Автор: Демова Юлия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Николаевская общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д. Николаевка, Ирбейского района, Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: "Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования"
Раздел: начальное образование
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях
инклюзивного образования.
На протяжении всей истории человечества у людей рождались дети, отличающиеся
от
остальных.
Если
говорить
более
понятным
языком,
то
эти
дети
обладали
инвалидностью, которая препятствовала нормальной их интеграции в общество.
Естественно, создавались специальные учреждения, в которые можно было отдать
ребенка с инвалидностью, однако такие заведения были скорее приговором для ребенка
как для полноценной личности, потому что они лишь создавали огромный разрыв между
«нормальными» детьми и «особенными» детьми, еще больше усложняя процесс
социализации.
Подобная ситуация наблюдалась довольно долго, и только благодаря внедрению
инклюзивного образования в нашу жизнь и обширной законодательной базы, начались
значительные
изменения.
По
Федеральному
государственному
образовательному
стандарту такое образование теперь является обязательной частью системы в Российской
Федерации. Соответственно, сейчас предпринимаются серьезные шаги для того, чтобы
«особые» дети перестали быть таковыми и смогли получить подходящее им образование,
позволяющее им в дальнейшем интегрироваться в общество и стать его полноценной
частью.
В настоящее время
разрабатываются новые организационные формы работы с
детьми с ограниченными возможностями здоровья, организовано интегрированное
обучение. Существует дифференцированная сеть специализированных образовательных
учреждений для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В неё
включены специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и
здоровыми детьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские
проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько состояние развития
общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с
нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к
объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется
отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного
человека.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования
детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273), регламентирующий право
детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные
государственные
органы,
органы
государственной
власти
субъектов
Российской
Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для
получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий,
для коррекции нарушений развития и социальной адаптации. А это означает равноправное
включение
личности,
развивающейся
в
условиях
недостаточности
(психической,
физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума,
достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
Важным моментом для педагогов является своевременное выявление особенностей в
физическом и психическом развитии, в поведенческих отклонениях детей. Выявление
трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной
адаптации и в поведении
обучающихся для последующего принятия
решений об
организации
психолого-педагогического
сопровождения.
И
поскольку
ПМПК
(психолого-медико-педагогическая
комиссия)
и
ППк
(психолого-педагогический
консилиум) - это разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающихся, консультирование участников образовательных отношений
по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся,
педагоги и специалисты имеют возможность вовремя оказать психолого-педагогическую
помощь участникам образовательных
отношений,
создать специальные условия для
получения образования.
Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ — это тщательно
разработанный, точный и действенный профессиональный педагогический инструмент,
выполняющий роль посредника между ребенком с особенностями развития и системой
образования. АООП открывают двери учебных заведений особым категориям детей,
наравне со здоровыми ровесниками.
Для педагогов АООП, это выполнение вместе со своими воспитанниками данных
программ,
которые
представляют
прекрасную
возможность
раскрыть
в
себе
неограниченные творческие ресурсы, талант исследователя, поднять свое мастерство на
высокий уровень.
Крайне
важна
информация
о
необходимых
организационно-педагогических
условиях обучения детей с ОВЗ, которые, ориентированы на формирование позитивной,
социально-направленной учебной мотивации. Для решения данной задачи необходимо
применение адекватных возможностей и потребностей, обучающихся в современных
технологиях, методах, приемах, формах организации учебной работы, а также адаптация
содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения
ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и
дидактических материалов.
Для получения общего образования детьми с ОВЗ разрабатываются
адаптированные основные общеобразовательные программы с учетом особенностей их
психофизического
развития
и
индивидуальных
возможностей.
Используются
рекомендуемые образовательные программы, с учетом ФГОС общего образования по
уровням образования и ФГОС образования детей с ОВЗ на основании основной
общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными
потребностями лиц с ОВЗ.
Важны рекомендации психолого-медико-педагогической
комиссии.
Специалистами сопровождения отслеживаются эффективность обучения детей с
ОВЗ по программе (рекомендованной ПМПК), текущие и этапные результаты адаптации,
динамика
развития
и
личностного
роста
обучающихся,
формирование
навыков
образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ, показатели
функционального состояния из здоровья.
Таким
образом,
широкая
сфера
применения
психолого-педагогического
сопровождения
позволяет
рассматривать
его
как
неотъемлемое
звено
системы
образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены
не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического,
психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей
обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического
сопровождения.