Напоминание

Упражнения по формированию техники чтения в начальных классах


Автор: Демьяненко Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "НОВОАЗОВСКАЯ ШКОЛА №3 НОВОАЗОВСКОГО М.О."
Населённый пункт: город Новоазовск ДНР
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Упражнения по формированию техники чтения в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОАЗОВСКАЯ ШКОЛА №3

НОВОАЗОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА»

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УПРАЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Учитель начальных классов

Демьяненко Елена Александровна

Новоазовск, 2025

ВВЕДЕНИЕ

Исследователи чтения, социологи, родители и учителя бьют тревогу по поводу

катастрофически низкого интереса детей к чтению. В результате этого отмечается слабое

владение техникой чтения у школьников и недостаток умений работать с текстом —

неспособность выявлять причинно-следственные связи, выделять главную мысль, а также

строить связное высказывание на основе прочитанного материала. Вместе с тем, сегодня

среди первоклассников нередко встречаются дети, хорошо освоившие чтение.

В

настоящее

время

чрезвычайно

актуальна

задача

выбора

методов

развития

полноценного навыка чтения, включая правильность и скорость чтения. Как поддержать

учащихся в преодолении трудностей, связанных с чтением, одновременно сохраняя их

интерес и стремление к частым встречам с книгой? Именно эта проблема – формирование

навыков чтения без принуждения ребёнка, на базе развития его мыслительных процессов и

непрерывного увеличения интереса к чтению – остаётся значимой и востребованной.

Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность,

правильность и выразительность. Для развития этих качеств использую специальные

упражнения, которые стараюсь включать в каждый урок чтения. Эта работа даёт

положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и

эмоциональным.

Таким образом, учитель должен быть сегодня готов к применению различных методов

обучения чтению в одном классе. Очень остро стоит вопрос о преемственности

формирования навыка чтения между начальной и средней школой. Учителей среднего звена,

особенно учителей словесности, не устраивает техника чтения выпускников начальной

школы. Учителя истории и природоведения жалуются, что пятиклассники, прочитав

учебный текст, не могут пересказать его, не говоря уже о более высоких требованиях к

освоению учебного материала: подтвердить или опровергнуть тезис (свой или учителя),

творчески переработать информацию параграфа, передать ее своими словами по плану,

самому составить план только что прочитанного текста.

Одним

словом,

в

сегодняшней

практике

обучения

детей

чтению

наряду

с

достижениями есть много нерешенных проблем. Я не ставлю задачу дать ответы на все

вопросы, а сосредоточу внимание лишь на некоторых эффективных приемах развития

механизма и навыка чтения обучающихся начальных классов.

Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В

процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих

двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.

При чтении "про себя" скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и

практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения,

120 слов в минуту.

При этом возникают вопросы:

возможности выхода на этот уровень;

обучения ребенка осознанному и правильному чтению;

формирования навыков работы с разными видами текстов;

определение уровня понимания прочитанного.

2

Каким образом можно добиться того, чтобы ученики поняли смысл текста, уловили

и запомнили условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при

единственном прочтении, а также научились выделять главное в тексте? Как сделать

уроки чтения и сам процесс чтения увлекательными для учеников? Каждый педагог

размышляет над этими вопросами и пытается найти собственные пути совершенствования

навыков чтения у ребят.

Интерес к чтению появляется тогда, когда читатель уверенно владеет осознанным

чтением и у него сформированы учебно-познавательные мотивы. Одним из способов

повышения качества чтения в начальной школе служит целенаправленное управление

процессом обучения чтению.

Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом можно

формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно

влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.

3

1.

УПРАЖНЕНИЯ,

НАПРАВЛЕННЫЕ

НА

РАЗВИТИЕ

ДЫХАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Цель: развивать дыхание учащихся.

Произнести несколько раз гласные звуки, помните, что вдох и выдох должны быть

бесшумными.

