Автор: Пригорская Наталья Юрьевна
Должность: Преподаватель по классу баян-аккордеон
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: Ясненский муниципальный округ,Оренбургская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Концертнаяи и конкурсная деятельность учащихся по классу баян и аккордеон,как одна из форм мотивации к обучению в ДШИ и ДМШ"
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО ДШИ Ясненский муниципальный округ
Оренбургская область
Методическая разработка на тему : «Концертная и
конкурсная деятельность учащихся по классу баян и
аккордеон , как одна из форм мотивации к обучению в
ДШИ и ДМШ»
Подготовила: преподаватель высшей
категории по классу баян, аккордеон
Пригорская Н.Ю.
2025 год
Содержание:
Введение
1. Творческая деятельность, как составляющая учебного процесса
баянистов и аккордеонистов
2. Методы повышения форм мотивации к обучению
3.Формы повышения мотивации к обучению
4. Значение коллективной, концертной и конкурсной деятельности
в становлении баянистов и аккордеонистов
Заключение
Список литературы
Введение
Концертная и конкурсная деятельность являются важными
направлениями музыкальной подготовки баянистов и
аккордеонистов в ДМШ и ДШИ. Рассмотрим основные принципы
направления концертной и конкурсной деятельности с
педагогической точки зрения. Отмечается важность
эмоционального контакта между исполнителем и зрителем,
возможности реализации творческих способностей учащихся через
исполнение, демонстрация наработанных умений и навыков на
уровне творческого воображения и мышления. Все это
способствует своевременному формированию талантов и интересов
детей, коммуникативных качеств, повышенного общего уровня
образования и культуры.
Цель данной работы - рассмотреть вопрос организации учебной
деятельности и максимального использования возможности
концертной деятельности в ДШИ и ДМШ: тематические концерты,
выступления ансамблей, фестивали, участие в конкурсах
различного уровня, выступление класса одного педагога, сольные
концерты ,всё это- для формирования профессиональных и
духовно-нравственных качеств учащихся. Имеется комплекс
педагогических приемов по формированию у выступающих юных
баянистов и аккордеонистов устойчивости к стрессу, потребности в
самовыражении и стремлении исполнить произведение, как можно
лучше. Опыт показывает пользу ранних и частых выступлений на
сцене для дальнейшего становления выступающего, как музыканта
и личности.
1.Творческая деятельность, как составляющая учебного
процесса баянистов и аккордеонистов.
Реализуя дополнительные образовательные программы, ДМШ и
ДШИ, решают одну из важнейших задач – задачу развития
мотивации обучающихся баянистов и аккордеонистов к познанию и
творчеству. Мотивация- есть объективный показатель качества
образовательных услуг. Она зависит от форм преподавания,
способов работы с материалом, организации учебной деятельности,
а также от прагматической значимости процесса обучения.
Основной контингент наших учеников в ДШИ и ДМШ –это дети
школьного возраста. Движущая сила, которая приводит их в стены
наших образовательных учреждений – любопытство, возрастной
интерес, либо родительские притязания. И наша общая задача –
добиться превращения этого детского любопытства в стойкую
потребность общения с искусством.
Любой педагог в своей
практике сталкивается с проблемой мотивации учащегося, а также
с проблемой снижения интереса к инструменту в начале обучения,
в частности к баяну и аккордеону. Сложность данной работы
заключается в том, что в современном обществе сложилось
неправильное отношение к искусству игры на народных
инструментах. Подавляющее большинство считают баян и
аккордеон несерьезными инструментами, бытует мнение о них , как
об инструментах, пригодными только для простейшего
аккомпанемента пению и хореографии. Поэтому большинство
детей, приходящих в ДШИ и ДМШ не представляют себе объема
требований, предъявляемых к ним в процессе обучения. Ученики
сталкиваются с большой нагрузкой по специальности, а также по
другим дисциплинам. Учащиеся и их родители не понимают и не
видят конечных результатов. Занятия на любом инструменте в
определенной степени сложнее, чем занятие в других отраслях
искусства. Например, в рисовании, танцах, где ребенку легче
проявить творческое начало и где он раньше видит конечные
результаты своей работы. Добровольное возникшее желание играть
на инструменте перерастает в обременительную обязанность.
Чтобы занятия с каждым учеником проходили более продуктивнее,
для мотивации к обучению педагог должен:
1) найти наиболее адекватные для обучающихся мотивы на каждом
этапе развития;
2) актуализировать у обучающихся внутреннюю мотивацию;
3) создать условия для удовлетворения потребности
самореализации, самовыражения, самоуважения;
4) культивировать через тактику поддержки уважительное
отношение к другому человеку.
