Напоминание

причудливый век


Автор: Ирина Валентиновна Титова
Должность: преподаватель вокала
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств №7"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: лекция-концерт
Тема: причудливый век
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №7» г. Курска

Лекция-концерт

«Причудливый век»

Выполнила:

Преподаватель хорового отделения

Титова Ирина Валентиновна

Курск 2025

Музыка периода барокко сегодня даже более популярна, чем была в 17-

18 веках, когда она создавалась. Этот стиль продолжает очаровывать и

радовать миллионы слушателей.

Эпоха барокко была новаторским временем, когда композиторы

экспериментировали с инструментами, с полифоническими текстурами,

искали новые формы и технологии в музыке.

Музыка эпохи барокко зародилась в Италии.

Барокко в переводе с итальянского-причудливый, странный. Родиной

этого

стиля

принято

считать

Рим,

Венецию

и

Флоренцию.

Эпоха

продолжалась в течение 16-18 веков и стала важным этапом в развитии

мирового искусства. В это время жизнь людей начала кардинально меняться,

появляется много свободного времени. Закончилось Средневековье, и теперь

вместо рыцарских турниров – прогулки на лошадях и игра в карты, вместо

мистерий-театры. Уходят старые традиции, перестраивается мышление.

Именно в это время в искусстве наблюдается какая-то гениальная нелепость,

причудливость, напыщенность. На 1 место выходят сложные душевные

переживания человека. Словом «барокко» критиковали отступление от

строгих норм классического искусства, считали новый стиль безвкусицей.

Искусство барокко основано на контрастах, причудливых их сочетаниях:

жизнь и смерть, мрак, боль и радость, яркость бытия, земное и религиозное,

духовное.

Эпоха барокко сыграла важнейшую роль в развитии музыки. Именно

тогда

появились

настоящие

оркестры,

получили

развитие

многие

музыкальные термины, родилась опера, возникли кантаты, оратории,

широкое распространение получила полифония. Самыми популярными

инструментами стали орган и клавесин. Период между 1600 и 1750 годом -

театрально-пышный, торжественный, возвышенный стиль в искусстве. Среди

композиторов той эпохи много известных имен. Каждый из них оказал

большое влияние на развитие классической музыки.

XVII столетие было временем расцвета клавирной музыки. Клавир-

общее название клавишных инструментов того времени – клавикорда,

клавесина, чембало.

Ярким представителем той эпохи был итальянский композитор, певец и

педагог

Джулио Каччини (1551-1618). Каччини был сыном плотника, но стал

членом Флорентийской камераты и любимцем графа Джованни Барти. Начал

обучаться игре на лютне и арфе в Риме, затем продолжил обучение во

Флоренции, где прославился как певец- виртуоз при дворе Медичи. Слава о

его певческом искусстве вышла за пределы Италии. Каччини был известен

как композитор и педагог, воспитал целое поколение музыкантов и

способствовал возникновению оперы в Италии. Опера «Эвридика» - одна из

первых в истории этого жанра. Большая часть его сочинений – виртуозные

произведения для солиста в сопровождении инструмента. До нас дошли три

публикации музыканта-опера «Эвридика» и два вокальных сборника. Его

музыка сложна для исполнения, и даже сейчас не многие певцы способны

виртуозно исполнить пассажи, которыми она украшена.

Дж.Каччини «Ариэтта»

Бернардо Пасквини (1637-1710). Итальянский композитор, был

известен как самый выдающийся композитор клавишной музыки, органист,

автор опер и кантат, ораторий. Пасквини жил и работал в Риме, занимал

должность

органиста.

Будучи

известным

виртуозным

клавишным

исполнителем,

Пасквини

получил титул «органист сената и римского

народа». Композитор являлся одним из самых значимых создателей

клавирной музыки в Италии, стоящим в одном ряду с такими мэтрами как

Дж.

Фрескобальди

и

Д.

Скарлатти

в

плане

клавирной

техники

и

композиторского стиля.

