Автор: Арутюнян Дина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ№3"
Населённый пункт: город Сарапул, Удмуртская Республика
Наименование материала: методическая разработка открытого урока по композиции станковой
Тема: "Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы её построения" 2 класс (программа ДПОП "Живопись" 5 лет обучения)
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №3»
Методическая разработка
открытого занятия
по предмету станковая композиция во 2 классе
на тему:
«Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие
принципы её построения»
Автор: преподаватель
Арутюнян Д, В.
Сарапул, 2025 г.
Пояснительная записка.
Ф.И.О педагога: Арутюнян Дина Владимировна
Должность: преподаватель МБУДО.
Полное название ОУ (с указанием муниципального образования):
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №3
».
Предмет (дисциплина, направление деятельности): Станковая композиция
Рабочая
программа
по учебному предмету ПО.01.УП.03.
Класс (группа, год обучения): 2класс (второй год обучения).
Программа: ДПОП в области изобразительного искусства «Живопись» (5 лет
обучения).
Тема блока занятий: «Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие
принципы её построения»
Цель: изучение
общих
принципов
создания
декоративной
композиции.
Выполнить эскиз монокомпозиции тематического натюрморта графическими
материалами
Задачи:
Обучающие
- получение знаний учащихся в изучении новой темы: познакомить с понятиями
«декоративная композиция», «монокомпозиция», с основными принципами
построения декоративной композиции;
-получение основных навыков перехода на условную плоскостную,
аппликативную трактовку формы предмета;
- учить составлять замкнутую композицию;
-
формирование навыков и умений при организации композиционного
пространства в соответствии с замыслом.
Развивающие
-
развивать
глазомер
учащихся,
совершенствовать
навыки
рисования,
координацию руки;
Воспитательные
- воспитание эстетического и художественного вкуса, восприятия гармонии
окружающего мира, волевых качеств (целеустремленности, критичности, умения
объективно оценивать собственную работу)
Тип занятия: комбинированный, изучение нового материала и закрепление
знаний, умений, навыков и систематизации знаний.
Вид занятия: теоретическая и практическая деятельность.
Оборудование, инструменты для преподавателя:
мультимедиа презентация
«Монокомпозиция
в
декоративном
искусстве»,
наглядный
материал
(методические пособия)
«Упрощение формы предмета», «Этапы создания
монокомпозиции тематического натюрморта из плоских предметов»
Инструменты и материалы для учеников: лист А3, карандаш, ластик, черный
маркер, корректор белый, распечатанные картинки предметов быта (для создания
тематического натюрморта)
Результаты:
приобретение
учащимися
знаний
и
умений
в
создании
монокомпозиции тематического натюрморта (эскиза)
Тема рассчитана на 2 занятия по 2 часа (всего 4 часа)
Тематическое планирование
блока занятий на тему:
«Монокомпозиция в декоративном искусстве,
общие принципы её построения»
№п/п
Тема
занятия
Колич.
часов
Цель занятия
Продукт (фото работы)
1
1.Теория.
Монокомпозиц
ия в
декоративном
искусстве
2
Цель:
познакомить с
понятиями
«декоративная
композиция»,
«монокомпозиция»,
«оверлеппинг»
Научить
составлять
замкнутую
композицию
из
простых
геометрических фигур
2
2. Практика.
Монокомпозиц
ия в
декоративном
искусстве и
общие
принципы её
построения.
2
Цель: получение
основных навыков
перехода на условную
плоскостную,
аппликативную
трактовку формы
предмета.
Выполнение эскиза
монокомпозиции
тематического
натюрморта
графическими
материалами
Паспорт занятия.
Дата: «17» января 2025 г.
Тема: «Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы
её построения»
Оборудование,
инструменты
для
преподавателя:
наглядный
материал
(методические пособия)
«Упрощение формы предмета», «Этапы создания
монокомпозиции тематического натюрморта из плоских предметов»
Инструменты и материалы для учеников: лист А3, карандаш, ластик, черный
маркер, корректор белый, распечатанные картинки предметов быта
Цель:
выполнение
эскиза
монокомпозиции
тематического
натюрморта
графическими материалами
Задачи
Обучающие:
- закрепление знаний предыдущего занятия об основных принципах построения
замкнутой композиции;
-
получение
основных навыков
перехода
на
условную
плоскостную,
аппликативную трактовку формы предмета;
-
формирование
навыков
и
умений
при
организации
композиционного
пространства в соответствии с замыслом
Развивающие
-
развивать
глазомер
учащихся,
совершенствовать
навыки
рисования,
координацию руки;
Воспитательные
- воспитание эстетического и художественного вкуса, восприятия гармонии
окружающего мира, волевых качеств (целеустремленности, критичности, умения
объективно оценивать собственную работу)
Результаты:
1.
Предметные: применение на практике знаний и умений в процессе
выполнения работы.