Произнесите сочетания согласных звуков с гласным, чётко выговаривая каждый звук:

ПА-ПО-ПУ-ПЭ-ПИ-ПЫ

ДА-ДО-ДУ-ДЭ-ДИ- ДЫ

КА –КО –КУ –КЭ –КИ

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТИ-ПТЫ

БТА-БТО-БТУ-БТЭ-БТИ-БТЫ

Произнесите резко на выдохе:

РЛУ- ЛРУ РЛО-ЛРО РЛА- ЛРА

РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ

РЛЭ-ЛРЭ РЛИ- ЛРИ РЛЫ-ЛРЫ

ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ

Скороговорки и чистоговорки

Цель: научить детей внятно произносить слова, чётко выговаривать звуки речи.

Работа со скороговорками.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

- произнести шёпотом , чётко,

-произнести беззвучно,

- произнести вполголоса,

- произнести голосом,

Постепенно увеличивать темп.

Примечание: на первом этапе не торопите ребёнка, пусть он читает скороговорки в

комфортном для себя темпе. Взрослые должны следить за чёткостью произношения. Когда

чтение

станет

чётким,

увеличивайте

темп

произнесения.

Старайтесь

отрабатывать

скороговорку в хорошем темпе.

1.Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит.

2. Глядят грачата на галчат, глядят галчата на грачат.

3. Галка села на палку, палка ударила галку.

4. Отыскал на кухне угол, с головой забрался в уголь.

5. Дед Данила делил дыню: дольку - Диме, дольку - Дине.

4

6. Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

7. Слишком много ножек у сороконожек.

8. Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

9. Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.

10. Лиза купила Зине корзину в магазине.

11. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

12. У Зины много забот, заболел у зайки живот.

13. Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.

14.Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

15. Клала Клава лук на полку, Кликнула к себе Николку.

Шел гуськом гусак с гусаком.

Смотрит свысока гусак на гусака.

Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве.

Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава.

Ву-ву-ву,ву-ву-ву -Васильков букет нарву.

Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы.

Сы –сы –сы –хвост красивый у лисы

Са-са-са вот идёт лиса.

Су – су –су –видел я в лесу лису.

Со –со –со – лиса катит колесо.

.

Жу –жу –жу –молоко даю ежу.

Жи –жи –жи –живут в лесу ежи.

Жа –жа –жа –я нашёл ежа.

Ла –ла –ла –стоит Мила у стола.

Лы –лы –лы –стоят в комнате столы

Лу –лу –лу – идёт Милочка к столу.

5

Ры –ры –ры – у нас в руках шары.

Ро –ро –ро – шар упал в ведро.

Ра –ра –ра – начинается игра

Ру-ру-ру- бью рукою по шару.

6

2.

УПРАЖНЕНИЯ НА ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

1.Задайте вопрос: «Карл у Клары украл кораллы?», последовательно голосом, выделяя слова:

Карл у Клары украл кораллы?

Карл у Клары украл кораллы?

Карл у Клары украл кораллы?

Карл у Клары украл кораллы?

2.Ты завтра встречаешь подругу?

Ты завтра встречаешь подругу?

Ты завтра встречаешь подругу?

Ты завтра встречаешь подругу?

7

3.

УПРАЖНЕНИЯ,

НАПРАВЛЕННЫЕНА

РАЗВИТИЕ ЧЕТКОСТИ

ПРОИЗНОШЕНИЯ

Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для

исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика.

1.

Вдох носом - выдох через

рот. Вдох - задержка дыхания - выдох.

Вдох - выдох по порциям. -

2.

«Гудок

приближается

и

удаляется»:

вдох - на выдохе произносим М-М- М-М-М; Н-Н-Н-Н-Н.

«Рычание собаки»: вдох - на выдохе Р-Р-Р-Р-Р.

«Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: С-С-С-С-С.

«Свеча»: ровный и медленный выдох, затем глубоко вдохнуть, остановиться и

медленно дуть на пламя воображаемой свечи.

«Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная задержка

дыхания, затем короткими толчками три раза выдохнуть: ФУ! ФУ! ФУ! "

3.

Летела

муха

около

уха:

Ж-Ж-Ж. Летела оса около носа: С-С-

С. Летел комар и звенел: 3-3-3.

Сел на лоб, мы его хлоп

- И поймали: 3-3-3.

Пусть летит!

8

9

4.

УПРАЖНЕНИЯ

НА

РАЗВИТИЕ

ПОДВИЖНОСТИ

РЕЧЕВОГО АППАРАТА: «ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА».

1.

Читаем быстро, смотрим внимательно: ОИЭ

АОЕЯ

ЕАЁИО

ЯОЮ АЮОЕ

ЭЁЮЯУ

ЫЯЮ УЁЮУ

ЮУАОЮ

2.

Читаем

гласные

с

ударением

на

одном

из

них:

ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ и т.п.

Можно

разнообразить

это

упражнение,

произнося

слоги сначала

с ударением на 1-й слог, потом на 2-

й и 3-й:

ДА’-ДА-ДА, ДА-ДА’-ДА, ДА-ДА-ДА‘

3.

Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем

15

согласных

одного

ряда (звуками):

Б К 3 С Т Р М Н В 3 Р LLJ Л Н X

4.

Читаем цепочку слогов:

ЛО

БА

ЖУ

НЯ

ЛИСА

ЖА

СИ

НЯ

КИ

5.

Читаем слова с наращиванием: ПО -

ВАР, ЖАР, СМЕЙ, ПЕЙ, ШЁЛ, ВЁЛ

10

5.

УПРАЖНЕНИЯ,

РАЗВИВАЮЩИЕ

БОКОВОЕ

ЗРЕНИЕ

И

ОТРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРЯМОЙ ВЗГЛЯД

1.

Для того чтобы дети смогли понять суть терминов «боковое зрение» и «прямой

угол», им предлагается, не отводя взгляда от одной строчки, перечислить предметы,

которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу.

2.

Раздаточный материал - таблица Шульте (размер 20x20 см.

8

2

0

7

2

2

1

6

3

5

1

2

1

4

1

7

9

1

1

0

2

4

1

5

1

8

6

1

1

1

9

1

3

2

1

2

5

2

3

4

2

Алгоритм использования:

1)

как можно быстрее назови все числа по порядку от 10 до 25, указывая

карандашом или пальчиком;

2)

старайся запоминать расположение сразу двух-трех следующих друг за

другом чисел.

Помни! Глаза смотрят в центр таблицы, в число 10, а видят ее всю целиком.

4.

«Робот».

Встречая новое, труднопрочитываемое слово, ребенок не может воспользоваться

боковым зрением и читает слово по слогам, нередко при этом искажая его. Слово

печатается крупно на доске, на концах букв рисуются шарики-контакты.

11

У роботов, как известно, своих мыслей нет, они выполняют только заложенную в

них программу: звучать в том месте, на которое направлена указка.

Вначале указка, а с ней и прямой взгляд передвигаются по слову медленно, затем

скорость с каждым новым повтором слова возрастает, и дети прочитывают слово целиком,

без ошибок. Для того чтобы добиться умения не только узнавать такие слова в

дальнейшем и проговаривать их, но и ориентироваться прямым взглядом в слове,

упражнение усложняется. Учитель с большей скоростью проводит указкой по различным

частям слова (в направлении чтения), дети же должны успеть проговорить именно

показанный участок.

12

6.

УПРАЖНЕНИЯ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЕ ВНИМАНИЕ К СЛОВУ И ЕГО

ЧАСТЯМ

И

ЯВЛЯЮЩИЕСЯ

ПРЕДПОСЫЛКОЙ

ПРАВИЛЬНОГО

И

СКОРОСТНОГО ЧТЕНИЯ.

У детей младшего школьного возраста слабо развит артикуляционный аппарат, что

тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах эффективны такие упражнения:

1.

Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными;

С Т Р

Ы И О Э Е Я Ю

Е

У А С Т В

2.

Читаем медленно, в умеренном темпе, убыстряя темп:

ЖЗ

И

ТНО

КТР

И

ДРУ

ЗБИ

СТР

У

3.

Восстанови окончания слов. Для этого нужно прочитать в быстром темпе

написанные на доске предложения с закрытыми окончаниями слов, по ходу чтения

восстанавливая их. Например:

Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал_

4.

Скороговорки.

Лена искала булавку. Булавка упала подлавку. Под лавку залезть было лень, Искала

булавку весь день.

а) Прочитай скороговорки орфографически. б)

Прочитай скороговорки орфоэпически.

в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием

тихо

громко

шепотом

немое кино

произносят беззвучно

13

7.

УПРАЖНЕНИЯ,

РАЗВИВАЮЩИЕ

ОПЕРАТИВНУЮ

ПАМЯТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ

1.

Найди лишнюю букву: О, И, Б, Я, У.

Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям. Задание: сегодня

мы вычеркиваем только букву И. Завтра - другую и т.д.

2.

Найди

лишнее

слово.

Прочитай.

Обоснуй

свой

выбор. СЛОН МЕДВЕДЬ

ТИГР

ЛЕВ

БАБОЧКА

КОШКА

3.

«Фотоглаз».

За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос

«Есть ли среди этих слов...?»

Например:

ОРЕХ РУЧЕЙ ПЕРЬЯ РАЗОГНАЛСЯ ТРОПИЧЕСКИЕ ОШЕЛОМЛЁННЫЙ

4.

«Да или нет?»

Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где,

почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.

Выпал снег, Алеша вышел загорать.

Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.

Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение

быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.

5.

Дополни предложение:

Кот мяукал...

Эти

упражнения

формируют

орфографическую

зоркость,

расширяют словарный

запас.

14

8.

УПРАЖНЕНИЯ,

РАЗВИВАЮЩИЕ

ГИБКОСТЬ

И

СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ ПРО СЕБЯ И ВСЛУХ.

1.

«Игра в прятки».

Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны

найти

страницу,

глазами

отыскать

нужную

строчку

и

подстроиться под чтение

учителя.

2.

Чтение со счетом слов. Памятка:

1)

плотно сожми губы и зубы;

2)

читай только глазами;

3)

читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;

4)

ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).

3.

Чтение под звуковой ориентир.

На

магнитофон

начитывается текст с определенной скоростью. Дети должны

следить

за

голосом

по книге, успевать озвучивать текст синхронно с магнитофоном.

Проверка осуществляется индивидуально: касание плеча ребенка рукой означает - читай

вслух. Желательно проводить такую работу систематически. При этом скорость звучания

«звукового ориентира» постепенно возрастает.

Если в классе нет магнитофона, можно использовать игровое упражнение «Догони».

Дети читают отрывок текста хором вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя,

который

читает

громко,

с

достаточно

высокой

скоростью,

и «тянутся» за ним,

пытаясь «догнать».

15

9.

УПРАЖНЕНИЯ,

СПОСОБСТВУЮЩИЕ

СИНТЕЗУ

ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ

1.

Помоги

гласным

и

согласным

подружиться.

Соедини

их

так,

чтобы

получились слова:

Ж-К

О

У

Д-

М

М-Ш-Н-

А

КН

-Г-

ШК-ЛЬН-

К

И

ХВ

-СТ-К

Р-Н-Ц

Ы

Е

Л-

ДК-

2.

Из каждого слова вынь по одной

букве.

Сделай

это

так,

чтобы

из

оставшихся получилось новое слово:

полк

краска склон экран

беда

тепло (кол)

(каска) (слон) (кран) (еда) (поле)

3.

В начало слова или его конец

добавь букву, чтобы получилось новое слово. Какие звуки обозначаются этими

буквами?

Р

ОЗА

Г

ПАР

В

ОЛ

К

УТКА

О

СЫ

К

СТОЛ

4.

