Автор: Кривицкая Ирина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ № 3 им. Е.Ф.Гнесиной
Населённый пункт: город - курорт Анапа Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Хоровое пение, как средство духовно – нравственного и патриотического воспитания детей»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №3» муниципального образования город – курорт
Анапа имени Елены Фабиановны Гнесиной.
Методическая разработка
«Хоровое пение, как средство духовно – нравственного и
патриотического воспитания детей»
Выполнила: преподаватель
хорового и сольного пения
высшей квалификационной категории
Кривицкая Ирина Николаевна
1
Содержание.
Глава I. Введение-------------------------------------------------------------------3
Глава II. Возможности хоровой деятельности в процессе нравственного и
патриотического воспитания подрастающего поколения------------------3
1. Работа над репертуаром----------------------------------------------------5
2. Концертно-исполнительская деятельность-----------------------------6
3. Музыкально-просветительская работа----------------------------------8
Глава III. Заключение---------------------------------------------------------------9
Глава IV. Методические рекомендации------------------------------------ ----10
1.
Патриотический проект «Любим, помним, гордимся» -------------10
2.
Духовно – просветительский проект «Дорога к храму» ------------11
3.
Музыкальный проект «Моя поющая семья» --------------------------13
Глава V. Список используемой литературы------------------------------------14
2
I. Введение.
Вопросы духовно - нравственного и патриотического воспитания перед
обществом ставились во все времена, но сегодня, когда наша страна
столкнулась с современными вызовами, эти понятия приобрели актуальность
как никогда. В решении комплекса задач духовно - нравственного и
гражданско – патриотического воспитания должны принимать участие все
субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе, конечно же
принадлежит системе образования.
Общество
лишь
тогда
способно
ставить
и
решать
масштабные
национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных
ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному
языку, к культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков, к
каждой странице отечественной истории.
Значительная роль в духовно-нравственном воспитании принадлежит,
безусловно, культуре, в которой выражаются все формы духовной жизни
социума (мыслительная, религиозная, этическая). Один из элементов
духовной культуры общества – искусство, несущее в своем содержании
духовные
ценности
и
нравственные
идеалы,
которые
предстают
в
художественных символах и ярких эмоциональных образах.
Самым доступным видом искусства является хоровое пение. Не
случайно все известные музыкально – педагогические системы мира
рассматривают хоровое пение как ведущий компонент музыкального и
эстетического воспитания.
II. Возможности хоровой деятельности в процессе нравственного и
патриотического воспитания подрастающего поколения.
Хоровое пение – одно из самых активных и доступных форм
коллективного музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и
доставляет им эстетическое удовольствие. Являясь эффективным средством
развития музыкальных способностей, ребенка, пение в хоре несет в себе и
колоссальный воспитательный потенциал,
способствуют формированию
высоконравственных
чувств,
мыслей,
убеждений,
идеалов,
т.е.
формированию всего того, что со временем станет мировоззрением личности
молодого
поколения
страны.
Хоровое
пение
–
это
прекрасная
психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования
чувства патриотизма.
Школьный возраст является наиболее оптимальным
для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период
3
самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных
идеалов.
Это
период,
когда
закладываются
основы
нравственности,
формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к
обществу.
Специфические особенности хорового пения обеспечивают огромные
возможности для патриотического воспитания школьников. Дети любят петь,
поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного
восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства и
переживания.
Специфические особенности хорового пения обеспечивают
огромные возможности для патриотического воспитания школьников.
У
ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная
отзывчивость. Кроме того, в коллективе у детей формируются такие
качества, как чувство ответственности, взаимопонимания. В то же время
песенный материал играет самоценную смысловую роль.
Само содержание
песни является важным средством духовно-нравственного воспитания
учащихся,
Слово конкретизирует музыку, а музыка, в свою очередь,
эмоционально окрашивает текст, передавая его общее настроение и следуя за
тончайшими его интонациями, оттенками. Текст в значительной мере
определяет степень «весомости» хорового произведения как средства
воспитания патриотических чувств юного гражданина страны. Пение в хоре
дает ребенку возможность не только выражать свои чувства и переживания,
но и получать собственные впечатления о жизни, приобретать практические
знания, навыки и умения, с помощью которых можно реализовывать
полученные духовные ценности.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в процессе
музыкального
просвещения
детей,
а,
следовательно,
и
воспитания
подрастающего поколения огромная ответственность ложится на педагога-
музыканта, руководителя хора. Пожалуй, никакая другая педагогическая
специальность не требует столь разнообразных методических приемов в
сложном процессе воспитания у детей благородных чувств патриотизма и
гражданственности,
как
профессия
педагога-хормейстера.
