Напоминание

Современные методы изучения сольфеджио


Автор: Заболотная Татьяна Викторовна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МКОУДО " Русско-Высоцкая ДШИ"
Населённый пункт: с. Русско- Высоцкое Ленинградская обл
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современные методы изучения сольфеджио
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «СОВРЕМЕННЫЕ

МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЛЬФЕДЖИО»

Введение

Дисциплина «Сольфеджио» традиционно занимает центральное

место в системе музыкального образования, формируя комплекс

профессиональных

навыков,

необходимых

музыканту

любого

профиля: мелодический и гармонический слух, чувство метроритма,

музыкальную память, способность к анализу и записи воспринятого

на слух. Однако в современной педагогической практике наблюдается

парадокс:

при

бесспорной

значимости

предмета,

он

зачастую

воспринимается учащимися как сложный, абстрактный и оторванный

от реальной музыкальной деятельности. Это порождает внутреннее

сопротивление и снижает эффективность обучения. Преодоление

данного противоречия является ключевой задачей современного

педагога

-

теоретика. Настоящая методическая разработка ставит своей

целью анализ и систематизацию современных методов преподавания

сольфеджио, направленных на интеграцию теоретических знаний с

практическим музицированием, активизацию творческого потенциала

учащихся и повышение мотивации через осознание непосредственной

связи изучаемого материала с живым музыкальным искусством.

Методологической

основой

разработки

выступают

принципы

системности, деятельностного подхода и личностно

-

ориентированного

обучения.

1.

Критика

традиционной

системы

и

необходимость

модернизации

Традиционная

методика

преподавания

сольфеджио,

сложившаяся в отечественной педагогике в XX веке, безусловно,

доказала свою эффективность в подготовке профессиональных

музыкантов высочайшего класса. Её сильными сторонами являются

системность, глубина проработки материала, тщательная работа над

интонацией и ритмом. Однако в её рамках можно выделить ряд

аспектов, ставших объектами справедливой критики и точками роста

для современных методов.

Во

-

первых, это известная изоляция навыков. Упражнения на

сольмизацию, диктант, слуховой анализ часто существуют как

самостоятельные, замкнутые виды работы, слабо связанные между

собой

и

с

репертуаром,

который

учащийся

проходит

по

специальности. Это приводит к тому, что ученик, чисто интонирующий

сложнейшие

интервальные

последовательности

в

классе

сольфеджио, может испытывать трудности при разборе новой пьесы

на инструменте.

Во

-

вторых, преобладание «тренажёрного» подхода, при котором

развитие слуха сводится к многократному повторению однотипных

упражнений, вырванных из художественного контекста. Такой подход

воспитывает не столько музыкальный слух, сколько механическую

память, не развивая осознанность и гибкость мышления.

В

-

третьих, вербализация слуховых ощущений часто опережает

само ощущение. Учащийся заучивает, что «фа

-

ля

это большая

терция», но не всегда может её прочувствовать, пропеть и узнать в

звучании незнакомого произведения. Теоретическая терминология

становится барьером, а не помощником.

Современные методы призваны не отменить накопленный опыт,

а органично дополнить и трансформировать его, сместив акцент с

натаскивания на осмысленное восприятие, с изоляции

на

интеграцию, с репродукции

на творчество.

2. Принципы построения современного урока сольфеджио

Современный

урок

сольфеджио

должен

базироваться

на

нескольких фундаментальных принципах, определяющих его структуру

и содержание.

2.1.

Принцип художественной ценности материала. Центром

любого вида работы на уроке должен быть не абстрактный учебный

пример, а фрагмент подлинного музыкального произведения или

целостная миниатюра. Интонационные упражнения строятся на

цитатах

из

изучаемого

репертуара,

диктантом

может

стать

прослушивание и последующая запись простой пьесы Шумана или

Чайковского,

а

для

анализа

отбираются

яркие,

характерные

гармонические последовательности из музыки разных эпох и стилей.

Это наполняет техническую работу художественным смыслом.

2.2.

Принцип единства восприятия, воспроизведения и теории.

Эти три компонента должны быть неразрывно связаны. Восприятие на

слух

(анализ)

immediately

подкрепляется

собственным

воспроизведением (пением, игрой на фортепиано) и осмысляется

через теоретическое обобщение. Например, прослушав и определив

на слух D7 с разрешением, учащиеся не просто записывают его, но и

пропевают,

играют

в

разных

тональностях,

и

лишь

затем

формулируют правило его построения и разрешения.

2.3.

