Напоминание

"Организация работы класса по духовно-нравственному направлению"


Авторы: Московец Марина Николаевна, Поровицына Елена Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 16 муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: г.Бугульма
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы класса по духовно-нравственному направлению"
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ СОШ №16

Доклад на тему

«Организация работы класса

по духовно-нравственному направлению»

(Из опыта работы классного руководителя)

Московец Марина Николаевна

Поровицына Елена Сергеевна

учитель начальных классов

2025 год

Научить человека быть счастливым — нельзя,

но воспитать его так,

чтобы он был счастливым, можно.

Макаренко А.С.

Тема «Организация воспитательной работы класса по духовно-нравственному

направлению» актуальна и современна и в социальном плане и в плане реализации

программы развития школы.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов

образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых,

трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные

знания и умения на благо Родины.

В настоящее время действительно налицо утрата духовной ориентации в обществе. И от

этого страдает в первую очередь молодое поколение, дети.

Школа принимает непосредственное участие в воспитании и формировании развития

личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного

руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать

духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и

освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. Современное общество нуждается в

способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими

трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты

и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются

основой современного общества и государства.

Неся ответственность за вверенных мне детей, я должны думать и о том, какими они

придут во взрослую жизнь – расчетливыми и рациональными или нравственно зрелыми

личностями.

Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения

педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности.

Эта проблема стоит и перед нами, именно её мы сделала ключевой в воспитательной

работе классного руководителя.

Мы выбрала направления воспитательной деятельности через формирование следующих

ценностей

- Любви к родине

- Уважение к семье

- Потребности в здоровом образе жизни

- Осознания красоты

- Трудолюбия

- Бережного отношения к Земле

- Культуры общения.

Методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение учащихся в

деятельность, трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр.

Формы работы с учащимися

Внеурочная деятельность, беседы, классные часы духовно-нравственного содержания.

Классный час «Мы в ответе за тех, кого приручили», формирует чувство ответственности

за жизнь и здоровье животных, живущих в доме. Чтобы занятие не стало формально

проведённым мероприятием, а затронуло душу ребёнка, мы используем рассказы «Слепая

лошадь», классный час «Будем добрее», рассказы «Гадкий утенок», «Дюймовочка». Дети

активно участвуют в обсуждении темы.

Формированию духовно-нравственного воспитания способствуют и внеклассные

мероприятия, проводимые с детьми в течение года. Так на протяжении учебного года

прошли такие занятия «Добро и зло», «В дружбе сила», «Правда и ложь», Рисовали

рисунок «Мой хороший поступок», сочиняли сказку «Про плохое и про хорошее». Такие

внеклассные мероприятия учат быть добрее, терпимее, внимательнее к окружающим.

Способствуют сплочению коллектива.

В конце учебного года мы побывали в гостях в пожарной части города. Ученики

усовершенствовали свои знания о профессии пожарного. Более подробно познакомились с

оборудованием, с современной техникой для тушения пожара.

Такие экскурсии не проходят бесследно. Они оставляют в душах детей незабываемые

впечатления, что способствует их социализации и выбору дальнейшей профессиональной

деятельности.

Творческая художественная деятельность детей.

Проведение совместных праздников.

Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции

Организация выставок.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся.

Мои дети подготовили проекты: «Моя малая родина», «Красная книга»,

«Родословная», «В школе», «Наша дружная семья», «Азбука пешехода», «Профессии».

Формы работы с родителями

Мы считаем, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка,

нельзя достичь желаемого результата. Часто родители снимают с себя ответственность за

формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на

образовательное учреждение. К сожалению, современные родители в силу своей

постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно –

нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.

Поэтому, начиная с первого класса, с родителями учеников необходимо

проводить

родительские собрания на духовно-нравственные темы.

«Роль семьи в воспитании личности»

«Вечные истины в семье»

«Влияние средств массовой информации на развитие личности»

«Формирование лучших человеческих качеств у детей с помощью произведений

литературы и искусства»

«Как любить своих детей»

«Школа – дом у начала дороги»

• Лекторий для родителей.

• День открытых дверей.

• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы).

• Индивидуальные консультации

• Наглядные средства: информационные стенды для родителей, выставки детских работ.

• Проведение совместных с детьми праздников.

Работа по духовно-нравственному воспитанию проходит в рамках образовательного и

воспитательного процесса.

В школе проводятся традиционные праздники, в которых мы принимаем самое активное

участие:

Масленица

День птиц

Рождество

День матери

День семьи

Праздник славянской письменности, неделя экологии, искусства, истории, литературы

день самоуправления

Личность формируется и развивается в коллективной творческой среде. Чем богаче и

содержательнее будет организована коллективная творческая деятельность мною, как

классным руководителем, тем больше возможности для творчества и общения у детей.

Основной формой работы классного руководителя является классный час, где школьники

под руководством учителя включаются в специально организованную деятельность,

способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу,

к самому себе.

Каждый классный час заканчивается рефлексией нашей коллективной творческой

деятельности, которая заканчивается словами: « Я понял, что… или Теперь я

постараюсь…или Мне было интересно и хорошо». Такая рефлексия помогает мне

определить вектор дальнейшего развития воспитания личности.

Работа в духовно-нравственном направлении – это долгий кропотливый труд. Но делать

это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и

культуре невозможно воспитать гражданина и патриота!

Современный учитель должен уметь ненавязчиво раскрыть перед ребенком перспективу

его роста и развития. Показателями эффективностями педагогической деятельности

является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура

межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка. Отследить это

мне помогают личные педагогические наблюдения, тестирование, анкетирование.

Эти перемены замечают и родители. В результате с их стороны проявляется

взаимопонимание, сотрудничество, помощь и поддержка.

Пройдёт время, и станут заметны результаты длительной работы по воспитанию у детей

чувства любви и доброты. А, как известно, любовь и доброта начинается с любви к

людям, прежде всего близким, и к природе. Дети учатся любви и доброте у нас. Поэтому

работа по духовно-нравственному направлениям определила возможность формирования

у детей более сложных чувств и понятий, таких как любовь к родному краю, Родине,

человечеству.

На примерах героизма людей воспитывается чувство любви и преданности родному

краю. Содержание уроков и внеклассных мероприятий, связанных с культурой,

литературой развивают у детей способность яснее замечать окружающую

действительность, интересоваться прошлым, задумываться о будущем. Не это ли основа

духовно – нравственного воспитания? Поэтому в качестве дидактического материала

нужно как можно больше использовать художественные произведения, знакомящие с

историей родного края, знаменитыми людьми, с основами православной культуры,

проведение бесед, классных часов, Уроков Мужества, посещение городских музеев,

организация экскурсий, походов по родному краю, сотрудничество со школьной и

городской библиотеками, взаимодействие с семьями и изучение семейных традиций,

проведение праздников, организация различных выставок, конкурсов, способствуют

активной заинтересованности учащихся, их любознательности и вовлеченности в

деятельность.

Хочется отметить, что это не только теоретическое описание процесса воспитания, а

система работы, практически доказывающая результативность данного подхода.

Школа может успешно выполнять свои воспитательные функции лишь при условии

систематического изучения каждого школьника. В связи с этим психология должна стать

одной из важнейших областей педагогических знаний. Именно психолог – это первый

помощник классного руководителя в решении многих вопросов, в возможности

разработки индивидуальных вариантов воспитания и развития школьников. Только в

такой совместной деятельности произойдёт реальная гуманизация воспитательного

процесса.

Сравнительно с показателями 2024-2025 учебного года в нашем классе наблюдается

положительная динамика нравственного развития детей. Растить цветок из семени

прекрасное призвание и это не просто слова – это наше педагогическое предназначение.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в создании

духовной атмосферы в школе, в классе, в семье, которая бы способствовала духовному

становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.

И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной

личности. Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки

к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный

наставник, который бы являлся примером нравственного и гражданского поведения для

ученика. Важно не только научить, но и вдохновить примером. Никакие воспитательные

программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и

гражданского поведения для ученика. Сделать себя лучше, добрее, чище – значит сделать

таким мир вокруг себя.



В раздел образования