Напоминание

Классный час " Психологический тренинг "Если с другом вышел в путь"


Автор: Деветьярова Людмила Аркадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с УИОП №47 города Кирова
Населённый пункт: Город Киров
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Классный час " Психологический тренинг "Если с другом вышел в путь"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учредление

«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных

предметов №47 города Кирова»

Учитель: Деветьярова Людмила Аркадьевна

28.10.2025г.

Классный час в начальной школе.

Психологический практикум «Беседа по душам»

Тема: «Если с другом вышел в путь»

Ход занятия.

1. Организация занятия.- Чтобы понять, о чём мы поведём с вами сегодняшний

разговор, послушайте стихотворение известного дагестанского поэта Расула Гамзатова

«Вот человек, что скажешь ты о нём?»

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?»

«Вот человек, что скажешь ты о нём?»-

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нём плохого?»

• Кто из товарищей поэта прав? Почему?

• О чём мы сегодня поведём с вами разговор? ( о взаимоотношениях между людьми,

об умении понять другого человека) Как наладить контакт?

• Как вы думаете, легко ли понять человека?

2. Психологическая игра «Остров».

• Представьте себе, что вы попали на самый лучший в мире остров. Там есть всё

необходимое для жизни и даже больше: самые лучшие игрушки, аттракционы,

дорогие автомобили, прекрасные дома, но этот остров необитаем.

• Останетесь ли вы на этом острове?+ ЛЮДИ

• И вот на острове появляются люди. Они разные: старые и молодые, взрослые и

маленькие. Вы среди людей.

• По какому из этих правил вы станете жить? Почему?

Я – для людей. Я – для себя. Люди – для меня.

• Как вы будете чувствовать себя среди людей? Как вы будете к ним относиться?

• А как вы хотите, чтобы люди относились к вам?

• Продолжите высказывание из Библии: «Относись к людям так… (как хочешь, чтобы

относились к тебе).

3.Сказка о дружбе С. Снегова

В далекой-далекой стране, где никогда не бывает зимы, жил маленький слоненок, и

звали его Мосиком. Необычное имя для слона. Но такое ему дали мама и папа. Из-за

этого имени никто не хотел дружить со слоненком.

- Мосик - длинный носик, уходи ты спать, не мешай играть, - дразнились другие

слонята и не принимали его в свои игры.

А Мосик очень хотел иметь друга. Жить без друзей тяжело. Не с кем поиграть, не с кем

поговорить. И никто не принесет подарки на день рождения.

Решил Мосик найти себе друга в дальних краях. Рано утром, ког¬да все еще спали,

слоненок ушел из дома. Конечно, все знают, что уходить из дома плохо. И даже

вредно. Но слоненок Мосик был ма¬ленький и глупый. Он даже не подозревал, что

вдали от дома его могут ожидать всякие опасности. Мосик просто хотел найти друга.

Слоненок шел очень долго. Солнце поднялось на самую середину неба и жарко

палило сверху. Мосику очень хотелось пить.

Вдруг он увидел озеро. Мосик готов был припустить со всех ног к озеру, чтобы испить

прохладной водички, как вдруг услышал тоненькое и жалобное:

- Помогите! Помогите!

Слоненок замер и оглянулся, но никого не увидел.

- Помогите! Помогите! - послышалось снова словно из-под самой земли.

Мосик нагнулся и заметил маленький цветочек на длинном сте¬бельке. Цветок

склонил головку и почти завял.

Слоненку очень хотелось пить, и озеро было совсем рядом. Но он не побежал к нему,

а спросил у цветка:

- Тебе помочь?

Цветок слабо-слабо покивал головкой, у него совсем не осталось сил, и почти

прошептал:

- Солнце... Оно такое яркое.

Мосик подумал и воскликнул:

Как ветер - с морем, Поля - с дождями, Как дружит солнце Со всеми нами...

Давайте, люди, Дружить друг с другом, Как птица - с небом, Как травы - с лугом,

- Я спасу тебя!

Слоненок своими большими ушами, как зонтиками, прикрыл цве¬ток от солнца.

Цветку стало легче, он поднял головку и сказал:

- Спасибо тебе, слоненок. Ты настоящий друг.

