Напоминание

"Инновационные подходы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ"


Автор: Верстюк Нелли Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Саяногорск
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные подходы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Инновационные подходы в коррекционной работе с детьми с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ)

Автор: Верстюк Нелли Павловна

Место работы: «МБОУ СОШ№2», г.Саяногорск

Должность: учитель начальных классов

Аннотация: В статье рассматриваются современные инновационные подходы в

коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

(ОВЗ). Анализируются ключевые технологии, такие как инклюзивное образование,

игровые и арт-педагогические методы, применение аппаратно-программных комплексов,

сенсорная интеграция и технологии альтернативной и дополнительной коммуникации

(АДК). Особое внимание уделяется практической значимости этих подходов для создания

специальных образовательных условий, способствующих успешной социализации и

развитию потенциала каждого ребенка.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, инновационные подходы, коррекционная работа,

инклюзивное образование, арт-терапия, сенсорная интеграция, АДК, цифровые

технологии, индивидуальный образовательный маршрут.

Введение

Современная система образования ориентирована на создание равных возможностей для

всех обучающихся, что делает актуальным поиск и внедрение эффективных подходов в

коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Традиционные методы, будучи важным фундаментом, зачастую недостаточны для

преодоления комплексных нарушений развития. Инновационные подходы представляют

собой качественно новые, научно обоснованные стратегии и технологии, направленные на

персонализацию образования, активизацию внутренних ресурсов ребенка и его успешную

интеграцию в социум. Их применение позволяет перейти от простой компенсации дефекта

к раскрытию уникального потенциала личности ребенка с ОВЗ.

1. Технологии инклюзивного и интегрированного образования

Инклюзия является не просто физическим помещением ребенка с ОВЗ в обычный класс, а

целостной философией, основанной на создании гибкой, адаптивной образовательной

среды.

Принципы: Ценность разнообразия, равный доступ к образованию, совместное

обучение и воспитание.

Практическая реализация: Разработка и реализация адаптированных основных

общеобразовательных программ (АООП) и индивидуальных образовательных

маршрутов (ИОМ). Внедрение тьюторского сопровождения, которое помогает

ребенку адаптироваться в коллективе и усваивать программу.

Использование модели ко-преподавания, когда на уроке работают одновременно

педагог и дефектолог/логопед.

2. Цифровые (дистанционные) образовательные технологии

Цифровизация образования открыла новые горизонты для коррекционной педагогики.

Специализированное программное обеспечение: Программы для развития речи

(например, «Дельфа-142»), внимания, памяти, мышления, которые позволяют

представить материал в мультимедийной, интерактивной форме.

Аппаратно-программные комплексы: Использование интерактивных досок,

сенсорных столов, систем виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности

(AR) для создания иммерсивной обучающей среды. Например, VR-тренажеры

могут помочь ребенку с расстройством аутистического спектра (РАС) безопасно

отработать навыки социального взаимодействия.

Дистанционное обучение: Обеспечивает доступ к качественному образованию

для детей, которые не могут посещать образовательное учреждение по состоянию

здоровья.

3. Технологии сенсорной интеграции и сенсорной комнаты

Многие дети с ОВЗ (особенно с РАС, тяжелыми множественными нарушениями развития)

испытывают трудности с обработкой сенсорной информации.

Суть подхода: Целенаправленная деятельность, помогающая мозгу организовать и

правильно интерпретировать сигналы от органов чувств.

Оборудование: Сенсорные комнаты, оснащенные сухими бассейнами,

фибероптическими модулями, пузырьковыми колоннами, тактильными панелями,

оборудованием для вестибулярного стимулирования (качели, гамаки). Такая среда

позволяет снизить тревожность, нормализовать мышечный тонус, улучшить

концентрацию внимания и эмоциональное состояние.

4. Арт-педагогические и арт-терапевтические технологии

Искусство предоставляет безопасный и невербальный канал для самовыражения.

Изотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия: Эти методы

позволяют проработать страхи, агрессию, внутренние конфликты, которые ребенок

не может выразить словами.

Кинезиологические упражнения: Специальные двигательные практики,

направленные на синхронизацию работы полушарий головного мозга, что

улучшает познавательные процессы.

5. Технологии альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК)

Для детей с тяжелыми нарушениями речи (например, при ДЦП, РАС, синдроме Дауна)

АДК становится «мостиком» в мир общения.

Методы: Использование карточек PECS (Picture Exchange Communication System),

жестовых систем, коммуникативных кнопок и планшетов со специализированными

программами (например, JABtalk). АДК не замещает речь, а стимулирует ее

развитие и дает ребенку инструмент для выражения потребностей и мыслей.

6. Игровые технологии как основа коррекции

Игра — ведущая деятельность для ребенка-дошкольника и младшего школьника.

Геймификация: Включение игровых элементов (очки, бейджи, уровни) в учебный

процесс для повышения мотивации.

DIR/Floortime модель: Подход, при котором взрослый включается в игру ребенка,

следуя за его инициативой, и мягко направляет ее в развивающее русло. Это

особенно эффективно для установления контакта с детьми с РАС.

Заключение

Инновационные подходы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ — это не просто набор

новых методик, а стратегический ориентир на создание персонализированной,

развивающей и психологически комфортной образовательной среды. Их эффективность

заключается в комплексном воздействии на эмоциональную, познавательную и

двигательную сферы ребенка. Успешность внедрения этих технологий напрямую зависит

от профессиональной компетентности и готовности педагогов и специалистов к

постоянному обучению и творческому поиску. Будущее коррекционной педагогики

видится в синергии традиционного опыта и инноваций, направленных на раскрытие

abilities каждого ребенка, независимо от его стартовых возможностей.



В раздел образования