2.
Метапредметные:
перерабатывать
полученную
информацию
о
декоративной композиции
3.
Личностные: сформированность эстетического вкуса, восприятия гармонии
окружающего мира
4.
Эскиз монокомпозиции тематического натюрморта
Постановка (или итоговая работа) фото:
Технологическая карта занятия на тему: «Монокомпозиция в декоративном
искусстве, общие принципы её построения»
Этап урока,
время этапа
Задачи этапа
Методы, приемы
обучения
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
1 этап
Организационный
момент
(5 мин.)
1.1 Приветствие.
1.2 Подготовка
рабочего места.
1.3 Актуализация
темы занятия.
- подготовится к
уроку (лист А3,
заточить карандаш,
ластик, черный
маркер, белый
корректор).
- постановка цели и
задач урока перед
учениками.
-словесный.
Здравствуйте, ребята.
Сегодня у нас состоится открытый урок по
станковой композиции
Давайте отметим отсутствующих на уроке.
Проверяем, наличие необходимых
материалов: лист А3, простой карандаш,
ластик, черный маркер, белый корректор,
распечатанные картинки предметов быта
Тема урока: Монокомпозиция в
декоративном искусстве, общие принципы её
построения
Цель занятия:
Создание монокомпозиции тематического
натюрморта на основе изучения общих
принципов создания декоративной
композиции.
Задача занятия:
-
закрепление знаний предыдущего занятия
об основных принципах построения
замкнутой композиции;
-
получение основных навыков перехода на
условную плоскостную, аппликативную
трактовку формы предмета.
-формирование навыков и умений при
организации композиционного пространства
в соответствии с замыслом
Здороваются.
Готовят необходимые
материалы.
Отвечают на вопросы
преподавателя.
Задают вопросы.
2 этап
Основной этап
(75 мин)
2.1. Теоретическая
часть.
Закрепление
знаний (10 мин.)
- закрепление
знаний
предыдущего
занятия
- словесный метод
(рассказ преподавателя,
беседа с учениками)
- наглядный метод
(презентация, наглядные
методические пособия)
Ребята, на прошлой неделе у нас было первое
занятие по теме «Монокомпозиция в
декоративном искусстве». Давайте вспомним
основные понятия:
1.Декоративная композиция – это….
2.Монокомпозиция – это….
3.Назовите особенности построения
замкнутой композиции
Учащиеся отвечают:
Декоративная композиция –
композиция с высокой степенью
выразительности и декоративности.
Она включает в себя элементы
стилизации, абстракции, которые
усиливают ее восприятие. В
декоративной композиции чаще
всего используется плоскостное
решение, где отсутствуют объём и
пространство.
2.Монокомпозиция от слова
«моно» один, один мотив - это
самостоятельная композиция,
которая строится на замкнутой
плоскости, ограниченной
заданными рамками, поэтому
расположение всех элементов и
мотивов должно строиться так,
чтобы создавалась замкнутая
композиция.
3. Близость мотивов к границам
плоскости мешает созданию
замкнутой структуры.
Необходимо определить
минимальное расстояние от
краёв плоскости. Если
монокомпозиция является
сложной и состоит из множества
мотивов, их следует
2.2. Изучение
нового материала
(10 мин)
Получение новых
знаний
4 На прошлом занятии мы познакомились с
методом, применяемым в декоративной
композиции для создания равновесия, с
помощью которого создаётся ритм
тональных контрастов. Назовите этот метод
5.В чём суть оверлеппинга?
Верно, ребята!
На прошлом занятии вы учились создавать в
заданной плоскости (в квадрате) замкнутую
уравновешенную композицию из трёх
геометрических фигур (круг, квадрат,
треугольник), применяя метод оверлеппинга.
Сегодня на занятии вы будете учиться
создавать монокомпозицию тематического
натюрморта на основе изучения общих
принципов создания декоративной
композиции.
Для начала вам нужно научиться упрощать
форму предметов (переход от объёмной
формы к плоскостной, к силуэту)
сгруппировать так, чтобы
внимание акцентировалось на
центральной части плоскости.
4. Это метод оверлеппинга
5. Оверлеппинг – частичное
совпадение или наложение
одной формы на другую.
Предметы накладываютя друг
на друга, меняют тон, т.е.
видны все предметы на
переднем, и на заднем планах,
они не закрывают друг друга
2.3. Практическая
часть.
(55 мин)
- выполнение
задания.
- подведение итогов
Преподаватель показывает на методическом
пособии пример упрощения формы предмета
быта. Объясняет этапы выполнения
Приготовьте ваши картинки (предметы быта)
Задание№1
Выполнить упрощение формы каждого
предмета быта
Проводим просмотр работ.
Учащиеся слушают
преподавателя.
Наглядные примеры смотрят
на методических пособиях.
