Автор: Ульченко Ольга Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Мирновская ДМШ" Муниципального района Красноярский Самарской области
Населённый пункт: п.г.т. Мирный, Красноярский район, Самарская область
Наименование материала: план-конспект открытого урока
Тема: "Развитие интереса к музицированию. Разнообразие форм работы на уроке"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «МИРНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»
с ученицей 3 класса Полиной Александровой
Тема урока:
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗИЦИРОВАНИЮ.
РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКЕ.
автор: преподаватель Ольга Михайловна Ульченко
п. Мирный 2025
План-конспект открытого урока
преподавателя О.М. Ульченко
с ученицей 3 класса Полиной Александровой
по дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области
музыкального искусства «Фортепиано»
Дата проведения: 19 марта 2025.
Тема урока: «Развитие интереса к музицированию. Разнообразие форм работы на уроке».
Цель урока: повысить интерес к музицированию, проводя на уроке разнообразные виды
работы.
Задачи урока:
Образовательные:
Закрепить теоретические знания (музыкальная терминология: аппликатура, штрихи,
оттенки
как
средства
музыкальной
выразительности)
и
практические
навыки
(осмысленное исполнение музыкальных произведений, умение найти нужный игровой
прием для передачи образного содержания произведения).
Развивающие:
Развитие творческой активности и воображения учащейся через различные виды
деятельности (сочинение музыки, подбор по слуху, игра пьес из педагогического
репертуара с фонограммой).
Воспитывающие:
Повышение уровня познавательной мотивации;
Воспитание терпения и настойчивости для достижения целей;
Воспитание любви к предмету;
Реализация
возможностей
ученицы
через
учебную
деятельность
и
индивидуальное творчество.
Применение педагогических технологий:
Здоровьесберегающие:
Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на развитие памяти;
Включение игровых моментов;
Чередование
различных
видов
учебной
деятельности
(игра
гамм
и
выученных пьес сменяется подбором по слуху знакомых мелодий, сочинением
музыки и игрой пьес из педагогического репертуара с фонограммой).
Развивающего обучения:
Основой данной технологии является принцип последовательности в
освоении учебного материала.
Методы:
Словесные: беседа, объяснение.
Наглядный: исполнение пьес преподавателем и показ иллюстраций к
отдельным произведениям.
Практический: исполнение ученицей полностью или отдельно взятых
отрывков из произведений (сольно и в ансамбле с преподавателем).
Аналитический: сравнение, анализ услышанного и самоанализ.
Методы мотивирования (стимулирования):
Похвала;
Создание проблемных ситуаций, замечаний, пожеланий;
Хорошая оценка.
Виды деятельности на уроке:
Слушание и исполнение музыкальных пьес;
Рассуждения о музыке;
Подбор по слуху знакомых мелодий;
Сочинение ученицей мелодии к детскому стихотворению;
Игра «Музыкальный конструктор»;
Исполнение пьесы из педагогического репертуара с фонограммой.
Музыкальный материал:
Гамма фа # минор;
П. Цильхер. «У гномов»;
Подбор по слуху детской песенки «Птичка»;
Сочинение музыки к стихотворению А. Барто «Мишка косолапый»;
Игра пьесы Ю. Абелева «В степи» с фонограммой.
Дидактический материал:
Музыкальные пазлы.
Картины с изображением гномов, птиц, животных.
План урока:
I.
Организационный момент;
II.
Основная часть: работа над учебным материалом;
III.
Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока:
I.
Организационный момент
Проверка готовности ученицы к уроку: наличие нот, дневника, правильности
расположения ученицы за инструментом. Наличие компьютера.
Озвучивание темы урока, цели и задач.
II.
Основная часть
1.
Исполнение гаммы фа# минор одновременно двумя руками в прямом движении на
две октавы, аккордов, короткого и длинного арпеджио, хроматической гаммы для
разминки и разогрева кистей и пальцев и приведения игрового аппарата в рабочее
состояние.
2.
П. Цильхер. «У гномов». Рассматривается картина с изображением гномов: картина
яркая, красочная.
Преподаватель: «Пьеса в твоем исполнении должна быть такой же яркой и звучать
бодро, задорно, радостно».
Ученица исполняет пьесу наизусть. Работа идет над четкостью исполнения
шестнадцатых нот, яркостью фразировки, общим развитием драматургии в пьесе.
3.
Подбор по слуху детской песенки «Птичка». Ученица и преподаватель вместе поют
эту детскую песенку. Ученица с помощью преподавателя определяет движение мелодии:
поступенное и справляется с подбором мелодии. После чего песня исполняется в ансамбле
с педагогом.
