Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами вокального искусства"


Автор: Савина Жанна Михайловна
Должность: Преподаватель академического вокала и хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ им.А.М.Кузьмина
Населённый пункт: пгт.Высокий города Мегиона ХМАО
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами вокального искусства"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД МЕГИОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. А.М.КУЗЬМИНА

«ШКОЛА ИСКУССТВ «ВЫСОКИЙ»

Доклад

Тема:

«Духовно-нравственное воспитание

учащихся средствами вокального

искусства»

Преподаватель

отдела сольного пения

(академический вокал)

Савина Ж.М.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. И

вопрос

духовно-нравственного

воспитания

детей

является

одной

из

ключевых

проблем,

стоящих

перед

каждым

родителем,

обществом

и

государством

в

целом.

В

современном

обществе

происходят

глубокие

преобразования. Характерной чертой современной эпохи является наличие в

ней сложнейших политических, социально- экономических, экологических и

множества других проблем. В обществе сложилась отрицательная ситуация в

вопросе

духовно-нравственного

воспитания

молодого

поколения.

Причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных

жизненных

ориентиров

для

молодого

поколения,

резкое

ухудшение

морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой

работы с детьми и молодежью.

В

настоящее

время

подрастающее

поколение

можно

обвинять

в

бездуховности,

агрессивности. Поэтому

актуальность

проблемы

духовно-

нравственного

воспитания

школьников

связана

со

следующими

положениями:

наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко

-

нравственных

людей,

обладающих

не

только

знаниями,

но

и

прекрасными чертами личности;

в

современном

мире

маленький

человек

живет

и

развивается,

окруженный

множеством

разнообразных

источников

сильного

воздействия на него как позитивного, так и негативного характера,

которые

(источники)

ежедневно

обрушиваются

на

неокрепший

интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу

нравственности;

само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-

нравственной

воспитанности,

ибо

воспитанность

-

это

качество

личности,

определяющее

в

повседневном

поведении

человека

его

отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности

к каждому человеку. ( К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное

составляет главную задачу воспитания»);

вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не

только информируют ученика о нормах поведения, утверждаемых в

современном

обществе,

но

и

дают

представления

о

последствиях

нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих

людей.

Для их реализации этих положений требуются не только образованные, но

и

духовно

развитые,

способные

к

саморазвитию

личности.

Все

это

актуализирует необходимость обращения к проблеме духовного возрождения

личности, развития ее духовно-нравственного сознания, позволяющего ей

активно, творчески включиться в общественную жизнь третьего тысячелетия,

самореализовываться

и

самосовершенствоваться

на

основе

духовно-

нравственных ценностей.

Духовность – свойство природы самого человека, это-то уникальное,

исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых

высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить

словами. Дух – это мышление, и сознание, и воля человеческая, которое

составляет особенность человека.

Без

духовности

нельзя

нести

жертвы

и

совершать

подвиги.

Отличительная черта духовного человека – это его уравновешенность и

целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром, в

котором

живѐт

такая

личность.

Духовность

открывает

нам

доступ

к

любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к

искусству, науке и религии, указывает, что является в жизни главным и

наиболее ценным. Духовные знания не только ведут к определённому виду

деятельности.

Они

освещают

общую

картину

мира,

общие

законы

развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный

подход к пониманию явлений. Таким образом, можно ответить кратко –

духовность это любовь, доброта, красота, творчество, знание и свет,

который несёт человек, обладающий этим качеством души.

Одним из эффективных средств формирования духовной культуры

является искусство, в частности вокальная музыка. Музыка, вокальное

творчество

открывает

человеку

возможность

творческой

реализации

и

самоопределения в мире, постижения гармонического единства с миром.

Музыкальное искусство содержит ценные идеи и веками проверенный опыт

воспитания,

которые,

развиваясь,

обогащают

мировую

педагогическую

мысль. Изучение этого опыта и использование достижений современного

музыкознания

помогут

обогатить

теоретические

основы

и

практику

воспитания. Особая роль в работе с учащимися принадлежит детской музыке,

которая на практике всегда рассматривалась как ядро духовного воспитания.

Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении

всей его жизни. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной

жизни и деятельности, усвоение знаний и умений у человека на основе

задатков формируется духовная культура.

Начиная с 20-хгг. Прошлого столетия, выдающиеся музыканты - педагоги

(Б.В. Асафьев, Н.Я.Брюсова, В.Г. Коротыгин и позднее - В.И. Шацкая, О.А.

