Напоминание

"Достижение единства исполнительской концепции солиста и концертмейстера в разнохарактерных произведениях в классе домры"


Автор: Алферова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель по классу домры
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств № 5 им. Д.Д. Шостаковича"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: Открытое занятие
Тема: "Достижение единства исполнительской концепции солиста и концертмейстера в разнохарактерных произведениях в классе домры"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Комитет культуры и туризма Курской области

МБОУ ДО «Детская школа искусств № 5 им. Д.Д. Шостаковича»

Открытое занятие

на тему: «Достижение единства исполнительской

концепции солиста и концертмейстера в

разнохарактерных произведениях в классе домры»

с обучающимся 6 класса Осиповым Михаилом

Выполнила:

преподаватель первой

квалификационной категории

по классу домры

Алферова Т.Н.

г. Курск, 2024

План открытого занятия

Цель

занятия

решение

технических

задач,

способствующих

взаимодействию домры и фортепиано в дуэте.

Задачи занятия:

-

образовательная

обучение

пониманию

и

ощущению

музыки

различного характера и концентрации внимания на чувстве партнера;

- развивающая – развитие навыков ансамблевой игры с раскрытием

звукового и художественного содержания произведений;

-

воспитательная

формирование

представления

о

стилистике

музыкального языка современных композиторов.

Форма проведения занятия: индивидуальная.

Тип занятия: комбинированный (изучение, закрепление).

Вид

занятия:

практическое

(совершенствование

знаний,

умений,

навыков).

Реализуемые технологии:

- развивающего обучения;

- информативно-коммуникационная;

- здоровьесберегающая.

Методы:

- словесный;

- звуковой наглядности;

- практический.

Художественный материал:

1.

В. Городовская «За окном черемуха колышется»

2.

Э. Польдини «Тарантелла»

Оснащение занятия: музыкальные инструменты (домры, фортепиано),

ноты, пульт, подставка под ногу, видеокамера.

Ход урока

I.

Введение

1.

Организационный момент: сообщение темы, цели и задач занятия.

2.

Характеристика базы данных, умений, навыков обучающегося к

моменту освоения данного материала.

II.

В. Городовская «За окном черемуха колышется»

Работа над темой (си-минор)

а) прослушивание темы пьесы в исполнении обучающегося

В совместной беседе выявляем ее характер, темп, настроение; определяем

основные исполнительские приемы: мелодию исполняем «тремоло» на legato,

добиваемся

связного,

плавного

кантиленного

пения,

подчеркивая

мелодическую гибкость, лиричность темы, ощущение ее широкого дыхания.

Добившись выразительного звучания отдельных фраз, объединяем их в

целое предложение, выстраиваем по форме, учитывая динамическое развитие.

Контролируем звук и его качество с помощью правильного ощущения

струны медиатором.

б) первая вариация

Работаем над подголосочным мелодическим варьированием, внимательно

следя за темой у фортепиано, сочетанием двух голосов и главенством каждого в

определенные моменты.

в) вторая вариация

Звучит в ре-мажоре – контролируем качество звукоизвлечения при

исполнении арпеджато на rizz, внутренним слухом предслышим поочередное

появление звуков, а в динамическом плане выделение верхнего звука аккорда.

г) третья вариация

Agitato

– повышаем экспрессивность звучания, насыщаем звуковое

пространство громкостно-динамическими нюансами, выявляем опорные звуки,

способствующие правильному мелодическому интонированию (исполнение

шестнадцатых нот на legato ударом вниз).

д) четвертая вариация

В ней выстраиваем кульминацию всей пьесы, в дуэте проводим самое

динамическое и эмоциональное ff, совершенствуем технику работы правой

руки в различных ситуациях изменения громкости (cresc-dim). Добиваемся

этого за счет более глубокого погружения медиатора в струну, увеличиваем

амплитуду движения руки с подключением предплечья.

е) окончание

В нем использовано фактурное варьирование, т.к. тема звучит в интервал

с

фортепиано,

работаем

над

элементами

подголосочного

варьирования

(восходящие пассажи продолжают музыкальную линию фортепианной партии).

Доводим звучание до логического завершения.

III.

Э. Польдини «Тарантелла»

а) В первой части пьесы работаем над стремительностью мелодии, при

игре которой слышим триоли в партии фортепиано; гармонически и

динамически взлетая и показывая смысловые вершины, добавляем движение во

фразах, внимательно следя за правильностью исполнения штрихов при смене

струн.

б) Во второй части пьесы внимательно следим за точным переносом

левой руки в далекую 4ю позицию, контролируем звук и его качество с

помощью правильного ощущения струны медиатором, не цепляя струны и не

играя лишние звуки; уделяем внимание ровности исполнения восьмых нот в

размере 6/8 и цепкости заключительных аккордов.

IV.

Заключительная часть

1.

Анализ проделанной работы.

2.

Оценка работы обучающегося на уроке, выявление положительных

моментов.

3.

Домашнее задание.



В раздел образования