Напоминание

"Совместная работа хореографа и концертмейстера на уроках ритмики (5-6 лет)"


Автор: Панова Наталья Геннадьевна
Должность: Концертмейтер
Учебное заведение: МАУДО "Детская хореографическая школа № 1"
Населённый пункт: Тюменская область, г.Сургут
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Совместная работа хореографа и концертмейстера на уроках ритмики (5-6 лет)"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

« Детская хореографическая школа №1

Совместная работа хореографа и

концертмейстера на уроке ритмики (5-6 лет).

Подготовила

концертмейстер МАУ ДО «ДХШ №1»

Панова Наталья Геннадьевна

г. Сургут

2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании

творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией

приближают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный

вкус. Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности

движений, формирует фигуру, развивает физическую силу, выносливость и

ловкость. Дошкольное детство - большой ответственный период

психического развития ребенка. На протяжении дошкольного периода у

ребенка формируются сложные виды деятельности, например игра, общение

с взрослыми и сверстниками. Происходит закладка общего фундамента

познавательных способностей. Дошкольному образованию в современном

мире отводится важная роль в нравственно-эстетическом воспитании

ребенка, удовлетворении его индивидуальных потребностей, развитии

творческого потенциала, адаптация в современном обществе, повышение

занятости детей в свободное время.

Ритмикой дети могут заниматься с самого раннего возраста, поскольку

испытывают постоянную потребность в движении. Основной задачей

является подготовка детей к освоению приемов и навыков в различных видах

музыкально-ритмической деятельности, адекватно детским возможностям.

Музыкальное сопровождение на уроках ритмики помогает развивать

метроритм, согласовывать характер движения с характером музыки,

развивать воображение, творческие способности, расширять музыкальный

кругозор ребенка. Уроки ритмики от начала и до конца строятся на

музыкальном материале. Поклон, переход от одних упражнений к другим

должны быть музыкально оформлены так, чтобы ребенок научился

организовывать свои движения, согласно музыке. Музыкальное оформление

урока должно прививать ребенку умение слышать музыкальную фразу,

ритмический рисунок, динамику. Эстетическую и выразительную функцию

музыкального произведения выполняет мелодия. Поэтому, объединяясь с

движением, воспринимается как единое целое, выражая определенный

художественный образ. При грамотном подборе музыкального материала

происходит постепенное накопление музыкально - слухового опыта ребенка.

Формирование музыкального вкуса во многом зависит насколько правильно,

выразительно и вдохновенно играет пианист - концертмейстер. Ясная

фразировка, яркие динамические контрасты, эмоциональное исполнение

помогает детям лучше слушать музыку и отражать ее в танцевальных

движениях.

РАБОТА ХОРЕОГРАФА И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НА

УРОКЕ РИТМИКИ

Начинается урок с поклона. Дети здороваются с педагогом и

концертмейстером. Можно поздороваться по музыкальному. Это означает,

что можно спеть на низких или высоких звуках как кошка или котята (мяу),

свинка и поросята (хрю), как птичка и т.д. по предложению детей. Играю

музыку поклона в разных регистрах.

Через месяц поклон можно усложнить: Мы сейчас станцуем слово

«здравствуйте». Встали ровно, руки на пояс, локти смотрят точно в сторону,

большой пальчик (хитрый пальчик) за спиной, все остальные пальцы ровно

лежат на животе(здравствуй , пупок).Ноги вместе по 6 позиции(пятки вместе,

носки вместе).Музыкальное сопровождение 2/4,4/4.Лучше чтобы музыка

поклона была веселой для хорошего настроения и бодрости у детей на весь

урок. Хорошо включить в комбинацию хлопки и притопы.

Песня «Про козлика» М. Струве

Урок имеет четкое построение:

1. разминка

2. пальчиковая гимнастика

3. музыкально - ритмические движения

4. детский игровой стрейчинг (мини-танцы)

Комплекс разминки состоит из элементов разных по форме и ритму.

Вытягиваний, приседаний, движений головы, плеч, маршевых шагов,

прыжков (простой формы), упражнений на дыхание.