С 16 лет Пасквини служил органистом сначала в провинции Тосканы,

затем в Риме, в семье ккязя Боргезе. Его покровительницей была королева

Швеции, и в ее честь были написаны несколько опер.

Пасквини был также известным преподавателем игры на клавесине.

Многие выдающиеся музыканты того времени брали у него уроки.

Клавирная музыка Пасквини почти полностью сохранилась и хранится

в Берлинской государственной библиотеке.

Б. Пасквини «Амур, стрелок опасный»

Генри Перселл (1659-1695) – английский композитор, крупнейший

представитель

раннего

барокко.

Британским

Орфеем

называли

его

современники. Произведения Перселла имеют высочайшую духовную

ценность. Гений композитора ярче всего раскрылся в театральной музыке.

Перселл написал музыку к 50 театральным постановкам. Фантастика,

высокая лирика,

эпизоды

из народной жизни нашли отражение в

произведениях

этого

жанра.

Перселлом

написаны

замечательные

произведения для струнных инструментов – фантазии, сонаты, много

произведений для клавесина. Им написаны также духовные произведения для

хора, солистов и оркестра. Многоголосные духовные песни, оды, кантаты,

оперы, сюиты для клавесина. Композитов до конца жизни состоял на службе

при дворе короля Карла 2. Много песен посвятил членам королевской семьи и

вельмож. Количество созданных им песен огромно.

Г. Перселл «Остров счастья»

Антонио Кальдара (1670-1736)- итальянский композитор, дирижер.

Родился в семье скрипача. Отец был его первым наставником. С детства

Антонио пел в церковном хоре и играл на виолончели. Первые оперы

принесли ему славу. Кальдара служил капельмейстером в Мантуе, затем

переехал в Рим, где познакомился с Генделем и Скарлатти. С 1716 года и до

конца жизни жил и работал в Вене. Сказать, что композитором написано

много произведений - значит, ничего не сказать. Его наследие огромно: более

3500 сочинений. Среди них более 90 опер, кантаты, оратории, мадригалы,

церковная музыка и инструментальные произведения. Сегодня его музыка, к

сожалению, мало известна, но при жизни композитора его творчество

пользовалось широчайшей известностью. Кальдара – один из виднейших

мастеров вокальной музыки. Он оказал значительное влияние на развитие

итальянской вокальной музыки начала 18 века. Использование многоголосия

в духовных песнопениях стало новаторством того времени. Он показал себя

прекрасным мелодистом, владеющим формой и звуковедением.

А.Кальдара «Как ты жестока»

Джованни Батиста Перголези (1710-1736) вначале получил

известность как исполнитель – он был скрипачом и органистом. Вскоре к

нему пришла слава композитора, автора комических опер-буффа, где

действующими лицами являлись простые люди - слуги, крестьяне. Музыка

легкая, изящная, в основе сюжета-одурачивание слугами глупого богатого

хозяина.

Перголези начал свое обучение в Неаполе и остался в нем до конца

жизни. Здесь состоялись премьеры почти всех его опер. Успех пришел после

премьеры комической оперы «Служанка-госпожа», покорившей слушателей

легкой, радостной музыкой.

Композитором написано много духовной музыки. Его кантата «Stabat

Mater» стала самым известным произведением в этом жанре. Также им

создано много сонат, концертов, вокальных произведений.

Неизвестно, какими еще шедеврами композитор обогатил бы мировую

музыкальную культуру, если бы не его ранний уход из жизни. Перголези

скончался от туберкулеза и прожил всего 26 лет.

Б.Перголези «Если любишь»

Доменико Сарри (1679-1744) – итальянский композитор, дирижер и

органист. Активность его творчества пришлась на начало 18 века. В 1702 году

оно написал свою первую оперу. Сарри создал значительное количество

камерных кантат, несколько опер. Им написаны серенады для 3 голосов,

музыкальные драмы, оратории. Музыка Сарри отличается большим шармом

и изобретательностью. Также композитором написано несколько пасторалей

для голоса. Пастораль - от латинского pastoral «пастушеский». Это жанр в

искусстве, описывающий идеальную, мирную сельскую жизнь. Пасторалями

называют также картины художников, произведения театра и литературы,

посвященные жизни пастухов и пастушек.