Апраксина,

Н.Л.

Гродзенская

и

др.),

подчеркивая

культурно-

просветительскую направленность музыкальных занятий, особое значение

придавали духовно- нравственному воспитанию средствами музыки. Идеи

всеобщего духовного воспитания учащихся в нашей стране разрабатывалась

такими

прогрессивными

деятелями

искусства

и

культуры,

учёными

и

педагогами, как А.Г. Рубинштейн, Б.В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский и другие.

Влияние

духовного

воспитания

на

успешное

развитие

школьников

отмечалось

А. С. Макаренко, Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинским и

многими

другими.

В.А.

Сухомлинский

говорил

о

том,

что

необходимо

заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать

человека». Он считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения

закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и

бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка

лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того,

что он видит, делает, наблюдает».

Большой вклад в решение вопроса формирования духовной культуры

внесли ученые - психологи – Л. С. Выготский, В.В. Давыдова, Б. М. Теплов.

Психологами было доказано, что различная музыка по-разному влияет на

состояние

человека.

Важное

значение

в

исследовании

имеют:

теория

эстетического

воспитания

(Б.

Т.

Лихачёв),

теоретические

положения

о

духовно-эстетическом

потенциале

искусства

(Э.

Т.

Ардаширова,

Д.

И.

Бахтизина, Л. Ч. Загитова).

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии,

ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом,

под

воздействием

средств

массовой

информации

и

общения

со

сверстниками,

что

приводит

к

потреблению

музыкальных

образцов

сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный

вкус в силу легкости восприятия. Такие разновидности современной музыки,

выполняющие

не

столько

эстетическую,

сколько

коммуникативную

и

фоновую

функции,

пользуются

в

детской,

подростковой

среде

широкой

популярностью.

Особенно остро эта проблема стоит в подростковой среде, так как именно

данный

социальный

слой

общества

наиболее

подвержен

внешним

воздействиям в силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети

усваивают

и

присваивают

ценности

взрослых.

А

сегодня

эти

ценности

подвергаются решительному пересмотру.

Сегодня

дети

не

такие,

какими

были

вчера.

И

для

того,

чтобы

их

действительно воспитывать и развивать эстетически, мы должны и узнать, и

понять

их

сегодняшних

-

новых,

неожиданных.

Понять,

как

нужен

им

добрый,

умный

провожатый

в

сложный

и

многогранный

мир

искусства,

нужен,

несмотря

на

всю

их

внешнюю

колючесть

и

независимость

в

суждениях,

симпатиях

и

антипатиях.

Понять,

как

сильна

в

подростках

потребность

серьёзного,

без

скидок

и

навязывания,

общения

с

нами

на

"музыкальной почве".

Подростки сейчас развиты интеллектуально. Но им необходимо стать

подлинно интеллигентными. И в этом плане роль музыкального воспитания

поистине

незаменима.

Известно,

что

конечная

цель

музыкального

воспитания мыслится в сфере общего развития подростка, прежде всего в

области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство

выступает перед детьми в роли проводника определенных идей и идеалов.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством

привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет

тело,

так

музыка

выпрямляет

душу

человека»,

писал

о

музыке

В.А.

Сухомлинский.

Пение

является

одним

из

самых

доступных

видов

музыкальной

деятельности. В пении происходит общее развитие ребенка - формируются

его высшие психические функции, развивается речь; происходит накопление

знаний об окружающем; ребенок учится общаться со сверстниками. Поэтому

обучение детей вокальному искусству представляет один из оптимальных

путей приобщения детей к культуре и творчеству.

Вокальное воспитание — сложная, многогранная система, которая влияет

на

формирование

творческой

индивидуальности

и

может

оказывать

целенаправленное воздействие на личность подростка.

Необходимо создание эстетической среды вокального обучения подростков,

которая предполагает наличие:

благоприятной нравственно-эстетической атмосферы;

эстетической

материальной

среды,

выражающейся

в

эстетике

обстановки, качестве аппаратуры, состоянии инструментов, учителя и

учащихся, эстетике одежды;

эстетических

акцентов

работы,

позволяющих

воспитывать

в

подростках посредством музыки готовность воспринимать и оценивать

окружающую среду в ее эстетических, нравственных характеристиках;

благоприятного музыкально-эстетического окружения,

эстетического

фона,

исключающего

влияние

низкопробного

вокального

исполнительства на подростков посредством воспитания у учеников

психического

отторжения

любых

проявлений

безобразного,

некачественного, неэстетичного в музыке;

воспитательных мероприятий по развитию у подростков способности к

эстетическому рефлексированию своих переживаний и оценок.

