Автор: Русакова Ольга Алексеевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: КГОБУ Шкотовская КШИ
Населённый пункт: Приморский край, Шкотовский район, пгт Шкотово
Наименование материала: Презентация
Тема: Индивидуальный образовательный маршрут для детей с РАС (ИОМ)
Раздел: начальное образование
Портрет ребёнка с РАС
Несформированность
социального взаимодействия
Несформированность
коммуникативной сферы
Склонность к ограниченному,
повторяющемуся поведению
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
ребёнка с
РАС
–
это
движение
в
образовательном
пространстве,
создаваемом для ребёнка при осуществлении образовательного
и
психолого-педагогического
сопровождения
в
конкретной
образовательной
организации
специалистами
различного
профиля
с
целью удовлетворения
особых
образовательных
потребностей.
ИОМ
–
это
документ
,
составление и реализация
которого
является
эффективным
решением
для
создания
в
образовательной организации специальных
образовательных
условий обучения ребёнка с РАС.
Индивидуальный образовательный маршрут
Группы особых образовательных потребностей
обучающихся с РАС
1 группа – образовательные
потребности, связанные с
необходимостью особой
организации образовательного
процесса
2 группа – образовательные
потребности, связанные с
необходимостью адаптации
содержания основной
образовательной программы
3 группа – образовательные
потребности, связанные с
необходимостью адаптации
учебного материала
4 группа – образовательные
потребности, связанные с
необходимостью преодоления
трудностей в развитии навыков
социализации и коммуникации
Особые
образовательные
потребности
Специальные
образовательные
условия
Особые образовательные потребности – это
индивидуальные потребности ребёнка с
РАС,
наличие
которых
требует
создания
специальных
образовательных
условий
для
обучающегося
с
целью
освоения
им
адаптированной
основной
образовательной
программы (АООП).
Индивидуальный образовательный маршрут
Модель
включения
Нормативно-
правовое
обеспечение
Материально-
техническое
обеспечение
Кадровое
обеспечение
Программно-
методическое
обеспечение
Выбор образовательной модели для ребёнка с РАС
Полная инклюзия
Частичная инклюзия:
«Ресурсный класс»
«Автономный класс»
Отдельный «коррекционный» класс
q
Полная инклюзия:
учащийся с РАС постоянно обучается в обычном общеобразовательном классе со сверстниками,
не имеющими ограничений по возможностям здоровья, при условии обязательной организации
психолого-педагогического сопровождения («инклюзивный класс»)
q
Частичная инклюзия:
вариант 1 -
учащийся с
РАС проводит
со сверстниками,
не имеющими ограничений по
возможностям здоровья, только часть учебного и внеклассного времени
(«ресурсный класс», «автономный класс»)
вариант 2 -
учащийся с РАС обучается в отдельном классе для детей с ОВЗ (с задержкой
психического развития, интеллектуальными нарушениями)
q
«Отдельный класс» для детей с РАС
в общеобразовательной организации,
реализующей адаптированные основные образовательные программы.
Выбор образовательной модели для
ребёнка с РАС
Параметры, влияющие на выбор образовательной
модели для ребёнка с РАС
Уровень развития интеллекта (вариант АООП НОО)
Особенности поведения
Уровень развития коммуникативных навыков
Уровень развития социальных навыков
Уровень развития социально-бытовых навыков
Условия для построения и реализации ИОМ
Нормативно-
правовое
обеспечение
реализации ИОМ
Материально-
техническое
обеспечение
реализации ИОМ
Кадровое
обеспечение
реализации ИОМ
Программно-
методическое
обеспечение
реализации ИОМ
Внутренние
локальные
нормативные акты
образовательной
организации
•
Организация
пространства
школы, класса,
рабочего места
•
Технические
средства
обучения
•
Учитель-
дефектолог
•
Учитель-логопед
•
Педагог-психолог
•
Тьютор
•
Педагог доп.
образования
•
Социальный
педагог
•
АООП
•
специальные
методики
•
адаптированные
учебные пособия
Алгоритм включения ребёнка в образовательный процесс
Знакомство ребёнка и родителей со школой до начала учебного года, изучение заключения
ЦПМПК и тех специальных образовательных условий, которые в нём прописаны
Разработка АООП в соответствии с заключением ЦПМПК
Организация сопровождения ребёнка тьютором в адаптационный период
Проведение диагностического обследования в начале года
Проведение психолого-педагогического консилиума
Разработка ИОМ
Проведение динамического ППк, корректировка, дополнение ИОМ
Проведение итогового ППк
Заключение ЦПМПК
Диагностика
ППк
Разработка ИОМ
Алгоритм разработки ИОМ
Реализация ИОМ
Проведение плановых и
внеплановых заседаний
консилиума в соответствии с
этапами деятельности по
созданию специальных
образовательных условий
для обучающихся с РАС
Организация деятельности
службы психолого-
педагогического
сопровождения
Осуществление
образовательной
деятельности в рамках
учебной и внеурочной
работы
Информирование родителей об
особенностях включения
ребенка в образовательный
процесс, об его перспективах.