Д.Сарри «Пастораль»

Доменико Скарлатти (1685-1757) вошел в историю как один из

основоположников

фортепианной

музыки,

создатель

виртуозного

клавесинного стиля.

Скарлатти уже в 16 лет стал органистом и композитором

Неаполитанской королевской капеллы, затем едет в Рим и Венецию, потом в

Испанию. Его как виртуоза – клавесиниста знала вся Европа. По словам

ирландского органиста Томаса Розенгрейва, он никогда не слышал таких

пассажей и эффектов, превосходящих всякую степень совершенства. Игра

Скарлатти на клавесине производила ошеломляющее впечатление. Его

сочинения сложны и виртуозны. В основном, это клавирные сонаты, которые

композитор писал всю свою жизнь, их создано более 500. Кроме того, им

написаны 20 опер, около 20 ораторий и кантат, 12 инструментальных

концертов. Музыка Скарлатти была забыта вскоре после его смерти, и только

в 19 веке начал возрождаться интерес к личности и творчеству композитора.

Д.Скарлатти «Фиалки»

Георг Фридрих Гендель (1685-1759)-выдающийся композитор и

исполнитель, один из крупнейших мастеров музыки 17-18 веков. Он является

одновременно немецким и английским композитором, так как родился и

провел юность в Германии, но большую часть жизни прожил в Лондоне и

являлся

английским

подданным.

Гендель

известен

своими

операми,

ораториями, гимнами и органными концертами. Музыка Генделя является

одной из вершин достижения стиля «высокого барокко». Он признан одним

из величайших композиторов своего времени. Гендель играл на клавесине,

скрипке, органе, гобое. В начале своей карьеры он занимал должность

органиста в соборе, затем переехал в Гамбург, где получил место скрипача и

клавесиниста в опере. Потом уезжает в Англию и остается там до конца

жизни. Композитором написано свыше 600 произведений в различных

жанрах. Его творчество оказало воздействие

на развитие не только

английской музыки 18 века, но и всего европейского музыкального искусства.

Г. Гендель «Слава лету»

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)-крупнейший композитор и органист,

один из величайших композиторов той эпохи. Он был придворным

музыкантом, церковным органистом и никогда не покидал пределы Германии,

Бах обладал абсолютным слухом и феноменальной памятью. Услышав 1 раз

музыкальное произведение, он мог потом сыграть его без единой ошибки. В

период Баха возникла тональность. Композиторы и исполнители стали

использовать более сложные музыкальные приемы, изменилась нотная

запись, расширился диапазон и сложность исполнения.

Бах-автор более 1000 произведений написанных во всех жанрах, кроме

оперы. Бах известен как великий мастер полифонии, в его творчестве она

достигла наивысшего расцвета. Но при жизни он не приобрел мировой славы.

Его музыка не пользовалась популярностью и считалась слишком сложной.

Лишь в 1829 году, когда состоялась премьера оратории «Страсти по

Матфею», его творчество было оценено по достоинству. С того времени

интерес к музыке Баха неисчерпаем. Его музыка вне времени. Творчество

Баха-грандиозное завершение эпохи барокко. Его музыка, в числе лучших

творений человечества, записана на золотой диск космического аппарата

Вояджер и запущенна в межзвездное пространство.

И.Бах «Весенняя песня»

Конечно, мы только слегка прикоснулись к творчеству великих

композиторов, только немного приоткрыли завесу. Разумеется, этими

именами не исчерпывается список выдающихся людей той эпохи. Расцвет

переживало не только музыкальное искусство, но и живопись, архитектура,

литература. Творили Галилей и Ньютон, Шекспир и Сервантес, Рембрант и

Рубенс. Эпоха барокко стала золотым веком искусства и науки. Музыка эпохи

барокко выражает эмоции, общечеловеческие ценности, поэтому не потеряет

своей актуальности никогда.



В раздел образования