Необходимость

эстетической

среды

вокального

обучения

подростков

обуславливается ее богатым воспитательным потенциалом. Воспитывающая

среда

-

это

совокупность

объектов

действительности,

обладающих

воспитательным влиянием на личность. Эстетическая среда - это не часть, а

характер и качество воспитательной среды вокального обучения подростков.

Таким

образом,

создание

эстетической

среды

в

классе

исполнительства

является необходимым условием вокального воспитания подростков.

Говоря о формировании духовно-нравственных ценностей, необходимо,

прежде

всего,

отметить,

выделяемую

ныне

современными

методистами,

духовно-нравственную природу самого урока. Любой урок несет и выражает

духовность.

Поэтому,

нравственный

урок

это

явление

любви,

добра,

миролюбия, долга, честности, доброты, справедливости, доверия.

Занятия пением имеют большую духовно-нравственную силу, которую

можно увидеть не сразу, а постепенно, видя, как меняется человек, как он

духовно обогащается, как раскрывается в нём богатство его души. Многие

учащиеся просят принять их в хоровой класс ДШИ, но не все способны

выдержать нелёгкую работу, которая заключается в напряжении волевых,

эмоциональных качеств личности. Чтобы достичь хорошего, качественного

вокального исполнения, которое бы заинтересовало слушателя, вызвало бы в

нём

энергетический,

душевный

подъём,

нужно

пройти

не

одну

ступень

вокальной

подготовки

и,

самое

главное,

развить

в

себе

глубину

чувств

внутреннего мира. Только тогда может возникнуть высоко духовная связь

между зрителем и исполнителем. Достигнуть исполнительского мастерства

можно только кропотливым трудом.

Искусство

действует

на

человека

внутренними

переживаниями,

эмоциями и выражением их в образах. При собственном же воспроизведении

музыкального рассказа ребенок вкладывает в картину все свое знание, все

свое соображение.

Любой

урок несет и выражает духовность.

Поэтому,

нравственный

урок

это

явление

любви,

добра,

миролюбия,

долга,

честности, доброты, справедливости, доверия.

Чтобы решить эту задачу, я подбираю такие песни, которые содержат яркие

поэтические

образы,

перекликающиеся

с

жизненным

опытом

детей.

Поэтический текст, его образное содержание должны быть не абстрактными,

а

близкими

и

понятными

для

детей.

Таким

образом,

репертуар

должен

отвечать следующим требованиям:

развивающий

и

воспитательный

характер

словесно-музыкального

материала;

доступность

содержания,

понятность

образов,

соответствие

жизненному опыту и возрасту детей;

посильность вокально-интонационного материала - степень сложности

произведения

должна

быть

посильной,

т.е. должна

соответствовать

уровню подготовленности обучающихся;

яркость и рельефность музыкальных образов, мелодичность (мелодия

как интеграция художественного, образного, интонационного);

гуманистический

характер

произведения,

утверждение

позитивного

жизненного начала;

отражение чувства радости, юмора, сострадания, доброты, красоты,

любви, ответственности, дружбы, патриотизма.

Естественно, что не каждое репертуарное произведение может включать

все перечисленные параметры, но репертуар в целом, должен им отвечать.

Это одно из важных условий успешности в обучения и воспитания детей. В

репертуаре моих учащихся ведущее место занимают патриотические песни о

родине,

красоте

родной

природы,

о

дружбе.

Песни

современных

композиторов А. Ермолова: «Россия», «Если мы будем дружить», «Я желаю

тебе», «Вместе ты и я», «Желаем удачи!»; А. Варламова: «Подари улыбку

миру», «Наши друзья»; Ж. Колмагоровой: «Отчий дом», «Мама», «Мир

детям» и ещё много других произведений прошлых лет, близких по духу

современной молодёжи. Они мелодичны, просты, несут много добра, света,

любви.

Одним

из

важнейших

звеньев

в

воспитании

является

концертная

деятельность.

Выступление

на

концертах

-

это

своеобразный

отчет

о

проделанной работе. Оно выявляет все возможности ученика, коллектива,

демонстрирует

сплоченность,

дисциплину,

музыкальность,

способность

слушать

и

слышать

руководителя,

сценичность,

эмоциональность

и

т.д.