Умение
преподнести музыкальное произведение так, чтобы ученики были предельно
увлечены
музыкой;
пробуждение
в
детях
эмоциональной,
духовной
отзывчивости
на
произведение;
формирование
навыков
размышлять,
анализировать – всем этим должен владеть хормейстер, в этом заключается
мастерство руководителя; только в этом случае эмоционально-чувственное
восприятие воспитанников перерастет в обобщение жизненного опыта и
получит воплощение в ценностных установках.
В процессе патриотического воспитания детей средствами хорового
искусства руководителю необходимо использовать определенные формы
организации
хоровой
деятельности.
Это,
прежде
всего,
работа
над
4
репертуаром
(выбор
репертуара,
художественно-идейное
освоение
произведений обучающимися); концертно-исполнительская деятельность
хорового
коллектива
(участие
в
концертах,
массовых
мероприятиях,
конкурсах, фестивалях); музыкально-просветительская работа (участие в
социальных
проектах,
акциях;
экскурсии;
посещение
музыкальных
спектаклей, концертов).
1.Работа над репертуаром.
Репертуар является основой деятельности любого хорового коллектива.
Правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность решения
художественно-творческих
и
воспитательных
задач
одновременно.
В
репертуарах детских хоровых коллективов обязательно должны звучать
произведения духовного содержания, светского характера отечественных
композиторов-классиков и современных авторов, а также народные песни.
Именно
такое
жанровое
разнообразие
способствует
патриотическому
воспитанию юных певцов.
Духовная музыка – неотъемлемая часть культурного, исторического
наследия России, в которой ярко и полно выразились художественный гений,
патриотизм и религиозность русского народа. Она несет в себе ценностно-
этические характеристики, включённые в само понятие реальности и даёт
основание
верить,
что
наша
молодежь,
воспитываясь
на
духовном,
«хоровом»
начале,
осознает
себя
общественно
активной
личностью,
руководящейся мотивами любви и преданности своему Отечеству и народу.
Русские композиторы-классики, русские поэты в своем творчестве
уделяли огромное внимание воспитанию патриотических чувств. Сами
беззаветно влюбленные в свою Родину, опираясь на богатые традиции
народного творчества, они создавали произведения, играющие огромную
роль в формировании патриотических взглядов, в воспитании чувства
национальной гордости у подрастающего поколения. Наши национальные
композиторы создали такие песенно-хоровые шедевры, которые и сейчас
созвучны настроениям юношеской и детской среды и служат благородному
делу воспитания патриотизма у современной молодежи.
Неоценимый источник воспитания и развития чувства патриотизма
– народное музыкальное творчество. Приобщение к народной песенной
культуре
играет
значительную
роль
в
художественно-эстетическом
образовании и воспитании детей. Народная песня знакомит с вековыми
5
традициями, с историческим прошлым народа. Родные интонации и ритмы,
впитанные всем существом с детства, петые в юности, являют собой самую
благодарную почву для воспитания любви к Родине.
В репертуар детского хорового коллектива обязательно должны быть
включены и произведения патриотической направленности современных
авторов. Это могут быть песни о Родине, России, красоте родного края, о
мире на земле, дружбе. Отдельно следует сказать об использовании в
репертуаре песен о войне и произведений военных лет. Педагогическая
ценность такого музыкального материала огромна! На нем воспитывается
уважение к своей стране, ее истории, ее народу; воспитывается гордость за
свое Отечество. Благородные герои и их поступки, описанные в текстах
таких произведений, оставляют неизгладимый след в детских душах. Образы
людей, совершающих подвиги так ярки и убедительны, что могут стать не
только положительным примером, но и стимулом рождения нового
поколения героев.
Подбор
полноценного
идейно-художественного
репертуара
является
чрезвычайно важным делом, так как в значительной степени обеспечивает
эффективность воспитательной работы.
При отборе репертуара для детского хорового коллектива руководитель
должен обязательно учитывать ряд принципов, а именно: репертуар должен
быть
содержательным
и
ценным
в
художественном
отношении,
соответствовать
психолого-педагогическим
возрастным
особенностям
обучающихся,
отвечать
требованиям
учебной
программы,
отвечать
требованиям мероприятий, в которых хор принимает участие. В репертуаре
хорового коллектива должны звучать яркие художественные произведения,
выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные
вызвать эмоциональный отклик, воздействовать на эстетическую сторону
души, стать источником и средством воспитания хористов.
