Автор: Зимбурская Наталья Александровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ им. А. М. Кузьмина"
Населённый пункт: г. Мегион ХМАО-Югра
Наименование материала: Доклад
Тема: «Приемы игры и штрихи на балалайке»
Раздел: дополнительное образование
Доклад
на тему: «Приемы игры и штрихи на балалайке»
Приемы игры и штрихи на балалайке
Приемы
звукоизвлечения
и
штрихи
–
основа
музыкальной
выразительности при игре на балалайке. Критерием правильно выбранных
приемов и штрихов является хорошее звучание инструмента. В ходе обучения
учащийся должен освоить целый ряд приемов игры и штрихов, (основные
приемы
и
штрихи
расположены
по
принципу
возрастающей
степени
трудности).
1) Арпеджиато – обозначается волнистой чертой перед аккордом. Это
прием скольжения подушки большого пальца правой руки по струнам от
низкого к более высокому звуку. Остальные пальцы находятся на корпусе
инструмента.
2) Щипок большим пальцем – пиццикато одинарное – пальцы охватывают
корпус балалайки у пятки грифа, и большой палец ударяет по одной из струн
только вниз. После удара по струне палец фиксируется на панцире (1 струна)
или на 1,2 струнах.
3) Удар большим пальцем – в нотах обозначается буквой «Б» над
аккордом. Звук извлекается быстрым движением большого пальца по всем
струнам
вниз.
Удар
возможен
с
участием
кисти
и
без
нее.
В процессе освоения оптимальной посадки и постановки рук особую роль
играют названные выше три приема игры.
4) Бряцание – один из ведущих приемов игры, обозначаются: удар вниз –
v, удар вверх - ^. Бряцание одинарный удар по всем струнам указательным
пальцем. Звук происходит посредством равномерных бросков кисти вниз и
вверх одинаковых по силе. Бряцание используется в пьесах, которым не
свойственна певучесть и кантиленность.
Виды исполнения бряцания:
а) непосредственное чередование ударов вниз и вверх;
б) смещение сильных долей на слабые; удар вниз по струнам, вверх - только по
первой струне; удар большим пальцем по первой струне вниз, а указательным –
по всем струнам.
При бряцании кисть свободна и согнута в запястье, предплечье несколько
помогает кистевому движению.
5) Двойной щипок – двойное пиццикато. Это поочередные удары по
струне большим и указательным пальцами вверх и вниз. Это один из основных
приемов. Движение кисти остается таким же, как и при бряцании, но амплитуда
движения
уже
другая.
Возможны
два
варианта
исполнения:
а) большой палец находиться немного впереди указательного – так легко играть
на
первой
струне,
но
значительно
труднее
на
других;
б) указательный палец находиться впереди большого – такое положение
пальцев
более
удобно
при
игре
на
всех
струнах.
Во время исполнения учащийся должен видеть внутреннюю сторону ладони.
Все пальцы, кроме указательного и большого, полусогнуты и не прижаты к
ладони.
6) Дробь – перебор, обозначается сокращенно «Др» и волнистой чертой
перед аккордом. Извлечение звука происходит за счёт поочередных ударов по
струнам сверху вниз и снизу вверх. Прием имеет четыре разновидности:
а) большая дробь – в нотах обозначается «Б. Др» и волнистой вертикальной
чертой перед аккордом. Звук извлекается посредством поочередных ударов
ногтей пальцем от мизинца к указательному, завершается ударом большого
пальца;
б) малая дробь – обозначается «М.Др» и волнистой чертой перед аккордом.
Звук извлекается так же , как и в большой дроби, но без участия большого
пальца. При исполнении «Б.Др» и «М.Др» пальцы прижаты друг к другу, а
затем следуют поочередные удары пальцев по струнам (от мизинца);
в) обратная дробь – обозначается в нотах вертикальной, волнистой чертой и
ударом вверх. Представляя собой поочередные удары подушечками четырех
пальцев (без большого). Дробь начинается с указательного пальца и кончается
мизинцем, при этом пальцы разомкнуты, а суставы пальцев фиксированы.
Дробь
осуществляется
кистевым
движением
с
небольшим
участием
предплечья;
г) непрерывная дробь – обозначается так же волнистой вертикальной чертой
перед аккордом.
