое пособие для учителей, а так же

разработаны рабочие программы для всех классов.

Направленность программы – социально-гуманитарная.

Новизна обусловлена тем, что она учитывает

возрастные, общеучебные и

психологические особенности младших школьников.

Содержание

материала

тренажёра

разделено

на

блоки,

которые

соответствуют направлениям функциональной грамотности. Каждое направление

имеет страницы определённого цвета (голубой, оранжевый, фиолетовый, зелёный).

Начинается любой блок с читательской грамотности. Весь блок строится на

произведении одного писателя.

Сегодня мы с вами разберём один блок со всеми направлениями.

Кому посвящен блок, вы узнаете отгадав загадку.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёжик)

Если вспомните слова Песталоцции, с которых я начала мастер класс «новые

знания будут открывать сами дети, а я лишь помогать», моя роль сегодня

направляющая. А вы будете работать в группах.

Выполняя несложные задания, анализируя их, мы выясним какие умения

формируются у младших школьников в процессе работы с данным тренажёром.

Т.е., мы получим продукт нашей совместной деятельности.

У вас на столах листы с заданиями. Работать будем по следующему плану:

1.

Выполнить задания.

2.

Заполнить таблицу формирующих умений

3.

Оформить результат работы творчески на ватмане (схема, таблица,

кластер , рисунки и т.п.)

4.

Защитить результат всей группой.

СЛАЙДЫ СО СТРАНИЦАМИ ПОСОБИЯ

Защита выполненной работы.

- Какое упражнение было самым трудным, интересным?

Посмотрите какую большую работу вы выполнили, наглядно представив

формируемые умения младших школьников при изучении курса «Функциональная

грамотность».

На столах у вас лежат конверты определённого цвета, соответствующие

направлениям функциональной грамотности по которым вы работали. Посмотрите,

что в них? (картинки)

Вам нужно соединить эти картинки и сделать вывод по нашему мастер классу.

СЛАЙД

(модель ФГ)

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно

представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив,

тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок,

необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.

Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой,

используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст

плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции),

т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы

педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности

младших школьников.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е.

заниматься самообразованием).

РЕФЛЕКСИЯ

СЛАЙД

На мой взгляд, одним из эффективных приемов развития читательской

грамотности является – это диаманта.

Прием «Диаманта» способствует развитию критического мышления и

творческих способностей обучающихся при изучении художественных

произведений.

Цели применения

диаманты на уроке:

1. Снятие эмоционального напряжения.

2. Формирование интереса к предмету

3. Обогащение словарного запаса

4. Развитие способностей к выделению существенного, анализу и синтезу.

- Давайте посмотрим, что же такое диаманта.

Диаманта - это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из которых -

понятия с противоположным значением.

Обращаясь к диаманте на своих уроках, я отрабатываю навыки анализа

текста, развиваю внимание учащихся к слову, побуждаю ребят анализировать свои

ощущения, а самое главное он вовлекает в процесс творчества ребят с разным

уровнем подготовки по предмету.

Как и у синквейна, у диаманты есть свои правила построения. Давайте

рассмотрим.

СЛАЙД

Схема построения

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия или глагола )

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия или глагола)

строчка 6: определение( 2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное)

Использование диаманты целесообразно на уроке, если необходимо

сопоставить несколько явлений, понятий, образов. Например, на уроках

окружающего мира можно составлять диаманту о сезонах (лето-зима), сравнения

литературных героев. Так же, как и при составлении синквейна, в диаманте нельзя

использовать однокоренные слова (расширяем словарный запас).

В результате работы над диамантой ваши учащиеся почувствуют себя в

ситации успеха, смогут выражать своё отношение к рассматриваемой проблеме в

творческой форме, обогатят словарный запас.

- Попытаемся сами создать диаманту.

Поскольку мы - учителя, сделаем нашу профессию темой диаманты (это будет

первая строка). И противоположной темой сделаем - ученик (запишу его в

последней строчке).

Подбираем прилагательные, глаголы, записываем ассоциации. ( Работа с

аудиторией).

Вот что получилось у меня:

Учитель

Опытный, талантливый

Обучающий, воспитывающий, развивающий

Школа, звонок, знание, дети

Старающийся, повышающий, реализующий

Творческий, одарённый

Ученик

Пожелание.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

СЛАЙД

Спасибо за работу! Творческих успехов!



В раздел образования