Задают вопросы
Выполнение задания №1
1 задания
- выполнение
задания
Преподаватель на методическом пособии
показывает пример создания
монокомпозиции из упрощенных предметов
Обращает внимание на выделении
доминанты. (вспоминаем каким способом
выделяем доминанту)
Задание№2
На основе упрощенных плоских предметов
быта, составить эскиз монокомпозиции в
квадрате.
Задачи:
Фото работы
- создать замкнутую композицию
- уравновесить предметы
- выделить доминанту (композиционный
центр)
- применить метод оверлеппинга
- дополнить композицию членением
плоскости на части, применяя метод
«шахматной доски»
В ходе практической работы, преподаватель
оказывает помощь при возникших
затруднениях, заостряет внимание на
ошибках
Выполнение задания №2.
Фото работы
Работы учащихся
Фото работ (просмотр)
3этап.
(10 мин)
Заключительный.
3.1 Рефлексия
3.2 Подведение
итогов.
-проведение
просмотра работ
учащихся
(коллективная
работа учащихся,
отметка удачных
работ)
- словесный метод
(рассказ преподавателя,
беседа с учениками)
- метод демонстрации
- метод обсуждений
-метод рефлексии
Ребята, перед нами все ваши работы. Давайте
отметим наиболее грамотно выполненные
работы. Проанализируем проделанную вами
работу.
Целью нашего урока:
-благодаря выполненным работам, учащиеся
получили навыки
перехода на условную
плоскостную, аппликативную трактовку формы
предмета.
-
научились создавать замкнутую декоративную
Учащиеся отмечают
положительные моменты в
работах.
композицию из предметов быта
- научились применять полученные знания в
практической работе
Ребята, спасибо за урок.
4 этап
Домашнее задание
(5 мин)
-закрепление
материала
- самостоятельная
работа учащихся
Домашнее задание будет на закрепление
материала сегодняшнего занятия:
выполнение силуэтного изображения
предметов быта с натуры (3 предмета) в
наиболее выразительном ракурсе
Записывают домашнее задание.
Задают интересующие вопросы
преподавателю.
Дата: «_____» ______________ 2025 г. Подпись преподавателя: _________________ /Ф.И.О./
Самоанализ занятия.
Ф.И.О педагога: Арутюнян Дина Владимировна.
Должность: преподаватель МБУ ДО.
Полное название ОУ (с указанием муниципального образования):
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств №3
».
Дата проведения: «17» января 2025 г.
Предмет (дисциплина, направление деятельности): станковая композиция
. Рабочая программа по учебному предмету
ПО.01.УП.03.
Класс (группа, год обучения): 2 класс (2 год обучения).
Учебник (УМК, программа): ДПОП в области изобразительного искусства «Живопись» (5 лет обучения)
Тема урока: «Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы её построения»
Тип урока:
комбинированный, изучение нового материала и
закрепление знаний, умений, навыков и
систематизации знаний.
Вид урока: теоретическая и практическая деятельность.
Краткая структура урока:
1.
Организационный момент.
1.1
Приветствие.
1.2
Подготовка рабочего места.
1.3
Актуализация темы занятия
2.Основной этап.
2.1. Теоретическая часть. Закрепление знаний
2.2. Изучение нового материала
2.3 Практическая часть.
3.Заключительный этап.
3.1. Рефлексия.
3.2. Подведение итогов.
4. Домашнее задание
Психолого–педагогические особенности класса:
Во 2 «Ж» классе обучается 11 учеников: 10 девочек 1 мальчик. Состав класса по возрасту в основном одинаков:
ученики 2011- 2012 года рождения. В классе хорошая успеваемость практически по всем предметам. На уроках
учащиеся внимательны, добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. В классе 4 отличника, все
остальные – ударники. Учащиеся проявляют активность и творчество в проведении классных и школьных
мероприятий
.
Дети очень доброжелательны друг к другу. Инициативность, активность, живой оклик на новые
дела, творческие начинания – вот основные черты класса.
На уроке использовались следующие технологии обучения:
Информационно-коммуникативные, технология проблемного обучения. здоровьесберегающая технология
Работа с дидактическим материалом и ТСО:
методические пособия «Упрощение формы предмета», «Этапы создания монокомпозиции тематического
натюрморта из плоских предметов»
Достижение поставленных цели и задач: все цели и задачи поставленные на уроке были достигнуты
В ходе урока формировались такие базовые компетенции, как коммуникативная и информационная (умение понять,
высказать
суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией), умение работать в
коллективе для достижения поставленной цели, личностная (рефлексия собственной деятельности, самооценка)
Психологическая и эмоциональная атмосфера урока:
На уроке поддерживалась благоприятная творческая и психологическая атмосфера. Дети на уроке были
активны, чувствовали себя комфортно.
Домашнее задание: задано с учетом пройденного материала и его закрепления.
Оценка урока в целом: хорошо.