Напоминание

"Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования"


Автор: Демова Юлия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Николаевская общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д. Николаевка, Ирбейского района, Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: "Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования"
Раздел: начальное образование





Назад




Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях

инклюзивного образования.

На протяжении всей истории человечества у людей рождались дети, отличающиеся

от

остальных.

Если

говорить

более

понятным

языком,

то

эти

дети

обладали

инвалидностью, которая препятствовала нормальной их интеграции в общество.

Естественно, создавались специальные учреждения, в которые можно было отдать

ребенка с инвалидностью, однако такие заведения были скорее приговором для ребенка

как для полноценной личности, потому что они лишь создавали огромный разрыв между

«нормальными» детьми и «особенными» детьми, еще больше усложняя процесс

социализации.

Подобная ситуация наблюдалась довольно долго, и только благодаря внедрению

инклюзивного образования в нашу жизнь и обширной законодательной базы, начались

значительные

изменения.

По

Федеральному

государственному

образовательному

стандарту такое образование теперь является обязательной частью системы в Российской

Федерации. Соответственно, сейчас предпринимаются серьезные шаги для того, чтобы

«особые» дети перестали быть таковыми и смогли получить подходящее им образование,

позволяющее им в дальнейшем интегрироваться в общество и стать его полноценной

частью.

В настоящее время

разрабатываются новые организационные формы работы с

детьми с ограниченными возможностями здоровья, организовано интегрированное

обучение. Существует дифференцированная сеть специализированных образовательных

учреждений для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В неё

включены специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и

здоровыми детьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские

проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько состояние развития

общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с

нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к

объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется

отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного

человека.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования

детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273), регламентирующий право

детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные

государственные

органы,

органы

государственной

власти

субъектов

Российской

Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для

получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий,

для коррекции нарушений развития и социальной адаптации. А это означает равноправное

включение

личности,

развивающейся

в

условиях

недостаточности

(психической,

физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума,

достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Важным моментом для педагогов является своевременное выявление особенностей в

физическом и психическом развитии, в поведенческих отклонениях детей. Выявление

трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной

адаптации и в поведении

обучающихся для последующего принятия

решений об

организации

психолого-педагогического

сопровождения.

И

поскольку

ПМПК

(психолого-медико-педагогическая

комиссия)

и

ППк

(психолого-педагогический

консилиум) - это разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического

сопровождения обучающихся, консультирование участников образовательных отношений

по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся,

педагоги и специалисты имеют возможность вовремя оказать психолого-педагогическую

помощь участникам образовательных

отношений,

создать специальные условия для

получения образования.

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ — это тщательно

разработанный, точный и действенный профессиональный педагогический инструмент,

выполняющий роль посредника между ребенком с особенностями развития и системой

образования. АООП открывают двери учебных заведений особым категориям детей,

наравне со здоровыми ровесниками.

Для педагогов АООП, это выполнение вместе со своими воспитанниками данных

программ,

которые

представляют

прекрасную

возможность

раскрыть

в

себе

неограниченные творческие ресурсы, талант исследователя, поднять свое мастерство на

высокий уровень.

Крайне

важна

информация

о

необходимых

организационно-педагогических

условиях обучения детей с ОВЗ, которые, ориентированы на формирование позитивной,

социально-направленной учебной мотивации. Для решения данной задачи необходимо

применение адекватных возможностей и потребностей, обучающихся в современных

технологиях, методах, приемах, формах организации учебной работы, а также адаптация

содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения

ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и

дидактических материалов.

Для получения общего образования детьми с ОВЗ разрабатываются

адаптированные основные общеобразовательные программы с учетом особенностей их

психофизического

развития

и

индивидуальных

возможностей.

Используются

рекомендуемые образовательные программы, с учетом ФГОС общего образования по

уровням образования и ФГОС образования детей с ОВЗ на основании основной

общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными

потребностями лиц с ОВЗ.

Важны рекомендации психолого-медико-педагогической

комиссии.

Специалистами сопровождения отслеживаются эффективность обучения детей с

ОВЗ по программе (рекомендованной ПМПК), текущие и этапные результаты адаптации,

динамика

развития

и

личностного

роста

обучающихся,

формирование

навыков

образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ, показатели

функционального состояния из здоровья.

Таким

образом,

широкая

сфера

применения

психолого-педагогического

сопровождения

позволяет

рассматривать

его

как

неотъемлемое

звено

системы

образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены

не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического,

психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей

обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического

сопровождения.



В раздел образования