Кроме учебных комплексных программ, направленных на
воспитание устойчивого интереса учащихся к обучению, в ДШИ и
ДМШ ,есть дополнительный стимулирующий фактор – внеклассная
концертная и конкурсная деятельность.
Педагоги, работающие по новым программам, организацию
творческой деятельности своих учащихся должны рассматривать
как одну из основных составляющих и неотъемлемую часть всего
учебно-воспитательного процесса. Проблема отсева заставляет
искать новые методы работы, способствующие воспитанию
устойчивого интереса детей к обучению на баяне и аккордеоне. За
определенное время работы в ДШИ и ДМШ у преподавателя
складывается целая система внеклассной деятельности,
позволяющая каждому ученику проявлять свои творческие
способности.
2. Методы повышения форм мотивации к обучению
В своей педагогической практике любой преподаватель
сталкивается с проблемой мотивации к обучению. Как обучать
детей, обладающих разным уровнем музыкальных способностей?
По неофициальной статистике, среди ребят, поступающих в ДШИ и
ДМШ, по-настоящему одаренных не более 20%. Одаренные живут
совсем другой жизнью: блистают на сцене, возвращаются с
конкурсов победителями, что является мощной стимуляцией к
учебе, а в дальнейшем и к выбору профессии.
А как проявить себя остальным? И как преподавателю поддержать
и развить их заинтересованность к баяну и аккордеону? Ведь
каждый преподаватель знает, что на собственном уровне талантлив
каждый ребенок, а если его занятость ограничивается только
уроками и экзаменом, то учеба в музыкальной школе становится не
интересной и обременительной. Как же найти способ и середнячков
мотивировать в той же степени, что и лидеров . Как организовать
работу, чтобы единые ценности, интересы позволяли объединяться
учителю и ученикам в коллектив единомышленников?
Наблюдая за развитием класса, проводя анкетирование среди
учеников и их родителями, можно столкнуться с такими
явлениями, как недостаток инициативы, собранности,
заинтересованности. Анализ ответов подводит к решению вопросов
и мотивации успешной учебы, и взаимодействия с родителями.
Сделанные выводы показывают, что для повышения мотивации
юных баянистов и аккордеонистов целесообразно применять
участие ребят в различных видах деятельности. Каждый
обучающийся, по плану школы, имеет возможность выступать на
концерте ДШИ и ДМШ. Подготовка к такому мероприятию
воспитывает в юном исполнителе такие качества, как трудолюбие,
стремление к совершенству, ответственность, а это путь к
повышению самооценки детей и богатый, ничем не заменимый
опыт.
С учеником, которого мотивируешь легче работать, здесь есть
большая вероятность быстрее решать трудные задачи подготовки к
выступлениям. Хорошей помощью при подготовке каждого
концертного номера будет продуманный «сценарий», это может
быть рассказ, сказка или даже песня. При этом стараться, чтобы
сюжет имел воспитательный характер и влиял на нравственное и
эстетическое развитие каждого баяниста и аккордеониста.
Помогает в развитии инициативы и трудолюбия подбор и создание
видеоряда ярких, выразительных иллюстраций к исполняемым
произведениям, а так же собственные иллюстрации, т.е. рисунки
учащихся. Хорошо продуманные сценарии, иллюстрации
позволяют с первых шагов не только развить творческое
воображение юных баянистов и аккордеонистов, но, прежде всего,
помогают в формировании устойчивого позитивного отношения
музыкантов к творческой деятельности. Непременным «атрибутом»
предстоящего концерта может быть не только афиша, но и
рассылка приглашений родителям. А тщательный выбор
сценического костюма, фото и видеосъемка, просмотр и рассылка
видеозаписи, публикации на сайте школы, размещение фото в
фотоальбоме класса – все это вызывает неподдельный повышенный
интерес к творческой деятельности. Важным завершением и
дополнением являются аплодисменты, дипломы, оценки за
выступление в журнал и обязательные звонки родителям со
словами благодарности. Все это повышает самооценку и детей, и
родителей, способствует развитию комфортной среды обучения.
В работе с самыми юными баянистами и аккордеонистами
наибольшую эффективность показывает та форма работы, которая
дает возможность проверять и обучать одновременно. Маленький
музыкант пришел к учителю «из игры», поэтому, говоря о
начальном периоде обучения, наиболее привлекательным выглядит
метод работы с элементами игры. Зачастую маленькие дети
приходят в школу со своими любимыми игрушками. В таком
случае можно расставить игрушки на столе и предложить поиграть
с ними «в концерт». Ребята воспримут это с восторгом. Здесь
можно наблюдать, как учащиеся стараются сыграть умело и
понятно, не волнуются и готовы «выступать» много раз. Поведение
их становится непосредственным, лица выражают гамму эмоций. В
игре-концерте задействованы все их физические ресурсы.
