Автор: Кудельникова Виктория Викторовна
Должность: Директор
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦРДМ"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Интеграция общего и дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Особенности интеграционного взаимодействия общего и
дополнительного образования.
Автор: Кудельникова В.В.
В
настоящее
время
в
системе
дополнительного
образования
приоритетными
являются
три
модели
интеграции:
сетевого
взаимодействия, социального партнерства и объединение независимых
организаций на одной территории.
Первая предполагает использование модели сетевого взаимодействия
образовательных
организаций
в
рамках
реализации
дополнительных
общеразвивающих программ. В основе этой модели лежит совместное
взаимодействие людей разных организаций для решения конкретной общей
проблемы. При этом сохраняется независимость их основной деятельности, а
потенциал других организаций привлекаются по мере необходимости.
Образование сети с различными участниками компенсирует недостаток
ресурсов
и
расширяет
возможности
для
реализации
определенных
образовательных программ, индивидуальных социально значимых проектов,
специализированных мероприятий (конференций, олимпиад и т.д.) и т.д.
Модель
социального
партнерства
предполагает
добровольное
соглашение о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором
все участники договариваются работать вместе для достижения общей цели
или выполнения определенной социально значимой деятельности, совместно
вкладывая ресурсы и разделяя ответственность за результат. Партнерство
обеспечивается согласием между всеми сторонами взаимодействия. Его
формами могут быть совместные мероприятия, проекты, проведение
семинаров, тренингов и др.
Третья модель включает целенаправленно создаваемое объединение
организаций
общего
и
дополнительного
образования
на
одной
территории с целью использования ресурсов и взаимного сотрудничества
при сохранении их самостоятельности и независимости. Например, создание
на базе образовательных учреждений учебно-воспитательных комплексов, в
которых школьники могут получить как общее, так и дополнительное
образование.
Соответственно
открывается
больше
возможностей
для
организации совместной деятельности или проекта.
Интеграция общего и дополнительного образования детей в условиях
конкретного
образовательного
учреждения
может
быть
внутренней
(внутришкольной)
и
внешней
(сетевое
взаимодействие,
социальное
партнерство), содержательной и организационной.
Процесс внутренней интеграции учебной, внеучебной деятельности
и дополнительного обучения реализуется через межпредметные связи,
создание интегрированных программ, включение в образовательные занятия
элементов
досуговой
деятельности,
программ
углубленного
изучения
предметов, проектов по воспитанию и дополнительному образованию.
Внешняя интеграция осуществляется через сетевое взаимодействие и
социальное
партнерство
учреждений
дополнительного
и
общего
образования.
Содержательная интеграция представляет собой создание на основе
программ общего и дополнительного образования комплексных проектов.
Организационная
интеграция
объединяет
ресурсы
школы
и
учреждения ДОД (а также сузов и вузов), когда создаются координационные
центры (советы), методические объединения, творческие группы для
изучения социального заказа, разработки предложений по социальному
проектированию, реализации требований ФГОС.
Обобщая представленные результаты, можно сказать, что наиболее
популярным направлением остается интеграция общего и дополнительного
образования в стенах общеобразовательной организации. Интеграционное
же взаимодействие организаций основного, дополнительного и высшего
образования как социальных партнеров пока не используется в полной мере.
В связи с этим, возникает необходимость в построении модели,
базирующейся на принципе полноты образования, когда основное и
дополнительное образование станут равноправными взаимодополняющими
друг друга компонентами, что в свою очередь становится важнейшим
условием качественного обновления направлений и содержания социально
значимой деятельности обучающихся.