Принцип активности и творчества учащегося. Ученик из

пассивного объекта обучения превращается в соавтора процесса. Он

не просто поёт гамму, а самостоятельно выстраивает её от данного

звука;

не

просто

записывает

диктант,

а

участвует

в

его

предварительном обсуждении (лад, размер, вероятные интонационные

обороты);

не

просто

слушает,

а

высказывает

свои

слуховые

впечатления.

2.4.

Принцип дифференциации и индивидуального подхода.

Задачи должны быть составлены с учётом разного уровня

способностей и типа восприятия учащихся (аудиалы, визуалы,

кинестеты). Одному ученику для запоминания интервала нужно

его

спеть, другому — увидеть на нотном стане, третьему —

ассоциировать

с известной мелодией.

3.

Современные

методы в ключевых

видах

работы на

сольфеджио

Данный

раздел

посвящен

практическому

применению

современных подходов к основным разделам курса.

3.1. Развитие мелодического слуха и сольмизация

От механического пропевания гамм и интервалов от заданного

звука необходимо двигаться к осознанной интонации.

Релятивная (относительная) система сольмизации. В противовес

абсолютной фиксации высоты, релятивная система, использующая

слоги

(например,

модифицированная

система

Кодаи)

или

ручные

знаки

(система

Дж.

Кёрвин),

воспитывает

чувство

лада

и

интервальных

отношений.

Учащийся

мыслит

не

абсолютными

звуками «до», «ре»,

«ми», а ступенями: «тоника», «нижневводный тон», «доминанта». Это

позволяет легко транспонировать мелодии, глубже чувствовать

ладовые тяготения.

Пение

по

нотам

с

предварительным

анализом.

Перед

исполнением

мелодии

обязательным

этапом

становится

её

визуальный и теоретический анализ: определение лада, размера,

фразировки, повторяющихся мотивов, сложных интонационных ходов

(скачки на характерные интервалы, хроматизмы). Это подключает

аналитическое мышление и готовит слух к точному интонированию.

Интеграция

с

музыкальным

литературным

материалом.

Вокальные упражнения и примеры для сольмизации должны быть

тесно связаны с репертуаром по специальности и музыкальной

литературе. Пение тем из симфоний, оперных арий, хоралов И.С. Баха

не только развивает слух, но и расширяет музыкальный кругозор.

3.2. Воспитание метроритмического чувства

Ритмические

упражнения

не

должны

сводиться

к

сухому

отхлопыванию схем. Современные методы предлагают следующие

пути:

Ритмослоги и вербальные формулы. Система ритмослогов (та

-

ти

-

ти, та

-

а

-

а

-

а и т.д.) или привязка ритмических рисунков к коротким

словам и фразам («я иду домой», «вкусная шоколадка») делает

абстрактный ритм осязаемым и понятным, особенно для младших

учащихся.

Телесное

воплощение

ритма

(body

percussion).

Ритм

проживается

всем

телом:

хлопки,

притопы,

щелчки

пальцами,

распределённые

между

разными

частями

тела,

позволяют

почувствовать

полиритмию

и сложные синкопы на физическом

уровне. Это активизирует кинестетическое восприятие.

Использование

элементарного

музицирования

(по

системе

Карла Орфа). Совместное исполнение ритмических остинато на

шумовых инструментах (маракасы, треугольники, бубны, клавы) в

ансамбле с фортепиано или в записи развивает чувство ансамбля,

ритмическую дисциплину и делает процесс увлекательным.

3.3. Слуховой анализ

Анализ на слух — это не экзаменационный допрос, а совместное

исследование музыки.

От целого к частному. Анализ начинается не с вычленения

отдельных

аккордов,

а

с

определения

общего

характера

музыки,

лада, метра, фразировки, жанровых особенностей. Затем происходит

выделение

фактурных

пластов

(мелодия,

бас,

гармоническая

фигурация), и лишь на последнем этапе

точное определение

аккордов и их последовательностей.

Анализ в контексте стиля. Один и тот же аккорд (например, S6)

звучит

и

функционирует

по

-

разному

в

классической

гармонии

Чайковского, в джазовом произведении или в романсе. Важно

обсуждать

с

учащимися

стилистическую

роль

анализируемых

элементов.

Использование

современных

цифровых

технологий.

Аудиозаписи

можно

замедлять

без

изменения

высоты

тона

(программы типа Amazing Slow Downer), чтобы детально рассмотреть

быстрые пассажи. Нотные редакторы (Sibelius, MuseScore) позволяют

проигрывать и визуализировать анализируемые последовательности.