3. Формы повышения мотивации к обучению
Любой концерт для учащихся является возможностью
самовыражения, возможностью «показать себя». Большой интерес
вызывают у ребят выступления, если концерты проходят в
красочной музыкально-театральной или музыкально-поэтической
форме. Например, в концертах для воспитанников детских садов
можно использовать стихи, музыкальные загадки, сценки,
собственные сочинения. Все эти цели и задачи можно решать при
помощи создания мини-проектов, где участвуют и выступают все
ученики класса. Подготовка такого мероприятия, где присутствуют
и познавательные ,и обучающие моменты, объединяет в себе ряд
форм повышения мотивации.
Реализуя проекты или просто небольшие концерты на
родительских собраниях, образовательный процесс становится еще
интереснее и увлекательнее. Каждый учащийся может проявить
себя в более близкой и доступной сфере. Юные баянисты и
аккордеонисты пробуют свои силы не только в сольном
инструментальном исполнительстве, но и в игре в ансамбле,
читают стихи, выступают как концертмейстеры, выступают в роли
ведущего или работника сцены, помогают в оформлении
презентации, готовят плакаты. Такая подготовка к мероприятию
сплачивает и объединяет ребят, способствует повышению
ответственности и к репетициям, и к концерту.
Использование мультимедийной техники, демонстрация рисунков
учащихся их родителям сказывается незамедлительно – дети
чувствуют особую атмосферу, становятся более собранными, по-
особенному торжественными.
Толчком для творческой активности ребят служит и использование
при подготовке концертов класса нескольких инновационных
педагогических технологий, а именно:
1) репетиции в разных вариантах (тренинги);
2) использование презентации;
3) совместное изготовление печатной продукции (афиши,
пригласительные билеты);
4) анализа неудач в бурном обсуждении (рефлексии);
5) анкетирование после выступления (диагностики)
6) рассылка по сайтам (поиск информации и изображений для
слайдов);
7) здоровье -сберегающие технологии (проветривание класса, смена
видов деятельности, атмосфера психологического комфорта для
присутствующих)
Концерты школы – это богатый, ничем не заменимый опыт
публичных выступлений. Как правило, зрительская аудитория на
школьных концертах – это воспитанники детских садов,
школьники, сверстники, родители и близкие родственники – очень
доброжелательная и благодарная публика, для которой не так
важны профессиональные тонкости, для которой дети всегда самые
лучшие. Это важно для юных баянистов и аккордеонистов, они
должны видеть и чувствовать, что их музыкальные занятия и
творческие достижения нужны не только педагогу, но и
окружающим их людям.
4.Значение коллективной, концертной и конкурсной
деятельности в становлении баянистов и аккордеонистов
На формирование мотивации положительное влияние оказывает
любимое детьми ансамблевое музицирование. Коллективная игра
увлекает и дает толчок к быстрому разучиванию пьесы,
способствует созданию благоприятной педагогической атмосферы
на занятиях и ситуации успешного исполнения музыкальных
произведений. Испытав радость выступлений в ансамбле или
оркестре, обучающиеся начинают комфортно чувствовать себя и в
качестве исполнителя-солиста. Опыт работы с начинающими
свидетельствует о том, что «вхождение» в музыку и
самовыражение ребенка всегда эффективнее в ансамбле и оркестре.
Ансамбль и оркестр – это наполненное профессиональным
содержанием регулярное общение со сверстниками. Видя их
реакцию, ребенок активно включается в работу, все замечания
воспринимает глубже и внимательнее, чем наедине со взрослыми.
Игра в ансамбле и оркестре формирует исполнительские навыки,
дает много умений и знаний. Чтобы ансамблевая игра стала
стимулом для дальнейшего развития, приносила детям
эмоциональное удовлетворение, необходимо подбирать
интересный репертуар, делать переложения и аранжировки
популярных мелодий.
Привлечение детей к активной концертной деятельности -одна из
приоритетных форм организации работы учащихся –пожалуй,
самая действенная мотивация развития баяниста и аккордеониста,
требующая не только самостоятельного творчества, но и
дополнительной работы преподавателя. Этот метод позволяет
сохранить контингент учеников и является одним из слагаемых
результативности и успешности педагогической деятельности.
Особое значение в развитии творческой деятельности учеников
имеет участие в конкурсах, ведь в основе любого конкурса лежит
мощная мотивация к победе.
В отличие от конкурсов зональных, областных, региональных
всероссийских и международных, в которых, как правило,
участвуют наиболее одаренные дети, школьный конкурс
предоставляет возможность проявить себя каждому обучающемуся
на музыкальном отделении. Конечно, основная цель конкурса –
выявление новых имен талантливых детей. Основной мотив здесь –
мотив преодоления препятствий. Любой конкурс – это требования,
которые необходимо пройти, это дисциплина, которую надо
соблюдать. После конкурса ученик будет более организован.
