"Умножение пяти, на пять и соответствующие случаи деления"
Автор: Менджул Зинаида Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Чисменская ООШ" Населённый пункт: пос.Чисмена, Волоколамского района, Московской области Наименование материала: методическая разработка Тема: "Умножение пяти, на пять и соответствующие случаи деления" Раздел: начальное образование
Сценарий медиаурока с компьютером
Учитель Менджул З.А.
Предмет математика
Класс 3
ТЕМА:
«Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления».
Цель :
- познакомить с умножением пяти, на пять и соответствующими случаями деления.
Задачи
Образовательные —
- составить таблицу умножения пяти, на пять и
соответствующие случаи деления,
- закреплять умение решать текстовые задачи, рассуждать,
- совершенствовать вычислительный навык.
Развивающие — развивать логическое мышление, внимание, память, речь.
Воспитательные — воспитывать интерес к математике, формировать стремление к получению знаний, воспитывать уважение друг к другу
в коллективе.
Здоровье сберегающий аспект — работа по предупреждению заболеваний, сохранение здоровья. Индивидуальный подход к учащимся.
Рациональная смена видов учебной деятельности, физминутки.
Технологии - Игровая технология, личностно-ориентированное обучение, компьютерные технологии.
Тип урока — урок открытия новых знаний
Необходимое оборудование и используемые материалы компьютер для учителя, проектор, экран, авторский медиапродукт, учебник
математика
М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. «Математика» часть 1 для 3 класса.
УМК «Школа России».
Планируемые результаты
Предметные —
-учить приемам умножения и деления на 5 в ходе практической работы и продолжить обучение решению уравнений
-актуализировать ранее изученные знания табличных случаев умножения и деления при решении задач на увеличение и уменьшение «в»
и «на»
- познакомить с таблицей умножения и деления на 5 на основе ранее сформированных представлений знания таблицы умножения на 4
Личностные — отношение обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному
процессу и его результатам;
- учащиеся усвоятзнание норм поведения на уроке, желание и умение отвечать на вопросы, умение слушать учителя и
одноклассников, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
- формировать интерес к математике.
Метапредметные способность ученика применить знания на практике и в жизни
УУД
Регулятивные — целеполагание — способность принять учебную задачу, способность контролировать себя, - саморегуляция как
способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, - коррекция- способность исправлять свои действия, а
также возможные ошибки, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные умение работать в коллективе, группе, паре самостоятельно; умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли, принимать решение, делать выводы, умение сотрудничать при выполнении и проверке заданий.
Познавательные умение составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления, объяснять конкретный смысл действия
умножения, называть компоненты действия умножения и деления, составлять краткую запись при решении задачи и решать её при
помощи выражения, находить числа кратные 5.
Технологическая карта урока
№
Этап урока,
цель
Вре
мя
Краткое содержание
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Форма
работы
Результат
1
Организация
класса
Цель: мотивировать
учащихся к учебной
деятельность
2
Настрой на урок
стихотворение
Приветствует учащихся,
проверяет готовность к
уроку. Предлагает
поприветствовать гостей.
Приветствуют учителя
и гостей, проверяют
готовность к уроку.
Фронтальная
Регулятивные УУД:
волевая саморегуляция,
способность к
мобилизации сил и
энергии.
Коммуникативные УУД:
Поддержание интереса к
уроку
Познавательные УУД:
выделение необходимой
информации для ответа на
вопросы
2
Актуализация
знаний
Цель:
8
1.
Устный счёт
«Математическое
лото»
Учитель устно диктует
примеры
Дети зачёркивают в
карточке для
математического лото
ответы
Самостоятель
ная
Регулятивные УУД:
способность принять
учебную задачу,
поддержание интереса к
Актуализировать
работу по
определению темы
урока
2
2.
Счёт пятерками
Проверка примеров
Проверка ответов
Устно считают от 0 до
100 пятёрками
Фронтальная
Фронтальная
уроку, способность
начинать и заканчивать
действие в нужный
момент.
Познавательные УУД:
выделение необходимой
информации для решения
задач, поиск способов
решения.
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои
мысли с достаточной
полнотой и точностью,
умение слушать и
понимать речь других,
учитывать разные мнения.
3
Самоопределен
ие к
деятельности
Цель: согласовать
цель и тему урока.
1
Определение темы урока.
Стихотворение
Задаёт вопросы. Уточняет
понимание целей урока,
создаёт эмоциональный
настрой на урок
Отвечают на вопросы,
задают вопросы,
обсуждают качества
необходимые для
работы на уроке.
