Напоминание

Обучение. Воспитание, Образование, Образовательный процесс, Методы обучения. Технологии обучения. Виды обучения. Формы обучения. Педагогика. Дидактика


Автор: Даллакян Астхик Амбарцумовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №9
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Основные категории музыкальной педагогики
Тема: Обучение. Воспитание, Образование, Образовательный процесс, Методы обучения. Технологии обучения. Виды обучения. Формы обучения. Педагогика. Дидактика
Раздел: дополнительное образование





Назад




Основные категории музыкальной педагогики

(Обучение. Воспитание, Образование,

Образовательный процесс, Методы обучения.

Технологии обучения. Виды обучения. Формы

обучения. Педагогика. Дидактика

Музыкальная педагогика — отрасль педагогической науки

(педагогическая

дисциплина),

занимающаяся

передачей

учащимся всего комплекса музыковедческих знаний, изучением

и разработкой наиболее эффективных путей, способов, форм

организации и методов музыкального обучения и воспитания, а

также формирования и развития творческих умений, опыта и

практических навыков в различных областях музыкального

искусства.

Объект

изучения

музыкальной

педагогики

процесс

музыкального образования и воспитания личности будущего

музыканта.

Предмет исследования музыкальной педагогики – совокупность

всех форм организации, методов и средств, материальных и

нематериальных

атрибутов

музыкального

обучения

и

воспитания, из которых формируется целостный комплекс

профессиональной подготовки педагога-музыканта.

Музыкальную

педагогику

следует

отличать

от

отдельных

методик музыкального обучения и воспитания, поскольку она

является именно комплексной, целостной наукой, содержание

которой

направлено

не

только

на

развитие

отдельных

музыкальных способностей человека и формирования у него

знаний, умений, навыков в той отрасли, которую выберет

музыкант, но и на формирование его личности в целом.

Музыкальная педагогика, с одной стороны – это специальная

область

педагогики,

а

с

другой

комплексная

наука,

базирующаяся

на

научных

данных

из

сфер

музыкальной

философии, музыкальной эстетики, музыкальной психологии и

социологии, ее содержание направлено на развитие отдельных

музыкальных задатков и способностей субъекта обучения,

формирование его личности в целом.

Задачи изучения музыкальной педагогики:

- ознакомиться с достижениями отечественной и зарубежной

музыкальной педагогики в ее историческом контексте;

- освоить сущность основных понятий музыкальной педагогики;

- ознакомиться с наиболее известными системами и методиками

музыкального

воспитания

и

обучения

разным

видам

музыкальной деятельности.

Основные понятия музыкальной педагогики

Музыкальное обучение — это процесс передачи и усвоения

музыкальных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным

планом. Музыкальное обучение направлено на овладение такими

знаниями,

умениями

и

навыками

практической

музыкально-

эстетической деятельности, которые бы отвечали определённому

уровню

музыкального

образования.

Музыкальное

обучение

осуществляется

как

государственными

заведениями,

так

и

негосударственными,

или

частными

учреждениями,

а

также

физическими лицами. В соответствии с этим, музыкальное обучение

разделяется

на

любительское

(непрофессиональное)

и

профессиональное.

Музыкальное воспитание — это процесс передачи и усвоения

музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие

и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса,

идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-

эстетическую

деятельность.

Музыкальное

воспитание

в

общепедагогическом контексте относится к системе обязательной

воспитательной работы современной общеобразовательной школы.

Согласно законодательным актам многих стран об образовании,

музыкальное воспитание учеников реализуется в школе на уроках

музыки и входит в государственный (инвариантный) компонент

содержания общего среднего образования.

Музыкальное воспитание осуществляется на уроках музыки и в

процессе

внеклассной

музыкально-эстетической

работы

в

современной общеобразовательной школе. Музыкальное воспитание

в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной

воспитательной работы современной общеобразовательной школы.

Музыкальное воспитание (в широком смысле) также должно

охватывать

всех

обучаемых

музыке,

т.е.

составлять

фундаментальную основу для музыкального обучения детей в

системе

начального

музыкального

образования

(музыкальные

школы, школы искусств).

Музыкальная педагогика является отраслью педагогической науки

(общей педагогики), изучающей особенности образования, обучения

и

воспитания

средствами

музыкального

искусства.

Процесс

музыкального образования и воспитания личности имеет конкретно

исторический характер и происходит в соответствии с основными

законами развития общей педагогики.

Музыкальное образование – это процесс и результат усвоения

музыкальных знаний, умений и навыков соответствующего уровня

овладения музыкальными явлениями в аналитико-теоретическом и

практически исполнительском аспектах. Музыкальное образование

функционирует

в

диалектическом

взаимодействии

институций

создания и накопления музыкального опыта общества с процессами

передачи

и

усвоения

этого

опыта

будущими

музыкальными

специалистами.

