Автор: Коровкина Наталья Викторовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ СОШ №8 г. Кирова
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: Методическая разработка программы наставничества
Тема: "Мы-команда"
Раздел: начальное образование
Мастер-класс
«Мы-команда!»
«Гореть самим и зажигать других!»
Коровкина Наталья Викторовна,
учитель начальных классов,
советник директора по воспитанию
и взаимодействию с общественными
детскими объединениями.
Муниципальное общеобразовательное
автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа № 8» города Кирова
610021, г. Киров, ул. Солнечная
д.21, 8(8332)-22-52-05.
1 слайд. Название программы.
Как повысить активность молодых классных руководителей? Как помочь
молодому классному руководителю организовать работу с классом и с родителями?
Для решения этих вопросов мы разработали программу наставничества «Мы-команда!»,
которая
направлена
на
повышение
социальной
активности
и
формирование
компетентности молодого классного руководителя при работе с классом.
Идея программы: создать такую игровую модель наставничества, где молодые классные
руководители могут наиболее полно реализовать свой творческий потенциал и проявить
свою социальную активность.
Слайд 2 Цель программы:
максимально полное раскрытие
потенциала личности
наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации,
а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки молодых
классных руководителей через систему наставничества по технологии «Равный-равному».
Слайд3: Новизна программы состоит в создании школьной педагогической модели
развития социальной активности молодых классных руководителей на основе технологии
наставничества, в системе применения методов и приемов, направленных на развитие
гибких навыков, овладение навыками мастерства классного руководителя, отвечающего
современным требованиям, приобретение и развитие нестандартного критического и
креативного
мышления,
творческих,
лидерских
коммуникативно-организаторских
способностей, педагогической техники. Предоставление уникальной
возможности
получить первый педагогический опыт, расширение горизонтов понимания молодыми
педагогами о работе классных руководителей.
Программа наставничества «Мы-команда» реализуется в течение школьного
учебного года.
Способ организации взаимодействия.
Для молодых классных руководителей – наставничество по технологии «опытный
классный руководитель – молодой классный руководитель» (стаж работы классного
руководителя 1-2 года) через организацию «Творческих интенсивов: «Креативный
вторник», на котором проводится практическое обучение классных руководителей,
знакомство с новыми активными формами взаимодействия с классом и родителями,
организацию
проведения
классными
руководителями
«Творческих
дел»
и
«Педагогической дуэли».
Слайд 4: Формула эффективного взаимодействия.
ЭФФЕКТИВНОЕ
ИНФОРМИРОВАНИЕ +
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ +
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ=
ПОДДЕРЖКА +
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Перед вами План действий: (на слайде 5)
Месяц
мероприятие
тема
Активная форма-прием на мастер-
классе
сентябрь
Организационная
встреча:
«Школа
наставника»
«Миссии и ценности
классного
руководителя»
Деление
на
пары.
Знакомство
с
проектом
«Школа
наставника
для
молодых педагогов».
Игра на адаптацию «Объединение»
Ведущий
вызывает
участников:
«Справа
выйди
тот,
у
которого,
например, есть как и у меня младшая
сестра.
А
слева
тот,
кто
любит
кататься на лыжах, так же как и я.
Они выходят и берутся за руки. И так
все должны соединиться.
октябрь
«Творческий
интенсив».
«Классное
самоуправление.
Классный
уголок.
Ведение
документации.
Отчетность классного
руководителя»».
Арт-терапия
«Идем
на
День
рождения»
На столе лежит большой лист,
длиной 2-3 метра. Каждому участнику
дается задание: обведи свою ладошку,
напиши в ней свое имя, нарисуй в ней
свое увлечение. Представь, что у
твоего друга, знакомого сегодня День
рождения. Нарисуй на ладошке ему
подарок.
А теперь проведи стрелочки к тем
ладошкам, к кому из участников ты
бы хотел сходить на День рождения.
(Провели)
.Посмотрите
на
свою
ладошку,
сколько
к
вам
пришло
гостей на День рождения. У кого
больше всех, расскажи нам о своей
ладошке.(имя, увлечение, кто к нему
пришел в гости, к кому он, что им
подарил. И так несколько человек.
И так мы увидим общую картину, кто
из ребят пользуется авторитетом, кто
общительный, с кем дружат и с кем не
дружат. Увлечения детей.
октябрь
«Творческое дело»
Провести с классом
«Игры
на
командообразование».
ноябрь
«Творческий
интенсив»
«Организация КТД в
классе»
Как
составить
с
детьми
план
мероприятий на год? Мозговой штурм
-прием «3К»
На столе лежит 3 стопки карточек,
разных по цвету: на желтых написаны
формы
мероприятий
(
праздники,
поход,
творческий
вечер,
соревнование, гостиная и т.д.), на
синих-направления
деятельности
(творчество,
семья,
забота,
спорт,
туризм, знание, экология и т.д.), на
зеленых- кто участники (для кого
проводим):
мы
сами,
родители,
пожилые, младшие сестры и братья,
учителя и т.д.)
По одному человеку от команды
подходят и берут из каждой стопки по
1 карточке. Возвращаются в команды.