2.Концертно-исполнительская деятельность.
Концертно – исполнительская деятельность – важнейшая сторона жизни
детского хорового коллектива. Она является логическим завершением всех
репетиционных и педагогических процессов и занимает особое место в
работе
по
патриотическому
воспитанию
юных
певцов.
Публичное
6
выступление вызывает особое психологическое состояние, определяющееся
эмоциональной
приподнятостью,
взволнованностью;
оно
обогащает
мировоззрение детей, объединяет хористов, воспитывает в них чувства
уважения
друг
к
другу,
достоинства,
гордости;
стимулирует
рост
отзывчивости на события общественной жизни.
Для того чтобы концертно-исполнительская деятельность хорового
коллектива была успешной, способствовала полноценному воспитанию
личности каждого ребенка, в том числе и патриотическому, руководитель
должен решать определенные задачи:
объединение нравственных и творческих устремлений всех участников
коллектива,
направление их в единое русло исполнительской мысли.
Хоровой коллектив должен объединять единомышленников, воспитывать
чувства товарищества, взаимопомощи, поддержки. Качество исполнения
произведений во многом зависит не только от уровня вокально-хоровой
подготовки певцов, но и от того, как юные музыканты относятся друг к
другу, к своему руководителю; от того насколько сходны эстетические
потребности, интересы поющих.
Помимо всего сказанного, для того чтобы в дальнейшем более осознанно
работать над содержанием музыкального материала и выразительностью его
исполнения, каждое выступление хорового коллектива следует внимательно
и детально проанализировать. Педагог должен обязательно подключить к
обсуждению обучающихся и вместе с ними отметить как положительные, так
и отрицательные моменты исполнения; дать рекомендации на будущее,
наметить пути дальнейшего роста коллектива.
Таким образом концертно-исполнительская деятельность не только
поднимает учебно-репетиционную культуру и исполнительское мастерство
хористов. Публичные выступления способствуют социализации растущей
личности; ведут к получению эмоционального отклика у слушателей, что
рождает у певцов чувство сопричастности к происходящим событиям в
обществе.
Незаменимо для воспитания в подрастающем поколении чувства
патриотизма, гражданственности, участие хора в концертных мероприятиях,
посвященных государственным праздникам: Дню защитника Отечества, Дню
Победы, Дню защиты детей, Дню России, Дню Государственного флага
Российской Федерации, Дню народного единства, Дню Матери. Присутствие
детей на таких мероприятиях не может проходить для них бесследно.
Торжественная обстановка праздников, соблюдение ежегодных традиций в
7
их проведении способствуют развитию в молодом поколении национального
самосознания; формированию гордости за деяния предков; осознанию
неповторимости Отечества, его судьбы; развитию чувства уважения к
старшим.
Не менее важное значение в процессе патриотического воспитания
обучающихся имеет и участие хорового коллектива в конкурсах и
фестивалях патриотической направленности. Такого рода мероприятия не
только развивают творческий потенциал юных певцов, но и дают им
возможность проявить свою гражданскую позицию, воспитывают любовь к
традициям,
культуре,
истории
родного
края,
формируют
чувство
национального достоинства.
Концертно-исполнительская деятельность хорового коллектива – это
прекрасная
психологическая,
нравственная
и
эстетическая
среда
для
воспитания чувства патриотизма. Участие в мероприятиях формирует
активную жизненную позицию юных артистов, дает им высокие жизненные
ориентиры.
3.Музыкально-просветительская работа.
Музыкально-просветительская работа как форма организации
деятельности хорового коллектива играет огромную роль в воспитании
обучающихся.
Она
носит
социально-эстетическую
направленность
и
подразумевает участие юных певцов в социальных проектах и акциях, а
также досуговую деятельность хористов.
Цель социальных проектов и акций – привлечение внимания
подрастающего поколения к социально значимым темам; формирование у
детей социальной активности, гражданской позиции. Социальных проекты и
акции незаменимы в процессе гражданско-патриотического воспитания
детей,
так
как
предполагают
не
только
участие
обучающихся
в
мероприятиях,
но
и
подключение
юных
музыкантов
к
организации
тематических вечеров, творческих встреч, гостиных (разработка сценария,
подбор музыкального оформления). Это дает детям возможность не только
получить большой объем новых знаний об исторических событиях,
природных богатствах, художественных и духовных ценностях нашей
8
страны, но и поделиться приобретенными знаниями с другими людьми;
способствует формированию таких человеческих качеств как отзывчивость,
доброта,
милосердие;
ощущению
непосредственной
сопричастности
к
социально
значимой
деятельности;
выражению
собственной
активной
позиции в общественной жизни.
