Автор: Гурская Татьяна Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО «Октябрьский ДДТ»
Населённый пункт: Челябинская область, Октябрьский район, село Октябрьское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методический материал к дополнительной общеобразовательной программе "Три шага к прекрасному"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Октябрьский Дом детского творчества»
(МУДО «Октябрьский ДДТ»)
Методический материал
к дополнительной общеобразовательной программе
«Три шага к прекрасному»
Разработала:
педагог дополнительного образования
Гурская Татьяна Евгеньевна
с. Октябрьское 2025 г.
Содержание.
1.Аннотация
2.Предисловие
3.История изготовления украшений из бисера
4.Материалы и инструменты
5.Цветовая композиция
6.Техники изготовления украшений из бисера на проволоке
7.Конспект открытого занятия: «Изготовление цветка подвески техникой
низания «дугами»
8.Заключение.
9.Список литературы.
Аннотация.
Изготовление изделий на проволоке - вид творчества, который появился
сравнительно недавно, однако уже завоевал огромную популярность. Создание
оригинальных
композиций
с
основой
из
проволоки
своей
простотой
и
изысканностью привлекают детей и взрослых.
Поэтому для освоения и расширения знаний по изготовлению изделий на
проволочной основе и предлагается данный программно-методический материал
для педагогов и творческих людей.
В данный программно-методический материал вошли сведения о материалах и
инструментах, необходимых для изготовления изделий на проволоке. Так же даны
методические рекомендации по выбору цветовой гаммы изделия. Приведена
таблица
сочетаемости
цветов.
Рассмотрены
четыре
основных
техники
изготовления изделий на проволочной основе и способы их применения на
практике при изготовлении изделий: броши, колье, цветка-подвески.
Предисловие.
Стремление к красоте неотъемлемо от человеческой природы. Оно было
присуще людям всегда. Издревле человек украшал свою одежду, жилище,
предметы быта и интерьера. В этом проявлялись его индивидуальные и
художественные способности, и это делало его жизнь более яркой, самобытной,
эмоционально насыщенной.
Изделия из бисера очень красивы и декоративны. Из бисера можно выполнять
как сувениры на проволочной основе, так и браслеты, кулоны, ожерелья на нитках
в разных техниках плетения. Можно оплетать бисером различные предметы, ткать
пояса, вышивать картины и расшивать бисером и стеклярусом одежду.
Бисероплетение используют в сочетании с другими видами прикладного
творчества, такими как макраме, кружевоплетение, фриволите, вышивка, вязание
спицами и крючком с бисером и бусинами. Со вкусом подобранные цвета, яркие и
контрастные
тона
изделий
из
бисера
неизменно
вызывают
восхищение
окружающих.
Техника
бисероплетения
требует
тонкого
понимания
красоты,
безукоризненного
вкуса,
художественного
такта
и
фантазии
и,
конечно,
мастерства. И если мастерству можно научиться, то такие черты характера, как
усидчивость, терпение, настойчивость должны быть присущи тем, кто хочет
заняться этим видом рукоделия.
История изготовления украшений из бисера.
Бисерное рукоделие – один из старинных и достаточно распространенных
видов народного творчества. Слово «бисер» произошло от арабского «бусер», что
значит
стеклярус.
Родиной
бисера
считается
Древний
Египет,
где
из
непрозрачного стекла изготавливали крупные бусины. Со временем технология
совершенствовалась, бусины становились все мельче и мельче. Так появился
бисер.
Особого расцвета производство бисера достигло в Венеции, куда перешло из
Византии. Рецепты изготовления прозрачного и цветного венецианского стекла
строго оберегались.
Бисер стало возможным гранить лишь в конце XVI века, когда в Богемии
(сейчас – Чехия) стали выпускать тугоплавкое, сложное в обработке и, главное,
твердое стекло. До этого бисер был круглый. Богемский бисер сверху и в
середине отверстия покрывали цветной эмалью, что придавало ему особый блеск.
Изделия из стекла – бусы и бисер – были известны у народов, живших на
территории нашей страны, еще в VI–V веках до нашей эры. Уже тогда вышивкой
бисером украшали одежду и обувь, предметы женского туалета. Во времена
Киевской Руси женщины и дети носили украшения в виде стеклянных бус и
браслетов различной формы и цвета.
