Аппликатурные принципы в работе с учащимися в классе фортепиано
Автор: Севостьянова Елена Юрьевна Должность: преподаватель Учебное заведение: МКУДО Кумылженская ДМШ №1 Населённый пункт: станица Кумылженская, Кумылженский район, Волгоградская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Аппликатурные принципы в работе с учащимися в классе фортепиано Раздел: дополнительное образование
тема: «Аппликатурные принципы в работе с учащимися в классе
фортепиано»
выполнил: преподаватель
МКУДО Кумылженская ДМШ №1
Е.Ю.Севостьянова
Ни один профессиональный музыкант-педагог не может обойтись без
глубокого
и
всестороннего
знания
секретов
своего
мастерства,
так
как
постоянно
сталкивается
с
учениками
разных
музыкальных
и
технических
способностей. Не трудно догадаться, что передача опыта одного поколения
другому
осуществляется
посредством
обучения.
И
чем
глубже
мы
хотим
постичь
задачи
современности,
тем
серьезнее
должны
изучать
опыт
и
достижения прошлого.
Мы
очень
часто
сталкиваемся
с
серьезными
проблемами,
когда
не
уделяем должного внимания одному из важных принципов методики обучения
игре
на
фортепиано
–
аппликатуре,
или
точнее
сказать
аппликатурной
дисциплине. Это надо воспитывать с самых азов игры на инструменте. А в
дальнейшем постоянно совершенствовать.
Изучая историю фортепианной педагогики таких великих предшественников
как Г. Г. Нейгауз, Е.Я. Либерман, Г. М. Коган, В.В. Листова, А.Д. Алексеева,
И.Гофман,
Н.
Голубовская,
,
и
мн.
др.,
можно
уверенно
сказать,
что
современная
фортепианная
педагогика
обладает
огромным
запасом
знаний
и опыта. И это создает уверенность в настоящем и будущем. Очень огромен
багаж, особенно это востребовано молодыми специалистами, но хочу сказать,
что и для меня, педагога с 30-летним стажем, все методические пособия – это
настольные
книги,
которые
я
периодически
перечитываю,
сталкиваясь
с
проблемами на своем педагогическом пути.
Нельзя думать, что все вопросы исчерпаны и проблемы решены. Современные
требования
к учащимся
фортепианного
класса
ДМШ
достаточно
высоки,
ребенок должен осваивать большое количество произведений программы, но
зачастую
не
хватает
времени
и желания
останавливаться
на
казалось
бы
мелочах, но очень важных и нужных таких как фортепианная аппликатура.
Проблема
многих
исполнителей
и педагогов
в недостаточном
внимании
2
к правильному и осознанному выбору той или иной аппликатуры, не осознании
важности вопроса, следовательно вопрос фортепианной аппликатуры – был,
есть и будет очень актуален.
Если обратиться к истории, то можно сказать, что не один труд не обошел
вопрос аппликатуры, и все великие мастера понимали значимость вопроса.
В разные времена подход и взгляд на аппликатуру существенно отличался.
3
Г.Нейгауз о принципах аппликатуры
Г. Г. Нейгауз в своей книге: «Об искусстве фортепианной игры» в главе об
аппликатуре пишет: «наилучшей является та аппликатура, которая позволяет
наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её
смыслом» , тем самым принципы удобства уходят на второй план, физическое
удобство
должно
быть
подчинено
художественному
замыслу
композитора
и передаче музыкального образа. Можно сделать вывод, что выбор наиболее
правильной
аппликатуры
должен
отвечать
нескольким
требованиям:
–
и на
первом
месте
принцип
нахождения
аппликатуры
наиболее
подходящей
для
передачи художественного замысла автора произведения, — а уж на втором
у д о б с т в о
ф и з и ч е с к о е .
Е щ е
о д н о
о ч е н ь
п о л е з н о е
и важное
выражение Г. Г. Нейгауза:
«В
искусстве
ведь
нет
мелочей,
все
подчинено
законам Красоты, вплоть до последней детали. Вот почему я так дорожу любой
аппликатурой, указанной самим автором, даже если по свойствам своей руки
я не могу ею воспользоваться». Эти слова нам говорят о том, что важным
принципом выбора аппликатуры, должно быть соответствие стилю конкретного
композитора, чьё произведения мы взяли исполнять.