«Вкусные слова».

Представь, что у тебя день рождения. Тебе необходимо накрыть стол. Но, выбирая

лакомства, помни, что названия их должны состоять из двух и трех слогов:

хал

ва

бубли

ки

ча

й

лимон

ва

фли

виногр

ад

ви

шня

мандари

ны

16

10.

УПРАЖНЕНИЯ,

РАЗВИВАЮЩИЕ

ЛОГИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ

Эти

упражнения

способствуют

развитию

скорости

мышления

в

процессе чтения, его осознанности.

1.

Выполни

математическое

действие

и

прочитай

слово:

ЛОД+ИМ-МО+ВАН-Л = ?

(диван)

ВЕР+ЛИС+ТУ-УС+О-ИЛ+ЛЕТ=? (вертолет)

2.

Переставь буквы:

В лесу на сосне дисит теляд. Хвостом упирается в остлв ереавд. Носом по стволу

стучит, уорк билотд, букашек ищет.

(В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу

стучит, кору долбит, букашек ищет.)

3.

«Поиск».

Сможешь

ли

ты

найти

связь

между

двумя,

на

первый

взгляд,

не связанными

друг с другом событиями? Объясни, как все происходило.

Собака погналась за курицей.

Школьники не смогли поехать на экскурсию.

4.

Учимся выражать мысли другими словами. Упражнение направлено на то,

чтобы научить ребенка оперировать словами. Нынешняя зима будет очень холодной.

Нужно передать эту же мысль без искажения, но другими словами. Ни одно из слов

данного предложения не должно использоваться в новых предложениях.

5.

Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по

смыслу:

озеро

медведь

карандаш

Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловит рыбку.

Упражнение развивает способность устанавливать связи между предметами и

явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных

предметов.

17

11.

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА

11.1.

Упражнения для речевой зарядки.

Одним из эффективных приемов работы над техникой чтения у учащихся начальных

классов является речевая зарядка.

Речевая зарядка помогает решить следующие задачи: установить прочные связи

между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференцировать

сходные единицы чтения, накопить в памяти слоги и слова, а кроме того, внушить детям

уверенность в себе. Дальнейшая работа с текстом уже не пугает их, а, напротив, вызывает

интерес.

Во время речевой зарядки можно использовать следующие виды упражнений.

1.

Дифференциация сходных слогов и слов.

са

-

за

ма - мя

гол

-

кол

со -

зо

мо - мё

гора

-

кора

су -

зу

му - мю

игра

-

икра

2.

Чтение слогов по подобию.

А

о

на

но

у

за

эо

у

ла

ло

у

При выполнении этого задания учитель должен обращать внимание учащегося на то,

как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, т.е.

положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.

3.

Чтение слов по подобию.

ма

к

майк

а

В

аня

ра

к

зайка

М

аня

ба

к

гайка

Т

аня

18

В процессе неоднократного воспроизведения подобных подборок в памяти учащихся

быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемые ими сразу, с первого

взгляда.

4.

Чтение слов с наращиванием согласных.

низ - вниз

плыл - всплыл

чай - чайник

бил - вбил

плеск - всплеск

двор - дворник

лез - влез

копал - вскопал рыба - рыбак

5.

Чтение слогов и слов с подготовкой.

а - ан - бан -

бант е - се - сер -

серп

о - то - сто - стол -

столб с - то - сто - ит -

стоит

з - ва - зва -ли -

звали г-на-гна-ли-гнали

6.

Чтение

слов,

полученных

путем

перестановки

букв

или

отличающихся одной-двумя буквами.

пила - липа

карп - парк

коза - коса

палка - лапка

гора - рога

ужи - лужи

кукла - кулак

рыбак

-

рыбка

верь - зверь

волос

-

слово

ручка - круча

мышка - мошка

7.

Чтение однокоренных слов, отличающихся

друг

от друга

одной из

морфем.

