Автор: Савина Жанна Михайловна
Должность: Преподаватель академического вокала и хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ им.А.М.Кузьмина
Населённый пункт: пгт.Высокий города Мегиона ХМАО
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами вокального искусства"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД МЕГИОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. А.М.КУЗЬМИНА
«ШКОЛА ИСКУССТВ «ВЫСОКИЙ»
Доклад
Тема:
«Духовно-нравственное воспитание
учащихся средствами вокального
искусства»
Преподаватель
отдела сольного пения
(академический вокал)
Савина Ж.М.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. И
вопрос
духовно-нравственного
воспитания
детей
является
одной
из
ключевых
проблем,
стоящих
перед
каждым
родителем,
обществом
и
государством
в
целом.
В
современном
обществе
происходят
глубокие
преобразования. Характерной чертой современной эпохи является наличие в
ней сложнейших политических, социально- экономических, экологических и
множества других проблем. В обществе сложилась отрицательная ситуация в
вопросе
духовно-нравственного
воспитания
молодого
поколения.
Причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных
жизненных
ориентиров
для
молодого
поколения,
резкое
ухудшение
морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой
работы с детьми и молодежью.
В
настоящее
время
подрастающее
поколение
можно
обвинять
в
бездуховности,
агрессивности. Поэтому
актуальность
проблемы
духовно-
нравственного
воспитания
школьников
связана
со
следующими
положениями:
наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко
-
нравственных
людей,
обладающих
не
только
знаниями,
но
и
прекрасными чертами личности;
в
современном
мире
маленький
человек
живет
и
развивается,
окруженный
множеством
разнообразных
источников
сильного
воздействия на него как позитивного, так и негативного характера,
которые
(источники)
ежедневно
обрушиваются
на
неокрепший
интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу
нравственности;
само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-
нравственной
воспитанности,
ибо
воспитанность
-
это
качество
личности,
определяющее
в
повседневном
поведении
человека
его
отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности
к каждому человеку. ( К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное
составляет главную задачу воспитания»);
вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не
только информируют ученика о нормах поведения, утверждаемых в
современном
обществе,
но
и
дают
представления
о
последствиях
нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих
людей.
Для их реализации этих положений требуются не только образованные, но
и
духовно
развитые,
способные
к
саморазвитию
личности.
Все
это
актуализирует необходимость обращения к проблеме духовного возрождения
личности, развития ее духовно-нравственного сознания, позволяющего ей
активно, творчески включиться в общественную жизнь третьего тысячелетия,
самореализовываться
и
самосовершенствоваться
на
основе
духовно-
нравственных ценностей.
Духовность – свойство природы самого человека, это-то уникальное,
исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых
высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить
словами. Дух – это мышление, и сознание, и воля человеческая, которое
составляет особенность человека.
Без
духовности
нельзя
нести
жертвы
и
совершать
подвиги.
Отличительная черта духовного человека – это его уравновешенность и
целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром, в
котором
живѐт
такая
личность.
Духовность
открывает
нам
доступ
к
любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к
искусству, науке и религии, указывает, что является в жизни главным и
наиболее ценным. Духовные знания не только ведут к определённому виду
деятельности.
Они
освещают
общую
картину
мира,
общие
законы
развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный
подход к пониманию явлений. Таким образом, можно ответить кратко –
духовность это любовь, доброта, красота, творчество, знание и свет,
который несёт человек, обладающий этим качеством души.
Одним из эффективных средств формирования духовной культуры
является искусство, в частности вокальная музыка. Музыка, вокальное
творчество
открывает
человеку
возможность
творческой
реализации
и
самоопределения в мире, постижения гармонического единства с миром.
Музыкальное искусство содержит ценные идеи и веками проверенный опыт
воспитания,
которые,
развиваясь,
обогащают
мировую
педагогическую
мысль. Изучение этого опыта и использование достижений современного
музыкознания
помогут
обогатить
теоретические
основы
и
практику
воспитания. Особая роль в работе с учащимися принадлежит детской музыке,
которая на практике всегда рассматривалась как ядро духовного воспитания.
Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении
всей его жизни. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной
жизни и деятельности, усвоение знаний и умений у человека на основе
задатков формируется духовная культура.
Начиная с 20-хгг. Прошлого столетия, выдающиеся музыканты - педагоги
(Б.В. Асафьев, Н.Я.Брюсова, В.Г. Коротыгин и позднее - В.И. Шацкая, О.А.
