Автор: Даллакян Астхик Амбарцумовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №9
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Основные категории музыкальной педагогики
Тема: Обучение. Воспитание, Образование, Образовательный процесс, Методы обучения. Технологии обучения. Виды обучения. Формы обучения. Педагогика. Дидактика
Раздел: дополнительное образование
Основные категории музыкальной педагогики
(Обучение. Воспитание, Образование,
Образовательный процесс, Методы обучения.
Технологии обучения. Виды обучения. Формы
обучения. Педагогика. Дидактика
Музыкальная педагогика — отрасль педагогической науки
(педагогическая
дисциплина),
занимающаяся
передачей
учащимся всего комплекса музыковедческих знаний, изучением
и разработкой наиболее эффективных путей, способов, форм
организации и методов музыкального обучения и воспитания, а
также формирования и развития творческих умений, опыта и
практических навыков в различных областях музыкального
искусства.
Объект
изучения
музыкальной
педагогики
–
процесс
музыкального образования и воспитания личности будущего
музыканта.
Предмет исследования музыкальной педагогики – совокупность
всех форм организации, методов и средств, материальных и
нематериальных
атрибутов
музыкального
обучения
и
воспитания, из которых формируется целостный комплекс
профессиональной подготовки педагога-музыканта.
Музыкальную
педагогику
следует
отличать
от
отдельных
методик музыкального обучения и воспитания, поскольку она
является именно комплексной, целостной наукой, содержание
которой
направлено
не
только
на
развитие
отдельных
музыкальных способностей человека и формирования у него
знаний, умений, навыков в той отрасли, которую выберет
музыкант, но и на формирование его личности в целом.
Музыкальная педагогика, с одной стороны – это специальная
область
педагогики,
а
с
другой
–
комплексная
наука,
базирующаяся
на
научных
данных
из
сфер
музыкальной
философии, музыкальной эстетики, музыкальной психологии и
социологии, ее содержание направлено на развитие отдельных
музыкальных задатков и способностей субъекта обучения,
формирование его личности в целом.
Задачи изучения музыкальной педагогики:
- ознакомиться с достижениями отечественной и зарубежной
музыкальной педагогики в ее историческом контексте;
- освоить сущность основных понятий музыкальной педагогики;
- ознакомиться с наиболее известными системами и методиками
музыкального
воспитания
и
обучения
разным
видам
музыкальной деятельности.
Основные понятия музыкальной педагогики
Музыкальное обучение — это процесс передачи и усвоения
музыкальных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным
планом. Музыкальное обучение направлено на овладение такими
знаниями,
умениями
и
навыками
практической
музыкально-
эстетической деятельности, которые бы отвечали определённому
уровню
музыкального
образования.
Музыкальное
обучение
осуществляется
как
государственными
заведениями,
так
и
негосударственными,
или
частными
учреждениями,
а
также
физическими лицами. В соответствии с этим, музыкальное обучение
разделяется
на
любительское
(непрофессиональное)
и
профессиональное.
Музыкальное воспитание — это процесс передачи и усвоения
музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие
и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса,
идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-
эстетическую
деятельность.
Музыкальное
воспитание
в
общепедагогическом контексте относится к системе обязательной
воспитательной работы современной общеобразовательной школы.
Согласно законодательным актам многих стран об образовании,
музыкальное воспитание учеников реализуется в школе на уроках
музыки и входит в государственный (инвариантный) компонент
содержания общего среднего образования.
Музыкальное воспитание осуществляется на уроках музыки и в
процессе
внеклассной
музыкально-эстетической
работы
в
современной общеобразовательной школе. Музыкальное воспитание
в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной
воспитательной работы современной общеобразовательной школы.
Музыкальное воспитание (в широком смысле) также должно
охватывать
всех
обучаемых
музыке,
т.е.
составлять
фундаментальную основу для музыкального обучения детей в
системе
начального
музыкального
образования
(музыкальные
школы, школы искусств).
Музыкальная педагогика является отраслью педагогической науки
(общей педагогики), изучающей особенности образования, обучения
и
воспитания
средствами
музыкального
искусства.
Процесс
музыкального образования и воспитания личности имеет конкретно
исторический характер и происходит в соответствии с основными
законами развития общей педагогики.
Музыкальное образование – это процесс и результат усвоения
музыкальных знаний, умений и навыков соответствующего уровня
овладения музыкальными явлениями в аналитико-теоретическом и
практически исполнительском аспектах. Музыкальное образование
функционирует
в
диалектическом
взаимодействии
институций
создания и накопления музыкального опыта общества с процессами
передачи
и
усвоения
этого
опыта
будущими
музыкальными
специалистами.