Прием исполнения в двух вариантах:
№1) указательный палец движется снизу вверх, следом идет большая дробь
вниз,
№2) указательный палец движется от первой к третьей струне вверх, затем
исполняется малая дробь сверху и большой палец выполняет прием арпеджио,
но в быстром темпе (восьмая – четверть – восьмая).
7) пиццикато левой рукой – в нотах обозначается «+» над или под нотой и
имеет два звукоизвлечения:
а) если нота находиться по написанию ниже предыдущей, связана с ней лигой,
звук извлекается сдергиванием пальцев вниз со струны движением к ладони;
б) если нота находится по написанию выше, звук извлекается сдергиванием
пальца левой руки вниз со струны на месте извлекаемого звука. От силы
сдергивания зависит сочность звука.
8) Тремоло – тремя диагональными линиями на штиле ноты или аккорда.
Исполняется быстрым чередованием ударов по струне кистью правой руки .
Звук извлекается за счёт ударов указательного пальца, как при бряцании,
только чаще. Различают три вида тремоло:
а) игра по трем струнам;
б) игра по двум унисонным струнам (второй и третьей), первая глушится;
в) тремоло по одной струне (первой), указательный палец выполняет функцию
медиатора, положение пальцев, как при приеме бряцании.
9) Глиссандо – обозначается волнистой чертой от звука к звуку. Глиссандо
– это скольжение от звука к звуку, в конце глиссандо звук исполняется более
частым тремоло.
10) Портаменто – обозначается волнистой чертой между нотами. Это
быстрый скользящий переход
от звука к звуку, обычно используется в
скачкообразном, залигованном движении мелодии. Портаменто похож на
глиссандо, но более труден в исполнении, сила звука во время скольжения
уменьшается.
11) Вибрато – для его получения слегка надавливают ладонью правой руки
в запястье на струны за подставкой инструмента, одновременно большой палец
извлекает звук приемом пиццикато. Вибрато так же исполняется указательным
пальцем. Вибрато во время исполнения тремоло достигается колеблющим
движением кисти и пальцем левой руки, при этом первая струна смещается
поперек грифа, изменяется ее натяжение.
12) Гитарный прием – употребляется при исполнении аккордов: сначала
следует щипок 3 струны большим пальцем, затем одновременно указательным
– второй струны, а средним – первой струны. Третья струна играет роль баса, а
вторая и третья - роль аккомпанемента. Разновидности гитарного приема:
а) равномерный перебор по трем струнам;
б) равномерный щипок трёх струн;
в) гитарное тремоло.
13) Флажолет – обозначается кружком над нотой. Звук извлекается путем
легкого
прикосновения
подушечки
пальца
левой
руки
к
струне
над
металлической полоской и быстрого отстранения пальца от струны после удара
по ней пальцев правой руки. Натуральные флажолеты извлекаются на 5-м, 7-м,
12-м, 17-м, 24-м ладах. Исполнение искусственных флажолетов ввиду их
большой технической сложности в школе не рекомендуется.
Штрихи.
В музыкальной школе изучаются три основных штриха: деташе, легато,
стаккато.
1) Деташе – один из основных элементов техники правой руки
балалаечника. Исполняется этот штрих приемом тремоло, при этом аккорды не
соединены друг с другом лигой. В случаях, когда необходимо выделить какой
либо аккорд или звук, над нотой или под ней ставится горизонтальная черточка.
2) Легато – исполняется непрерывным тремоло. Как правило, любая лига
заканчивается прекращением тремоло, причем последняя нота или аккорд
несколько укорачивается и мягко снимается.
3) Стаккато – короткое отрывистое извлечение звука. После удара по
струне следует мгновенно уменьшить силу давления пальца на лад, чтобы
струна отделилась от лада и прекратила свое звучание. Применяется стаккато
только в медленных и умеренных темпах. Обозначается оно точкой над нотами.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. А. Дорожкин «Самоучитель игры на балалайке»
2. П. Нечепоренко, В.Мельников «Школы игры на балалайке»
3. Сост. В.Глейхман «Хрестоматия балалаечника» 1-3 класс.