Е.Либерман об аппликатуре в технической работе
Е.Либерман
пишет,
что
выбор
аппликатуры
имеет
немаловажное
значение в технической работе, что аппликатуру нужно сознательно выбирать.
Во время первых проигрываний пьесы или этюда многим не до аппликатуры.
Во время занятий в медленном темпе – тоже. Так заучивается неверная, порой
«варварская» аппликатура. И только в дальнейшем, при переходе к настоящему
темпу, обнаруживается её непригодность. Начинается переучивание пальцев –
работа, отбирающая немало нервной энергии и времени.
Аппликатуру нужно выбирать в начальной стадии работы. Прежде всего,
необходимо
изучить
редакционные
и
особенно
авторские
указания .
Но
не
следует слепо, бездумно заучивать все то, что написано в нотах. Встречаются (и
нередко!)
неудачные,
неудобные
и
антихудожественные
(противоречащие
художественному смыслу музыки!) аппликатуры.
4
Учащиеся должны овладевать аппликатурной дисциплиной. Все знают
аппликатурные требования в гаммах, арпеджио, аккордах, но, несмотря на это
нарушают их.
Таким образом, учащемуся нужно внушить, что хорошая аппликатура –
серьезная техническая работа. Умение найти её приходит с опытом, а опыт
накапливается в процессе сознательной работы.
Подбирая
аппликатуру,
нельзя
руководствоваться
тем,
насколько
она
удобна
при
медленной
игре.
Это
ещё
не
гарантирует
её
пригодность
при
настоящем исполнении. Нужно обязательно прикинуть её в быстром темпе.
Полезно также проиграть пассаж в обратном направлении, с конца к началу.
Этот нередко иногда помогает нащупать скрытые пороки первоначальной игры.
Г. Коган о значении аппликатуры
Г. М. Коган в своем труде «Работа пианиста» отмечает: «Очень многое
в увеличении
темпа
зависит
от
аппликатуры.
Учащиеся
не
редко
недооценивают ее значение, подчас они даже сами не знают, какими пальцами
играют
то
или
иное
место»
,
«Аппликатура,
не
вызывавшая
никаких
затруднений в медленном темпе…, может становиться все большей помехой
убыстрению игры». Практика подтверждает, что выбор аппликатуры сделанный
в медленном темпе и отвечающий удобству, позиционной игре, не всегда будет
целесообразен
в быстром
темпе,
поэтому
на
начальном
этапе
желательно
выбрать
и поработать
с несколькими
вариантами
аппликатуры,
и при
увеличении темпа выбрать оптимальный, не создающий препятствий быстрой
игре.
В. Листова об индивидуальных особенностях пальцев
Чтобы уметь владеть игрой, нужно постигать природу пальцев. Они очень
различны по своим возможностям. Особенно много внимания требует к себе
первый палец, в котором мы должны воспитывать мягкость и подвижность
суставов. Это должно войти в привычку, когда палец под ладонью даже в
5
жизни. На привычке многое основано. Важно, чтобы первый палец не «уходил»
с
клавиатуры,
когда
играют
другие
пальцы.
Играющий
палец
уводить
с
клавиатуры нельзя. Рука – это аппарат, удивительный по своей природе. Во
время исполнения она может быть и помягче и покрепче.Когда мы играем на
рояле, мы клавиатуру как бы «берем» пальцами. Кисть при этом свободна, она
движется как будто на шарнирах.Пальцы у нас все разные. И «выравнивать» их
мы можем только слухом, верным представлением о звуке. Первый палец –
земледелец, способный к тяжелой работе. Но наряду с этим он должен знать
ощущение легкости и подвижности. Второй палец – это рабочий. Он умелый,
сильный, способный к разнообразной деятельности.
6
Третий
занимает
высшее
положение
в
руке.
Он
выполняет
организационный функции, олицетворяя собой конструктивные силы!
Четвертый не столь свободен и самостоятелен по своему строению. Он
отзывается неохотно, но очень ценный при игре кантилены. Это певец руки, и
по отношению к другим пальцам он представитель искусства.
