Автор: Шадрина Татьяна Викторовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Химико - технологическа школа "СинТез"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: «Работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности при изучении учебных предметов»
Раздел: начальное образование
«Работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими
трудности при изучении учебных предметов»
Каждый
учитель
в
процессе
своей
педагогической
деятельности
сталкивается со многими учащимися, испытывающими трудности в усвоении
учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, которые в
значительном числе случаев имеют психологический характер, невозможно
эффективно работать над их преодолением и, в конечном итоге, повышать
успеваемость учащихся.
Психологические
причины,
вызывающие
трудности
в
обучении,
разнообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними проявлениями
школьных трудностей.
Основные причины возникающих трудностей в обучении:
пропуск занятий по болезни,
слабое общее физическое развитие, наличие заболеваний,
задержка психического развития,
педагогическая запущенность.
В
силу
вышеперечисленных
причин
учащиеся
не
в
состоянии
самостоятельно, без специальной педагогической помощи, освоить минимум
содержания школьной программы и быстро попадают в число отстающих
или хронически неуспевающих.
В
качестве
показателей
неуспеваемости
выступают
следующие
недостатки в овладении содержанием обучения:
•
не
владеет
минимально
необходимыми
операциями
творческой
деятельности, комбинированием и использованием имеющихся знаний,
навыков и умений в новой ситуации;
• не стремится к приобретению новых знаний теоретического характера;
• избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при их
преодолении;
• не стремится к оценке своих достижений;
1
• не стремится к расширению своих знаний, совершенствованию навыков
и умений;
• не освоил понятия в системе.
Многообразие причин неуспеваемости затрудняет учителю их выявление,
и в большинстве случаев он выбирает традиционный способ работы с
отстающими учениками – дополнительные занятия, состоящие в основном из
повторения
пройденного
материала.
Причём
чаще
всего
такие
дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими
учениками. Однако эта работа, требующая больших затрат времени и сил,
оказывается бесполезной и не даёт желаемого результата.
Очень важно своевременно выявить причины плохой успеваемости и
устранить их. Если в начальной школе у ребёнка не появилось желания
учиться, а трудности в учёбе продолжают нарастать, родители обращают
внимание на состояние ребёнка и срочно нанимают репетиторов. Но, как
правило, уже слишком поздно. У ребёнка уже сформировалось негативное
отношение к учебному процессу, и он не понимает большинство предметов.
Отношение учащихся к процессу обучения, его трудностям и их
преодолению напрямую связано с оценкой их достижений. Для успешного
обучения и воспитания важно сформировать у детей адекватную оценку
своих достижений, укрепить веру в собственные силы. Только такая
самооценка может поддержать стремление к самостоятельной и творческой
работе.
Чтобы
у
ребёнка
не
возникало
проблемы
с
неуспеваемостью,
необходимо помочь ему адаптироваться к школе. Крайне важно, чтобы эта
адаптация прошла без серьёзных внутренних потерь для ребёнка, без
ухудшения самочувствия, настроения, самооценки.
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления
неуспеваемости предлагает следующие:
1.
Педагогическая профилактика – поиск оптимальных педагогических
систем, включающих использование активных методов и форм обучения,
2
новых педагогических технологий, проблемного и программированного
обучения, информатизацию педагогической деятельности.
2.
Педагогическая диагностика – это систематический контроль и оценка
результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Она включает
в себя беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным
учеником с записью данных в дневник учителя, проведение контрольных
работ, анализ результатов и их обобщение в виде таблиц по видам
допущенных ошибок.
3.
Педагогическая терапия – меры по устранению задержек в обучении. В
российских школах это дополнительные занятия. На Западе – это группы
выравнивания. Преимущества последних заключаются в том, что занятия
проводятся на основе результатов серьёзной диагностики, с подбором
групповых
и
индивидуальных
средств
обучения.
Занятия
ведут
специальные педагоги, а посещение занятий обязательно.
4.
Воспитательное воздействие. Поскольку неуспеваемость чаще всего
связана с плохим воспитанием, с неуспевающими учащимися следует
проводить
индивидуальную
плановую
воспитательную
работу,
включающую в себя и работу с семьёй учащегося.
Таким образом, педагогу необходимо проявить большой такт, чуткость,
терпение, чтобы доказать учащимся полную возможность и необходимость
систематической работы, ликвидации пробелов в знаниях. Реалистичность
предъявляемых требований во многом снимает страх получить низкую
оценку, свойственный отстающим в учебе учащимся.
Такая система контроля создает «психологический комфорт» —
благоприятные условия для полноценного усвоения знаний без «провалов» в
них.
3