Музыкальное
образование
регулируется
соответствующими законодательными актами государства, которые
определяют его содержание, основные принципы, формы развития
музыкальной культуры в обществе.
Закон – точные условия, форма движения вещи.
Закономерности – это тенденции в повторяемости событий.
Закономерности
музыкального
образования
–
объективные
причины, которые характеризуют существующую связь между
общественными и музыкальными явлениями или процессами, без
которых невозможно эффективное осуществление музыкального
обучения и воспитания.
Закономерности музыкального образования – это:
- соответствие содержания музыкального обучения и воспитания
уровню развития музыкальной культуры современного общества;
- зависимость процесса музыкального обучения и воспитания от
экономических
условий
обеспечения
развития
национальной музыкальной отрасли
ориентированность
содержания
музыкального
обучения
и
воспитания на национальные музыкальные традиции.
Формы организации музыкального обучения и воспитания —
внешние характеристики музыкального учебно-воспитательного
процесса,
которые
предопределяются
видами
и
характером
музыкально-эстетической
деятельности
его
участников.
Это
практические
занятия
(уроки),
концерты,
лекции,
фестивали,
конкурсы, экскурсии и др. Общие методы музыкальной учёбы и
воспитания — взаимодействия между участниками музыкального
учебно-воспитательного процесса, во время которых происходит
передача и усвоение музыкальных знаний, умений, навыков
практической музыкальной деятельности и развитие личностных
музыкально-эстетических качеств.
Дидактика (от греч. didakitos - поучающий, didasko - изучающий) -
отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы
образования и обучения в их наиболее общем виде. Дидактика
выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание
образования,
формы
и
методы
преподавания
и
учения,
стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для
всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения.
Дидактика изучает закономерности и специфику образования и
обучения
в
общеобразовательной,
профессиональной,
средней
специальной, высшей школе и других системах обучения. Объект
дидактики - процесс обучения. Предмет - вскрытие закономерностей
процесса обучения, изучение системы отношений: ученик - учебный
материал, учитель-ученик, ученик-другие ученики.
Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога
Вольфгана Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения.
Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех
всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX века
немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной
и
непротиворечивой
теории
воспитывающего
обучения.
Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи
дидактики - разработка проблем: чему учить, как учить; современная
наука интенсивно исследует и такие проблемы: когда, где, кого и
зачем учить, как учить эффективно.
Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как
структурными компонентами целостного дидактического процесса
изображены на рисунке:
Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение,
образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание,
организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты)
обучения. В последнее время статус основных дидактических
категорий
предлагается
присвоить
понятиям
«дидактическая
система» и «технология обучения».
Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия педагога с
учащимися,
их
совместной
деятельности,
в
ходе
которой
осуществляется образование, воспитание и развитие. Общение, в
ходе которого происходит накопление знаний, умений, навыков,
развитие, образование. Обучение делится на преподавание и учение.
Преподавание -
упорядоченная
деятельность
педагога,
направленная
на
реализацию
цели
обучения,
обеспечение
информирования, осознания и практического применения знаний.
Учение - процесс деятельности учащегося по освоению знаний,
умений и навыков, опыта, творчества и эмоционально-ценностных
отношений, в ходе которого возникают новые формы поведения и
деятельности, применяются ранее приобретенные знания и навыки.
Образование -
процесс
становления
культурного
человека
и
результат
обучения,
система
приобретенных
знаний,
умений,
навыков, способов мышления, мировоззрения, нравственности и
общей культуры.
Знания -
информация,
которая
может
преобразовываться
и
использоваться, совокупность информационных идей человека, в
которых выражается теоретическое овладение этим предметом. И.Н.
Лернер говорит о трех уровнях знаний: усвоение и воспроизведение,
использование на практике, перенос на нестандартные ситуации.
Умения - овладение способами применения знаний на практике.
Разделяются на четыре группы: общечеловеческие, общие учебные
(письмо),
поисково-информационные
(библиотеки),
организационные.
Навыки - умения, доведенные до автоматизма.
Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему
стремится процесс обучения.
Под содержанием обучения понимается система знаний, умений,
навыков,
способов
деятельности
и
мышления,
ценностных
отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.
Познавательная
активность -
характеристика
деятельности
учащихся,
заключающаяся
в
мобилизации
интеллектуальных,
нравственных и волевых сил для решения учебно-познавательной
задачи. Без активности учащегося процесс обучения не состоится.
Однако и учитель должен активно воздействовать на учащихся,
мотивировать их.