Напоминание

"Концертнаяи и конкурсная деятельность учащихся по классу баян и аккордеон,как одна из форм мотивации к обучению в ДШИ и ДМШ"


Автор: Пригорская Наталья Юрьевна
Должность: Преподаватель по классу баян-аккордеон
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: Ясненский муниципальный округ,Оренбургская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Концертнаяи и конкурсная деятельность учащихся по классу баян и аккордеон,как одна из форм мотивации к обучению в ДШИ и ДМШ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО ДШИ Ясненский муниципальный округ

Оренбургская область

Методическая разработка на тему : «Концертная и

конкурсная деятельность учащихся по классу баян и

аккордеон , как одна из форм мотивации к обучению в

ДШИ и ДМШ»

Подготовила: преподаватель высшей

категории по классу баян, аккордеон

Пригорская Н.Ю.

2025 год

Содержание:

Введение

1. Творческая деятельность, как составляющая учебного процесса

баянистов и аккордеонистов

2. Методы повышения форм мотивации к обучению

3.Формы повышения мотивации к обучению

4. Значение коллективной, концертной и конкурсной деятельности

в становлении баянистов и аккордеонистов

Заключение

Список литературы

Введение

Концертная и конкурсная деятельность являются важными

направлениями музыкальной подготовки баянистов и

аккордеонистов в ДМШ и ДШИ. Рассмотрим основные принципы

направления концертной и конкурсной деятельности с

педагогической точки зрения. Отмечается важность

эмоционального контакта между исполнителем и зрителем,

возможности реализации творческих способностей учащихся через

исполнение, демонстрация наработанных умений и навыков на

уровне творческого воображения и мышления. Все это

способствует своевременному формированию талантов и интересов

детей, коммуникативных качеств, повышенного общего уровня

образования и культуры.

Цель данной работы - рассмотреть вопрос организации учебной

деятельности и максимального использования возможности

концертной деятельности в ДШИ и ДМШ: тематические концерты,

выступления ансамблей, фестивали, участие в конкурсах

различного уровня, выступление класса одного педагога, сольные

концерты ,всё это- для формирования профессиональных и

духовно-нравственных качеств учащихся. Имеется комплекс

педагогических приемов по формированию у выступающих юных

баянистов и аккордеонистов устойчивости к стрессу, потребности в

самовыражении и стремлении исполнить произведение, как можно

лучше. Опыт показывает пользу ранних и частых выступлений на

сцене для дальнейшего становления выступающего, как музыканта

и личности.

1.Творческая деятельность, как составляющая учебного

процесса баянистов и аккордеонистов.

Реализуя дополнительные образовательные программы, ДМШ и

ДШИ, решают одну из важнейших задач – задачу развития

мотивации обучающихся баянистов и аккордеонистов к познанию и

творчеству. Мотивация- есть объективный показатель качества

образовательных услуг. Она зависит от форм преподавания,

способов работы с материалом, организации учебной деятельности,

а также от прагматической значимости процесса обучения.

Основной контингент наших учеников в ДШИ и ДМШ –это дети

школьного возраста. Движущая сила, которая приводит их в стены

наших образовательных учреждений – любопытство, возрастной

интерес, либо родительские притязания. И наша общая задача –

добиться превращения этого детского любопытства в стойкую

потребность общения с искусством.

Любой педагог в своей

практике сталкивается с проблемой мотивации учащегося, а также

с проблемой снижения интереса к инструменту в начале обучения,

в частности к баяну и аккордеону. Сложность данной работы

заключается в том, что в современном обществе сложилось

неправильное отношение к искусству игры на народных

инструментах. Подавляющее большинство считают баян и

аккордеон несерьезными инструментами, бытует мнение о них , как

об инструментах, пригодными только для простейшего

аккомпанемента пению и хореографии. Поэтому большинство

детей, приходящих в ДШИ и ДМШ не представляют себе объема

требований, предъявляемых к ним в процессе обучения. Ученики

сталкиваются с большой нагрузкой по специальности, а также по

другим дисциплинам. Учащиеся и их родители не понимают и не

видят конечных результатов. Занятия на любом инструменте в

определенной степени сложнее, чем занятие в других отраслях

искусства. Например, в рисовании, танцах, где ребенку легче

проявить творческое начало и где он раньше видит конечные

результаты своей работы. Добровольное возникшее желание играть

на инструменте перерастает в обременительную обязанность.

Чтобы занятия с каждым учеником проходили более продуктивнее,

для мотивации к обучению педагог должен:

1) найти наиболее адекватные для обучающихся мотивы на каждом

этапе развития;

2) актуализировать у обучающихся внутреннюю мотивацию;

3) создать условия для удовлетворения потребности

самореализации, самовыражения, самоуважения;

4) культивировать через тактику поддержки уважительное

отношение к другому человеку.