Заключение договора о
представлении образовательных
услуг и создании специальных
образовательных условий
Текущий мониторинг качества
коррекционно-развивающей
работы и всего процесса
психолого-педагогической
поддержки обучающихся с РАС,
при необходимости –
проведение корректировочных
мероприятий
Ведение рабочей и отчётной
документации
Титульный лист
Общие сведения:
•
ФИО, возраст ребёнка, класс
•
ФИО родителей (законных представителей)
•
ФИО учителей, специалистов службы ППС
•
Заключение и рекомендации ЦПМПК
•
Программа класса
•
Модель/форма обучения
•
Срок реализации ИОМ
•
Наличие инвалидности
Заключение и рекомендации ППк (результаты диагностики)
Особенности формирования УУД
Трудности формирования академических навыков
Создание специальных образовательных условий:
•
Психолого-педагогическое сопровождение
•
Описание других специальных условий обучения
•
ИУП (при наличии)
•
Дополнительное образование
Планируемые результаты освоения предметных областей
Планируемые результаты формирования УУД
Планируемые результаты коррекционной работы
Работа с родителями (законными представителями)
Структура
ИОМ
Общие сведения
ФИО ребёнка:
Дата рождения:
Класс:
ФИО родителей:
ФИО учителей:
Ф.И.О. специалистов службы ППС:
Заключение и
рекомендации
ЦПМПК
1.
Рекомендованный вариант АООП НОО.
2.
Необходимость тьюторского сопровождения.
3.
Направления
коррекционной
работы в
образовательной
организации
Программа класса
Модель/форма
обучения
Срок
реализации
ИОМ:
Наличие
инвалидности
Заключение и рекомендации ППк
Оценка особенностей развития ребёнка с
целью проектирования индивидуальных
планируемых
результатов
(по
результатам
комплексной
диагностики
учителя,
педагога-психолога,
учителя-логопеда,
учителя-
дефектолога)
Особенности поведения
Характер деятельности
Сформированность
навыков
коммуникации
и
социального взаимодействия
Особенности речевого развития
Особенности развития познавательной деятельности
(мышление,
внимание,
память,
восприятие,
особенности переработки сенсорной информации)
Особенности моторного развития
Сформированность социально-бытовых навыков
Другие особенности
Особенности формирования УУД
Мотивация к учебной деятельности
Соблюдение норм и правил поведения (школа, общественные места)
Самостоятельность (степень участия взрослого)
Овладение начальными навыками адаптации к изменениям
Умение ориентироваться в пространстве класса, школы
Умение организовать учебное пространство
Умение принимать учебную задачу
Умение сохранять учебную задачу
Способность добиваться результата
Оценивание
правильности
выполнения
действий
в
соответствии
с
поставленной задачей (поиск ошибок)
Восприятие
оценки
учителя
и
одноклассников
(отметка,
оценка
как
похвала/порицание)
Перенос (генерализация) знаний, умений и навыков
Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми
Использование коммуникативных средств
Умение вести диалог
Умение задавать вопросы
Эмоциональная отзывчивость, сопереживание
Умение организовать собственную деятельность (перемена, досуг)
Заключение и рекомендации ППк
Трудности
формирования
академических
навыков
(по
результатам освоения
ребенком
учебных
предметов
на
начало
периода
в
сравнении
с
требованиями
программ учебных
предметов по предыдущему классу обучения)
Другие особенности обучающегося
Заключение и рекомендации ППк
Создание специальных образовательных условий
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Специалисты
Направления коррекционной
работы
Форма занятий
Продолжительность
и частота
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Учитель-дефектолог
Социальный педагог
Тьютор
(заключение ППк)
указать период
Создание специальных образовательных условий
Описание других специальных условий обучения
Временной режим
Организация пространства
школы/класса
Организация рабочего места
Вспомогательные средства
Технические средства
обучения
Специальный дидактический,
методический материал
Форма и условия оценки
достижений
Создание специальных образовательных условий
Индивидуальный учебный план (при наличии)
Образовательные области
Учебные предметы
Количество
часов в неделю
Коррекционно-развивающая область
(название курса)
Специалисты
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Учитель-дефектолог
Максимальный объём недельной нагрузки:
Дополнительное образование
Название кружка, другого вида
доп. образования
Форма реализации, периодичность,
продолжительность
Количество
часов в
неделю/в месяц
Планируемые результаты освоения предметных областей
Учебный предмет
Индивидуальные планируемые результаты на
период
Результативность*
начало
середина
конец
Научится …
Планируемые результаты формирования УУД
Индивидуальные планируемые результаты по
формированию УУД на период
Исполнители
Результативность
начало
середина
конец
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Планируемые результаты коррекционной работы
Направления коррекционной работы
Индивидуальные
планируемые результаты
на период
Исполнители
Результативность
начало
середин
а
конец
Коррекция нежелательного поведения
Формирование стереотипа учебного
поведения
Формирование навыков коммуникации и
социального взаимодействия
Развитие речи
Развитие познавательной деятельности
Коррекция моторного развития
Формирование социально-бытовых
навыков
Преодоление трудностей формирования
академических навыков
Результативность (мониторинг достижений)
Баллы
Описание
4 б.
