Напоминание

"Каркасная кукла"


Автор: Леонова Елена Семеновна
Должность: преподаватель ДПИ ИЗО
Учебное заведение: МАУ ДО "Турунтаевская детская школа искусств"
Населённый пункт: с.Турутаево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Каркасная кукла"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТУРУНТАЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

ПРИБАЙКАЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Каркасная кукла»

Преподаватель ДПИ и ИЗО

МАУ ДО «Турунтаевская ДШИ:

Елена Семеновна Леонова

с. Турунтаево

2

Содержание

1.

Введение …………………………………………………….3

2.

Актуальность темы………………………………………… 3

3.

Развитие творческих способностей……………………….. 5

4.

Материал для изготовления кукол………………………….6

5.

Практическая часть. Последовательность работы……....... 7

6.

Заключение …………………………………………………...11

7.

Список литературы…………………………………………...12

8.

Приложение…………………………………………………...13

3

Введение

Методическая разработка по изготовлению учениками каркасной

куклы в декоративно-прикладном творчестве. В данной методической

разработке представлен собственный педагогический опыт в рамках

образовательного блока «Каркасная кукла».

Эта разработка поможет преподавателям, руководителям студии,

родителям и заинтересованным людям освоить технику изготовления куклы

на проволочном каркасе.

Кукла – это уникальная часть народной культуры, которая

сопровождает человечество от самых истоков древнего мира до

современного мира. До нас дошли богатые традиции различных народов, по

изготовлению и назначению кукол. Созданные по образу и подобию

человека, куклы служили в давние времена посредниками между миром

духов и людей. Самые первые куклы делали из сучков и кореньев, затем из

глины, которую для крепости обжигали в костре. Делать их и ими владеть на

тот момент могли только жрецы – посредники между Богами и людьми.

Жрецы, шаманы, отдавали их людям как талисманы для защиты от

хищников, для хорошей охоты, на здоровье, крикливым деткам и тд.

Первые куклы делались как обереги, они сохраняли гармонию в семье,

утешала детей, оберегала от плохого глаза. На Руси после сбора урожая из

соломы делали кукол-скруток и ставили их в Красный угол, они сберегали

урожай, а некоторые скрутки потешали детей, бегая по столу от удара

ладошки. Женщины шили семье одежду и из оставшихся лоскутков

скручивали тряпичных кукол, шили маленькие мешочки, для хранения

семян, и оформляли их тоже виде кукол. Девушки, когда подходило время

выходить замуж, делали особенных кукол Капустниц, из нескольких слоёв

разноцветной ткани, наряжали вышивкой, бусами, клали на окно - этим

показывали потенциальным женихам о готовности к замужеству. После

свадьбы молодым дарили парных кукол для семейного счастья.

4

Со временем обережная функция куклы утратила свою значимость. И

если обереги делали безликими, то постепенно куклам стали рисовать глаза,

затем рот и носик. Куклы вышли из под власти жрецов и превратились в

персонажей народных театров. Проходили века, но куклы по прежнему

продолжают жить рядом с человеком. Всё больше появляется мастеров по

изготовлению кукол – игрушек так полюбившихся детям и взрослым.

В 18 веке с развитием производства, появились фабрики по

изготовлению кукол. Они совершенствовались и уже радовали своими

румяными фарфоровыми личиками, моргающими глазками, разноцветными

локонами и шикарными нарядами. Наряды маленьких принцесс поражали

кружевами и тщательной отделкой. Кружевное бельё, миниатюрная обувь,

шелковые платья, бесчисленные оборки, бантики, украшения подчеркивали

хрупкую красоту куколки и становились сокровенной мечтой каждой

девочки.

Изготавливали интерьерных кукол на каркасе, с фарфоровым личиком,

выпускали их ограниченным тиражом или вообще по индивидуальным

заказам. Сейчас они пользуются огромной популярностью у коллекционеров

за свою художественную и историческую ценность.

Тогда и сейчас изготовление каркасных кукол является

самостоятельным направлением декоративно-прикладного искусства.

Интерьерная каркасная кукла создаётся не только для коллекционирования

или украшения – это совершенный художественный образ, для создания

которого исполнитель обладает многими навыками и умениями в

изготовлении, лепке, дизайне и других не менее увлекательных процессах.

Кукла ручной работы привлекает к себе внимание своей

уникальностью и не повторяемостью, в неё живет частичка кукольника,

сотворившего её, она в большей степени предназначена для созерцания, а не

для игры.

5

Изготовление каркасной куклы своими руками – процесс

увлекательный, творческий и конечно трудоёмкий, требующий усидчивости,

аккуратности, скрупулёзности от учеников. Кукла одновременно служит для

ребенка и игрушкой со своими загадками, доставляя удовольствие

таинственностью, что же получится в конце.

Цель данной методической разработки – создание образа человека

своими руками, куклу на каркасе, пошив наряда.