Пятый – это олицетворение детства, так сказать баловень руки. Таким
образом, пальцы для нас как члены общества. Они каждый требуют к себе
особое внимание и ежедневной тренировки.
Для начинающих хорошо осваивать упражнения с середины клавиатуры,
постепенно охватывая всю. Упражнения даются для организации руки. Самым
обязательным комплексом упражнений являются гаммы, арпеджио, аккорды.
А.Алексеев о методике работы с учеником над аппликатурой
Проблема аппликатуры – одна из самых сложных в педагогике. В связи с
быстрым
развитием
музыкальной
литературы
взгляды
в
этой
области
непрерывно менялись. Подвергаются критике и самые незыблемые принципы
аппликатуры.
Возникают
и
новые
предположения
по
рационализации
существующих систем аппликатур.
Целесообразность выбора пальцев помогает осуществлять разнообразные
художественные
задачи,
способствует
преодолению
многих
пианистических
трудностей.
Нередко
удачно
найденная
аппликатура
позволяет
сэкономить
немало времени и найти более короткий путь к достижению цели.
Необходимо с первых лет воспитывать у ученика сознательное отношение
к
аппликатуре.
Также
важно
бороться
с
невнимательным
отношением
к
обозначенным в нотах пальцам. Но в тоже время обозначенная аппликатура не
всегда бывает удачной, а иногда и не подходит для ученика в силу каких-либо
его индивидуальных особенностей.
7
Обозначая
пальцы,
не
нужно
выписывать
их
все
подрят,
а
лишь
те
обозначать, в отношении которых может возникнуть неясность. Также хорошо
приучать ученика самого подыскивать пальцы, наиболее рациональные в том
или
ином
случае.
А
для
этого
необходимо
знакомить
его
с
основными
аппликатурными принципами.
1)
Аппликатура
должна
подчиняться
задачам
художественной
выразительности. Это - важнейший и основной аппликатурный принцип.
2)
Стремиться к естественной последовательности пальцев и приучать к
этому с первых шагов обучения.
3)
В
секвенционных
построениях
и
в
большинстве
случаев
играть
одинаковые группы одними и теми же пальцами. Это способствует большей
быстроте и прочности запоминания. И здесь не надо смущаться, что приходится
использовать 1-й и 5-й пальцы на черных клавишах.
При подборе пальцев обращать внимание на то, чтобы рука по возможности
находилась в естественно-собранном положении. Иногда сильное растяжение
руки препятствует достижению необходимой гибкости, а сжатое состояние руки
способствует извлечению более певучего звука.
4)
При
выборе
аппликатуры
следует
руководствоваться
также
естественными особенностями пальцев.
Большой
палец
–
наиболее
«тяжёлый»
-
его
уместно
применять
для
извлечения особенно насыщенных звуков.
Четвертый – там, где требуется некоторая утонченность звучания и т.д.
Этот принцип аппликатуры был разработан ещё пианистами – романтиками.
Знакомить
с
этим
принципом
можно
уже
продвинутых
учеников,
так
как
использование его требует уже владение инструментом.
Большие трудности для учеников составляют места, требующие достижения
максимальной
связности
при
помощи
пальцевого legato.
В
таких
случаях
используется подмена пальцев, придающая игре больше плавности.
8
Существуют
и
более
сложные
приемы
аппликатуры
для
достижения
legato: перекладывание пальцев, беззвучная их подмена на одной клавише,
скольжение пальцев с клавиши на клавишу. Здесь важно обратить внимание на
гибкость запястья, которое должно пластично подводить пальцы к нужным
клавишам. И также воспитывать нужное ощущение в кончиках пальцев: ни
один
палец
не
должен
покидать
своей
клавиши,
пока
другой
не
возьмет
следующую. Выполнение этой задачи требует неустанного слухового контроля.
Здесь
на
помощь
вам
придут
упражнения
Е.Ф.Гнесиной
из
книги
«Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники».
Приведенных принципов аппликатур не стоит придерживаться догматически.
На практике от некоторых из них приходится отказываться.
Могут встретиться случаи, когда один принцип входит в противоречие с
другими, или можно иногда пользоваться какими-либо иными принципами.