сад-садик

ход-выход

19

яма - ямка

копал

-

копнул

решила - решала

купал - купался

8.

Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих

разные корни.

накормил

унёс

напилил

увёз

намазал

увёл

Подобные задания закрепляют навык чтения слов с трудными слоговыми

структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляции.

Их

хоровое

проговаривание организует

школьников и

создает

в классе хороший эмоциональный

настрой.

Речевая зарядка дает больший эффект, если проводить ее перед чтением текста.

При переходе к чтению целыми словами целесообразно включать в речевую зарядку

тексты. Их подбор осуществляется с учетом нескольких требований:

-

доступность содержания;

-

простота слов и предложений, входящих в текст;

-

относительная занимательность сюжета;

-

различия

в

объеме

текстов

и

сложности

фабулы

дляобеспечения дифференцированного

подхода

к

школьникам.

Работа над текстом проходит следующим образом:

1.

Тексты на карточках (разные по содержанию и объему) раздаются учащимся.

Объем текстов соответствует технике чтения каждого ученика. При этом учитель следит

за тем, чтобы количество слов в рассказах постепенно увеличивалось по мере

продвижения ребенка в технике чтения.

2.

Школьникам предлагается задание: в течение одной минуты прочитать текст,

напечатанный на карточке, про себя, подготавливаясь к быстрому и плавному чтению

вслух.

3.

После окончания молчаливого чтения (чтение шепотом не исключается)

вызываются 1-2 ученика для чтения вслух своего текста в пределах того же времени.

4.

Учитель задает классу вопрос по прочитанному, чтобы убедиться, как

школьники поняли текст, а также для того, чтобы привлечь внимание каждого ученика к

содержанию нового для них рассказа. По мере приобретения соответствующего навыка

обязанность задавать вопрос переходит к самим читающим. В результате каждый ученик в

процессе молчаливого чтения выполняет два задания: читает текст про себя и

формулирует вопрос, который он задаст классу, если его вызовут для чтения.

20

5.

Класс оценивает технику чтения своего товарища с учетом соблюдения

времени, правильности, выразительности чтения и сложности подготовленного вопроса.

Оценка может демонстрироваться с помощью цветовых сигналов.

10.2

Тексты для речевой зарядки.

Полкан.

Леша и Полкан были у реки. Леша принес палку. Он кинул ее в реку. Полкан

прыгнул в реку и поплыл. Собаки умеют хорошо плавать. Полкан достал палку из воды.

Коля.

Был сильный дождь. Малыши шли из школы. У дома большая лужа. Мальчик Коля

видел, что малышам трудно пройти. Коля положил доску через лужу. Малыши прошли.

Мама хвалила Колю за помощь.

Снежная баба.

Была зима. Дети были на пруду. Они делали из снега снежную бабу. У бабы на

голове было ведро. Глаза у бабы были из угля. В руке у снежной бабы была метла.

Чиж.

Юра поймал чижа. Он посадил его в клетку. Но чиж в клетке не пел. Юра открыл

клетку и выпустил птицу. Чиж улетел в лес. Он сел на ветку и запел свою песню.

Ежик спит.

Дед Антон привел детей в сад. Он показал им холмик земли под кустом. Это ежик

вырыл ямку. Он натаскал в нее травы и залез туда. Теперь ежик спит. Он проснется только

весной.

Умная галка.

Захотела галка пить. Заметила она на столе кувшин с водой. В кувшине мало воды.

Галка не могла достать ее. Тогда галка стала кидать в кувшин камешки. Вода в кувшине

поднялась. Галка смогла напиться.

Береза плачет.

Илья и Аня гуляли в лесу. Сели они на пенек отдыхать. Вдруг Илье на лоб упала

капелька. Мальчик поднял глаза. Это плакала береза. Из ранки на стволе капал сок. Злые

люди ранили дерево. Дети замазали ранку сырой землей.

Любовь матери.

Выпал из гнезда воробышек. Вокруг него летала и тревожно пищала воробьиха.