Начиная с XV века для изготовления церковных одежд и утвари, предметов для
царского двора рукодельницы начинали широко использовать венецианский
бисер, соединяя его с драгоценными камнями и русским жемчугом. Большого
расцвета изготовление бисерных украшений достигло в конце XIX – начале XX
века в юго- восточной части России, у народов Поволжья и Приуралья, Сибири,
Крайнего Севера и Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья, в отдельных
районах Белоруссии, Литвы, Украины. В настоящее время бисероплетение
переживает новый этап своего развития.
В наши дни бисерное искусство развивается в двух направлениях. Первое – это
украшение как традиционные- цепочки, гайтаны, так и новые варианты- колье,
женские галстуки бисерные шарфики, ремни и т.д. Второе - объемные и
стилизованные изделия из бисера для оформления интерьера. Это всевозможные
настенные панно, цветы, деревья. Небольшой букетик из бисера на журнальном
столике, миниатюрное цветущее дерево на фоне зимнего пейзажа создают
ощущение уюта и комфорта.
Материалы и инструменты.
Основным материалом для работы является, естественно, бисер. На нашем
рынке сейчас появилось огромное количество разнообразного бисера. Чаще всего
в магазинах можно встретить тайваньский, индийский, китайский, японский и
чешский бисер.
Основными качественными характеристиками бисера являются устойчивость к
внешним воздействиям (качественный бисер не истирается и не теряет цвет) и
калибровка (все бисеринки должны быть правильной, одинаковой формы и
одного размера).
Бисер очень различается по размерам, форме и цвету. Он может быть мелким
или крупным, граненным как изнутри, так и снаружи, вытянутой формы, круглым
или плоским, как колечки. Разнообразны и способы окраски бисера: он может
быть прозрачным или цветным, матовым или блестящим, покрашенным целиком
или только изнутри. Особенно интересен бисер металлического цвета и бисер с
эффектом «бензинового пятна на воде».
Наряду с бисером в работе можно использовать:
бусины – объемные и граненые;
искусственный жемчуг;
граненый и витой стеклярус – трубочки длиной от 3 до 7 мм, а также рубленый
стеклярус, так называемая рубка;
Для работы также понадобится ряд инструментов и материалов:
небольшие плоскогубцы, кусачки, тонкая медная проволока диаметром 0,2 -0,5
мм.
Цветовая композиция.
Очень важную роль в бисерном рукоделии, как и во всех видах творчества,
играет колорит – гармонические сочетания цветов и их оттенков. Чтобы все цвета
гармонически сочетались между собой и с фоном изделия, необходимо знать
основные законы цветоведения – науки, изучающей цвет и его свойства.
Цвет
–
это
физиологическое
ощущение
человека,
воспринимаемое
непосредственно сетчаткой глаза. Цвет эмоционально воздействует на человека,
вызывает различные чувства, меняет настроение. Черные тона удручают,
действуют подавляюще, а светлые, наоборот, – радуют. Существуют выражения,
связанные с цветовой характеристикой: «темные силы», «розовые мечты»,
«светлый разум» и т. д.
Цветовой спектр состоит из таких цветов как:
◊ красный;
◊ оранжевый;
◊ желтый;
◊ зеленый;
◊ голубой;
◊ синий;
◊ фиолетовый.
Их легко запомнить так: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.
Это цвета самые насыщенные, их называют чистыми, то есть чистый – это
спектральный цвет. Красный, желтый, синий – три основных цвета. Из них можно
составить все цвета спектра, а их путем смешивания получить нельзя .
Цвета, расположенные между спектральными, называются промежуточными.
Они менее насыщены, так как от смешения теряют яркость.
Согласно современной науке, все цвета делятся на:
◊ хроматические (с греческого «окрашенные»);
◊ ахроматические (с греческого «неокрашенные»).
Белый, серый, черный- ахроматические цвета. Так как ахроматические цвета
могут вступать в любые цвета композиции, не нарушая гармонии, их называют
нейтральными. Они обладают только светлотой и не могут быть на теплыми, ни
холодными.
Хроматические цвета обладают цветовым тоном. Они бывают теплыми и
холодными.
Насыщенность
хроматического
цвета
уменьшается
при
присоединении к нему цветов белого, черного или серого. Цвета с примесью
ахроматического цвета называются мутными. При этом, если добавлен белый,
цвета называются разбеленными или пастельными (розовый, голубой, светло-
зеленый), а если черный - затемненными (темно-красный, темно-синий и т.п.).