Н.Голубовская - советы по аппликатуре молодому исполнителю
Мы ищем удобную и целесообразную аппликатуру. Удобную физически –
для
плавного
незаторможенного
движения
руки
–
и
удобную,
т.е.
целесообразную для выявления музыкальных событий.
Эти цели не всегда совпадают. Плавность движения может разрушить
мотивное строение и т.п.
Почему принято повторяющиеся ноты брать разными пальцами? Когда
это целесообразно?
1.
Когда нота повторяются очень быстро и невозможно сыграть их
одним пальцем.
2.
Когда
повторяющиеся
ноты
имеют
разное
значение,
разную
активность. Например, от пассивности слабого времени к активному сильному.
9
В
других
случаях
подмена
пальцев
не
только
не
нужна,
но
нецелесообразна. Например, пульсирующий характер восьмых в первой части
«Аппассионаты» осуществляется одним пальцем, вернее - рукой, кистью или
предплечьем!
- Особенно бессмысленна практикующаяся в педагогических изданиях
подмена
пальцев
в
медленно
повторяющихся
мелодических
нотах.
Это
не
только бесцельно, но и вредно, так как рука лучше управляет мелодическим
единством, чем разнобой отдельных пальцев, который послушно соблюдается
сбитым с толку ребенком.
- Ведя мелодию вокального характера, старайтесь обходиться без первого
пальца.
Наши
предки
не
были
так
глупы,
когда
запрещали
употребление
первого пальца. Конечно, нам он необходим, но часто старые пианистические
формулы
дают
драгоценные
плоды.
Первый
палец
едва
заметно
грубее
остальных в силу иного строения, иного прикрепления к кисти, что заставляет
при
нажатии
им
клавиши
включать
предплечье,
так
как
его
естественное
движение не вертикальное, а горизонтальное. Особенно это проявляется при
подкладывании. Перенос через 4 и 5 пальцы тоньше, чем просто подкладка.
- Частое употребление первого пальца в мелодии угрубляет линию. И, в
тоже
время,
насколько
мягче
и
плавнее
звучит
длинная
мелодия
без
подкладывания
(«Баркарола»
Чайковского).
Частое
подкладывание
мельчит
движение. Старайтесь удлинять позицию.
- У Шопена пользуйтесь скольжением с черной на белую. Это надо делать
умеючи, то есть без нажима и касаясь клавиши подушечкой, а не концом
ногтевой фаланги. Это целесообразно и ввиду особого характера звучания и
потому, что оно увеличивает объем позиции, сокращая частое подкладывание
первого пальца.
Ф.Куперен,
пишет,
что
аппликатура,
имеет
«большое
значение
для
хорошего исполнения», и от выбранной аппликатуры зависит и впечатление
которое музыка произведет на слушателя: «…Каждая мелодия, каждый пассаж,
10
сыгранный тем или иным способом, произведут на слушателя, обладающего
вкусом, различное впечатление». Ж. Ф. Рамо пишет об экономности движений
пальцев: «…следите за тем, чтобы после снятия пальца с клавиши он оставался
от нее так близко, словно он ее касается» . Можно сказать, что при быстром
темпе лишних движений пальцев не должно быть. Долгое время велись споры
об использовании 1-го пальца, но произведениями И. С. Баха была поставлена
точка
в этом
вопросе,
так
как
исполнение
его
произведений,
было
бы
невозможным
без
его
использования.
В произведениях
классиков
наиболее
распространенных
в репертуаре
пианистов
ДМШ:
(И.
Гайдн,
В. А. Моцарт,
Л. В. Бетховен),
романтиков:
(Ф.Шуберт,
Р.Шуман,
Ф.Шопен),
и русских
авторов (П.Чайковский, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов), требуется прочные
навыки
и уверенное
владение
типовыми
техническими
и аппликатурными
формами, встречающимися в гаммах, арпеджио, аккордах. Следовательно, на
начальной стадии обучения закладываются основы технических умений, и им
необходимо усвоить аппликатурные схемы отраженные в гаммах и арпеджио,
без которых невозможно профессиональное развитие и рост учащегося. В эпоху
романтизма композиторы тоже уделяли внимание вопросам аппликатуры, так
Ф.Шопен:
«Лучше
не
пытаться
уничтожать
специальной
аппликатуры
для
каждого
пальца,
а напротив
её
совершенствовать…Столько
же
различных
звуков,
как
и пальцев».
