Напоминание

"ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ПЛАВАНИЮ"


Автор: Дзецына Дарья Владимировна
Должность: тренер-преподаватель по плаванию
Учебное заведение: МАУДО СШ "Олимп"
Населённый пункт: город Новотроицк, Оренбургская область
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ПЛАВАНИЮ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ПЛАВАНИЮ»

Введение

Деятельность тренера-преподавателя по плаванию

представляет

собой сложный, многокомпонентный процесс, требующий не только

глубоких знаний в области спортивной подготовки, но и владения

педагогическими,

психологическими

и

методическими

аспектами

работы. Плавание как вид спорта и средство физического развития

предъявляет

специфические

требования

к

профессиональной

компетентности

тренера,

включая

умение

адаптировать

методики

обучения

в

зависимости

от

возраста,

уровня

подготовки

и

индивидуальных особенностей занимающихся.

В

данной

методической

разработке

рассматриваются

ключевые

аспекты

работы

тренера-преподавателя

по

плаванию,

включая

структуру педагогической деятельности, особенности обучения технике

плавания, психолого-педагогическое взаимодействие с учениками, а

также современные подходы к построению тренировочного процесса.

1.

Структура

профессиональной

деятельности

тренера-

преподавателя по плаванию

1.1. Основные функции и обязанности

Тренер-преподаватель

по

плаванию

выполняет

несколько

взаимосвязанных функций:

Образовательная – обучение технике плавания, правилам

безопасности

на

воде,

основам

гигиены

и

здорового

образа

жизни.

Тренировочная

развитие

физических

качеств

(выносливости,

силы,

скорости,

координации)

и

совершенствование спортивного мастерства.

Воспитательная – формирование дисциплины, мотивации,

волевых качеств и командного духа.

Организационная

планирование

тренировочного

процесса,

подготовка

к

соревнованиям,

взаимодействие

с

администрацией бассейна и родителями юных спортсменов.

Особенность

работы

тренера

по

плаванию

заключается

в

необходимости

сочетать

педагогические

методы

с

обеспечением

безопасности, поскольку водная среда представляет повышенный риск

для занимающихся.

1.2. Специфика работы с разными возрастными группами

Методика

обучения

плаванию

варьируется

в

зависимости

от

возраста обучающихся:

Дошкольники и младшие школьники (5–10 лет) – акцент

на

игровых

методах,

освоении

базовых

навыков

(дыхание,

скольжение, простейшие стили), развитие интереса к плаванию.

Подростки (11–16 лет) – углублённое изучение техники,

развитие

скоростно-силовых

качеств,

формирование

соревновательного мышления.

Взрослые

(от

17

лет

и

старше)

коррекция

техники,

специализированная

подготовка

(спортивное

плавание,

оздоровительное или прикладное).

В каждом случае тренер должен учитывать психофизиологические

особенности

возраста,

подбирая

оптимальные

нагрузки

и

методы

мотивации.

2. Методика обучения технике плавания

2.1. Этапы освоения плавательных навыков

Обучение

плаванию

строится

по

принципу

последовательного

усложнения задач:

1. Адаптация к водной среде – преодоление страха воды,

освоение дыхательных упражнений (выдох в воду), погружение,

всплывание.

2. Обучение базовым элементам – скольжение на груди и

спине, работа ногами (кроль, брасс).

3. Согласование движений – соединение работы рук, ног и

дыхания в различных стилях (кроль, брасс, баттерфляй, плавание

на спине).

4. Совершенствование техники – отработка эффективности

гребка, уменьшение сопротивления воды, повышение скорости.

2.2. Коррекция ошибок в технике

Тренер должен уметь выявлять и исправлять типичные ошибки,

такие как:

Неправильное

положение

тела

(излишнее

напряжение,

"проседание" таза).

Нарушение ритма дыхания (задержка вдоха, подъём головы

слишком высоко).

Неэффективный гребок (сгибание локтя раньше времени в

кроле, недостаточный захват воды).