Задачи:

Знакомство с каркасной куклой, приёмами и технологией

изготовления;

Развивать новые качества творческого воображение, применять

на практике приобретённые ранее навыки и умения;

Воспитание традиционных и духовных культурных ценностей

через эстетическое понимание окружающего мира.

Развитие творческих способностей детей.

Декоративно-прикладное искусство окружает нас повсюду, но не

каждый может обратить на это внимание. Наша задача сделать мир ещё более

прекрасным, что бы как можно больше людей смотрели вокруг широко

открытыми глазами, видели красоту окружающего мира, участвовали в этом

открытии вместе со всеми. Рисование, живопись, аппликация, лепка любое

художественное творчество способствуют формированию богатой духовно и

гармонически развитой личности. А собственноручное вложение в

изготовление куклы, игрушки, росписи будит фантазию, доставляет массу

эстетично-художественного удовольствия, снимает стресс и тревожность у

детей. Куклы побуждают детей к играм, отвлекают от гаджетов, требуют

живого участия. В исполнении детей куклы не могут быть одинаковыми, так

как воображение и фантазия ребёнка уникальна, индивидуальна. Занимаясь

таким художественным творением дети приобщаются к декоративно-

6

прикладному творчеству, овладевают различными видами художественной

деятельности.

При создании, рождении куклы дети включаются в большой

трудоёмкий процесс – это и разработка эскиза, лепка формы, дизайн одежды,

декор, роспись ткани. Увлекательное творчество – оживление образа куклы,

оформление художественной отделкой, игра, разговор с куклой. Такие

занятия формируют усидчивость, целеустремлённость, доведение дела до

логического финала, развитие мелкой моторики, аккуратности и

внимательности - эти навыки оказывают неоценимую помощь для успешной

учебы в школе.

Материалы для изготовления куклы

Рисунок выполняется на акварельной бумаге А3 простым карандашом,

и расписывается маркерами или акварелью.

На каркас используется проволока разной толщины и жесткости,

фольга, вата, нитки для шитья.

Для лепки – полимерная не запекаемая глина, грунтовка, акриловая

краска.

Инструменты: стеки разной формы, ножницы, плоскогубцы, кисти

различной толщины, клей ПВА, пистолет термоклеющий, столярный скотч.

Одежда: трикотажная ткань для тела, швейная машинка, иголка, нитки,

разные лоскутки ткани для верхней одежды, выжигатель для обработки края

деталей ткани, разные мелкие аксессуары для украшений.

Подставку можно изготовить из среза дерева с вставленной туда

длинной палочки. Для более надёжного крепления куклы, из проволоки

сделать полукруглый держатель и прикрепить его к палочке на уровне талии.

7

Практическая часть. Последовательность исполнения.

Для проектной деятельности в рамках программы по декоративно-

прикладному искусству занятие по изготовлению куклы делится на

несколько этапов.

1 этап – это эскиз рисунка куклы во весь рост (примерно 30 см) с

изображением одежды и других аксессуаров. Главное в изображении куклы

её характер, создание образа. Создаётся образ за счёт мимики лица и

пластики фигуры, общей композиции костюма. На основе эскиза,

прорисовать места крепления ткани, отдельные части костюма, аксессуары.

На этом этапе необходимо продумать всё до мелочей: построение

композиции, где находится наш герой, в какой динамике, бежит, стоит или

лежит. Эскиз должен с максимальной точностью передать характер образа,

его пластическое и цветовое решение.

2 этап - подготовка каркаса для куклы.

По готовому рисунку измеряется высота куклы в два раза плюс по

сантиметру для ног, это один кусок проволоки, и длина рук и плеч – это

второй кусок проволоки. Длинную часть сгибаем пополам и перекручиваем,

не забывая вставить руки в верхнюю часть после головы. Внизу

плоскогубцами загибаем по сантиметру – это будут ступни. Скелет для

8

куклы ещё не готов, необходимо хорошо гнущейся проволокой перекрутить

всю конструкцию на 2 раза, укрепив плечи и таз.

3 этап – лепим руки по локоть и стопы ног (при желании) из

полимерной глины и высушиваем. Пока сушится, лепим на шарике из фольги

лицо будущей куклы. Если необходимо и другие аксессуары и предметы,

необходимые по вашей задумке для куклы (шляпка, маленькая кукла,

кастрюлька, украшение и др.). Полимерную массу предварительно хорошо

разминаем в руках, и если она туговатая, то мочим её и руки в воде и

продолжаем разминать до приятной пластичности. Готовый материал

необходимо держать в герметичном пакете. Для лепки рук лучше

использовать очень тонкую проволоку, сформировав скелет пальцев рук,

аккуратно облепить глиной и придать необходимую форму.

