Напоминание

«Работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности при изучении учебных предметов»


Автор: Шадрина Татьяна Викторовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Химико - технологическа школа "СинТез"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: «Работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности при изучении учебных предметов»
Раздел: начальное образование





Назад




«Работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими

трудности при изучении учебных предметов»

Каждый

учитель

в

процессе

своей

педагогической

деятельности

сталкивается со многими учащимися, испытывающими трудности в усвоении

учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, которые в

значительном числе случаев имеют психологический характер, невозможно

эффективно работать над их преодолением и, в конечном итоге, повышать

успеваемость учащихся.

Психологические

причины,

вызывающие

трудности

в

обучении,

разнообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними проявлениями

школьных трудностей.

Основные причины возникающих трудностей в обучении:

пропуск занятий по болезни,

слабое общее физическое развитие, наличие заболеваний,

задержка психического развития,

педагогическая запущенность.

В

силу

вышеперечисленных

причин

учащиеся

не

в

состоянии

самостоятельно, без специальной педагогической помощи, освоить минимум

содержания школьной программы и быстро попадают в число отстающих

или хронически неуспевающих.

В

качестве

показателей

неуспеваемости

выступают

следующие

недостатки в овладении содержанием обучения:

не

владеет

минимально

необходимыми

операциями

творческой

деятельности, комбинированием и использованием имеющихся знаний,

навыков и умений в новой ситуации;

• не стремится к приобретению новых знаний теоретического характера;

• избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при их

преодолении;

• не стремится к оценке своих достижений;

1

• не стремится к расширению своих знаний, совершенствованию навыков

и умений;

• не освоил понятия в системе.

Многообразие причин неуспеваемости затрудняет учителю их выявление,

и в большинстве случаев он выбирает традиционный способ работы с

отстающими учениками – дополнительные занятия, состоящие в основном из

повторения

пройденного

материала.

Причём

чаще

всего

такие

дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими

учениками. Однако эта работа, требующая больших затрат времени и сил,

оказывается бесполезной и не даёт желаемого результата.

Очень важно своевременно выявить причины плохой успеваемости и

устранить их. Если в начальной школе у ребёнка не появилось желания

учиться, а трудности в учёбе продолжают нарастать, родители обращают

внимание на состояние ребёнка и срочно нанимают репетиторов. Но, как

правило, уже слишком поздно. У ребёнка уже сформировалось негативное

отношение к учебному процессу, и он не понимает большинство предметов.

Отношение учащихся к процессу обучения, его трудностям и их

преодолению напрямую связано с оценкой их достижений. Для успешного

обучения и воспитания важно сформировать у детей адекватную оценку

своих достижений, укрепить веру в собственные силы. Только такая

самооценка может поддержать стремление к самостоятельной и творческой

работе.

Чтобы

у

ребёнка

не

возникало

проблемы

с

неуспеваемостью,

необходимо помочь ему адаптироваться к школе. Крайне важно, чтобы эта

адаптация прошла без серьёзных внутренних потерь для ребёнка, без

ухудшения самочувствия, настроения, самооценки.

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления

неуспеваемости предлагает следующие:

1.

Педагогическая профилактика – поиск оптимальных педагогических

систем, включающих использование активных методов и форм обучения,

2

новых педагогических технологий, проблемного и программированного

обучения, информатизацию педагогической деятельности.

2.

Педагогическая диагностика – это систематический контроль и оценка

результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Она включает

в себя беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным

учеником с записью данных в дневник учителя, проведение контрольных

работ, анализ результатов и их обобщение в виде таблиц по видам

допущенных ошибок.

3.

Педагогическая терапия – меры по устранению задержек в обучении. В

российских школах это дополнительные занятия. На Западе – это группы

выравнивания. Преимущества последних заключаются в том, что занятия

проводятся на основе результатов серьёзной диагностики, с подбором

групповых

и

индивидуальных

средств

обучения.

Занятия

ведут

специальные педагоги, а посещение занятий обязательно.

4.

Воспитательное воздействие. Поскольку неуспеваемость чаще всего

связана с плохим воспитанием, с неуспевающими учащимися следует

проводить

индивидуальную

плановую

воспитательную

работу,

включающую в себя и работу с семьёй учащегося.

Таким образом, педагогу необходимо проявить большой такт, чуткость,

терпение, чтобы доказать учащимся полную возможность и необходимость

систематической работы, ликвидации пробелов в знаниях. Реалистичность

предъявляемых требований во многом снимает страх получить низкую

оценку, свойственный отстающим в учебе учащимся.

Такая система контроля создает «психологический комфорт» —

благоприятные условия для полноценного усвоения знаний без «провалов» в

них.

3



В раздел образования