Музыкальное

образование

регулируется

соответствующими законодательными актами государства, которые

определяют его содержание, основные принципы, формы развития

музыкальной культуры в обществе.

Закон – точные условия, форма движения вещи.

Закономерности – это тенденции в повторяемости событий.

Закономерности

музыкального

образования

объективные

причины, которые характеризуют существующую связь между

общественными и музыкальными явлениями или процессами, без

которых невозможно эффективное осуществление музыкального

обучения и воспитания.

Закономерности музыкального образования – это:

- соответствие содержания музыкального обучения и воспитания

уровню развития музыкальной культуры современного общества;

- зависимость процесса музыкального обучения и воспитания от

экономических

условий

обеспечения

развития

национальной музыкальной отрасли

ориентированность

содержания

музыкального

обучения

и

воспитания на национальные музыкальные традиции.

Формы организации музыкального обучения и воспитания —

внешние характеристики музыкального учебно-воспитательного

процесса,

которые

предопределяются

видами

и

характером

музыкально-эстетической

деятельности

его

участников.

Это

практические

занятия

(уроки),

концерты,

лекции,

фестивали,

конкурсы, экскурсии и др. Общие методы музыкальной учёбы и

воспитания — взаимодействия между участниками музыкального

учебно-воспитательного процесса, во время которых происходит

передача и усвоение музыкальных знаний, умений, навыков

практической музыкальной деятельности и развитие личностных

музыкально-эстетических качеств.

Дидактика (от греч. didakitos - поучающий, didasko - изучающий) -

отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы

образования и обучения в их наиболее общем виде. Дидактика

выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание

образования,

формы

и

методы

преподавания

и

учения,

стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для

всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения.

Дидактика изучает закономерности и специфику образования и

обучения

в

общеобразовательной,

профессиональной,

средней

специальной, высшей школе и других системах обучения. Объект

дидактики - процесс обучения. Предмет - вскрытие закономерностей

процесса обучения, изучение системы отношений: ученик - учебный

материал, учитель-ученик, ученик-другие ученики.

Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога

Вольфгана Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения.

Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех

всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX века

немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной

и

непротиворечивой

теории

воспитывающего

обучения.

Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи

дидактики - разработка проблем: чему учить, как учить; современная

наука интенсивно исследует и такие проблемы: когда, где, кого и

зачем учить, как учить эффективно.

Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как

структурными компонентами целостного дидактического процесса

изображены на рисунке:

Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение,

образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание,

организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты)

обучения. В последнее время статус основных дидактических

категорий

предлагается

присвоить

понятиям

«дидактическая

система» и «технология обучения».

Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия педагога с

учащимися,

их

совместной

деятельности,

в

ходе

которой

осуществляется образование, воспитание и развитие. Общение, в

ходе которого происходит накопление знаний, умений, навыков,

развитие, образование. Обучение делится на преподавание и учение.

Преподавание -

упорядоченная

деятельность

педагога,

направленная

на

реализацию

цели

обучения,

обеспечение

информирования, осознания и практического применения знаний.

Учение - процесс деятельности учащегося по освоению знаний,

умений и навыков, опыта, творчества и эмоционально-ценностных

отношений, в ходе которого возникают новые формы поведения и

деятельности, применяются ранее приобретенные знания и навыки.

Образование -

процесс

становления

культурного

человека

и

результат

обучения,

система

приобретенных

знаний,

умений,

навыков, способов мышления, мировоззрения, нравственности и

общей культуры.

Знания -

информация,

которая

может

преобразовываться

и

использоваться, совокупность информационных идей человека, в

которых выражается теоретическое овладение этим предметом. И.Н.

Лернер говорит о трех уровнях знаний: усвоение и воспроизведение,

использование на практике, перенос на нестандартные ситуации.

Умения - овладение способами применения знаний на практике.

Разделяются на четыре группы: общечеловеческие, общие учебные

(письмо),

поисково-информационные

(библиотеки),

организационные.

Навыки - умения, доведенные до автоматизма.

Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему

стремится процесс обучения.

Под содержанием обучения понимается система знаний, умений,

навыков,

способов

деятельности

и

мышления,

ценностных

отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.

Познавательная

активность -

характеристика

деятельности

учащихся,

заключающаяся

в

мобилизации

интеллектуальных,

нравственных и волевых сил для решения учебно-познавательной

задачи. Без активности учащегося процесс обучения не состоится.

Однако и учитель должен активно воздействовать на учащихся,

мотивировать их.



В раздел образования