4.
Сочинение музыки к стихотворению А. Барто «Мишка косолапый». Определяется
характер стихотворения – бодрый. Значит и музыка должна быть такой же бодрой, яркой,
маршеобразной. Ученица сочиняет мелодию к данному стихотворению в до мажоре.
Ученица заслуживает поощрения. Преподаватель щедро вознаграждает ее похвалами. Это
мотивирует учащуюся к активной дальнейшей работе на уроке.
5.
Преподаватель приостанавливает игру на музыкальном инструменте и устраивает
игровой момент с музыкальными пазлами. Проводится игра «Музыкальный конструктор».
Её содержание: нотный текст песенки (РНП) «Как на тоненький ледок» разрезан на такты
(пазлы). Преподаватель проигрывает песенку целиком и поёт со словами несколько раз.
Ученица, прослушав мелодию, должна из перемешанных карточек (пазлов) выложить
нотный текст песни. Ученица успешно справляется с этим заданием.
6.
Ю. Абелев. «В степи». Исполнение пьесы с фонограммой минус. Фонограмма
озвучивается через компьютер. Ученица играет пьесу наизусть. В фонограмме нет
мелодии. Это оркестровое сопровождение к пьесе. Ученица справляется с этой задачей и
получает удовольствие от игры с воображаемым оркестром.
III.
Заключительная часть
Домашнее задание.
Игра гаммы фа# минор с различными динамическими оттенками.
Закрепление динамики, фразировки и общего развития в пьесе П. Цильхер
«У гномов».
Закрепление подобранной по слуху детской песенки «Птичка».
Закрепление пьесы Ю. Абелева «В степи» для игры с фонограммой.
Закрепление сочиненной музыки к стихотворению А. Барто «Мишка
косолапый». Нарисовать рисунок к этому стихотворению и к этой музыке.
Оценка ученицы за работу, проделанную на уроке – 5 (отлично) и щедрая похвала от
преподавателя.
Итог урока:
Анализируя данный урок, делаем вывод, что его цель достигнута, задачи решены.
Можно сказать, что процесс развития интереса к музицированию у обучающейся
осуществляется
успешно.
Преподавателем
ведется
целенаправленная
работа,
применяются
такие
методы,
как
стимулирование
и
мотивация
деятельности,
преподаватель включает в содержание уроков специальные задания. Данный урок был
выстроен по принципу чередования различных видов музыкально-исполнительской
деятельности: исполнение выученных репертуарных произведений, подбор по слуху
мелодий, игра в ансамбле, сочинение музыки.
Урок прошел в легкой непринужденной обстановке. Концентрировалось внимание
обучающейся на познавательный аспект исполнительской деятельности, а также
уделялось
достаточное
внимание
музыкально-дидактическим
играм,
которые
целесообразно проводить на каждом уроке.
Важный момент – исполнение произведений с фонограммой. Это чрезвычайно
увлекает современных школьников, погруженных самой медийной средой в новые
технологии. В ходе урока было выяснено, что у ученицы, занимающейся по
разработанной нами системе наблюдается положительная динамика роста уровня
развития интереса к музицированию.
Исходя
из
выше
сказанного,
можно
делать
вывод,
что
для
повышения
эффективности
учебного
процесса,
целесообразно
внедрять
в
учебный
процесс
разработанную нами технологию обучения.
Характеристика ученицы:
Полине 9 лет. У нее хорошие музыкальные и интеллектуальные данные. Общее и
физическое развитие в норме. Девочка спокойная, скромная, усидчивая. Обладает
хорошей работоспособностью. Активно работает на уроке и дома. Материал усваивает
качественно. Понимает преподавателя с полуслова. Занимается увлеченно, с желанием.
Используемая литература:
1.
Аликина
Е.В.
Формирование
познавательного
интереса
к
музыкальному
исполнительству – М; 2009.
2.
Баранова Г.А., Четверухина А.И. Первые шаги маленького пианиста. – М., 1997.
3.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., 1979.
4.
Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., КЛАССИКА-XXI,
2006.
5.
Бугаева З.Н. Веселые уроки музыки в школе и дома. – М., АСТ; Донецк: Сталкер,
2002.
6.
Козырев Ю.П. Импровизация – путь к музыке для всех // Музыкальное воспитание в
СССР. – М., 1978.
7.
Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. – М., Гуманит.изд.
центр ВЛАДОС, 2001.
8.
Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности – Казань,
1989.
9.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов
учащихся. – М., Просвещение, 1988.