Кроме учебных комплексных программ, направленных на

воспитание устойчивого интереса учащихся к обучению, в ДШИ и

ДМШ ,есть дополнительный стимулирующий фактор – внеклассная

концертная и конкурсная деятельность.

Педагоги, работающие по новым программам, организацию

творческой деятельности своих учащихся должны рассматривать

как одну из основных составляющих и неотъемлемую часть всего

учебно-воспитательного процесса. Проблема отсева заставляет

искать новые методы работы, способствующие воспитанию

устойчивого интереса детей к обучению на баяне и аккордеоне. За

определенное время работы в ДШИ и ДМШ у преподавателя

складывается целая система внеклассной деятельности,

позволяющая каждому ученику проявлять свои творческие

способности.

2. Методы повышения форм мотивации к обучению

В своей педагогической практике любой преподаватель

сталкивается с проблемой мотивации к обучению. Как обучать

детей, обладающих разным уровнем музыкальных способностей?

По неофициальной статистике, среди ребят, поступающих в ДШИ и

ДМШ, по-настоящему одаренных не более 20%. Одаренные живут

совсем другой жизнью: блистают на сцене, возвращаются с

конкурсов победителями, что является мощной стимуляцией к

учебе, а в дальнейшем и к выбору профессии.

А как проявить себя остальным? И как преподавателю поддержать

и развить их заинтересованность к баяну и аккордеону? Ведь

каждый преподаватель знает, что на собственном уровне талантлив

каждый ребенок, а если его занятость ограничивается только

уроками и экзаменом, то учеба в музыкальной школе становится не

интересной и обременительной. Как же найти способ и середнячков

мотивировать в той же степени, что и лидеров . Как организовать

работу, чтобы единые ценности, интересы позволяли объединяться

учителю и ученикам в коллектив единомышленников?

Наблюдая за развитием класса, проводя анкетирование среди

учеников и их родителями, можно столкнуться с такими

явлениями, как недостаток инициативы, собранности,

заинтересованности. Анализ ответов подводит к решению вопросов

и мотивации успешной учебы, и взаимодействия с родителями.

Сделанные выводы показывают, что для повышения мотивации

юных баянистов и аккордеонистов целесообразно применять

участие ребят в различных видах деятельности. Каждый

обучающийся, по плану школы, имеет возможность выступать на

концерте ДШИ и ДМШ. Подготовка к такому мероприятию

воспитывает в юном исполнителе такие качества, как трудолюбие,

стремление к совершенству, ответственность, а это путь к

повышению самооценки детей и богатый, ничем не заменимый

опыт.

С учеником, которого мотивируешь легче работать, здесь есть

большая вероятность быстрее решать трудные задачи подготовки к

выступлениям. Хорошей помощью при подготовке каждого

концертного номера будет продуманный «сценарий», это может

быть рассказ, сказка или даже песня. При этом стараться, чтобы

сюжет имел воспитательный характер и влиял на нравственное и

эстетическое развитие каждого баяниста и аккордеониста.

Помогает в развитии инициативы и трудолюбия подбор и создание

видеоряда ярких, выразительных иллюстраций к исполняемым

произведениям, а так же собственные иллюстрации, т.е. рисунки

учащихся. Хорошо продуманные сценарии, иллюстрации

позволяют с первых шагов не только развить творческое

воображение юных баянистов и аккордеонистов, но, прежде всего,

помогают в формировании устойчивого позитивного отношения

музыкантов к творческой деятельности. Непременным «атрибутом»

предстоящего концерта может быть не только афиша, но и

рассылка приглашений родителям. А тщательный выбор

сценического костюма, фото и видеосъемка, просмотр и рассылка

видеозаписи, публикации на сайте школы, размещение фото в

фотоальбоме класса – все это вызывает неподдельный повышенный

интерес к творческой деятельности. Важным завершением и

дополнением являются аплодисменты, дипломы, оценки за

выступление в журнал и обязательные звонки родителям со

словами благодарности. Все это повышает самооценку и детей, и

родителей, способствует развитию комфортной среды обучения.

В работе с самыми юными баянистами и аккордеонистами

наибольшую эффективность показывает та форма работы, которая

дает возможность проверять и обучать одновременно. Маленький

музыкант пришел к учителю «из игры», поэтому, говоря о

начальном периоде обучения, наиболее привлекательным выглядит

метод работы с элементами игры. Зачастую маленькие дети

приходят в школу со своими любимыми игрушками. В таком

случае можно расставить игрушки на столе и предложить поиграть

с ними «в концерт». Ребята воспримут это с восторгом. Здесь

можно наблюдать, как учащиеся стараются сыграть умело и

понятно, не волнуются и готовы «выступать» много раз. Поведение

их становится непосредственным, лица выражают гамму эмоций. В

игре-концерте задействованы все их физические ресурсы.

