Автор: Лазарева Татьяна Александровна
Должность: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Учебное заведение: МБОУ "СОШ имени П.В. Киреевского"
Населённый пункт: п. Биофабрика
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока. «Окружающий мир»
Тема:
…И про воду.
Цель:
Формировать представление о твердых, жидких и газообразных
веществах; уточнить знания о воде и ее распространении в природе, о
разных состояниях воды; познакомить с программой по охране воды и
строительству очистных сооружений, воспитывать бережное
отношение к водоемам.
Планируемые достижения
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Знания: Знание, где используется вода, как и
почему загрязняется
Умения: Умение называть свойства воды, роль
воды в живой природе, называть очистительные
сооружения.
Познавательные (в т.ч. логические) УУД:
- использовать учебник и демонстрируемые
опыты в качестве источников информации,
- с помощью учителя выделять существенную
информацию, анализировать, сравнивать,
обобщать.
-устанавливать
аналогии
и
причинно-
следственные связей, строить рассуждения,
относить к известным понятиям.
-
овладевать
начальными
сведениями
о
сущности
и
особенностях
объектов,
природных
процессов
и
явлений
действительности
в
соответствии
с
содержанием учебного предмета.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу
- осваивать способ решения проблем по-
искового характера, планировать ход
деятельности,
- становление
мотивационной
основы учебной
деятельности;
- способность к
самооценке на
основе критерия
успешности учебной
деятельности.
- контролировать выполнение плана,
- оценивать результат деятельности,
осуществлять рефлексию.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на вопросы учителя,
- осуществлять совместную работу, принимать
участие в коллективном обсуждении,
формулировать ответ на вопрос, учитывая
мнение одноклассников;
- допускать возможность существования
различных точек зрения, аргументировать свой
ответ.
ЭТАПЫ УРОКА
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Мотивационно-ориентировочный этап
Создание мотивационной основы учебной
деятельности
- Встали красиво, выровнялись. Садитесь.
-Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои
улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к
приятному общению, создают хорошее
настроение
- Я надеюсь, что это хорошее настроение
останется у вас до конца урока.
Антиципация. Вниманию учащихся
предлагается разгадать загадку.
Очень добродушная,
Пытаются найти ответ на вопрос педагога,
аргументируют свой ответ, применяя знания о
воде.
Регулятивные УУД:
формулировать и
сохранять учебную
задачу.
Познавательные
УУД:
самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной
цели;
выделение
существенных
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу,
Даже камень источу. Слайд 1
А теперь предлагаю вашему вниманию «Ребус»
Слайд 2
Актуализация знаний.
- Предположите, о чем мы будем говорить на
уроке? Слайд 3
Прочитайте тему урока на с.52.
Предположите, какие учебные задачи поставим
перед собой.
Учебная задача. Запишем тему урока,
рассмотрим эти и другие свойства.
признаков,
формулирование
выводов.
Коммуникативные
УУД:
формулировать
устное
монологическое
высказывание,
отвечать на вопросы.
Поисковый этап
Педагог предлагает детям план работы на уроке.
1) Свойства воды и ее превращения.
2) Наблюдение за распространением воды в
природе.
3) Изучение вопроса о значение воды в природе.
4) Обсуждение проблемы загрязнения и охраны
воды.
Знакомятся с планом, высказывают
предположения о способах его реализации,
отвечают на вопросы, делают вывод.
Регулятивные УУД:
принимать и
осмысливать план
решения учебной
задачи.
Познавательные
УУД:
осуществлять поиск
способов решения
учебной задачи.
Практический этап
Помогут
Мудрая
черепаха
и
муравьишка
Вопросик
Работа со словом Исследователь
Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь.
Перед нами сегодня откроется ещё одна
страничка знаний. Предлагаю наш класс
превратить на время в научный центр, а
работать будут три исследовательские
лаборатории. Вы – исследователи. Кто знает,
кого называют исследователями?
Исследователи – это люди, которые хотят быть
умными. Исследователи следят за чем-то
непонятным и новым.
1. Состояние воды в природе.
Демонстрационный опыт
Опыт №1. У первого ряда два стакана, в одном
из них вода, попробуйте перелить из одного
стакана в другой.
- Удалось? Почему? Вода-жидкость
Опыт №2. Вчера мы отнесли в холодильник (в
морозильную камеру воду). Что с ней стало?
Почему? Лед – это вода в твердом состоянии.
Опыт№3. Протрите пластинку мокрой
тряпочкой. Куда делась вода? Мы говорим
“испарилась”, т. е. превратилась в пар, это и
есть газообразное состояние – крохотные
Анализируют слово. Высказывают свои
предположения. Делают вывод.
Работают в парах, на основе знаний и опыта,
делают выводы, формулируют ответы на
основе проведенных наблюдений.
Регулятивные УУД:
выполнять действия
в соответствии с
составленным
планом,
осуществлять
самоконтроль по
ходу выполнения
плана.