Апраксина,
Н.Л.
Гродзенская
и
др.),
подчеркивая
культурно-
просветительскую направленность музыкальных занятий, особое значение
придавали духовно- нравственному воспитанию средствами музыки. Идеи
всеобщего духовного воспитания учащихся в нашей стране разрабатывалась
такими
прогрессивными
деятелями
искусства
и
культуры,
учёными
и
педагогами, как А.Г. Рубинштейн, Б.В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский и другие.
Влияние
духовного
воспитания
на
успешное
развитие
школьников
отмечалось
А. С. Макаренко, Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинским и
многими
другими.
В.А.
Сухомлинский
говорил
о
том,
что
необходимо
заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать
человека». Он считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения
закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и
бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка
лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того,
что он видит, делает, наблюдает».
Большой вклад в решение вопроса формирования духовной культуры
внесли ученые - психологи – Л. С. Выготский, В.В. Давыдова, Б. М. Теплов.
Психологами было доказано, что различная музыка по-разному влияет на
состояние
человека.
Важное
значение
в
исследовании
имеют:
теория
эстетического
воспитания
(Б.
Т.
Лихачёв),
теоретические
положения
о
духовно-эстетическом
потенциале
искусства
(Э.
Т.
Ардаширова,
Д.
И.
Бахтизина, Л. Ч. Загитова).
В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии,
ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом,
под
воздействием
средств
массовой
информации
и
общения
со
сверстниками,
что
приводит
к
потреблению
музыкальных
образцов
сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный
вкус в силу легкости восприятия. Такие разновидности современной музыки,
выполняющие
не
столько
эстетическую,
сколько
коммуникативную
и
фоновую
функции,
пользуются
в
детской,
подростковой
среде
широкой
популярностью.
Особенно остро эта проблема стоит в подростковой среде, так как именно
данный
социальный
слой
общества
наиболее
подвержен
внешним
воздействиям в силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети
усваивают
и
присваивают
ценности
взрослых.
А
сегодня
эти
ценности
подвергаются решительному пересмотру.
Сегодня
дети
не
такие,
какими
были
вчера.
И
для
того,
чтобы
их
действительно воспитывать и развивать эстетически, мы должны и узнать, и
понять
их
сегодняшних
-
новых,
неожиданных.
Понять,
как
нужен
им
добрый,
умный
провожатый
в
сложный
и
многогранный
мир
искусства,
нужен,
несмотря
на
всю
их
внешнюю
колючесть
и
независимость
в
суждениях,
симпатиях
и
антипатиях.
Понять,
как
сильна
в
подростках
потребность
серьёзного,
без
скидок
и
навязывания,
общения
с
нами
на
"музыкальной почве".
Подростки сейчас развиты интеллектуально. Но им необходимо стать
подлинно интеллигентными. И в этом плане роль музыкального воспитания
поистине
незаменима.
Известно,
что
конечная
цель
музыкального
воспитания мыслится в сфере общего развития подростка, прежде всего в
области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство
выступает перед детьми в роли проводника определенных идей и идеалов.
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством
привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет
тело,
так
музыка
выпрямляет
душу
человека»,
—
писал
о
музыке
В.А.
Сухомлинский.
Пение
является
одним
из
самых
доступных
видов
музыкальной
деятельности. В пении происходит общее развитие ребенка - формируются
его высшие психические функции, развивается речь; происходит накопление
знаний об окружающем; ребенок учится общаться со сверстниками. Поэтому
обучение детей вокальному искусству представляет один из оптимальных
путей приобщения детей к культуре и творчеству.
Вокальное воспитание — сложная, многогранная система, которая влияет
на
формирование
творческой
индивидуальности
и
может
оказывать
целенаправленное воздействие на личность подростка.
Необходимо создание эстетической среды вокального обучения подростков,
которая предполагает наличие:
благоприятной нравственно-эстетической атмосферы;
эстетической
материальной
среды,
выражающейся
в
эстетике
обстановки, качестве аппаратуры, состоянии инструментов, учителя и
учащихся, эстетике одежды;
эстетических
акцентов
работы,
позволяющих
воспитывать
в
подростках посредством музыки готовность воспринимать и оценивать
окружающую среду в ее эстетических, нравственных характеристиках;
благоприятного музыкально-эстетического окружения,
эстетического
фона,
исключающего
влияние
низкопробного
вокального
исполнительства на подростков посредством воспитания у учеников
психического
отторжения
любых
проявлений
безобразного,
некачественного, неэстетичного в музыке;
воспитательных мероприятий по развитию у подростков способности к
эстетическому рефлексированию своих переживаний и оценок.
