Автор: Алферова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель по классу домры
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств № 5 им. Д.Д. Шостаковича"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: Открытое занятие
Тема: "Достижение единства исполнительской концепции солиста и концертмейстера в разнохарактерных произведениях в классе домры"
Раздел: дополнительное образование
Комитет культуры и туризма Курской области
МБОУ ДО «Детская школа искусств № 5 им. Д.Д. Шостаковича»
Открытое занятие
на тему: «Достижение единства исполнительской
концепции солиста и концертмейстера в
разнохарактерных произведениях в классе домры»
с обучающимся 6 класса Осиповым Михаилом
Выполнила:
преподаватель первой
квалификационной категории
по классу домры
Алферова Т.Н.
г. Курск, 2024
План открытого занятия
Цель
занятия
–
решение
технических
задач,
способствующих
взаимодействию домры и фортепиано в дуэте.
Задачи занятия:
-
образовательная
–
обучение
пониманию
и
ощущению
музыки
различного характера и концентрации внимания на чувстве партнера;
- развивающая – развитие навыков ансамблевой игры с раскрытием
звукового и художественного содержания произведений;
-
воспитательная
–
формирование
представления
о
стилистике
музыкального языка современных композиторов.
Форма проведения занятия: индивидуальная.
Тип занятия: комбинированный (изучение, закрепление).
Вид
занятия:
практическое
(совершенствование
знаний,
умений,
навыков).
Реализуемые технологии:
- развивающего обучения;
- информативно-коммуникационная;
- здоровьесберегающая.
Методы:
- словесный;
- звуковой наглядности;
- практический.
Художественный материал:
1.
В. Городовская «За окном черемуха колышется»
2.
Э. Польдини «Тарантелла»
Оснащение занятия: музыкальные инструменты (домры, фортепиано),
ноты, пульт, подставка под ногу, видеокамера.
Ход урока
I.
Введение
1.
Организационный момент: сообщение темы, цели и задач занятия.
2.
Характеристика базы данных, умений, навыков обучающегося к
моменту освоения данного материала.
II.
В. Городовская «За окном черемуха колышется»
Работа над темой (си-минор)
а) прослушивание темы пьесы в исполнении обучающегося
В совместной беседе выявляем ее характер, темп, настроение; определяем
основные исполнительские приемы: мелодию исполняем «тремоло» на legato,
добиваемся
связного,
плавного
кантиленного
пения,
подчеркивая
мелодическую гибкость, лиричность темы, ощущение ее широкого дыхания.
Добившись выразительного звучания отдельных фраз, объединяем их в
целое предложение, выстраиваем по форме, учитывая динамическое развитие.
Контролируем звук и его качество с помощью правильного ощущения
струны медиатором.
б) первая вариация
Работаем над подголосочным мелодическим варьированием, внимательно
следя за темой у фортепиано, сочетанием двух голосов и главенством каждого в
определенные моменты.
в) вторая вариация
Звучит в ре-мажоре – контролируем качество звукоизвлечения при
исполнении арпеджато на rizz, внутренним слухом предслышим поочередное
появление звуков, а в динамическом плане выделение верхнего звука аккорда.
г) третья вариация
Agitato
– повышаем экспрессивность звучания, насыщаем звуковое
пространство громкостно-динамическими нюансами, выявляем опорные звуки,
способствующие правильному мелодическому интонированию (исполнение
шестнадцатых нот на legato ударом вниз).
д) четвертая вариация
В ней выстраиваем кульминацию всей пьесы, в дуэте проводим самое
динамическое и эмоциональное ff, совершенствуем технику работы правой
руки в различных ситуациях изменения громкости (cresc-dim). Добиваемся
этого за счет более глубокого погружения медиатора в струну, увеличиваем
амплитуду движения руки с подключением предплечья.
е) окончание
В нем использовано фактурное варьирование, т.к. тема звучит в интервал
с
фортепиано,
работаем
над
элементами
подголосочного
варьирования
(восходящие пассажи продолжают музыкальную линию фортепианной партии).
Доводим звучание до логического завершения.
III.
Э. Польдини «Тарантелла»
а) В первой части пьесы работаем над стремительностью мелодии, при
игре которой слышим триоли в партии фортепиано; гармонически и
динамически взлетая и показывая смысловые вершины, добавляем движение во
фразах, внимательно следя за правильностью исполнения штрихов при смене
струн.
б) Во второй части пьесы внимательно следим за точным переносом
левой руки в далекую 4ю позицию, контролируем звук и его качество с
помощью правильного ощущения струны медиатором, не цепляя струны и не
играя лишние звуки; уделяем внимание ровности исполнения восьмых нот в
размере 6/8 и цепкости заключительных аккордов.
IV.
Заключительная часть
1.
Анализ проделанной работы.
2.
Оценка работы обучающегося на уроке, выявление положительных
моментов.
3.
Домашнее задание.