3.4. Музыкальный диктант

Диктант как вид работы наиболее психологически сложен для

учащихся, поэтому его методика требует особого внимания.

Подготовительный этап и снятие барьеров. Перед записью

диктанта обязательна настройка: определение тональности, размера,

пропевание

гаммы,

устойчивых

и

неустойчивых

ступеней,

характерных интервалов. Это настраивает слух на нужный лад.

Метод «устного диктанта». Первые прослушивания посвящены

не записи, а активному обсуждению: «Какой характер? Сколько

фраз? Какое начало

с затакта или с сильной доли? Какая

кульминация?». Учащиеся учатся целостному восприятию.

Многоуровневая запись. Нельзя требовать немедленной точной

записи всего. Целесообразно использовать метод «эскиза»: после

первых прослушиваний записать ритмическую канву и опорные точки

(начала

фраз,

устойчивые

звуки,

скачки).

Последующие

прослушивания посвящаются заполнению пропусков, проверке и

окончательной чистовой записи.

Творческие

формы

диктанта:

диктант

-

досочинение

(записывается только начало фразы, окончание учащиеся сочиняют

сами), диктант с ошибками (ученик ищет преднамеренно сделанную

ошибку

в

розданном

тексте),

диктант

по

памяти

(мелодия

запоминается на слух и записывается по истечении времени).

4. Цифровые технологии в преподавании сольфеджио

Игнорирование цифровой реальности является серьёзным

методическим упущением. Технологии

не самоцель, а мощный

инструмент, расширяющий дидактические возможности.

Интерактивные

приложения

и

программное

обеспечение.

Существует

множество

программ

(EarMaster,

Auralia),

которые

предоставляют

интерактивные

упражнения

на

развитие

слуха,

которые

учащиеся

могут

использовать

самостоятельно

для

тренировки. Эти программы обеспечивают мгновенную обратную

связь

и

позволяют

выстраивать

индивидуальную

траекторию

обучения.

Нотные редакторы. Использование MuseScore или Sibelius для

набора

диктантов,

создания

собственных

упражнений

для

сольмизации,

визуализации

гармонических

последовательностей

значительно

повышает

эффективность

работы.

Ученик

видит

и

слышит одновременно.

Аудио

-

и видеозапись. Запись на аудио исполнения учащимися

канонов или двухголосных номеров с последующим прослушиванием

позволяет им самим стать критиками и услышать со стороны свои

интонационные и ритмические неточности.

Онлайн

-

ресурсы. Доступ к огромным библиотекам оцифрованных

нот (IMSLP) и аудиозаписей позволяет мгновенно найти музыкальный

пример для иллюстрации любого теоретического положения.

5. Творчество и импровизация как метод освоения материала

Творческие задания

это не развлечение, а мощный

дидактический инструмент, позволяющий проверить усвоение

материала на практике.

Вокальная и ритмическая импровизация. Сочинение ответной

фразы к заданной, импровизация на заданный ритмический рисунок,

подбор аккомпанемента по цифровке к простой мелодии.

Досочинение и варьирование. Учащимся предлагается дописать

незаконченную мелодию, варьировать её, изменив лад (из мажора в

минор), размер, ритмический рисунок.

Композиционные

миниатюры.

Написание

небольшой

мелодии

или пьесы

с

использованием

пройденных

элементов

(например,

мелодия

с использованием только пройденных интервалов или

аккордовая

последовательность

T

-S-D-

T).

Это

высшая

форма

осознания учебного материала.

Заключение

Современные методы преподавания сольфеджио представляют

собой не отказ от традиционной школы, а её закономерное и

необходимое развитие, отвечающее вызовам времени. Это синтез

лучшего,

что

было

наработано

отечественной

педагогикой,

с

инновационными подходами, ставящими в центр процесса личность

ученика и живую музыку. Ключевыми векторами развития являются:

интеграция

всех

видов

деятельности

вокруг

художественного

материала, активное использование творческих и игровых форм

работы, внедрение цифровых технологий как вспомогательного

инструмента и, что самое главное, переосмысление роли педагога.

Педагог из транслятора информации превращается в дирижёра,

режиссёра и вдохновителя учебного процесса, который создаёт

условия для самостоятельного открытия, анализа и творческого

применения знаний учащимися. Такой подход позволяет преодолеть

разрыв между теорией и практикой, воспитать не просто техничного

специалиста, а мыслящего, творческого музыканта с тонким слухом и

подлинным интересом к искусству звуков.



В раздел образования