Авторы: Московец Марина Николаевна, Поровицына Елена Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 16 муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: г.Бугульма
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы класса по духовно-нравственному направлению"
Раздел: начальное образование
МБОУ СОШ №16
Доклад на тему
«Организация работы класса
по духовно-нравственному направлению»
(Из опыта работы классного руководителя)
Московец Марина Николаевна
Поровицына Елена Сергеевна
учитель начальных классов
2025 год
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.
Тема «Организация воспитательной работы класса по духовно-нравственному
направлению» актуальна и современна и в социальном плане и в плане реализации
программы развития школы.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов
образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых,
трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные
знания и умения на благо Родины.
В настоящее время действительно налицо утрата духовной ориентации в обществе. И от
этого страдает в первую очередь молодое поколение, дети.
Школа принимает непосредственное участие в воспитании и формировании развития
личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного
руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать
духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и
освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. Современное общество нуждается в
способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими
трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты
и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются
основой современного общества и государства.
Неся ответственность за вверенных мне детей, я должны думать и о том, какими они
придут во взрослую жизнь – расчетливыми и рациональными или нравственно зрелыми
личностями.
Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения
педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности.
Эта проблема стоит и перед нами, именно её мы сделала ключевой в воспитательной
работе классного руководителя.
Мы выбрала направления воспитательной деятельности через формирование следующих
ценностей
- Любви к родине
- Уважение к семье
- Потребности в здоровом образе жизни
- Осознания красоты
- Трудолюбия
- Бережного отношения к Земле
- Культуры общения.
Методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение учащихся в
деятельность, трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр.
Формы работы с учащимися
Внеурочная деятельность, беседы, классные часы духовно-нравственного содержания.
Классный час «Мы в ответе за тех, кого приручили», формирует чувство ответственности
за жизнь и здоровье животных, живущих в доме. Чтобы занятие не стало формально
проведённым мероприятием, а затронуло душу ребёнка, мы используем рассказы «Слепая
лошадь», классный час «Будем добрее», рассказы «Гадкий утенок», «Дюймовочка». Дети
активно участвуют в обсуждении темы.
Формированию духовно-нравственного воспитания способствуют и внеклассные
мероприятия, проводимые с детьми в течение года. Так на протяжении учебного года
прошли такие занятия «Добро и зло», «В дружбе сила», «Правда и ложь», Рисовали
рисунок «Мой хороший поступок», сочиняли сказку «Про плохое и про хорошее». Такие
внеклассные мероприятия учат быть добрее, терпимее, внимательнее к окружающим.
Способствуют сплочению коллектива.
В конце учебного года мы побывали в гостях в пожарной части города. Ученики
усовершенствовали свои знания о профессии пожарного. Более подробно познакомились с
оборудованием, с современной техникой для тушения пожара.
Такие экскурсии не проходят бесследно. Они оставляют в душах детей незабываемые
впечатления, что способствует их социализации и выбору дальнейшей профессиональной
деятельности.
Творческая художественная деятельность детей.
Проведение совместных праздников.
Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции
Организация выставок.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся.
Мои дети подготовили проекты: «Моя малая родина», «Красная книга»,
«Родословная», «В школе», «Наша дружная семья», «Азбука пешехода», «Профессии».
Формы работы с родителями
Мы считаем, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка,
нельзя достичь желаемого результата. Часто родители снимают с себя ответственность за
формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на
образовательное учреждение. К сожалению, современные родители в силу своей
постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно –
нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.
Поэтому, начиная с первого класса, с родителями учеников необходимо
проводить
родительские собрания на духовно-нравственные темы.
«Роль семьи в воспитании личности»
«Вечные истины в семье»
«Влияние средств массовой информации на развитие личности»
«Формирование лучших человеческих качеств у детей с помощью произведений
литературы и искусства»
«Как любить своих детей»
«Школа – дом у начала дороги»
• Лекторий для родителей.
• День открытых дверей.
• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы).
• Индивидуальные консультации
• Наглядные средства: информационные стенды для родителей, выставки детских работ.