Фронтальная
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои
мысли с достаточной
полнотой и чёткостью,
умение слушать и
понимать речь других,
учитывать разные мнения.
Регулятивные УУД:
умение ставить цель
занятия.
4
Работа по теме
урока
Цель: составить
таблицу умножения
на 5 и
соответствующие
случаи деления
10
Составляем таблицу
умножения на 5 и
соответствующие случаи
деления
Организует работу по
составлению таблицы
умножения на 5 и
соответствующих случаев
деления по учебнику
Принимают участие в
составлении таблиц
умножения и деления
Фронтальная
работа,
Познавательные УУД:
поиск и выделение
необходимой информации
при решении задач, выбор
эффективного способа
решения, формирование
мыслительных операций:
анализ, сравнение,
обобщение
Регулятивные УУД:
умение планировать
последовательность
выполнения действий,
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои
мысли с достаточной
полнотой и точностью,
умение слушать и
слышать других,
учитывать разные мнения,
умение сотрудничать с
учителем и со
сверстниками
5
Физминутка
Цель здоровье
сбережение
1
Слайд №9
Физминутка под музыку
Показывает действия
Повторяют действия
Фронтальная
Коммуникативные УУД:
умение сотрудничать в
коллективе
Регулятивные УУД:
способность к
мобилизации сил и
энергии, эмоциональный
настрой на уроке.
6
Продолжение
работы по теме
урока
Цель: повторить
решение задач,
организовать
самостоятельную
работу по проверке
изученного
материала
7
7
1.
Задача №3 стр 40
2.
Самостоятельная
работа с
последующей
самопроверкой №2
стр.40
Организует работу по
решению задачи и
самостоятельную работу
Выполняют решение
задачи
Выполняют
самостоятельную
работу
Фронтальная
Самостоятель
ная
Познавательные УУД:
умение находить и
выделять необходимую
информацию, умение
обосновать выбор
решения, осознано
строить речевое
высказывание.
Регулятивные УУД:
проговаривать
последовательность
действий, формирование
познавательной
инициативы.
Коммуникативные УУД:
умение сотрудничать с
учителем, сверстниками,
вступать в диалог,
участвовать в обсуждении
задания.
7
Рефлексия
Цель: Организовать
рефлексию и оценку
деятельности
товарища.
4
1 В карточке зачеркнуть
числа которые делятся на 5
Самопроверка
Организует работу по
карточке
Участвуют в работе по
карточкам
Индивидуаль
ная работа,
парная
Познавательные УУД:
умение контролировать и
оценивать процесс и
результаты деятельности.
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои
мысли с достаточной
полнотой и точностью,
умение слушать и
понимать речь других,
умение оценивать работу
одноклассников и свою
Регулятивные УУД:
оценка, контроль,
коррекция.
8
Подведение
итогов урока
Цель: организовать
самооценку
собственной
деятельности
3+1
Подведение итогов урока
самооценка работы на уроке
Побуждает к
высказыванию своего
мнения
Отвечают на вопросы,
оценивают свою
работу на уроке
Фронтальная
Коммуникативные УУД:
умение участвовать в
диалоге, сотрудничать с
учителем и со
сверстниками
Личностные результаты
умение оценивать себя
при помощи критерия
успешности.
ХОД УРОКА
Название этапа
урока
В
ре
мя
Содержание урока
Формирование
УУД
Организация
класса
2
- Здравствуйте ребята. Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте с ними
поздороваемся.
Итак, друзья,
внимание!
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнем сейчас урок!
Садитесь.
«Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости»
- Как понимаете смысл пословицы?
Регулятивные УУД:
волевая саморегуляция,
способность к
мобилизации сил и
энергии.
Коммуникативные УУД:
Поддержание интереса к
уроку
Познавательные УУД:
выделение необходимой
информации для ответа
на вопросы
Актуализация
знаний
10
Устный счет
1.Математическое лото
Сегодня я предложу сыграть вам со мной в математическое лото.
Каждый из вас получил свою игровую карточку.
Итак, я даю задание, а вы зачеркиваете число, которое получите.
Все готовы? Начинаем.
- Разделите число 12 на 2
- Найдите произведение 4 и 7
- Первый множитель5, второй множитель 3. Найдите произведение?
- Делимое 27, делитель 3. Найдите частное.
Регулятивные УУД:
способность принять
учебную задачу,
поддержание интереса к
уроку, способность
начинать и заканчивать
действие в нужный
момент.
Познавательные УУД:
выделение необходимой
информации для
решения задач, поиск
способов решения.