Концертные

выступления

имеют

большое

воспитательное

значение.

Они

формируют

чувство

ответственности:

исполнителям

должно

быть

не

безразлично, как оценят их труд слушатели, а на конкурсах и фестивалях -

авторитетное жюри. С первого года обучения мои учащиеся хорового класса

постоянно

принимает

участие,

как

солисты,

так

и

в

составе

вокального

ансамбля во всех праздниках и концертных мероприятиях для жителей села,

детской

школы

искусств,

общеобразовательной

школы.

Это

концерты,

посвященные «Дню Победы», «Дню защиты детей», «Дню Матери», «Дню

пожилых людей», и других мероприятиях. Дети не только познакомились с

прекраснейшим песенным материалом, но самое главное – они проникались

огромным состраданием к старикам, к которым приходят с концертом в

центр реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидам, видели слёзы и

сами

плакали

с

мамой

героя,

погибшего

в

Афганистане,

искренне

преклонялись перед подвигом ветеранов войны.

Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь

наших детей богаче, интереснее, дает им возможность испытывать самое

высокое духовное наслаждение. Для становления человека в юные годы

искусство имеет исключительное значение. Необходимо, чтобы ценности

искусства стали духовной потребностью подростков. Таким образом, особая

роль

искусства

в

духовно-нравственном

воспитании

заключается

в

способности произведений музыки максимально приблизить к ребенку тот

мир

переживаний,

радостей

и

тревог,

нравственных

ценностей

и

безнравственных

поступков,

при

столкновении

с

которыми,

руководимая

наставником, формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и

ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой

личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире.

Список литературы:

1.

Аверина

Н.Г.

О

духовно-нравственном

воспитании

младших

школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11

2.

Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика,

1999- №4.

3.

Архангельский

Н.В.

Нравственное

воспитание.

-

М.:

Просвещение,

1979.

4.

Абдуллин

Э.Б.

Теория

и

практика

музыкального

обучения

в

общеобразовательной

школе:

Пособие

для

учителя.

М.:

Просвещение, 1983.

5.

Абдуллин

Э.Б.,

Николаева

Е.В.

Теория

музыкального

образования.

Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М: Академия, 2004.

6.

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.:

ВЛАДОС, 2000.

7.

Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб.

пособие для студентов пед. институтов по спец. «Музыка и пение». –

М.: Просвещение.

8.

Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М.:

Просвещение, 1984.

9.

Асафьев

Б.В.

Избранные

статьи

о

музыкальном

просвещении

и

образовании. – М., 1956.

10.

Абдуллин Э.Б. Приобщение к музыке // Начальная школа. - 1974, № 12.

11.

Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского

сада – к начальной школе). – Воронеж, 1998.

12.

Алиев Ю.Б. Художественное образование в школе // Сов. педагогика. -

1991, № 10.

13.

Асафьев Б.В. о музыкально-творческих навыках у детей // Асафьев Б.В.

Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Под

ред. Е.М. Орловой. – М.; Л., 1965.

14.

Ушинский К.Д. Педагогические взгляды башкирских просветителей и

писателей. – Пермь: ПГПИ, 1974. – 194 с.

15.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М. – Л., 1947.

16.

Безбородова

Л.А.,

Алиев

Ю.Б.

Методика

преподавания

музыки

в

общеобразовательных

учреждениях:

Учеб.

пос.

для

студ.

муз.

фак.

педвузов. – М.: Академия, 2002.

17.

Давыдов

В.В.

Научное

обеспечение

образования

в

свете

нового

педагогического мышления // В кн.: Новое педагогическое мышление.

– М., 1989.

18.

Кабалевский Д.Б. Сила искусства.- М.: Молодая гвардия, 1984.

19.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – М.,

1984.

20.

Кабалевский

Д.Б.

Как

рассказывать

детям

о

музыке.

-

М.:

Просвещение, 1989.

21.

Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М., 1973.

22.

Каган М.С. Взаимодействие искусств

в педагогическом процессе //

Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский

сб. н. трудов / Отв. ред. Н.А. Яковлева. – Л., 1989.

23.

Лихачев

Б.Т.

Теория

эстетического

воспитания

школьников:

Учеб.

пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1985.

24.

Медушевский

В.В.

Дух

музыки

и

дух музыкального

воспитания

//

Искусство в школе. – 1995.

25.

Медушевский

В.В.

Духовно-нравственное

воспитание

средствами

музыки // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). – 2001.



В раздел образования