НАПРИМЕР: Начинаем с потягиваний руками наверх и приседаний вниз,

оставаясь на всей стопе. Руки поднимаются через стороны максимально

вверх, сопровождая словами: «Здравствуй, солнышко».

I.РАЗМИНКА

Комплекс разминки состоит из элементов разных

Например:

1. Начинаем с потягиваний руками наверх и приседаний вниз, оставаясь на

всей стопе. Руки поднимаются через стороны максимально вверх,

сопровождая словами: «Здравствуй, солнышко». Затем руки соединяем

ладошками и опускаем вниз вдоль корпуса впереди себя, одновременно

глубокий присед вниз. Носом тянемся вперед и говорим: «Здравствуй,

ручеек». Так делаем несколько раз.

«ПОЛЬКА» Д.ЛЬВОВ - КОМПАНЕЕЦ

2.Начинаем движение головой, на ушко, вправо-влево, сопровождая

словами» тик-так», затем увеличиваем темп и скорость движение головы.

«ДИН ДОН, ДИЛИ ДОН».

На каждое упражнение разминки исполняется определенный музыкальный

материал, который помогает детям услышать, где нужно подпрыгнуть,

замереть, медленное или ритмичное исполнение и т. д. В разминке

используется 8-10 элементов. Заканчивается разминка упражнением на

дыхание»: Надуваем и сдуваем воздушный шарик». Начинаем- вдох через

нос, сдуваем-выход через рот.

«ВАЛЬС» ГРЕЧАННИНОВ

Пальчиковая гимнастика помогает детям расслабиться , отдохнуть, укрепить

мышцы пальцев и ладоней, что в дальнейшем помогает в игре на

музыкальных инструментах, в рисовании, в письме.

Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую

память и речь.

МЫ КАПУСТУ РУБИМ, РУБИМ - Резкие движения кистями вверх, вниз.

МЫ МОРКОВКУ ТРЕМ, ТРЕМ - Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть

кулачки друг о друге.

МЫ КАПУСТУ СОЛИМ, СОЛИМ - Движение пальцев, имитирующее

посыпание солью.

МЫ КАПУСТУ ЖМЕМ, ЖМЕМ - Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в

кулаки.

НА ДВЕРИ ВИСИТ ЗАМОК - Ритмичные быстрые соединение пальцев двух

рук замок.

КТО ЕГО ОТКРЫТЬ БЫ МОГ - Движения от себя, к себе.

ПОТЯНУЛИ - Руки тянутся в разные стороны

ПОСТУЧАЛИ - Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга.

И ОТКРЫЛИ – Пальцы расцепляются, ладони разводятся.

II.МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

В этот отдел включаются 2 вида движений: общеразвивающие (ходьба, шаг

на месте, вокруг себя, вправо, влево, бег, прыжки, упражнения для рук.) и

танцевальные (танцевальный шаг, притопы, выставление ноги на пятку, на

носок, легко кружиться, галоп, выбрасывание ног, кружение под руку,

поскоки и т.д.). Задача педагога и концертмейстера научить детей менять

характер движения в связи с различными динамическими оттенками музыки,

передавать смену частей музыкального произведения. Следить за осанкой.

Музыкальный материал подбирается в соответствии с движением.

«ПОЛЬКА» М.Ю. ЧИЧКОВ

«ПЕТУШОК» латвийская народная мелодия

« АХ ТЫ, БЕРЕЗА» русская народная мелодия

«ПОЛЬКА» И. ШТРАУС

«СЕМЬ ПРЫЖКОВ» датская народная мелодия

«САНОЧКИ» М.А. ФИЛЛИППЕНКО

«ДЕТСКАЯ ПОЛЬКА» А. ЖИЛИНСКИЙ

« ВАЛЬС» Д.КАБАЛЕВСКИЙ

«ЛИВЕНСКАЯ ПОЛЬКА» Обработка М. ИОРДАНСКОГО

«КРЕМЕНА» А. АРСКИЙ

« ВАЛЬС» РЕБИКОВ»

«ПОЛЬКА» М. ГЛИНКА

III.ДЕТСКИЙ ИГРОВОЙ СТРЕЙНЧИНГ (МИНИ – ЭТЮДЫ)

Главной целью этой дисциплины является формирование первоначальных

профессиональных навыков (осанка, выворотность ног, подъема, мягкость

рук, постановка корпуса, развитие суставно-мышечного аппарата, выработка

пластичности, развитие эмоциональной раскрепощенности детей.