И
в
течение
10
минут
команды
должны придумать и назвать свое
мероприятие, для кого и какая форма.
Из чего оно состоит. Так получается
3-6 классных мероприятий, которые
ребята
потом
в
классе
смогут
самостоятельно организовать.
ноябрь
«Творческое дело»
Проведение в классе
КТД ко Дню Матери
декабрь
«Творческий
интенсив»
«Работа с родителями.
Активные
формы,
направленные
на
эффективное
взаимодействие
с
родителями.»
Как провести родительское собрание
«Мосты понимания» (прием «ОРЗ»)
На собрании мы обсудим
основные проблемы, с которыми
сталкиваются дети в общении с
родителями и сверстниками. Мы
рассмотрим причины конфликтов и
непонимания, а также предложим
стратегии для улучшения
коммуникации в семье. Участники
смогут поделиться своими историями
и задать вопросы, чтобы вместе найти
решения для создания более
гармоничной атмосферы в
отношениях.
Цель тренинга-деловая игра-
дискуссия: Помочь родителям понять
проблемы общения с подростками,
научить их эффективным стратегиям
для разрешения конфликтов и
улучшения взаимопонимания.
▎
Программа тренинга:
1. Введение (30 минут)
• Упражнение «ОРЗ»:
Каждый участник делится одной
проблемой, с которой сталкивается в
общении с подростком. Записывает ее
на листочке.
• Групповая работа: Все листочки с
проблемами складываются в центр
стола. Зачитываются. Выбирается 1-3
более актуальные для всех проблемы
Выбирается 1 проблема. Она
обсуждается в группе. (10 минут)
-Каждая группа зачитывает проблему
и предлагает варианты ее решения.
-Обратная связь. На собрании
присутствует приглашенный эксперт-
психолог. Который после каждого
выступления группы может дать
помощь, свои предложения по данной
проблеме.
-Также важна роль модератора.
Модератор при помощи активных
вопросов ведет собрание – дискуссию
так, чтобы другие участники тоже
включались в обсуждение и были
активны.
-Подведение итогов тренинга.
Обсуждение полученных знаний и их
применения в жизни.
-Опрос участников о том, что было
полезно, и какие темы они хотели бы
обсудить
в
будущем.
декабрь
«Творческое дело»
Проведение
родительского
собрания
в
интерактивной форме.
Январь-
Педагогическая
дуэль
«Делимся опытом»
Наставник
проводит
открытое
классное
мероприятие
для
своих
наставляемых
молодых
педагогов.
Они анализируют его
проведение.
Февраль –
Март
Педагогическая
дуэль
«Проводим сами»
Наставляемые в своем
классе
проводят
мероприятие,
а
наставник
посещает
его и анализирует.
Апрель
Педагогическая
дуэль
«Мы-
команда!»
Проведение
школьного
КТД
в
своей параллели. Его
готовят
вместе
наставник
и
наставляемые
из
одной
пары-
параллели.
Другая
пара наставляемых с
наставником
посещают
это
мероприятие
и
анализируют
его.
И
наоборот,
уже
эта
тройка организует и
проводит КТД в своей
параллели,
а
предыдущая тройка из
другой
параллели
посещает их
мероприятие
и
дает
анализ.
Май
Подведение итогов.
Творческий
интенсив
Итоги.
По
итогу
проекта
создается
творческий
методический
продукт-«Дневник
наставника: «Мы – команда» и Сценарий методических разработок «Творческие
интенсивы».
СЛАЙД 6:
Творческий методический продукт:
1.«Дневник наставника: «Мы – команда»
2. Сценарий методических разработок «Творческие интенсивы» (показать фото и
наглядно всем продемонстрировать).
Результаты реализации программы наставничества. (на слайде 7)
Качественные:
1. Повысился уровень социальной активности и организаторских способностей у
участников программы наставничества, повышение активности молодых педагогов к
воспитательной работе школы.
2.
Повышение мотивации молодых классных руководителей.
Они получили
возможность работать под руководством опытных наставников, что повысило их
уверенность в своих силах и мотивацию к развитию профессиональных компетенций.
Проведение
творческих
интенсивов
способствовало
развитию
у
педагогов
способности находить нестандартные решения в образовательной и воспитательной
деятельности.
1.
Проект помог наладить эффективное взаимодействие между молодыми учителями
и опытными коллегами, что способствует созданию благоприятной атмосферы
внутри коллектива.
2.
Обогащение методической базы.
В ходе участия в проекте молодые учителя приобрели новые методы и подходы к
воспитательной работе, которые они смогут использовать в своей дальнейшей
практике.
3.
Создание единой модели наставничества в системе воспитательной работы школы.
Количественные:
1.
В роли наставников работали 6 молодых классных руководителей 1-5 классов и 2
педагога-наставника.
2.
Проведено 3 «Творческих интенсива», разработаны методические сценарии «Активные
формы работы классного руководителя».
3.
Созданы творческие продукты: «Дневник наставника», «Методические разработки
сценариев «Творческие интенсивы».
Если все это выстроить в системе, то данная работа обязательно даст
положительный результат.