• Проведение совместных с детьми праздников.
Работа по духовно-нравственному воспитанию проходит в рамках образовательного и
воспитательного процесса.
В школе проводятся традиционные праздники, в которых мы принимаем самое активное
участие:
Масленица
День птиц
Рождество
День матери
День семьи
Праздник славянской письменности, неделя экологии, искусства, истории, литературы
день самоуправления
Личность формируется и развивается в коллективной творческой среде. Чем богаче и
содержательнее будет организована коллективная творческая деятельность мною, как
классным руководителем, тем больше возможности для творчества и общения у детей.
Основной формой работы классного руководителя является классный час, где школьники
под руководством учителя включаются в специально организованную деятельность,
способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу,
к самому себе.
Каждый классный час заканчивается рефлексией нашей коллективной творческой
деятельности, которая заканчивается словами: « Я понял, что… или Теперь я
постараюсь…или Мне было интересно и хорошо». Такая рефлексия помогает мне
определить вектор дальнейшего развития воспитания личности.
Работа в духовно-нравственном направлении – это долгий кропотливый труд. Но делать
это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и
культуре невозможно воспитать гражданина и патриота!
Современный учитель должен уметь ненавязчиво раскрыть перед ребенком перспективу
его роста и развития. Показателями эффективностями педагогической деятельности
является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура
межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка. Отследить это
мне помогают личные педагогические наблюдения, тестирование, анкетирование.
Эти перемены замечают и родители. В результате с их стороны проявляется
взаимопонимание, сотрудничество, помощь и поддержка.
Пройдёт время, и станут заметны результаты длительной работы по воспитанию у детей
чувства любви и доброты. А, как известно, любовь и доброта начинается с любви к
людям, прежде всего близким, и к природе. Дети учатся любви и доброте у нас. Поэтому
работа по духовно-нравственному направлениям определила возможность формирования
у детей более сложных чувств и понятий, таких как любовь к родному краю, Родине,
человечеству.
На примерах героизма людей воспитывается чувство любви и преданности родному
краю. Содержание уроков и внеклассных мероприятий, связанных с культурой,
литературой развивают у детей способность яснее замечать окружающую
действительность, интересоваться прошлым, задумываться о будущем. Не это ли основа
духовно – нравственного воспитания? Поэтому в качестве дидактического материала
нужно как можно больше использовать художественные произведения, знакомящие с
историей родного края, знаменитыми людьми, с основами православной культуры,
проведение бесед, классных часов, Уроков Мужества, посещение городских музеев,
организация экскурсий, походов по родному краю, сотрудничество со школьной и
городской библиотеками, взаимодействие с семьями и изучение семейных традиций,
проведение праздников, организация различных выставок, конкурсов, способствуют
активной заинтересованности учащихся, их любознательности и вовлеченности в
деятельность.
Хочется отметить, что это не только теоретическое описание процесса воспитания, а
система работы, практически доказывающая результативность данного подхода.
Школа может успешно выполнять свои воспитательные функции лишь при условии
систематического изучения каждого школьника. В связи с этим психология должна стать
одной из важнейших областей педагогических знаний. Именно психолог – это первый
помощник классного руководителя в решении многих вопросов, в возможности
разработки индивидуальных вариантов воспитания и развития школьников. Только в
такой совместной деятельности произойдёт реальная гуманизация воспитательного
процесса.
Сравнительно с показателями 2024-2025 учебного года в нашем классе наблюдается
положительная динамика нравственного развития детей. Растить цветок из семени
прекрасное призвание и это не просто слова – это наше педагогическое предназначение.
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в создании
духовной атмосферы в школе, в классе, в семье, которая бы способствовала духовному
становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.
И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной
личности. Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки
к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный
наставник, который бы являлся примером нравственного и гражданского поведения для
ученика. Важно не только научить, но и вдохновить примером. Никакие воспитательные
программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и
гражданского поведения для ученика. Сделать себя лучше, добрее, чище – значит сделать
таким мир вокруг себя.