Прилетел ястреб, подкрался к воробышку. И птицы на деревьях замерли от страха. А

воробьиха подлетела к разбойнику и клюнула его в глаз. Потом вцепилась в голову.

Испугался ястреб и улетел.

21

Заяц на лыжах.

Белка по снегу не ходит. Она по веткам прыгает.

Заяц-беляк всю зиму по снегу бегает. Утонул бы зайчишка в глубоком снегу по

самые уши.

Но к зиме между пальцами заячьих лап вырастает густая пушистая шерсть. Лапы

становятся шире: беляк словно лыжи надел!

Чужая пятерка.

Счастливый Сережка вприпрыжку сбегает по лестнице. У мальчугана праздник, В

его тетрадке по русскому языку стоит пятерка за диктовку. Теперь его не будут бранить за

то, что получает только тройки. Дома Сережка сообщил папе про пятерку. Папа радостно

улыбнулся и спросил, как Сережка смог написать 0 без ошибок.

Мальчик рассказал, что он сидит с Ниной, она пишет без ошибок. Папа грустно

посмотрел на Сережку и сказал, что он принес домой чужую пятерку.

Горькая вода.

Толя с Витей возвращались после прогулки домой и встретили старушку с ведром

воды. Пройдет старушка пару шагов -стоит, отдыхает.

Витя побежал помочь старушке. Толя пытался остановить товарища: всем

не

поможешь. Но Витя не послушал его и помог бабушке отнести ведро.

В субботу Толя один шел по лесу. Мальчику захотелось пить. Решил он зайти в

первую избу и попросил воды. Только открыл дверь - увидел ту самую старушку.

- Пей, сыночек, пей! - ласково сказала старушка и дала ему воды.

Толя покраснел, скорее попил, поблагодарил и выскочил на улицу.

Вода ему показалась горькой.

Речевая зарядка проводится в начале урока, и на ее проведение отводится до пяти

минут.

22

12.

РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ

Обогащению

содержания

урока

дополнительным

материалом

для

чтения,

расширению круга игровых заданий, формированию у детей умения читать слоги и слова

служит использование слоговых таблиц.

Работа с таблицей согласных.

Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л

Н Х Ж Л П Ф Х Ч Ш Б Р П Т С Т

К Л М Н Д Г М К Т Ф Т Р М Г Н

Ж З В Д Ф Х Ф Г М Н Б С К Т Ф

М Н П Т К З Р М В Д Г Б Ф К З

Р Ч З С Ч К Т Ф Т Щ Д М Л Х В

Д М Д Г Р Ш К Т Б С Т Ц Т Р С Ч

Ш Т Р Г Х Л Д К В Ч Т Б Л М Н

З М Ф Т Ч С Б Н П Ж Л Ч Ш Г Х

Р

Б С Л Н Р Г Л Ц М Б Д Ф Ж

Ц Ж Н Б С М Н П Р Л К Ф Х Ц Ч

Ш П Ф O М Ж Д Ш Х Ч М К Б П Р

В С К П Ш Л Ц З Ч К Л Н В Д Щ

Ф Т Р М Н П Ш Л Ж Ц С Х Р З Б

Ч В Ш Ч Ж Н Б В Д З Т Г П Ч Х Б

К

Чтение согласных с какой-нибудь гласной. Например: первый ряд читает с гласным

*а), второй ряд — с гласным *о+, третий ряд — с гласным *у+.

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением

на одном из них: а о у ы и э.

23

Принцип создания другой таблицы довольно прост: в верхней строке таблицы

размещены гласные, в первом столбике - согласные, а на пересечении горизонтали и

вертикали — прямые открытые слоги.

Работу с таблицами можно проводить в игровой форме, например в игре «Слоги

забыли свое место» [9, 92].

Оборудование: слоговая таблица, слоговые карточки.

Описание игры. Учитель открывает фрагмент слоговой таблицы, в котором закрыты

некоторые слоги. Детям сообщается игровая ситуация: слоги забыли дорогу домой.