Детям дошкольного возраста характерна подвижность, игра. Они нуждаются

в частой смене вида деятельности, движений. Внимание детей неустойчиво,

они легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться на одном задании.

Поэтому этюды сменяют друг друга таким образом , чтобы не утомлять

детей. Медленный по темпу сменяет быстрый, партерный этюд сменяет этюд

«стоя». Два-три этюда направлены на достижение одного навыка. Дети легко

воспринимают конкретный пример, живой образ для них ближе.

Детский игровой стрейчинг направлен на эмоциональную выразительность,

на развитие определенных групп мышц, на овладение хореографических

навыков. Не утомляя детей, надо добиться развития чувства ритма, темпа,

умение передать настроение, вложенное в музыку.

IV.ЭТЮДЫ НА ЭМОЦИОННАЛЬНУЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

1 этюд «Веселые ребята»

2 этюд «Уточка

3 этюд «Кошечка»

4 этюд «Часы»

5 этюд «Лягушка»

6 музыкально-сценический этюд «Колобок»

7 музыкально - сценический этюд «Репка»

8 этюд «Расслабление».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главной задачей педагога - хореографа, концертмейстера, работающих с

детьми 4-6 летнего возраста в подготовительных группах хореографических

школ и коллективов любого направления танца -это сохранить и развить в

ребенке подаренные ему природой в детстве умение радоваться, удивляться

увиденному, творить свой мир, мечтать, думать, наблюдать, фантазировать.

Все мы хотим, чтобы наши дети росли счастливыми, здоровыми,

свободными и гуманными. Тем самым ставим перед собой главную

цель :решать совместно с родителями важные задачи формирования и

развития личности ребенка его интеллекта и творчества, укрепления и

охраны психического здоровья, т.е. духовного состояния.

Работа хореографа и концертмейстера в хореографической школе заключает

в себе педагогическую и творческую деятельность.

Мастерство концертмейстера требует огромного артистизма, разносторонних

музыкально - исполнительских дарований, отличного музыкального слуха.

Полноценная профессиональная деятельность хореографа и концертмейстера

предполагает наличие комплекса психологических качеств личности , таких

как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность,

мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка,

воля, педагогический такт и чуткость. Для эффективной работы требуется

постоянное совершенствование профессионального мастерства (курсы

повышения квалификации, участие в методических совещаниях по

обобщению опыта), участие в мастер- классах, семинарах, праздниках,

организация и проведение открытых занятий для коллег и родителей.

Концертмейстер должен питать бескорыстную любовь к своей профессии,

которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха

(аплодисментов, почестей).

Он всегда остается в «тени», его работа растворяется в общем труде всего

коллектива. Только совместная творческая работа хореографа и

концертмейстера поможет добиться конечных результатов деятельности

ребенка: развитие способностей детей, повышение престижа

хореографического искусства у родителей, повышение социальной

адаптации дошкольников.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

АЗБУКА МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

Мелодия и движение. Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные

размеры 2/4, 3/4,4/4), четкая сильная доля.

Контрастная музыка: быстрая -медленная, веселая - грустная.

ПРИЛОЖЕНИЯ №2

ЭТЮД «Лягушка»

-Для того, чтобы станцевать этот танец, надо запомнить стишок: «Мы

веселые лягушки, ква-ква-ква-ква, мы лягушки - хохотушки, ква-ква-ква-

ква».

-Теперь стишок делаем с танцевальными движениями.

-Встали ровно, ноги на ширине плеч, руки согнули в локтях и направили

вверх, примерно на уровне головы находятся кисти, которые растопырив

пальцы, имитируют «лягушачьи лапки».

-«Мы веселые лягушки»-- ножки присели, ладошки коснулись колена -

(ладошки, во время деми плие - маленького приседания), дотрагиваемся до

коленок и снова возвращаемся на место, снова поднимаем кисти- «лягушачьи

лапки», и ножки встали.