- Как ты меня назвал? - удивился Мосик.

- Другом. Настоящим, - подтвердил цветок.

- А если я скажу, что меня зовут Мосиком, ты перестанешь быть моим другом? -

осторожно спросил слоненок.

- Нет, конечно. Ведь друзей выбирают не по имени, а по тем по¬ступкам, что они

совершают, - сказал цветок.

Слоненок засмеялся. Он стал самым счастливым слоненком на свете. Ведь у него

появился друг.

4. Беседа.

• О чем мечтал слоненок? Почему?

• Почему цветок назвал слоненка другом?

• А у вас есть друг или друзья? Расскажите о них.

- Какое прекрасное слово «Дружба».

Произнесите это слово. Что вы представляете себе?

- вспоминаю друга, с которым интересно играть, читать новую книгу;

- вспоминаю подругу с которой можно посекретничать;

- вспоминаю маму;

- вспоминаю четвероного друга, любимую кошку;

-вспоминаю героев рассказов Носова, Драгунского…

• Кого называют другом?• Что значит дружить?

В толковом словаре С.И. Ожегова:

Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.

Дружить - значит уважать, помогать друг другу, доверять, быть искренними с

друзьями, добиваться успехов и радоваться им вместе.

Дерево держится корнями, а человек - _________ ?- Как вы понимаете смысл этой

пословицы?

5. Разбор ситуаций.

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.

2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.

4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

6. Пословицы о дружбе. ( Рабочий лист)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Нет друга ищи, а найдешь береги.

Не мил и свет, когда друга нет.

С хорошим другом – горы свернешь, с плохим- горя хлебнешь.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

7. Правила дружбы. - Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А может ли дружба

распасться?

- Почему распадается дружба?

- Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась?

- Подумайте и каждый ответьте на вопрос что лично смогу сделать я, чтобы дружба не

распалась?

-Давайте придумаем Правила дружбы.

*Всегда быть откровенным с другом;

*Не бойся попросить прощения;

*Не груби;

*Не надо менять друзей;

*Надо быть постоянным в дружбе;

*Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови его, если

он занимается чем-то плохим;

*Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об

этом и простить ему свою обиду. Не злись!

*Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать

книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

*Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно

и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам

пообещал).

радоваться вместе с другом его успехам;

*Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;

*Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких

ситуаций; защищать друга; *Не выдавать чужие секреты.

8. Как наладить контакт?

Для налаживания контакта необходимо выбрать правильную интонацию.

Интонация – тон и манера произношения слова, выражающего отношение

говорящего к тому, что он произносит. Вы, наверное, замечали, что одну и ту же фразу

или слово, например, «Здравствуйте», можно сказать так, что человек будет уверен,

что вы искренне рады его видеть и желаете ему здоровья, а можно это же самое

слово произнести совершенно равнодушно. Поэтому очень важно следить не только

за тем, что вы говорите, но и с какой интонацией вы обращаетесь к человеку.

Выберите качества человека, помогающие его общению или усложняющие его (+.-)

Доброта Открытость Подозрительность

Внимание Душевность Грубость

Тактичность Зависть Скупость

Искренность Лицемерие Лживость

Порядочность Эгоизм Доверие Честность

Необходимо знаком «+» отметить качества, которые помогают общению, и знаком

«-» те качества, которые ему мешают.

Общение невозможно без умения выслушать собеседника.

Советы психолога

Вам будут полезны советы американского психолога Дейла Корнеги, которые помогут

общению:

Улыбайтесь!

Искренне интересуйтесь другими людьми и поощряйте их говорить о себе.

Помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук.

Будьте хорошим слушателем. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

Не осуждайте своих знакомых в присутствии других людей. Не сплетничайте.

9. Аукцион- игра. Кто больше назовёт произведений о дружбе (фильмы,

мультфильмы, сказочные герои, песни)

1. В телефонной будке жил,

Был один, бедняжка,

Но однажды решил

Друга найти….( Чебурашка)

2. Ясно, этим другом был добрый Гена…..( Крокодил)

3. С голубого ручейка начинается река,

Ну, а дружба начинается с … ( улыбки)

4. Меня вы узнаете? Я – героиня книжки,

Со мной всегда семь гномов, вам, думаю, знакомых. ( Белоснежка)

5. Всех излечит, исцелит добрый доктор …. ( Айболит)

6. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали,

вместе разбойников прогоняли, вместе жили - не тужили... Назовите этих друзей-

музыкантов. (Бременские музыканты:Петух, Кот, Пес, Осел.)

7. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их

дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)

8. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас

уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая)

9. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый

больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас

жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон.

Лекарство - малиновое варенье)

10.У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда.

Кто он? (Пудель Артемон)

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

10.Звучит песня «Если с другом вышел в путь» ( коллективное исполнение)

11.Игра « Чудесный мешочек». Учитель предлагает ребятам назвать имя своего друга

и сказать ему комплимент. А что такое комплимент? Учащиеся рассказывают о своих

друзьях, его имя кладут в мешочек.

12.Игра « Добрые ладошки». Напишите пять качеств вашего друга на ладошке,

которые кажутся вам достойными уважения.

Слова для справок: добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный,

заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный,

любезный, терпеливый, льстивый, богатый, доверчивый, веселый, ленивый, строгий,

общительный, бескорыстный, трудолюбивый.

13. Закончить предложения. Что значит « понять себя?»

- Я умею дружить, потому что...________________________________________________

- Я дружу с ребятами, которые..._______________________________________________

- Со мной можно дружить, потому что я..._______________________________________

- Я хочу научиться дружить, чтобы…

____________________________________________

14.Игра называется «Это здорово!» (повышает самооценку получать поддержку у

других людей. Давайте встанем в круг и тот, у кого окажется мячик, должен назвать,

что он любит или умеет делать. Например, «Я умею танцевать!» А все остальные

должны поднять вверх большие пальцы обеих рук и сказать: «Это здорово!» Затем

мяч передаётся другому.

15. Итог.Ты не скупись на добрые слова,

На лишнее пожатие ладони.

Умей сказать, где нужно и всегда:

Пожалуйста, спасибо, на здоровье.

Умей спросить и дать совет простой,

И выслушать других не без терпенья.

Умей помочь протянутой рукой,

Умей простить и попросить прощенья.

Не надо грубых слов произносить –

От вежливых на сердце потеплее.

И, если можешь, не жалей сорить

Всю вежливость направо и налево.

Рабочий лист. Психологический практикум «Беседа по душам» ( классный час)

Тема: «Если с другом вышел в путь»

Фамилия_________________________________Имя______________________________

______

В толковом словаре С.И. Ожегова:

Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.

Дружить - значит уважать, помогать друг другу, доверять, быть искренними с

друзьями, добиваться успехов и радоваться им вместе.

Дерево держится корнями, а человек - ______________________________________

Пословицы о дружбе. Продолжи и объясни.

Не имей сто рублей, ...

Человек без друзей, что...

Нет друга ищи, а найдешь...

Не мил и свет, когда ...

С хорошим другом – горы свернешь, с плохим- ...

Нет лучше дружка, чем ...

Правила дружбы составим вместе.

*Всегда быть откровенным с другом

*Не бойся попросить прощения

*Не груби

*Не надо менять друзей

*Надо быть постоянным в дружбе

*Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови его, если

он занимается чем-то плохим

*Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об

этом и простить ему свою обиду. Не злись!

*Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать

книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

*Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно

и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам

пообещал).

радоваться вместе с другом его успехам

*Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи

*Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких

ситуаций;

защищать друга

*Не выдавать чужие секреты.

Выберите качества человека, помогающие его общению или усложняющие его (+.-)

доброта открытость подозрительность внимание душевность грубость

тактичность

зависть скупость искренность лицемерие лживость порядочность эгоизм

доверчивость

честность улыбчивость общительность скрытность скромность лесть сплетни

Песня ( караоке)«Если с другом вышел в путь»

Закончить предложения.

- Я умею дружить, потому

что...___________________________________________________________

- Я дружу с ребятами,

которые...___________________________________________________________

- Со мной можно дружить, потому что

я...___________________________________________________

- Я хочу научиться дружить, чтобы…

_______________________________________________________



В раздел образования