3. Формы повышения мотивации к обучению

Любой концерт для учащихся является возможностью

самовыражения, возможностью «показать себя». Большой интерес

вызывают у ребят выступления, если концерты проходят в

красочной музыкально-театральной или музыкально-поэтической

форме. Например, в концертах для воспитанников детских садов

можно использовать стихи, музыкальные загадки, сценки,

собственные сочинения. Все эти цели и задачи можно решать при

помощи создания мини-проектов, где участвуют и выступают все

ученики класса. Подготовка такого мероприятия, где присутствуют

и познавательные ,и обучающие моменты, объединяет в себе ряд

форм повышения мотивации.

Реализуя проекты или просто небольшие концерты на

родительских собраниях, образовательный процесс становится еще

интереснее и увлекательнее. Каждый учащийся может проявить

себя в более близкой и доступной сфере. Юные баянисты и

аккордеонисты пробуют свои силы не только в сольном

инструментальном исполнительстве, но и в игре в ансамбле,

читают стихи, выступают как концертмейстеры, выступают в роли

ведущего или работника сцены, помогают в оформлении

презентации, готовят плакаты. Такая подготовка к мероприятию

сплачивает и объединяет ребят, способствует повышению

ответственности и к репетициям, и к концерту.

Использование мультимедийной техники, демонстрация рисунков

учащихся их родителям сказывается незамедлительно – дети

чувствуют особую атмосферу, становятся более собранными, по-

особенному торжественными.

Толчком для творческой активности ребят служит и использование

при подготовке концертов класса нескольких инновационных

педагогических технологий, а именно:

1) репетиции в разных вариантах (тренинги);

2) использование презентации;

3) совместное изготовление печатной продукции (афиши,

пригласительные билеты);

4) анализа неудач в бурном обсуждении (рефлексии);

5) анкетирование после выступления (диагностики)

6) рассылка по сайтам (поиск информации и изображений для

слайдов);

7) здоровье -сберегающие технологии (проветривание класса, смена

видов деятельности, атмосфера психологического комфорта для

присутствующих)

Концерты школы – это богатый, ничем не заменимый опыт

публичных выступлений. Как правило, зрительская аудитория на

школьных концертах – это воспитанники детских садов,

школьники, сверстники, родители и близкие родственники – очень

доброжелательная и благодарная публика, для которой не так

важны профессиональные тонкости, для которой дети всегда самые

лучшие. Это важно для юных баянистов и аккордеонистов, они

должны видеть и чувствовать, что их музыкальные занятия и

творческие достижения нужны не только педагогу, но и

окружающим их людям.

4.Значение коллективной, концертной и конкурсной

деятельности в становлении баянистов и аккордеонистов

На формирование мотивации положительное влияние оказывает

любимое детьми ансамблевое музицирование. Коллективная игра

увлекает и дает толчок к быстрому разучиванию пьесы,

способствует созданию благоприятной педагогической атмосферы

на занятиях и ситуации успешного исполнения музыкальных

произведений. Испытав радость выступлений в ансамбле или

оркестре, обучающиеся начинают комфортно чувствовать себя и в

качестве исполнителя-солиста. Опыт работы с начинающими

свидетельствует о том, что «вхождение» в музыку и

самовыражение ребенка всегда эффективнее в ансамбле и оркестре.

Ансамбль и оркестр – это наполненное профессиональным

содержанием регулярное общение со сверстниками. Видя их

реакцию, ребенок активно включается в работу, все замечания

воспринимает глубже и внимательнее, чем наедине со взрослыми.

Игра в ансамбле и оркестре формирует исполнительские навыки,

дает много умений и знаний. Чтобы ансамблевая игра стала

стимулом для дальнейшего развития, приносила детям

эмоциональное удовлетворение, необходимо подбирать

интересный репертуар, делать переложения и аранжировки

популярных мелодий.

Привлечение детей к активной концертной деятельности -одна из

приоритетных форм организации работы учащихся –пожалуй,

самая действенная мотивация развития баяниста и аккордеониста,

требующая не только самостоятельного творчества, но и

дополнительной работы преподавателя. Этот метод позволяет

сохранить контингент учеников и является одним из слагаемых

результативности и успешности педагогической деятельности.

Особое значение в развитии творческой деятельности учеников

имеет участие в конкурсах, ведь в основе любого конкурса лежит

мощная мотивация к победе.

В отличие от конкурсов зональных, областных, региональных

всероссийских и международных, в которых, как правило,

участвуют наиболее одаренные дети, школьный конкурс

предоставляет возможность проявить себя каждому обучающемуся

на музыкальном отделении. Конечно, основная цель конкурса –

выявление новых имен талантливых детей. Основной мотив здесь –

мотив преодоления препятствий. Любой конкурс – это требования,

которые необходимо пройти, это дисциплина, которую надо

соблюдать. После конкурса ученик будет более организован.