Коммуникативные УУД:
- Найдите сумму чисел 24 и 16
- Найдите разность 50 и 18
- Увеличьте число 9 в 4 раза
- Уменьшите 56 на 9
- увеличьте 36 на 7
- Уменьшите 24 в 6 раз. /6, 28, 15, 9, 40, 32, 36, 47, 43, 4
Какие числа вы зачеркнули? Сколько чисел вы зачеркнули? Разделите это число
на 2. Что получите? (5)
2 Счёт пятёрками от 0 до 100
умение выражать свои
мысли с достаточной
полнотой и точностью,
умение слушать и
понимать речь других,
учитывать разные
мнения.
Самоопределени
е к деятельности
1
Сообщение темы и цели урока.
Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Каждый математик любит цифру «5»,
Сегодня мы научимся таблицы составлять.
Таблицы не простые, а важные такие,
Две на умножение и на деление две.
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои
мысли с достаточной
полнотой и чёткостью,
умение слушать и
понимать речь других,
учитывать разные
мнения.
Регулятивные УУД:
умение ставить цель
занятия.
Работа по теме
урока.
10
Учитель организует работу по составлению таблицы на 5 на стр. 40
учебника
- Почему первым в таблице умножения рассматривается случай 5 · 5?
(предыдущие случаи уже известны)- - Замените произведение 5 · 5
суммой.
- Что значит 5 · 5? (по 5 взять 5 раз). Чему равно произведение?
- Что происходит со вторым множителем? (увеличивается на 5)
- Как изменится произведение с увеличением одного из множителей?
По «цепочке» заполняем 1 столбик.
Познавательные УУД:
поиск и выделение
необходимой
информации при
решении задач, выбор
эффективного способа
решения, формирование
мыслительных
операций: анализ,
сравнение, обобщение
Регулятивные УУД:
умение планировать
последовательность
Организует проговаривание нового знания по заполненной таблице с
использованием алгоритма
(5 · 5=25 - если произведение разделить на один из множителей, то
получим второй множитель;
5 · 6 =30, 6 · 5=30 - от перестановки множителей произведение не меняется,
30:5=6,
30:6=5;
5 · 7=35 - аналогично
5 · 8; 5 · 9 -аналогично
выполнения действий,
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои
мысли с достаточной
полнотой и точностью,
умение слушать и
слышать других,
учитывать разные
мнения, умение
сотрудничать с учителем
и со сверстниками
ФИЗМИНУТКА
1
Под музыку выполняют движения
Коммуникативные УУД:
умение сотрудничать в
коллективе
Регулятивные УУД:
способность к
мобилизации сил и
энергии,
эмоциональный
настрой на уроке.
Продолжение
работы по теме
урока
7
1.
Задача №3 стр.40
Прочитайте задачу.
- о чем говорится в задаче?
- какой длины был кусок ткани?
- как его использовали?
-что сшили из оставшейся ткани?
- какие пальто?
- можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему7
Познавательные УУД:
умение находить и
выделять необходимую
информацию, умение
обосновать выбор
решения, осознано
строить речевое
высказывание.
Регулятивные УУД:
проговаривать
последовательность
действий,
7
Выполните краткую запись к задаче.
Какой вопрос главный?
Сколько действий в задаче?
Что мы будем находить сначала?
Каким действием узнать? Сколько надо ткани на одно пальто? Почему?
Можно ли эту задачу решить выражением?
2.
Самостоятельная работа №2 стр.40 Примеры
Взаимопроверка с экрана с выставлением оценки
формирование
познавательной
инициативы.
Коммуникативные УУД:
умение сотрудничать с
учителем, сверстниками,
вступать в диалог,
участвовать в
обсуждении задания.
Рефлексия
Игра
4
Закрась числа которые делятся на 5
26 30 45 15 23
38 10 42 40 36
44 25 14 50 21
27 20 24 35 39
Познавательные УУД:
умение контролировать
и оценивать процесс и
результаты
деятельности.
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои
мысли с достаточной
полнотой и точностью,
умение слушать и
понимать речь других,
умение оценивать
работу одноклассников
и свою
Регулятивные УУД:
оценка, контроль,
коррекция.
Подведение
итогов
2
Чему мы сегодня учились на уроке?
Кто уже запомнил таблицу на пять?
Коммуникативные УУД:
умение участвовать в
диалоге, сотрудничать с
учителем и со
сверстниками
Личностные результаты
умение оценивать себя
при помощи критерия
успешности.
Домашнее
задание
1
Выучить таблицу умножения на 5, стр.40 п.7. з.4
Литература
Учебник: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. «Математика» часть 1 для 3 класса.