Необходимость
эстетической
среды
вокального
обучения
подростков
обуславливается ее богатым воспитательным потенциалом. Воспитывающая
среда
-
это
совокупность
объектов
действительности,
обладающих
воспитательным влиянием на личность. Эстетическая среда - это не часть, а
характер и качество воспитательной среды вокального обучения подростков.
Таким
образом,
создание
эстетической
среды
в
классе
исполнительства
является необходимым условием вокального воспитания подростков.
Говоря о формировании духовно-нравственных ценностей, необходимо,
прежде
всего,
отметить,
выделяемую
ныне
современными
методистами,
духовно-нравственную природу самого урока. Любой урок несет и выражает
духовность.
Поэтому,
нравственный
урок
–
это
явление
любви,
добра,
миролюбия, долга, честности, доброты, справедливости, доверия.
Занятия пением имеют большую духовно-нравственную силу, которую
можно увидеть не сразу, а постепенно, видя, как меняется человек, как он
духовно обогащается, как раскрывается в нём богатство его души. Многие
учащиеся просят принять их в хоровой класс ДШИ, но не все способны
выдержать нелёгкую работу, которая заключается в напряжении волевых,
эмоциональных качеств личности. Чтобы достичь хорошего, качественного
вокального исполнения, которое бы заинтересовало слушателя, вызвало бы в
нём
энергетический,
душевный
подъём,
нужно
пройти
не
одну
ступень
вокальной
подготовки
и,
самое
главное,
развить
в
себе
глубину
чувств
внутреннего мира. Только тогда может возникнуть высоко духовная связь
между зрителем и исполнителем. Достигнуть исполнительского мастерства
можно только кропотливым трудом.
Искусство
действует
на
человека
внутренними
переживаниями,
эмоциями и выражением их в образах. При собственном же воспроизведении
музыкального рассказа ребенок вкладывает в картину все свое знание, все
свое соображение.
Любой
урок несет и выражает духовность.
Поэтому,
нравственный
урок
–
это
явление
любви,
добра,
миролюбия,
долга,
честности, доброты, справедливости, доверия.
Чтобы решить эту задачу, я подбираю такие песни, которые содержат яркие
поэтические
образы,
перекликающиеся
с
жизненным
опытом
детей.
Поэтический текст, его образное содержание должны быть не абстрактными,
а
близкими
и
понятными
для
детей.
Таким
образом,
репертуар
должен
отвечать следующим требованиям:
развивающий
и
воспитательный
характер
словесно-музыкального
материала;
доступность
содержания,
понятность
образов,
соответствие
жизненному опыту и возрасту детей;
посильность вокально-интонационного материала - степень сложности
произведения
должна
быть
посильной,
т.е. должна
соответствовать
уровню подготовленности обучающихся;
яркость и рельефность музыкальных образов, мелодичность (мелодия
как интеграция художественного, образного, интонационного);
гуманистический
характер
произведения,
утверждение
позитивного
жизненного начала;
отражение чувства радости, юмора, сострадания, доброты, красоты,
любви, ответственности, дружбы, патриотизма.
Естественно, что не каждое репертуарное произведение может включать
все перечисленные параметры, но репертуар в целом, должен им отвечать.
Это одно из важных условий успешности в обучения и воспитания детей. В
репертуаре моих учащихся ведущее место занимают патриотические песни о
родине,
красоте
родной
природы,
о
дружбе.
Песни
современных
композиторов А. Ермолова: «Россия», «Если мы будем дружить», «Я желаю
тебе», «Вместе ты и я», «Желаем удачи!»; А. Варламова: «Подари улыбку
миру», «Наши друзья»; Ж. Колмагоровой: «Отчий дом», «Мама», «Мир
детям» и ещё много других произведений прошлых лет, близких по духу
современной молодёжи. Они мелодичны, просты, несут много добра, света,
любви.
Одним
из
важнейших
звеньев
в
воспитании
является
концертная
деятельность.
Выступление
на
концертах
-
это
своеобразный
отчет
о
проделанной работе. Оно выявляет все возможности ученика, коллектива,
демонстрирует
сплоченность,
дисциплину,
музыкальность,
способность
слушать
и
слышать
руководителя,
сценичность,
эмоциональность
и
т.д.
