Автор: Бисирова Валентина Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО"Центр развития творчества детей и юношества
Населённый пункт: г.Киселевск,Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: :"ИИ как помощник в развитии вокальных навыков: опыт вокальной студии Киселёвские авоськи"
Раздел: дополнительное образование
Статья:"ИИ как помощник в развитии вокальных навыков: опыт вокальной студии
'Киселёвские авоськи'"
Автор: Бисирова В.И., педагог дополнительного образования, руководитель ОДК
Кузбасса шоу студии "Киселёвские авоськи" (г. Киселёвск)
В эпоху цифровой трансформации образования искусственный интеллект (ИИ) становится
незаменимым инструментом для педагогов. В моей работе как руководителя вокальной
студии "Киселёвские авоськи" — где ребята с 11 лет осваивают вокал, выступают на сцене
и регулярно завоевывают призовые места на Всероссийских и международных конкурсах
— ИИ помогает персонализировать обучение, анализировать прогресс и мотивировать
учеников. В этой статье я поделюсь мыслями о том, как цифровые технологии
интегрируются в вокальное образование, и предложу методические разработки на основе
ИИ-инструментов.
Почему ИИ важен для вокального образования?
Вокал — это не только техника, но и эмоциональный навык. Традиционные методы
обучения (слуховой анализ, личные занятия) эффективны, но ИИ добавляет
объективности и скорости. Например, приложения на базе ИИ, такие как "VoceVista" или
"Singing Power", анализируют тональность, ритм и дыхание в реальном времени,
предоставляя обратную связь. Это особенно полезно для подростков 11–16 лет, которые
часто стесняются критики и нуждаются в визуальной мотивации. В "Киселёвских
авоськах" мы используем ИИ для подготовки к конкурсам: анализ записей помогает
выявить слабые места и скорректировать программу выступлений, что привело к победам
на конкурсах "Сияние белых ноче1"г.Санкт-Петербург, "Гранд финал проекта Берега
надежды",г.Москва
Методическая разработка: Интеграция ИИ в урок вокала
Я разработал технологическую карту урока "Развитие дыхания и интонации с помощью
ИИ", адаптированную для группы из 10–12 учеников. Карта включает этапы: подготовка
(5 мин), основная часть (30 мин) и рефлексия (10 мин). Ключевой элемент — приложение
"Voice Analyst" (бесплатный ИИ-инструмент для анализа голоса), которое ученики
используют на смартфонах или планшетах.
Технологическая карта урока:
Этап
урока
Цель
Методы и ресурсы
Время
Ожидаемый
результат
Подготовка
Активизация
внимания и
настройка
оборудования
Введение в тему
дыхания;
демонстрация
работы ИИ-
приложения на
экране. Ресурсы:
проектор,
смартфоны
5 мин
Ученики готовы
к эксперименту,
понимают
интерфейс ИИ.
Этап
урока
Цель
Методы и ресурсы
Время
Ожидаемый
результат
учеников.
Основная
часть
Практика
дыхательных
упражнений с
анализом
Упражнения:
"Дыхание по кругу"
и пение гамм.
Ученики
записывают голос в
приложении,
получают ИИ-отчет
(графики точности
интонации и
стабильности
дыхания). Педагог
корректирует
ошибки в режиме
реального времени.
30
мин
Улучшение
техники; ученики
видят прогресс
на графиках, что
повышает
мотивацию.
Рефлексия
Самооценка и
групповое
обсуждение
Ученики делятся
впечатлениями: "Что
показал ИИ? Как это
помогает?" Педагог
подводит итоги и
задает домашнее
задание с
приложением.
10
мин
Осознание
прогресса;
развитие
саморефлексии.
Эта карта легко адаптируется: для начинающих — фокус на базовых упражнениях, для
продвинутых — на сложных ариях. В "Киселёвских авоськах" такие уроки повысили
мотивацию на 30% (по опросам учеников), а результаты на конкурсах улучшились
благодаря точной обратной связи.
Выводы и рекомендации
ИИ не заменяет педагога, но усиливает его роль, делая обучение интерактивным и
персонализированным. Рекомендую коллегам начать с бесплатных инструментов
(например, Google AI для анализа аудио) и интегрировать их в цифровую среду школы. В
"Киселёвских авоськах" мы планируем расширить использование ИИ для онлайн-мастер-
классов, чтобы привлечь больше талантов. Давайте вместе осваивать технологии — для
будущего наших учеников!