Автор: Тимофеева Алина Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБУ ДО "Детская школа искусств" с. Святославка
Населённый пункт: Саратовская область, село Святославка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Взаимодействие педагога ДШИ с родителями
Раздел: дополнительное образование
Родители и педагоги – команда. Взаимодействие педагога ДШИ с
родителями
Работа с родителями занимает немаловажное место в воспитании и
успешном обучении детей в ДШИ. Семья вместе со школой создаёт тот
важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который
определяет эффективность всего образовательного процесса. Основы в
воспитании ребёнка закладывает, в первую очередь, семья.
Поэтому
налаживание взаимодействия между педагогами и родителями — одна из
самых важных задач в процессе обучения и воспитания.
При обучении в школе искусств ребёнку необходима помощь в
установлении контакта с педагогом; освоение нового распорядка дня и
тренингового вида домашних заданий; поддержка при первых успехах и
неудачах; наблюдение за психологическим и физическим состоянием
ребёнка, предупреждение ситуаций эмоционального дискомфорта.
Задача педагога - оказать помощь семье и одновременно усилить её
ответственность за воспитание подрастающего поколения.
Именно от его работы зависит то, насколько родители понимают и
принимают политику, которую проводит образовательная организация по
отношению к воспитанию, обучению детей и участвует в её реализации.
В практической работе с родителями обучающихся педагоги используют
коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия.
Взаимодействие педагога и родителей – это формирование системы
доверительных отношений между учителем и родителями его учеников,
основанное на сотрудничестве сторон и взаимопомощи. Взаимодействие
педагога с родителями является необходимым условием организации учебно-
воспитательной работы школы на всех этапах обучения.
Вовлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс приносит
свои плоды. Мы в полной мере наблюдаем взаимодействие всех участников.
Сейчас достаточно в Интернете статей по взаимодействию, нужно только
правильно их применять.
Эти и другие формы взаимодействия с родителями, создают атмосферу
доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка,
способствуют повышению психолого-педагогической компетентности
родителей. Хорошо налаживают общение между семьей и образовательной
организацией, что способствует поддержке ребенка, тому, что его жизнь в
школе будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению.
Работа с родителями занимает немаловажное место в воспитании и
успешном обучении детей в ДШИ. Семья вместе со школой создаёт тот
важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который
определяет эффективность всего образовательного процесса. Значимость
данного аспекта сложно переоценить, поскольку основы в воспитании
ребёнка закладывает, в первую очередь, семья.
На первоначальном этапе обучения в школе искусств ребёнку
необходима помощь в установлении контакта с педагогом; освоение нового
распорядка дня; поддержка при первых успехах и неудачах; наблюдение за
психологическим
и
физическим
состоянием
ребёнка,
предупреждение
ситуаций эмоционального дискомфорта. Задача педагога - оказать помощь
семье
и
одновременно
усилить
её
ответственность
за
воспитание
подрастающего поколения.
Формы и методы работы ДШИ с семьей
Свое влияние на воспитание учащихся в семье школа искусств
осуществляет
через
разнообразные формы
организационно-
педагогической работы с родителями. К данным формам относятся:
Переписка с родителями — письменная форма информирования
родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о
предстоящей совместной деятельности в школе и вне её, поздравление с
праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие
переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе
данных
педагогического
опыта.
Виды
родительских
собраний:
организационные,
собрания
по
плану
психолого
-
педагогического
просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д.
Организация совместных досуговых мероприятий. Это открытые
уроки, концерты, участие в массовых мероприятиях разных уровней. Все это
позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не
известные стороны их интересов, увлечений, таланта.
Открытые
уроки
обычно
организуются
с
целью
ознакомления
родителей с предметом, методикой преподавания, требованиями педагога
дополнительного образования.
Открытые уроки проводятся в удобное для родителей время, чаще
всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной
форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей.
Урок завершается анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные
формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы,
намечаются перспективы.
Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той
или
иной
сложной
проблемы
педагог
может
получить
помощь
непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать.
Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя.
Родители получают реальное представление о делах школы и поведении
ребенка, педагог же — необходимые ему сведения для более глубокого
понимания проблем каждого ученика.
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества,
активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что
предполагает организацию участия в мероприятиях разного уровня. К
сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что
не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе, но и
собственному ребенку.
Совместная деятельность родителей и учащихся. Это направление в
настоящее время приобретает широкую популярность, так как решает
следующие
важнейшие
задачи:
расширение
воспитывающей
среды;
увеличение диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность
школьника; улучшение взаимоотношений учителей, родителей и детей.
Естественно,
формы
этой
работы
разнообразны:
индивидуальные,
групповые, коллективные, а содержание должно соответствовать возрасту
учащихся, целям и задачам предстоящего дела.
Даже
не
систематические,
а
единичные
коллективные
дела,
проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный
эффект.
Одной из важнейших форм взаимодействия педагога с семьёй является
беседа, в ходе которой выясняются необходимые для профессиональной
работы сведения (особенности здоровья ребёнка, его интересы и увлечения,
мотивация
учения
и
т.д.).
Успешность
(или
неуспешность)
такого
взаимодействия во многом определяется правильно избранной позицией
педагога, стилем и тоном его общения.
В своей работе педагогу необходимо активизировать и обогащать
воспитательные умения родителей, используя различные методы:
- словесный,
- наглядный,
-
индивидуально-дифференцированный
подход.
(предполагает
всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер
педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей)
Необходимо
выявлять
потребности
родителей
в педагогической
поддержке, какая помощь и в чем именно им необходима, готова ли семья
к активному
взаимодействию
с педагогом,
школой,
учреждением
дополнительного
образования.
Необходимо
выбрать
такие
формы
взаимодействия с родителями, чтобы сотрудничество было наиболее
эффективным, стремиться к пониманию и совместному решению проблем.