Концертные
выступления
имеют
большое
воспитательное
значение.
Они
формируют
чувство
ответственности:
исполнителям
должно
быть
не
безразлично, как оценят их труд слушатели, а на конкурсах и фестивалях -
авторитетное жюри. С первого года обучения мои учащиеся хорового класса
постоянно
принимает
участие,
как
солисты,
так
и
в
составе
вокального
ансамбля во всех праздниках и концертных мероприятиях для жителей села,
детской
школы
искусств,
общеобразовательной
школы.
Это
концерты,
посвященные «Дню Победы», «Дню защиты детей», «Дню Матери», «Дню
пожилых людей», и других мероприятиях. Дети не только познакомились с
прекраснейшим песенным материалом, но самое главное – они проникались
огромным состраданием к старикам, к которым приходят с концертом в
центр реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидам, видели слёзы и
сами
плакали
с
мамой
героя,
погибшего
в
Афганистане,
искренне
преклонялись перед подвигом ветеранов войны.
Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь
наших детей богаче, интереснее, дает им возможность испытывать самое
высокое духовное наслаждение. Для становления человека в юные годы
искусство имеет исключительное значение. Необходимо, чтобы ценности
искусства стали духовной потребностью подростков. Таким образом, особая
роль
искусства
в
духовно-нравственном
воспитании
заключается
в
способности произведений музыки максимально приблизить к ребенку тот
мир
переживаний,
радостей
и
тревог,
нравственных
ценностей
и
безнравственных
поступков,
при
столкновении
с
которыми,
руководимая
наставником, формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и
ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой
личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире.
Список литературы:
1.
Аверина
Н.Г.
О
духовно-нравственном
воспитании
младших
школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11
2.
Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика,
1999- №4.
3.
Архангельский
Н.В.
Нравственное
воспитание.
-
М.:
Просвещение,
1979.
4.
Абдуллин
Э.Б.
Теория
и
практика
музыкального
обучения
в
общеобразовательной
школе:
Пособие
для
учителя.
–
М.:
Просвещение, 1983.
5.
Абдуллин
Э.Б.,
Николаева
Е.В.
Теория
музыкального
образования.
Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М: Академия, 2004.
6.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.:
ВЛАДОС, 2000.
7.
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб.
пособие для студентов пед. институтов по спец. «Музыка и пение». –
М.: Просвещение.
8.
Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М.:
Просвещение, 1984.
9.
Асафьев
Б.В.
Избранные
статьи
о
музыкальном
просвещении
и
образовании. – М., 1956.
10.
Абдуллин Э.Б. Приобщение к музыке // Начальная школа. - 1974, № 12.
11.
Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского
сада – к начальной школе). – Воронеж, 1998.
12.
Алиев Ю.Б. Художественное образование в школе // Сов. педагогика. -
1991, № 10.
13.
Асафьев Б.В. о музыкально-творческих навыках у детей // Асафьев Б.В.
Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Под
ред. Е.М. Орловой. – М.; Л., 1965.
14.
Ушинский К.Д. Педагогические взгляды башкирских просветителей и
писателей. – Пермь: ПГПИ, 1974. – 194 с.
15.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М. – Л., 1947.
16.
Безбородова
Л.А.,
Алиев
Ю.Б.
Методика
преподавания
музыки
в
общеобразовательных
учреждениях:
Учеб.
пос.
для
студ.
муз.
фак.
педвузов. – М.: Академия, 2002.
17.
Давыдов
В.В.
Научное
обеспечение
образования
в
свете
нового
педагогического мышления // В кн.: Новое педагогическое мышление.
– М., 1989.
18.
Кабалевский Д.Б. Сила искусства.- М.: Молодая гвардия, 1984.
19.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – М.,
1984.
20.
Кабалевский
Д.Б.
Как
рассказывать
детям
о
музыке.
-
М.:
Просвещение, 1989.
21.
Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М., 1973.
22.
Каган М.С. Взаимодействие искусств
в педагогическом процессе //
Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский
сб. н. трудов / Отв. ред. Н.А. Яковлева. – Л., 1989.
23.
Лихачев
Б.Т.
Теория
эстетического
воспитания
школьников:
Учеб.
пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1985.
24.
Медушевский
В.В.
Дух
музыки
и
дух музыкального
воспитания
//
Искусство в школе. – 1995.
25.
Медушевский
В.В.
Духовно-нравственное
воспитание
средствами
музыки // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). – 2001.