Помимо этого, участвуя в конкурсах, можно обзавестись новыми

контактами, найти единомышленников, познакомиться с теми, кто

продвинулся в данной области дальше. Конкурс – своеобразная

игра, которая увлекает и мотивирует творческую активность не

только учащихся, но и преподавателей. Можно проводить

конкурсы внутри класса,например, соревнование на лучшее

исполнение самостоятельно выученного произведения, заданного

на период летних каникул. Проводить такой конкурс в первых

числах сентября. Стимулом к лучшему выступлению будут оценки

всем учащимся, а так же награда от преподавателя в виде

небольшого сувенира. Конкурс класса одного преподавателя –

большой стимул для отстающих.Стихи, рисунки, поделки,

собственные сочинения, работа на компьютере – тот, кто не

слишком силен в музыке, может при желании использовать все

свои умения. И, неукоснительно выполнив все правила, добавив к

ним помощь родителей, победить.

Что дает ученикам участие в таких мероприятиях? Прежде всего, и

у них, и у родителей меняется отношение к музыкальным занятиям,

становится интересно, появляются амбиции. Среди юных

баянистов и аккордеонистов возникает реальное соревнование и в

итоге нежелание заниматься музыкой пройдет.

И еще одна возможность участвовать в конкурсах всех, без

исключения, музыкантов – это дистанционные конкурсы. С каким

терпением записывают ребята свою игру на видео! Порой даже не

слишком усердные учащиеся делают существенные сдвиги в своей

программе за время съемок. Полученные грамоты, дипломы ребята

с удовольствием демонстрируют своим друзьям, собирают в

портфолио и, воодушевленные победами, начинают активно

разучивать новые произведения.

Заключение

Конкурсная и концертная деятельность не только способствуют

побуждению (мотивация-побуждение) к творческой активности и

зарождению интереса к занятиям творчеством (мотивация-интерес),

но и постепенно, незаметно для юных баянистов и аккордеонистов

превращается в стойкую потребность общения с искусством

(мотивация-потребность). В наше время творческий человек

востребован на любом рабочем месте, поэтому очень важно

формировать разностороннюю личность конкретного ребенка, его

общие способности и индивидуальность. Музыка оказывает

огромное воздействие на настроение и поведение, эстетический

вкус и психику учащихся. Если же у личности имеются сильные

мотивы продвигаться к намеченной цели, положительное

отношение к обучению, есть познавательный интерес, то,

несомненно, при таких условиях деятельность дает качественные

результаты.

Задача ДШИ и ДМШ - воспитывать счастливых детей. Получение

максимального удовлетворения от жизни напрямую зависит от

оценки своих действий, от самооценки, в конечном итоге от

признания себя, как личности от всеобщего признания – как

индивида, как полноценного члена общества. Механизм развития

мотивации – в создании ситуации успеха. Надо стремиться к тому,

чтобы ученик сам как можно скорее видел успехи обучения –

научился играть, активно участвовал в концертной жизни класса и

школы, участвовал в конкурсах. Классные собрания, конкурсы

различного уровня, тематические концерты, музыкальные вечера

дома , дают возможность обучающемуся почувствовать, что его

усилия не напрасны. Здесь включается в работу момент

самоутверждения, и он связан с чувством собственного

достоинства. Если ребенок компетентен в какой-то деятельности,

то его социальный статус в глазах других учеников непременно

повышается, он чувствует себя гораздо увереннее среди

сверстников. Рост уверенности в себе, своих силах способствует

усилению внутренней мотивации. И задача преподавателя

сохранить эту ситуацию успеха на протяжении всего периода

обучения.

«Счастье – в глубоком переживании расцвета своих духовных сил

во имя получения цели – творчества, создающего новый мир»,

писал В. Сухомлинский. Заглянуть во внутренний мир каждого

своего ученика, раскрыть его индивидуальность – задача педагогов

ДШИ и ДМШ, решать которую помогают современные

образовательные технологии. И если к возможностям интернета, к

исследовательской работе, добавить собственный искренний

интерес, сделать юных баянистов и аккордеонистов своими

творческими единомышленниками, учиться вместе с детьми, а

иногда и у них, быть энтузиастом своего дела, тогда педагогическая

работа обязательно увенчается успехом.

Список использованной литературы:

1. Андреева Е. Научная статья «Мотивация к обучению и

потребность ребенка».

2. Петрушин В. «Музыкальная психология» Москва, 1993.

3. Цыпин Г. «Психология музыкальной деятельности». Москва,

издательский центр «Академия», 2003.

4. Маслоу А. «Мотивация и личность» СПб: Питер, 2010



В раздел образования