Примерами социальных проектов и акций патриотической и духовно –
ценностной направленности, используемых в деятельности детского
хорового коллектива могут быть:
патриотический проект «Любим, помним, гордимся»;
духовно – просветительский проект «Дорога к храму»;
музыкальный проект «Моя поющая семья»;
III. Заключение.
Духовно – нравственное и патриотическое воспитание, является одной из
наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, оказывающих
воздействие на все сферы его жизнедеятельности. Освоение обучающимися
предметов гуманитарного цикла, таких как литература, изобразительное
искусство,
музыка
является
благоприятной
основой
для
становления
патриотических чувств, так как способствует формированию эмоционально-
ценностного отношения к искусству, истории, традициям, культуре своей
страны. Информация, полученная в результате эмоционально-чувственного
переживания в ходе общения с произведениями искусства, воспринимается
ребенком на подсознательном уровне и постепенно трансформируется из
абстрактных идей в глубокие внутренние, нравственные убеждения.
Музыкальное искусство является одним из самых действенных в
процессе формирования личности, воздействуя на процесс становления ее
нравственных качеств, нравственных идеалов. Музыкальное искусство
создает тот эмоциональный фон, на котором легче усваиваются знания и
формируются положительные качества личности.
Хоровое искусство – это прекрасная психологическая, нравственная и
эстетическая среда для воспитания подрастающего поколения.
Детский хоровой коллектив имеет огромные возможности для организации
целенаправленной, систематической, полноценной воспитательной работы в
патриотическом направлении. Работа хорового коллектива строится таким
образом, что, изучая музыкальное произведение, совершенствуя его на
9
репетициях; исполняя на концерте или конкурсе, рассказывая о нем на
творческой встрече, слушая это произведение в концертном зале хористы
являются не объектом, а активным субъектом воспитательного процесса. Для
организации патриотического воспитания обучающихся эта особенность
хоровой деятельности имеет огромное значение.
Все формы организации хоровой деятельности: работа над репертуаром;
концертно-исполнительская
деятельность;
музыкально-просветительская
работа
взаимодополняют
друг
друга,
обогащая
тем
самым
процесс
воспитания юных певцов, создавая единое воспитывающее пространство.
Трудно
переоценить
значение
хорового
искусства
в
процессе
патриотического
воспитания
детей.
Оно
стимулирует
нравственное
становление ребенка; формирует и совершенствует моральные принципы,
идеалы, систему ценностных ориентаций.
Хоровое искусство всегда было, есть и будет незаменимым, веками
проверенным фактором формирования творческого и духовного потенциала
общества, испытанным средством воспитания высококультурной личности,
обладающей активной гражданской позицией; глубокими патриотическими
чувствами и убеждениями.
IV. Методические рекомендации.
1.
Патриотический проект «Любим, помним, гордимся»
Актуальность данного проекта заключается в том, чтобы ребята узнали,
запомнили, как можно больше о фронтовиках в своей семье, и семьях друзей.
Увидели историю в лицах и конкретных человеческих судьбах. Нельзя быть
патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили,
берегли и защищали ее наши предки, наши отцы, деды и прадеды. Только
знание своей истории, своих героев делает нас сильными, испытывающими
любовь к своей Родине, а значит, счастливыми. В каждом городе, селе, в
каждой семье есть свои герои, «сыны» Родины, о которых мы – живые -
должны
помнить
и
передавать
эту
память
следующим
поколениям.
Реализация проекта: один учебный год.
Цель: формирование гражданственности и патриотизма как важнейших
духовно – нравственных и социальных ценностей у подрастающего
поколения на основе материалов, изучающих истории подвигов защитников
Отечества, сохранению преемственности поколений.
10
Задачи:
– Привлечь к поиску и подготовке материалов;
– Сохранять семейные реликвии и воспоминания, передать от поколения
к поколению, как наиболее ценное, духовное богатство;
– Воспитывать гражданско-патриотические чувства к Родине, ветеранам
войны, воинам российской армии;
– Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал и
защищает нашу Родину.
– Вовлечь ребят в социально-значимые дела по задуманному плану проекта.
Практический этап проекта.
– Изучить биографии героев Отечества (родственников, знакомых и т. д.);
– Записать видео материал;
– Подготовить презентации;
– Провести урок мужества;
– Опубликовать материалы в СМИ.