Ряд цветов, имеющих общие цветовые особенности, называют гаммой или
тональностью. Например, о костюме из ткани с несколькими оттенками синего
цвета говорят: выдержан в гамме синих цветов.
Когда выполняется изделие из бисера, обязательно необходимо учитывать, на
какой
фон
оно
будет
накладываться.
Рекомендуется
подбирать
фон
из
дополнительного цвета основного цвета изделия.
Выбирать цвета для изделия никогда нельзя отвлеченно: все зависит от
назначения изделия, требований к нему. Следует учитывать и фактуру:
выигрышно смотрятся изделия, где используется не только круглый бисер, но и
рубленый, а также крупные бусины.
После тщательного отбора бисера по цветовой гамме и фактуре можно
приступать к технике выполнения изделий из бисера.
Таблица сочетаемости цветов.
Техники изготовления изделий из бисера на проволоке.
Изделия из бисера на проволочной основе просты в изготовлении. Они всегда
выгодно отличаются тем, что имеют объемную форму. Этому способствует
материал основы – проволока, которую можно изгибать в любую сторону. Из
сплетенных на проволоке букетиков цветов, стрекоз, пчелок и т.д. можно
компоновать целые картины, панно, делать броши, заколки для волос, колье,
создавать композиции, украшающие дом.
Главным условием выполнения работ в этой технике являются хорошие
материалы: тонкая мягкая проволока и бисер высокого качества.
Рассмотрим четыре основных способа изготовления изделий на проволочной
основе:
1.Параллельный способ низания
Параллельный
способ
низания
используется
для
изготовления
цветов
(ромашки, лютика, колокольчика, василька и т.д.), при изготовлении животных и
насекомых (кошечка, собачка, стрекоза, бабочка, жучок и т.д.), для плетения
листиков для дерева. Эта техника проста в исполнении, овладеть ею может даже
дошкольник.
Техника параллельного плетения заключается в том, что для формирования
любого ряда, за исключением первого, на один конец проволоки нанизывают
определенное количество бисера, после чего второй конец проволоки проводят во
встречном направлении присоединяя новый ряд к уже существующему. Первый
же ряд просто набирают на проволоку вместе со вторым. Рис 1.
2.Игольчатый способ низания
Техника низания иголочек, или бисерных столбиков, используется для создания
цветов с вытянутыми тонкими лепестками, рогов и грив животных, при
выполнении елочки, а так же для выполнения пестиков и тычинок. В этой технике
бисер располагается друг за другом и удерживается в вертикальном или
горизонтальном положении проволокой. В том случае, когда нужно выполнить
пестик или тычинку, столбики нижутся на отдельно взятой проволоке. Если же
надо сделать лепестки цветка, то используют круговую технику создания
столбиков.
Для выполнения отдельного столбика необходимо набрать на проволоку
столько бисера, сколько необходимо для создания определенной длины иголочки,
например семь бисеринок. После набора материала один конец проволоки
окажется наверху, а другой - внизу. Затем верхний конец ее необходимо
развернуть в противоположном направлении и пропустив верхнюю бисеринку,
пройти через все набранные бисеринки сверху вниз. Поднимая одной рукой
столбик вверх, второй протянуть вниз за оба конца, чтобы закрепить полученную
иголочку. Рис 2.
Круговая техника низания столбиков используется в том случае, если изделие
требует множество соединенных между собой иголочек. Для этого в след за
формированием столбиков один конец проволоки останется в прежнем нижнем
положении, а вторым формируют новый столбик. Для того, чтобы затянуть вновь
образованную иголочку, нужно развернуть ее так, что бы она оказалась на одной
прямой с предыдущим столбиком, и проволока при затягивании не образовывала
изгиба между первым и вторым столбиком. Рис 3. Таким же способом плетутся
остальные иголочки, тычинки и т.д.
3.Петельный способ низания.
Петельная техника используется при изготовлении ушек животных, для
создания лепестков и листиков цветков. В ряде случаев петельки можно
использовать для создания оперения или туловища птиц.
Для создания петли на проволоку набирают требуемое количество бисера,
после чего ее концы соединяют вместе и несколько раз перекручивают между
собой. Рис. 4. Затем можно присоединить петельку к другой детали или
сформировать на каждом конце проволоки новые петли.