выполняет самостоятельно
(выполняет задание без посторонней помощи, полностью самостоятельно)
3 б.
выполняет сам с опорой на визуальные подсказки
(ориентируется на действия сверстников, использует в качестве подсказки модель
поведения и/или визуальные подсказки, постоянно находящиеся в поле зрения на
закрепленных местах, и т.д.)
2 б.
выполняет с частичной помощью
(способен к самостоятельному выполнению, но нуждается в частичной
организующей помощи: показ образца выполнения, вербальные, жестовые
подсказки)
1 б.
выполняет с постоянной помощью
(выполняет задание при наличии постоянной помощи: частичные физические,
вербальные подсказки; без посторонней помощи сформированность навыка не
демонстрирует)
0 б.
не выполняет
(может выполнить задание только с полной физической подсказкой; при
ослаблении физической подсказки сформированность навыка не демонстрирует)
Работа с родителями
Направления
работы
Планируемые результаты на период
Формы работы
Частота
Участие в
составлении и
реализации ИОМ
•
оценка возможностей ребенка и
социального окружения
(родителей/законных представителей);
•
обсуждение с родителями/утверждение
ИОМ;
•
динамика развития ребенка и
эффективность планируемых
результатов с точки зрения родителей
•
опрос/анкетирование
родителей (актуальные
проблемы, индивидуальные
особенности)
•
беседа
•
консультирование
•
анализ результатов
Мониторинг
в начале и в
конце учебного
года
Информирование
•
индивидуально-типологические
особенности развития детей с НОДА;
•
возможные формы обучения,
воспитания и коррекции;
•
информационные ресурсы по вопросам
оказания комплексной помощи детям с
НОДА и их семьям.
•
родительский клуб
•
групповые/индивидуальные
консультации
•
интернет-форумы
В течение года
Работа с родителями
Направления
работы
Планируемые результаты на период
Формы работы
Частота
Повышение
родительской
компетентности
•
обучение родителей эффективным методам
взаимодействия с детьми с НОДА, формирования у
детей социально-бытовых, коммуникативных
навыков
•
помощь семье в вопросах выбора стратегии
воспитания и приёмов обучения и воспитания
ребёнка с НОДА
•
рекомендации по повышению психолого-
педагогической компетентности родителей;
•
привлечение семьи к включению в совместную
деятельность с детьми, педагогическими
работниками, другими родителями
•
развитие толерантности всех участников
образовательного процесса
•
групповые/индивидуал
ьные консультации
•
беседа
•
совместные досуговые
мероприятия
В течение года
Обсуждение
образовательного
маршрута
•
адекватное представление о возможностях ребенка
•
предоставление информации о последовательности
действий для поступления в то или иное
учреждение (ПМПК, МСЭ и т.д.)
•
групповые/индивидуал
ьные консультации
•
беседа
В течение года
Дата составления ИОМ: ___________________________
Родитель (законный представитель): ___________________ _____________________________
(подпись) (ФИО)
Учитель: ___________________ _____________________________
(подпись) (ФИО)
Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения:
Педагог-психолог: ___________________ ____________________________
(подпись) (ФИО)
Учитель-логопед: ___________________ _____________________________
(подпись) (ФИО)
Учитель-логопед: ___________________ _____________________________
(подпись) (ФИО)
Социальный педагог: ___________________ _____________________________
(подпись) (ФИО)