Шопен
предлагал
использовать
индивидуальность
каждого пальца, а не сделать их равноправными и одинаковыми. То есть слабые
пальцы как: пятый и четвертый будут исполнять звуки, которые требуется взять
нежно, тихо, а кульминационные моменты доверить сильным пальцам. В таком
случае
нужно
очень
кропотливо
находить
нужную
аппликатуру,
соответствующую, мелодии, фразе. Если обратится к взглядам на аппликатуру
Ф.Листа, то он открывает для нас, запретные приемы, но в то же самое время
без
них
невозможно
исполнение
произведений
романтиков:
разрешает
перекрещивание
и перекладывание
второго,
третьего,
четвертого
и пятого
пальцев, а так же позволяет исполнителям играть первым и пятым пальцами на
черных клавишах. Композиторы романтики в угоду художественному замыслу
11
и воплощению
образа
отказываются
от
общепринятых,
классических
принципов
аппликатуры,
тем
самым
расширяя
возможности
исполнителей
выразить смысл произведений.
Таким образом, анализ накопленных музыкальной педагогикой данных
показывает,
что
существует
несколько
подходов
к выбору
аппликатуры.
Учащиеся
фортепианного
класса
часто,
если
и задумываются
какой
аппликатурой
играть,
то
основным
принципом
становится
принцип
психофизического
удобства,
и этот
принцип
для
них
р е ш а ю щ и й
и единственный. Как показывает анализ трудов велики практиков: основной
принцип
подбора
аппликатуры-
это
выявление
художественного
замысла
композитора. Научить юного пианиста выбирать варианты аппликатуры, исходя
из принципа художественной целесообразности, не допускать необдуманную
случайную аппликатуру. Однако следует вовремя остановиться на одном самом
подходящем
варианте,
что
бы
к моменту
выступления
у исполнителя
был
только
один
аппликатурный
вариант,
доведенный
до
автоматизма.
В книге Г. М. Когана написано: выбор аппликатуры «должен предшествовать
разучиванию в собственном смысле слова, дабы оно с самого начала прошло по
разумно
и четко
проложенной
аппликатурной
дороге,
не
требующей
ни
ежечасного «ремонта», ни- тем более — капитальной перекладки пути». То есть
выбор
аппликатуры —
важное
и необходимое
дело
на
начальном
этапе
знакомства
с произведением
и только
когда
аппликатура
выбрана,
можно
приступать
к разучиванию.
Вопросы
аппликатуры,
её
правильного
выбора,
основных принципов- остаются актуальными и в наше время и каждый педагог
по своему решает этот вопрос.
12
Не
всякий
педагог
является
выразителем
лучших
традиций
своего
времени.
Но
когда
это
случается,
то
каждодневная
практическая
работа
становится искусством. Ценным становится и форма передачи всех знаний. И за
всем этим стоит личность педагога – искателя, педагога – мыслителя. Поэтому
опыт таких преподавателей, о которых говорилось в работе, не остается в тени,
он становится общественным достоянием.
В процессе знакомства с методикой этих хорошо известных педагогов -
пианистов появляется стремление не только постичь многое для себя, но и
способствовать распространению этих ценных знаний и достижений.
Хотелось бы надеется, что в процессе изучения данной работы читатель
ощутил процесс живого общения его с крупными мастерами своего дела. Сумел
проследить пути становления педагогических методов в области аппликатуры.
Проник в глубину возникающих проблем по данному вопросу. Почувствовал
себя соучастником раздумий, поисков, размышлений автора.
В любом хорошем деле нет предела совершенству. И в вопросе изучения
новых методов аппликатуры тоже. Это лишь одна маленькая сторона того
многогранника,
который
называется
педагогика
музыкального
воспитания.
Поэтому опыт крупнейших преподавателей заслуживает к себе не только особое
внимание, но и тщательное изучение. В особенности опыт тех, кто работает с
детьми.
13