Помогите им найти свое место. Вызванный ученик находит нужную слоговую карточку

или составляет слог из отдельных букв, затем проверяет себя, открывая слог на таблице.

С кочки на кочку

Описание игры. Учитель, передвигая указку по таблице, показывает разные слоги.

Ученики хором читают указанные слоги.

Составь предложение

Описание игры. Учитель набирает по таблице слово. Дети читают его и

придумывают с ним предложение.

24

Найди то, что я покажу

Оборудование: слоговые карточки.

Описание игры. Учитель показывает классу слоговую карточку.

Вызванный ученик читает слог на карточке, находит его на слоговой таблице и

показывает указкой. Весь класс читает указанный слог.

Я начну, а ты продолжи

Оборудование: карточка со стрелкой.

Описание игры. Учитель называет слог и стрелкой указывает направление: вверх,

вниз, влево или вправо. Вызванный ученик находит на таблице названный слог и читает,

начиная с него, слоги по таблице в указанном направлении.

Таблицы использую на каждом уроке, особенно на

начальных ступенях обучения

грамоте, поскольку они являются не только средством достижения автоматизма в чтении

прямых открытых слогов-слияний. С их помощью вырабатывается целый ряд других

языковых и читательских навыков.

25

11.

РЕЗЕРВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно

перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и

запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их

до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки

времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.

2. Жужжащее чтение.

Жужжащее чтение- это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух,

вполголоса.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

У каждого ребёнка на парте лежит книга (художественная книга с закладкой). И

любой урок - будь то чтение, русский язык, математика, труд начинать с того, что дети

открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, карандашом делают

пометку, до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу. И дальше идёт

обычный урок.

5 минут за урок. 4 урока в день.5 дней в неделю. 5х4х5=100 (минут)= 1 ч. 40 мин.

4. Чтение перед сном.

Дело в том, последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8

часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому

состоянию.

5. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом

деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают

трудности.

Режим щадящего чтения - это такой режим , когда ребёнок прочитает одну-две

строчки и после этого получит кратковременный отдых . Такой режим автоматически

получается, если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал,

посмотрел картину- отдохнул. Если ребёнок устанет, то можно продолжить читать

родителям.

Хорошо бы совместить четвёртую и пятую рекомендации, то есть просмотр

диафильмов проводить перед сном.

26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитию умения читать способствует и выполнение домашних тренировочных

заданий. В этом процессе значимую роль играют родители. На консультациях и

родительских собраниях я подробно объясняю, как правильно организовать работу по

развитию навыков чтения с детьми дома, чтобы поддержка была максимально

результативной, а также демонстрирую родителям разные виды упражнений.

Особое значение уделяется поощрению учеников в процессе обучения чтению.

Любой, даже незначительный успех ученика, должен быть замечен и отмечен

педагогом. Важно продемонстрировать ребенку плоды его усилий, своевременно

похвалить и оценить его труд высокими баллами. Такая схема организации обучения

помогает детям заниматься с интересом и увлечённостью.

27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Горецкий В.Г. О некоторых причинах низкого качества уроков чтения и

пути их преодоления // Начальная школа. - 1997. -№12.

2.

Вербицкая М.В. Тексты по чтению. -М.: Дрофа, 2001.

3.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетради по чтению для 1-4 классов. - М.: Баласс,

2001.

4.

Джежелей О. Помогайка. - М., 1995.

5.

Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. - Тула: Изд-во «Родни-

чок», 2004.

6.

Калмыкова

И.Р.

Таинственный мир звуков.

-

Ярославль:

«Академия развития», 1998

7.

Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. - М:

АРКТИ, 2001.

8.

Речь.Речь.Речь /Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1990.

9.

Максимук

Н.Н.

Игры

по

обучению

грамоте

и

чтению:

Пособие

для учителей начальных классов. – М.: ВАКО, 2007.-128с.-

(Мастерская учителя).



В раздел образования