-«Ква-ква-ква-ква»- руки выпрямляются и сгибаются в исходное положение,

сопровождая взглядом и подниманием головы, танцуют ручки и голова.

-Мы «лягушки-хохотушки» - ножки присели, ладошки коснулись колена,

снова поднимаем кисти «лягушачьи лапки», и ножки встали. (Движения

повторяем как на первой фразе).

«Ква-ква-ква-ква»- руки выпрямляются и сгибаются в исходное положение,

сопровождая взглядом и подниманием головы, танцуют ручки и голова.

- На следующую музыкальную фразу хлопаем в ладоши - «буль-буль - буль»

(соблюдая ритм-«1,2,3, пауза»).

На следующую музыкальную фразу руки возвращаем в исходное положение,

и лягушка «кривляется».

-Еще раз весело, вместе с лягушачьей песенкой.

(Обращаем внимание на вытянутость рук и ног, на ровность спины, на

музыкальность исполнения движений и повтора стихотворения.)

ЭТЮД «Расслабление».

-Наши ножки потрудились, наши ручки танцевали. Теперь нужно отдохнуть

и потянуться вверх, вдаль, вниз. Что у нас над головой. Там «высоко-

высоко» (небо). Что у нас впереди. Там «далеко- далеко» (парк, дом, дерево).

Что у нас внизу? Там «глубоко- глубоко»? (море, океан, река, яма).

-Теперь встали, спина прямая, руки вниз, ноги на ширине плеч. Говорим

слова «высоко-высоко»- руки через стороны потянулись вверх (сопровождая

взглядом и поднятием головы) до самого солнца, до голубого неба.

Потянемся до звезды еще выше. Растягиваем весь позвоночник, максимально

выпрямляя руки наверх.

- Говорим слова «далеко-далеко»- ( корпус опускается параллельно полу)

потянули ручки вперед, спина прямая, как пол, руки длинные, тянутся

вперед. Кто достанет дальше всех, до самого дальнего дерева?

-Говорим слова «глубоко- глубоко»- (корпус опускается вниз, руки ладонями

встают на пол)- руки достали до пола ладошками, стоим на ножках, чтобы не

покачнуться и не упасть вперед. Какие все молодцы, достали до самого дна

океана.

-Говорим слова «широко- широко» - (корпус поднимается, спина ровная,

руки широко растянуть в стороны)- выпрямили спинку, растянули руки в

стороны, одна рука вправо, другая влево. Вот какой большой мир вокруг нас,

широко- широко надо растянуть руки, чтобы обнять его. А чтобы обнять

себя, надо ручки собрать.

-- Говорим слово «обнимашечки» - обнимаем себя.

--И еще раз повторим.

- После повтора все подходим друг к другу и устраиваем общие

«обнимашки».

-Отпустили ручки, разошлись друг от друга.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1.Бекина С. И, Ломова Т.П. Музыка и движение М: Музыка, 1984-180с.

2Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения-М. Музыка,

1961г.

3. Е.И. Кубанцева Концертмейстерство- музыкально- творческая

деятельность. Музыка в школе.-2001.№2,с-36-40

4.Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного

и младшего школьного возраста.1,2 части. Учебно-методическое пособие.

М:Гуманитарный издательский центр Владос, 2001г.-Ч2.-104с.:ноты

5.И.Каплунова, И. Новоскольцева. Ладушки « Праздник каждый день»

(авторская программа). Средняя группа.

Издательство «Композитор» (Санкт-Петербург) , 2000г.

6.И.Каплунова, И. Новоскольцева. Ладушки «Праздник каждый день»

(авторская программа). Старшая группа. Издательство

«Композитор» (Сант-Петербург»,2000г.

7.И.Каплунова, И. Новосельцева. Ладушки «Праздник каждый день»

(авторская программа). Подготовительная группа. Издательство

«Композитор» (Сант- Петербург), 2000г.

8.Л.В.Маркина. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

посредством хореографии. Web- издательство. Век информации. Москва

2019

9.Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение.-М., 1972г.

10.Е.Раевская, С. Руднева, Г. Соболева, З.Ушакова. Музыкально –

двигательные упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1969.



В раздел образования