Напоминание

«Приемы игры и штрихи на балалайке»


Автор: Зимбурская Наталья Александровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ им. А. М. Кузьмина"
Населённый пункт: г. Мегион ХМАО-Югра
Наименование материала: Доклад
Тема: «Приемы игры и штрихи на балалайке»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад

на тему: «Приемы игры и штрихи на балалайке»

Приемы игры и штрихи на балалайке

Приемы

звукоизвлечения

и

штрихи

основа

музыкальной

выразительности при игре на балалайке. Критерием правильно выбранных

приемов и штрихов является хорошее звучание инструмента. В ходе обучения

учащийся должен освоить целый ряд приемов игры и штрихов, (основные

приемы

и

штрихи

расположены

по

принципу

возрастающей

степени

трудности).

1) Арпеджиато – обозначается волнистой чертой перед аккордом. Это

прием скольжения подушки большого пальца правой руки по струнам от

низкого к более высокому звуку. Остальные пальцы находятся на корпусе

инструмента.

2) Щипок большим пальцем – пиццикато одинарное – пальцы охватывают

корпус балалайки у пятки грифа, и большой палец ударяет по одной из струн

только вниз. После удара по струне палец фиксируется на панцире (1 струна)

или на 1,2 струнах.

3) Удар большим пальцем – в нотах обозначается буквой «Б» над

аккордом. Звук извлекается быстрым движением большого пальца по всем

струнам

вниз.

Удар

возможен

с

участием

кисти

и

без

нее.

В процессе освоения оптимальной посадки и постановки рук особую роль

играют названные выше три приема игры.

4) Бряцание – один из ведущих приемов игры, обозначаются: удар вниз –

v, удар вверх - ^. Бряцание одинарный удар по всем струнам указательным

пальцем. Звук происходит посредством равномерных бросков кисти вниз и

вверх одинаковых по силе. Бряцание используется в пьесах, которым не

свойственна певучесть и кантиленность.

Виды исполнения бряцания:

а) непосредственное чередование ударов вниз и вверх;

б) смещение сильных долей на слабые; удар вниз по струнам, вверх - только по

первой струне; удар большим пальцем по первой струне вниз, а указательным –

по всем струнам.

При бряцании кисть свободна и согнута в запястье, предплечье несколько

помогает кистевому движению.

5) Двойной щипок – двойное пиццикато. Это поочередные удары по

струне большим и указательным пальцами вверх и вниз. Это один из основных

приемов. Движение кисти остается таким же, как и при бряцании, но амплитуда

движения

уже

другая.

Возможны

два

варианта

исполнения:

а) большой палец находиться немного впереди указательного – так легко играть

на

первой

струне,

но

значительно

труднее

на

других;

б) указательный палец находиться впереди большого – такое положение

пальцев

более

удобно

при

игре

на

всех

струнах.

Во время исполнения учащийся должен видеть внутреннюю сторону ладони.

Все пальцы, кроме указательного и большого, полусогнуты и не прижаты к

ладони.

6) Дробь – перебор, обозначается сокращенно «Др» и волнистой чертой

перед аккордом. Извлечение звука происходит за счёт поочередных ударов по

струнам сверху вниз и снизу вверх. Прием имеет четыре разновидности:

а) большая дробь – в нотах обозначается «Б. Др» и волнистой вертикальной

чертой перед аккордом. Звук извлекается посредством поочередных ударов

ногтей пальцем от мизинца к указательному, завершается ударом большого

пальца;

б) малая дробь – обозначается «М.Др» и волнистой чертой перед аккордом.

Звук извлекается так же , как и в большой дроби, но без участия большого

пальца. При исполнении «Б.Др» и «М.Др» пальцы прижаты друг к другу, а

затем следуют поочередные удары пальцев по струнам (от мизинца);

в) обратная дробь – обозначается в нотах вертикальной, волнистой чертой и

ударом вверх. Представляя собой поочередные удары подушечками четырех

пальцев (без большого). Дробь начинается с указательного пальца и кончается

мизинцем, при этом пальцы разомкнуты, а суставы пальцев фиксированы.

Дробь

осуществляется

кистевым

движением

с

небольшим

участием

предплечья;

г) непрерывная дробь – обозначается так же волнистой вертикальной чертой

перед аккордом.