При создании ряда цветков, а также для выполнения ушек животных, может
потребоваться петелька с заполненным бисером центром. В центре могут быть,
как одна бусинка более крупного размера, так и несколько бисеринок такого же
размера. Создают такие петли из нескольких рядов по одному и тому же
принципу: сначала нижется первая петля меньшего размера, а затем вокруг нее
выполняют вторую петлю большего размера. Количество бисеринок в первой
петле зависит от того, какого размера должна быть готовая деталь. Рис. 5
4.Техника низания дугами.
Такая техника незаменима при создании цветков из бисера, так как позволяет
получать лепестки самой причудливой формы: круглые, продолговатые, резные,
зубцами. Помимо плетения листьев и лепестков растений, данную технику
используют для создания выпуклых сердцевинок цветов и могут применять при
изготовлении крон деревьев.
Работу в технике плетения дугами начинают с формирования оси или стержня-
основы. Он может быть как с бисером, так и без бисера. После набора на стержень
- основу необходимого для первого ряда количества бисеринок на любом из
концов оси закрепляют проволоку с бисером. Длина оси зависит от высоты
детали. После закрепления проволоки на основе на нее набирают такое
количество бисера, которое потребуется для формирования первой дуги.
Сформированную дугу с бисером подводят к противоположному концу бисерного
ряда и закрепляют, обернув проволоку вокруг стержня-основы. Рис.6 После того,
как будет сформировано требуемое количество дуг, проволоку закрепляют вокруг
основы и обе проволоки перекручивают вместе для фиксации детали. Верхнюю
часть оси загибают внутрь и пропускают через бисерный ряд основы сверху вниз,
чтобы проволоки не было видно.
Существует более простой и удобный способ изготовления стержня-основы.
Для этого берем два конца проволоки и пропускаем одну бисеринку основы вниз.
На один конец проволоки продеваем определенное количество бисеринок, и
второй конец проволоки продеваем в это количество бисеринок в том же
направлении
и
затягиваем.
Также
вокруг
основы
выкладывают
нужное
количество дуг. Рис. 7.
Заключение
Бисероплетение стало одним из видов творчества. Бисер привлекает к себе
новых поклонников не только своими яркими красками, разнообразием форм и
размеров, но и древней магией. У детей бисероплетение развивает и моторику, и
усидчивость и цветовосприятие.
Данный программно-методический комплекс помогает младшим и старшим
школьникам сделать первые шаги на пути овладения удивительным искусством
бисероплетения, постепенно переходя к изготовлению более сложных изделий.
Использование вышеуказанного материала позволяет повысить эффективность
образовательного процесса, ориентированного на достижение качественно новых
образовательных результатов, использование новых форм работы, эффективную
организацию самостоятельной работы учащихся.
Дети занимаются изготовлением вещей, которые находят свое место в жилом и
общественном интерьере, становятся частью современного костюма. Успехи детей
в обучении и изготовлении изделий рождают у них уверенность в своих силах. Они
преодолевают
барьер
нерешительности,
робости
перед
новыми
видами
деятельности. У них воспитывается готовность к преодолению трудностей в любом
виде деятельности .
Основу методических материалов составляет система практических знаний,
основанная на трудах следующих авторов: Капитонова Г.Н., Романова Л.А., ………
Если вы захотите продолжить заниматься изготовлением изделий из бисера
самостоятельно, ниже приводится список литературы, которая поможет
вам
расширить свои знания дальше.
Список литературы
1. Божко Л.А. Бисер для девочек. Москва: «Мартин», 2004 г., 100 с.
2. Бульба Н.С. Плетение из бисера и бусин. Москва : «АСТ- Пресс», 2010 г., 80
с.
3. Виноградова Е.Г. Фенечки из бисера. Москва: «Сова», 206 г., 90 с.
4. Грюн Г. Объемное плетение из бисера. Москва: «АРТ-Родник», 2007 г., 45 с.
5. Гумедова О.В. Деревья из бисера. Москва: «АСТ-Пресс», 2010 г., 80 с.
6. Капитонова Г.Н. Бисероплетение :Практическое руководство . Минск,
«Харвест», 2006 г., 120 с.
7. Ликсо Н.Л. Украшения. Фигурки животных. Цветы. Минск, «Харвест», 2009
г., 255 с.
8. Романова Л.А. Магия бисера. Ростов-на Дону: «Феникс», 2005 г., 156 с.
9. Череда Н.С. Цветы из ткани. Москва: « АСТ-Пресс», 2011 г., 128 с.
10.
Чиотти Д. Бисер. Украшения своими руками. Москва; «Мир книги»,
2004 г., 156 с.