Познавательные
УУД:
анализировать
результаты опытов,
сравнивать, выделять
сходства и отличия,
устанавливать
причинно-
следственные связи,
обобщать и
формулировать
выводы.
Коммуникативные
УУД:
участвовать в
совместной работе,
слушать
собеседника.
капельки, такие маленькие, что их не видно. .
Вода – это газ, пар.
Давайте перейдем ко второму вопросу.
2. Распространение воды в природе
- Вода в природе в жидком состоянии – это
море, река…
- Вода в природе в твердом состоянии – это…
- Вода в природе в газообразном состоянии –
это…
Давайте перейдем к третьему вопросу.
3. Значение воды для растений, животных и
человека.
Какого цвета больше на нашей планете, какой
кажется земля? А почему?
Действительно, голубой цвет – это вода.
Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на
земном шаре очень много. Это все моря и
океаны на нашей планете. Но кроме этого, и
участки суши пронизаны множеством голубых
нитей. Это большие реки и маленькие речушки.
Можно увидеть моря и озера — это все водные
запасы Земли. Но в морях и океанах вода какая?
А человеку необходима пресная вода, которая
содержится в реках и озерах. А ее не так и
много. Рассмотрим соотношение воды на
Отвечают на вопросы. Анализируют, делают
выводы.
Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем,
Так, чтоб каждый был сухой.
И отправились домой.
Работают с учебником, получают новые
знания, систематизируют полученные ранее,
высказывают свое мнение, делают вывод.
Познавательные
УУД: осуществлять
поиск информации в
дополнительных
источниках,
выдвигать
предположения на
основе своего опыта.
диаграмме.
Где мы используем воду? Работа с учебником
с.52.
С помощью рисунков расскажи, какое
значение вода имеет для растений, животных и
человека. (Кроме хозяйственных нужд обратите
внимание на гидроэлектростанции, перевозку
грузов по рекам, отдых на воде и т.д.)
Животные и растения так же не могут жить без
воды. А для некоторых из них вода является
домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы
не было воды, не было бы ничего живого
.
Работа с тетрадью с.37
Вода – это жизнь.
(Учитель устанавливает карточку “жизнь”)
Зачем мы должны мыться, закаляться? Чтобы
быть здоровым. Значит вода – это здоровье.
По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На
реках строят гидроэлектростанции. Где
получают электричество. Вода – друг и
помощник человека. Она удобная дорога.
- Сделаем вывод по 3 вопросу: вода – это
жизнь, здоровье, помощник человека.
На доске
Перейдем к четвертому вопросу.
Выполняют задания в тетради.
4. Обсуждение проблемы загрязнения и
охраны воды.
Всем нужна вода. Поэтому нужно очень
бережно относиться к ней. К сожалению,
водным источникам тоже грозит беда. Отчего
же?
Всему живому нужна вода, и особенно, чистая
вода.
Давайте поговорим о том, отчего вода
загрязняется и чем это грозит.
Работа с учебником на странице 53. Объясните,
отчего загрязняется вода?
Работа в тетради. Тетрадь с. 37 №3
Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать,
чтобы вода была чистая, например, на нашей
реке? Уважаемые исследователи, вносите свои
предложения.
Красота воды. Слайды.
Работают в тетради. Аргументируют свой
выбор.
Работают в группах, выбирают из предложных
вариантов верные, по их мнению, способы
решения проблемы. Отстаивают точку зрения.
Рефлексивно-оценочный этап
Рефлексия относительно достижения
результата – реализации плана:
Какие свойства воды вы вспомнили, когда в
самом начале урока старались угадать, что за
вещество
перед
вами?
Благодаря
какой
способности воды в ней могут оказываться
различные примеси? Какие общие свойства
воздуха и воды вы можете назвать?»
Рефлексия относительно способов учебной
деятельности:
Все
ли
пункты
намеченного
плана
мы
выполнили? Что мы делали для этого, какие
способы получения знаний использовали? Как
при
помощи
эксперимента
проверить
предположение?»
Рефлексия относительно мотивов
деятельности:
Какие исследования вы совершили сегодня?
Какие способы добывания знаний показались
вам интересными?
Вы – настоящие исследователи! Вами
проделана огромная работа – вы ставили опыты,
наблюдали, совещались, высказывали
предположение.Что же нового вы узнали, какое
открытие вы сделали для себя?
Д/з Самостоятельно прочитать текст “Красота
воды”. Рабочая тетрадь с. 38 № 3,4.
Последовательно записывают основные
свойства воды, выявленные ранее.
Формулируют ответы на вопросы.
Выявляют способы получения знаний.
Осуществляют оценку полученного
результата, делают вывод о реализации плана.
Сравнивают намеченный план с этапами
проделанной работы, называют способы
реализации поставленных задач, умения,
которые для этого понадобились.
Регулятивные УУД:
оценивать
правильность своих
действий на уровне
адекватной
ретроспективной
оценки,
осуществлять
итоговый контроль,
различать способ и
результат действий.
Технологическая карта по предмету «Окружающий мир»
Тема урока: « … И про воду».
Класс 2
подготовила Лазарева Т.А.