4 этап – возвращаемся к каркасу из проволоки, теперь наша задача

покрыть скелет ватой, придать форму фигуре. Клеем ПВА смазываем

проволочный скелет в районе руки и обматываем полоской ваты до груди,

тонкой ниткой перекручиваем накрест вату, чтоб не торчала и добавляем где

необходимо ваты, закрепляя нитью. Так постепенно формируем, сначала

конечности, затем тело.

9

5 этап – голову избавляем от фольги и приклеиваем на место, можно

использовать клеевой пистолет, долепим заднюю часть головы, сформируем

шею. Если у куклы открытое декольте, то самое время взять глину и

вылепить плечи, грудь, и на просушку.

6 этап - на трикотаже телесного цвета, обводим куклу стирающей

ручкой или специальной терморучкой (она при отпаривании исчезает),

добавляем со всех сторон 1 см, вырезаем 2 части. Сшиваем на швейной

машинке нижнюю часть, оставляем только руки сверху. Одеваем и потайным

швом дошиваем руки, загибаем ткань возле глины и приклеиваем её.

7 этап - теперь самое интересное, каркас готов и начинаем обшивать

нашу куклу. Так как эту куклу никто не должен раздевать и одевать, она

вообщем то интерьерная, некоторые детали одежды пришиваем прямо к

каркасу. Так будет эстетичные смотреться и ближе прилегать к телу. После

10

одевания нижнего белья, глиняные части грунтуют и красят. Для

изготовления верхней одежды, необходимо снять мерки и сделать

предварительные лекала для выкройки. Так как дети это делать ещё не

умеют, мы просто обклеиваем нужную часть столярным скотчем и по

будущему шву разрезаем. Затем вырезаем нужную деталь, добавляем по пол

сантиметра и шьём нужную часть одежды. Швы выполняются вручную или

на машинке. Обработка срезов в кукольном костюме очень важна, так как он

маленький и грубо обработанный или не аккуратный срез, портит общее

впечатление от всей работы в целом. Если шов будет грубо смотреться его

можно заменить клеем с изнаночной стороны. Края из синтетических

волокон можно обработать выжигателем. Обувь для интерьерной каркасной

куклы можно вылепить из глины прямо на ноге или прилепить детали обуви

к ножке. В последнюю очередь делаем прическу из шерсти. Вычесываем и

клеим на голову термоклеем. При желании можно использовать

односторонний тресс. Его наклеивают с нижней части головы до макушки по

спирали, если необходим пробор, то делают углубление в месте пробора,

наклеивают трессы ярусами и последнюю прядь вклеивают в прорезь. После

просыхания клея волосы расчесывают, стригут и укладывают в прическу.

11

Заключение

Искусство изготовления каркасной куклы ценится во всём мире и

набирает популярность в России. Кукла является объектом творчества,

позволяет развивать навыки в декоративной обработке различных

материалов, изучить законы композиции, научиться методически правильно

вести работу над произведением искусства.

Воплощая свою художественную задумку, мастер придерживается

законов композиции, гармонии главного и второстепенного, его работа

радует глаз сочетанием цвета. Тайный смысл которую юный художник -

мастер вкладывает в свою работу, создаёт для куклы уникальную историю,

придаёт не повторимую характерную окраску позволяет донести до зрителя

свою мысль.

Создавая куклу, ребёнок отражает в ней своё понимание жизненных

ценностей, проявляет свой художественный вкус, открывает дорогу для

других свершений в своей творческой деятельности.

12

Список литературы:

1.

Куклы мира/ вед. Ред. Е. Ананьева. – М., 2003.

2.

Голодовский Б.П. Куклы: энциклопедия /Б.П. Голодовский – М.,

2004.

3.

Егупец, О. Искусство деталей/О.Егупец. - М., 2007.

4.

Коваленко, Ю. Г. Изготовление художественной куклы : учебное

пособие / Ю. Г. Коваленко. – Новосибирск : Изд. НГПУ, 2008. – 45

с.: ил. (16 с.).

5.

Паперклэй Дэлайт: журнал / литературный редактор Ю. Попова,

дизайнер Т. Делягина. – М. : Изд. ООО «Дизайн Кора», 2006. – 23 с.

6.

Като Т. Текстильная кукла. Скульптурная техника. Интерьерные

модели. Контент. 2014 – 96с.

7.

Войнатовская Е. Авторская интерьерная кукла. Мастер-классы и

выкройки от Nkale. Спб.: Питер, 2015 -128с.

8.

Войнатовская Е. Текстильные куклы на каркасе: пошаговый мастер-

класс от Nkale. –Спб.: Питер, 2015 – 32с.

9.

Гриднева Е. Куклы из ткани и трикотажа. Мастер-классы и

выкройки. Спб.: Питер, 2015-32c.

10.

Гриднева Е. Куклы из ткани. Лучшие модели. Спб.: Питер, 2015 -

128с.

13

Приложение

14



В раздел образования