Помимо этого, участвуя в конкурсах, можно обзавестись новыми
контактами, найти единомышленников, познакомиться с теми, кто
продвинулся в данной области дальше. Конкурс – своеобразная
игра, которая увлекает и мотивирует творческую активность не
только учащихся, но и преподавателей. Можно проводить
конкурсы внутри класса,например, соревнование на лучшее
исполнение самостоятельно выученного произведения, заданного
на период летних каникул. Проводить такой конкурс в первых
числах сентября. Стимулом к лучшему выступлению будут оценки
всем учащимся, а так же награда от преподавателя в виде
небольшого сувенира. Конкурс класса одного преподавателя –
большой стимул для отстающих.Стихи, рисунки, поделки,
собственные сочинения, работа на компьютере – тот, кто не
слишком силен в музыке, может при желании использовать все
свои умения. И, неукоснительно выполнив все правила, добавив к
ним помощь родителей, победить.
Что дает ученикам участие в таких мероприятиях? Прежде всего, и
у них, и у родителей меняется отношение к музыкальным занятиям,
становится интересно, появляются амбиции. Среди юных
баянистов и аккордеонистов возникает реальное соревнование и в
итоге нежелание заниматься музыкой пройдет.
И еще одна возможность участвовать в конкурсах всех, без
исключения, музыкантов – это дистанционные конкурсы. С каким
терпением записывают ребята свою игру на видео! Порой даже не
слишком усердные учащиеся делают существенные сдвиги в своей
программе за время съемок. Полученные грамоты, дипломы ребята
с удовольствием демонстрируют своим друзьям, собирают в
портфолио и, воодушевленные победами, начинают активно
разучивать новые произведения.
Заключение
Конкурсная и концертная деятельность не только способствуют
побуждению (мотивация-побуждение) к творческой активности и
зарождению интереса к занятиям творчеством (мотивация-интерес),
но и постепенно, незаметно для юных баянистов и аккордеонистов
превращается в стойкую потребность общения с искусством
(мотивация-потребность). В наше время творческий человек
востребован на любом рабочем месте, поэтому очень важно
формировать разностороннюю личность конкретного ребенка, его
общие способности и индивидуальность. Музыка оказывает
огромное воздействие на настроение и поведение, эстетический
вкус и психику учащихся. Если же у личности имеются сильные
мотивы продвигаться к намеченной цели, положительное
отношение к обучению, есть познавательный интерес, то,
несомненно, при таких условиях деятельность дает качественные
результаты.
Задача ДШИ и ДМШ - воспитывать счастливых детей. Получение
максимального удовлетворения от жизни напрямую зависит от
оценки своих действий, от самооценки, в конечном итоге от
признания себя, как личности от всеобщего признания – как
индивида, как полноценного члена общества. Механизм развития
мотивации – в создании ситуации успеха. Надо стремиться к тому,
чтобы ученик сам как можно скорее видел успехи обучения –
научился играть, активно участвовал в концертной жизни класса и
школы, участвовал в конкурсах. Классные собрания, конкурсы
различного уровня, тематические концерты, музыкальные вечера
дома , дают возможность обучающемуся почувствовать, что его
усилия не напрасны. Здесь включается в работу момент
самоутверждения, и он связан с чувством собственного
достоинства. Если ребенок компетентен в какой-то деятельности,
то его социальный статус в глазах других учеников непременно
повышается, он чувствует себя гораздо увереннее среди
сверстников. Рост уверенности в себе, своих силах способствует
усилению внутренней мотивации. И задача преподавателя
сохранить эту ситуацию успеха на протяжении всего периода
обучения.
«Счастье – в глубоком переживании расцвета своих духовных сил
во имя получения цели – творчества, создающего новый мир»,
писал В. Сухомлинский. Заглянуть во внутренний мир каждого
своего ученика, раскрыть его индивидуальность – задача педагогов
ДШИ и ДМШ, решать которую помогают современные
образовательные технологии. И если к возможностям интернета, к
исследовательской работе, добавить собственный искренний
интерес, сделать юных баянистов и аккордеонистов своими
творческими единомышленниками, учиться вместе с детьми, а
иногда и у них, быть энтузиастом своего дела, тогда педагогическая
работа обязательно увенчается успехом.
Список использованной литературы:
1. Андреева Е. Научная статья «Мотивация к обучению и
потребность ребенка».
2. Петрушин В. «Музыкальная психология» Москва, 1993.
3. Цыпин Г. «Психология музыкальной деятельности». Москва,
издательский центр «Академия», 2003.
4. Маслоу А. «Мотивация и личность» СПб: Питер, 2010