2.
Духовно – просветительский проект «Дорога к храму»
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой
в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего
мира. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это
радость приобщения к духовным традициям нашего народа, это путь к
Храму.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций
формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы
взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое
развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции,
патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал,
эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Это
доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по
духовно-нравственному образованию и воспитанию детей! Срок реализации
проекта: учебный год. Форма занятий: внеклассная.
Цель:
Формирование духовно – нравственных качеств детей, посредством
приобщения к высшим ценностям православной культуры, к ее истории и
традициям.
11
Задачи:
– Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной
позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с
другими людьми;
– Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды,
желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во
взаимоотношениях со всеми;
– Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла,
зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения,
поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе;
– Вызвать интерес к изучению Православия у детей, открывая тем самым
путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Практический этап проекта.
1. Проведение занятий, бесед согласно тематическому плану в течение года.
2. Участие в праздничных мероприятиях: Рождество, Пасха, Троица.
3. Встречи с батюшкой (Уроки нравственности на основах православия).
План мероприятий.
№
Тема
Дата
проведения
1
«Мир – творение Божие». Встреча - беседа с настоятелем
прихода храма во имя Святой Троицы, протоиереем
Георгием Андреевым.
Октябрь
2
«Православная духовная музыка – пласт русской певческой
культуры». Лекция – беседа с иллюстрациями.
Декабрь
3
Рождественские
концертные
выступления
совместно
с
воспитанниками воскресной школы
Январь
4
«Основы христианской нравственности». Беседа с
преподавателями воскресной школы Свято Троицкого
храма.
Март
5
«История христианской Церкви». Лекция – презентация.
Апрель
12
6
«Православные праздники и традиции народа» Викторина.
Май
3.
Музыкальный проект «Моя поющая семья»
Музыка, как никакое другое искусство, объединяет людей и в горе, и в
радости, укрепляет силу духа, способного противостоять бедам и тяготам
жизни. Под её воздействием невзгоды отступают и терпят поражение.
Музыка объединяет людей самых разных убеждений, возраста и
национальности! И, как заметил один классик, музыка не знает границ. В
наши дни, к сожалению, теряется связь между поколениями. А музыка,
любимые песни могут быть общей темой и объединить всех членов семьи
разного возраста и передаваться от поколения к поколению. Музыка,
любимые песни могут соединить разных членов семьи и положительно
влиять на их здоровье и настроение. Форма проекта: концерт.
Цель проекта:
- создание благоприятной среды для развития семейного творчества.
Задачи проекта:
- выявление талантливых, творческих семей среди семей учащихся Детского
хора;
- укрепление положительного имиджа хорового коллектива;
- расширение контактов с семьями учащихся;
- привлечение внимания к проблеме внутрисемейных отношений;
- пропаганда семейных ценностей;
- создание условий для реализации творческого потенциала семей;
- выявление и поддержка творческих семей;
- пропаганда и развитие вокального творчества, повышение педагогического
мастерства.
Практический этап проекта.
Подготовка музыкального номера (песня, колядка, романс и т.д.).
Участие в концерте.
13
Организаторам проекта предполагается освещать работу проекта
«Поющая семья» на официальном сайте школы, видео на канале YouTube.
В результате проекта укрепятся связи между ребенком и родителем, появится
интерес к совместной творческой деятельности.
V. Список используемой литературы.
1.
Аверина Н.В. Методика работы с детским хором. – М.: Дека-ВС, 2016.
2.
Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического
воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова //
Внешкольник. –2014. -No 6. –С. 39-48.
3.
Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория, методика, практика. – М.:
Владос, 2017.
4.
Капитонова Г.Н. Система совершенствования патриотического воспитания в
УДОД / Г.Н. Капитонова // Дети, техника, творчество. –2014. -No1.
5.
Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое
пособие / Т. А. Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
6.
Кирюханцев К. А., Гизатова И. А. Экскурсия как средство патриотического
воспитания учащихся [Текст] // Педагогика: традиции и инновации:
материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). —
Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 80-82.
7.
Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими
вокально-хоровыми коллективами. – М.:ACADEMIA, 2017.
8.
Роганова И. Современный хормейстер. Сборник методических статей.
Выпуск 1. – СПб.: Композитор, 2018.
9.
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М.: Владос, 2018.
10.Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание
учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла: автореферат дис. …
кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Ин-т общего образования. –
Москва, 2009. – 23 с.
14