Прием исполнения в двух вариантах:

№1) указательный палец движется снизу вверх, следом идет большая дробь

вниз,

№2) указательный палец движется от первой к третьей струне вверх, затем

исполняется малая дробь сверху и большой палец выполняет прием арпеджио,

но в быстром темпе (восьмая – четверть – восьмая).

7) пиццикато левой рукой – в нотах обозначается «+» над или под нотой и

имеет два звукоизвлечения:

а) если нота находиться по написанию ниже предыдущей, связана с ней лигой,

звук извлекается сдергиванием пальцев вниз со струны движением к ладони;

б) если нота находится по написанию выше, звук извлекается сдергиванием

пальца левой руки вниз со струны на месте извлекаемого звука. От силы

сдергивания зависит сочность звука.

8) Тремоло – тремя диагональными линиями на штиле ноты или аккорда.

Исполняется быстрым чередованием ударов по струне кистью правой руки .

Звук извлекается за счёт ударов указательного пальца, как при бряцании,

только чаще. Различают три вида тремоло:

а) игра по трем струнам;

б) игра по двум унисонным струнам (второй и третьей), первая глушится;

в) тремоло по одной струне (первой), указательный палец выполняет функцию

медиатора, положение пальцев, как при приеме бряцании.

9) Глиссандо – обозначается волнистой чертой от звука к звуку. Глиссандо

– это скольжение от звука к звуку, в конце глиссандо звук исполняется более

частым тремоло.

10) Портаменто – обозначается волнистой чертой между нотами. Это

быстрый скользящий переход

от звука к звуку, обычно используется в

скачкообразном, залигованном движении мелодии. Портаменто похож на

глиссандо, но более труден в исполнении, сила звука во время скольжения

уменьшается.

11) Вибрато – для его получения слегка надавливают ладонью правой руки

в запястье на струны за подставкой инструмента, одновременно большой палец

извлекает звук приемом пиццикато. Вибрато так же исполняется указательным

пальцем. Вибрато во время исполнения тремоло достигается колеблющим

движением кисти и пальцем левой руки, при этом первая струна смещается

поперек грифа, изменяется ее натяжение.

12) Гитарный прием – употребляется при исполнении аккордов: сначала

следует щипок 3 струны большим пальцем, затем одновременно указательным

– второй струны, а средним – первой струны. Третья струна играет роль баса, а

вторая и третья - роль аккомпанемента. Разновидности гитарного приема:

а) равномерный перебор по трем струнам;

б) равномерный щипок трёх струн;

в) гитарное тремоло.

13) Флажолет – обозначается кружком над нотой. Звук извлекается путем

легкого

прикосновения

подушечки

пальца

левой

руки

к

струне

над

металлической полоской и быстрого отстранения пальца от струны после удара

по ней пальцев правой руки. Натуральные флажолеты извлекаются на 5-м, 7-м,

12-м, 17-м, 24-м ладах. Исполнение искусственных флажолетов ввиду их

большой технической сложности в школе не рекомендуется.

Штрихи.

В музыкальной школе изучаются три основных штриха: деташе, легато,

стаккато.

1) Деташе – один из основных элементов техники правой руки

балалаечника. Исполняется этот штрих приемом тремоло, при этом аккорды не

соединены друг с другом лигой. В случаях, когда необходимо выделить какой

либо аккорд или звук, над нотой или под ней ставится горизонтальная черточка.

2) Легато – исполняется непрерывным тремоло. Как правило, любая лига

заканчивается прекращением тремоло, причем последняя нота или аккорд

несколько укорачивается и мягко снимается.

3) Стаккато – короткое отрывистое извлечение звука. После удара по

струне следует мгновенно уменьшить силу давления пальца на лад, чтобы

струна отделилась от лада и прекратила свое звучание. Применяется стаккато

только в медленных и умеренных темпах. Обозначается оно точкой над нотами.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. А. Дорожкин «Самоучитель игры на балалайке»

2. П. Нечепоренко, В.Мельников «Школы игры на балалайке»

3. Сост. В.Глейхман «Хрестоматия балалаечника» 1-3 класс.



В раздел образования