Напоминание

Методы работы над образом в пьесе Р.Шумана "Дед Мороз"


Автор: Сафрошкина Светлана Анатольевна
Должность: преподаватель по классу виолончели
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ 1
Населённый пункт: город Октябрьский Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методы работы над образом в пьесе Р.Шумана "Дед Мороз"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 1» городского округа город Октябрьский РБ

Методическая разработка открытого урока

«Методы работы над образом в пьесе Р.Шумана «Дед Мороз»»

преподавателя специальности по классу «виолончель»

Сафрошкиной С.А.

2025 г.

г.Октябрьский РБ

Урок проводится с ученицей 4 года обучения Салямовой Саминой.

Тема урока:

Методы работы над образом в пьесе Р.Шумана «Дед

Мороз».

Цель урока: наполнение пьесы образным содержанием.

Задачи урока:

1)

Образовательные (обучающие): научить чтению и анализу нот,

активизировать познавательную активность.

2)

Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сравнивать,

развивать творческие способности.

3)

Воспитательные: воспитывать культуру исполнения, эстетическое

воспитание.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: индивидуальное занятие.

Педагогические технологии: проектная технология, здоровьесберегающая

технология, технология интегрированного обучения, традиционная

технология, технология творческих мастерских.

Оборудование и средства обучения: ноты, стул, пульт, инструменты:

виолончель и фортепиано.

План урока:

1)

Вступительная часть.

2)

Работа над Iчастью пьесы.

3)

Работа над IIчастью пьесы.

4)

Заключение.

Ход урока.

Имя немецкого композитора-романтика Роберта Шумана хорошо известно не

только взрослым любителям классической музыки, но и юным

исполнителям, которые делают первые шаги в прекрасный мир искусства.

Всем хорошо известны, написанные специально для подрастающего

поколения, фортепианные циклы, среди которых «Альбом для юношества»,

включающий в себя 43 прекрасные миниатюры. Пьесы, входящие в этот

сборник – это настоящие шедевры, отображающие эмоциональный мир

детства во всех его красках, как, например, пользующееся большой

популярностью колоритное произведение «Дед Мороз».

Говоря об образном содержании данного произведения, необходимо

заметить, что существует некоторая путаница, которая возникла из-за

названия произведения. Дело в том, что в нашей стране пьесу именуют «Дед

Мороз». Этот персонаж, ассоциирующийся у нас с радостным праздником,

добром, а также подарками, никак не связывается со злобным образом,

нарисованным в произведении Робертом Шуман. Ответ на эту загадку

кроется в названии, которое своему сочинению дал сам композитор.

«KnechtRuprecht»: точный перевод с немецкого - слуга Рупрехт.

Если знать, что из себя представляет данный персонаж, то образное

содержание произведения сразу становиться более доходчивым. Рупрехт в

немецком фольклоре – это спутник святого Николая во время

рождественских шествий. По сравнению со своим господином слуга

«Святителя» не отличается добрым нравом и перед Рождеством, обходя

дома, он выясняет, где живут хорошие и плохие дети, чтобы их наградить

или наоборот наказать. Послушных ребят Рупрехт одаривает сладостями, а

нерадивых бьёт мешком с пеплом. Исходя из этого предания все образы

произведения, которое мы называем «Дед Мороз» становятся понятными, то

есть это приближающийся злой Рупрехт, и, охваченные страхом,

трепещущие дети.

Пьеса, музыку которой можно охарактеризовать, как взволнованную и даже

драматическую, композитор написал в трёхчастной форме.

Первая часть, состоящая из трёх периодов, начинается в низком регистре с

энергичного и напористого движения. В этой части мы представляем себе

темный зимний лес, пургу, порывы ветра, Дед Мороз спешит на своих санях.

Мелодическая линия с акцентированным выделением первых долей активно

и целеустремлённо направляется вверх. Во всей этой части необходимо

добиться, чтобы звучание шестнадцатых нот, не смотря на акценты,

превращалось в единый поток. Шестнадцатые ноты, выписанные legato по

четыре ноты, нужно поиграть detache в середине смычка, чтобы все звуки

были одинаковыми по длине, выровнять их и только потом соединить. Чтобы

получилось хорошее cresc., нужно начать движение тише, меньшим

количеством смычка, и с каждым движением его прибавлять.

Каждое предложение утверждающе заканчивается аккордами, нарочито

подчёркнутых акцентами и знаком форте. Эти восьмые ноты нужно сыграть

штрихом martele широким смычком.

Во втором периоде прежним остаётся изложение материала, но мелодия

здесь движется не вверх, а вниз. Здесь нужна хорошая передача партии

виолончели к партии фортепиано, для этого последние ноты в партии

виолончели нужно сыграть на cresc. и последнюю ноту – с ощущением ее

удлинения.

Средний раздел, также включающий в себя три восьмитактовых периода,

начинается тихо, с кружащейся практически на одном месте тревожной

темы, отображающей испуг и дрожание детей, но здесь тепло, горит огонь в

камине. Здесь движение смычка легкое, как бы с воздухом, а волнение

передается вибрацией левой руки.

Первые четыре такта второго периода является самым угрюмым местом в

произведении, здесь в нижнем регистре проходит зловеще звучащая тема.

Здесь нужно следить за ровным крепким движением смычка, чтобы струна

«до», самая низкая и толстая, зазвучала.

Вскоре в характере музыки наступает просветление и в верхнем голосе

появляется мелодическая линия.

Заключительная часть произведения полностью повторяет первую часть, но

только без репризных повторений.

«Дед Мороз» - колоритная миниатюра из сборника «Альбом для

юношества», сочинённая Робертом Шуманом непосредственно для детей,

заслужила большое признание. Молодым музыкантам нравится эта пьеса, и

они с удовольствием её исполняют, причём не только на фортепиано, как

первоначально было написано композитором, но и на других инструментах.

Такой интерес к произведению обуславливается его художественной и

педагогической ценностью.



В раздел образования