Для коррекции применяются специальные упражнения (с лопатками,

колобашкой, ластами), видеозаписи для визуального анализа, а также

метод

"контрастных

заданий"

(чередование

правильного

и

неправильного выполнения).

3. Психолого-педагогические аспекты работы тренера

3.1. Мотивация и психологическая поддержка

Успешность

обучения

плаванию

во

многом

зависит

от

психологического комфорта занимающихся. Тренеру необходимо:

Создавать положительную атмосферу, особенно при работе

с начинающими.

Использовать похвалу и конструктивную критику, избегая

негативных оценок.

Развивать

соревновательную мотивацию

у

спортсменов,

готовящихся к турнирам.

Особое внимание следует уделять детям, испытывающим страх

перед водой. В таких случаях применяется постепенная адаптация

через игры и упражнения в мелкой части бассейна.

3.2. Управление группой и индивидуальный подход

Эффективность тренировок повышается при правильном сочетании

групповых и индивидуальных методов:

Групповые

занятия

полезны

для

развития

командного

взаимодействия и соревновательного духа.

Индивидуальные

корректировки

техники

требуют

персонального внимания тренера к каждому ученику.

Важно

учитывать

темперамент

занимающихся:

например,

для

гипервозбудимых детей полезны задания на концентрацию, а для

медлительных – игровые ускорения.

4. Современные подходы к тренировочному процессу

4.1. Планирование нагрузок

Тренировки в плавании строятся на основе принципов периодизации:

Подготовительный

период

развитие

общей

выносливости, ОФП, постановка техники.

Соревновательный

период

работа

над

скоростью,

тактикой, психологической готовностью.

Переходный

период

восстановление,

профилактика

перетренированности.

Дозирование нагрузки должно соответствовать возрасту и уровню

подготовки спортсмена. Например, юным пловцам не рекомендуется

выполнять длительные монотонные упражнения, так как это снижает

интерес к тренировкам.

4.2. Использование современных технологий

В профессиональной подготовке пловцов применяются:

Видеоанализ – запись и разбор техники в замедленном

режиме.

Датчики движения – оценка эффективности гребка.

Биомеханические исследования – изучение углов атаки,

сопротивления воды.

Эти методы позволяют тренеру точнее корректировать технику и

минимизировать энергозатраты спортсмена.

5. Безопасность и профилактика травматизма

5.1. Основные правила безопасности

Тренер обязан:

Проверять

состояние

здоровья

занимающихся

(допуск

врача для детей).

Обеспечивать

страховку

при

выполнении

сложных

элементов.

Следить за соблюдением правил поведения в бассейне

(запрет бега, прыжков без разрешения).

5.2. Профилактика перегрузок и травм

Распространённые проблемы у пловцов:

Перенапряжение

плечевого

сустава

(из-за

неправильной

техники кроля).

Боли в коленях (при интенсивной работе ногами в брассе).

Переохлаждение

(при

длительных

тренировках

в

прохладной воде).

Для профилактики необходимы:

Разминка и заминка.

Упражнения на суше для укрепления мышц-стабилизаторов.

Контроль

за

температурой

воды

и

продолжительностью

занятий.

Заключение

Профессиональная

деятельность

тренера-преподавателя

по

плаванию требует комплексного подхода, сочетающего педагогическое

мастерство,

знание

биомеханики

плавания

и

умение

работать

с

разными возрастными группами. Эффективность обучения зависит от

правильного выбора методик, индивидуального подхода и создания

мотивирующей среды.

Современные

технологии

и

научные

исследования

расширяют

возможности

тренера,

позволяя

оптимизировать

тренировочный

процесс и минимизировать риски для здоровья спортсменов. Однако

ключевым

фактором

остаётся

личность

тренера

его

профессионализм,

ответственность

и

способность

вдохновлять

учеников на достижение высоких результатов.

Данная

методическая

разработка

может

быть

использована

в

практической работе тренеров, преподавателей физической культуры,

а также при подготовке специалистов в области спортивной педагогики.



В раздел образования