Автор: Хлыбова Елена Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 36
Населённый пункт: Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся через урочную деятельность.
Раздел: начальное образование
Формирования познавательных универсальных учебных действий у
обучающихся через урочную деятельность.
Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным,
системным процессом, который реализуется через все предметные области
УМК «Школы России» и внеурочную деятельность. Реализация требований
ФГОС в УМК «Школы России» обеспечивается единством структуры
учебников по всем классам и предметам; единством сквозных линий типовых
заданий; единством подходов к организации учебной и внеурочной
деятельности.
Содержание учебников УМК «Школы России» нацелено на формирование
познавательных универсальных учебных действий (общеучебных и логических).
В учебники включен разнообразный дополнительный материала (конкурсные
задачи по математике, «странички для любознательных», «Занимательные
странички», задания конкурса «Смекалка», которые отражают интересный
дополнительный материал, занимательные вопросы и задания по математике,
русскому языку, литературному чтению, окружающему миру) , который
способствуют развитию познавательных интересов, любознательности.
Типовые задания на информационный поиск способствуют формированию умений
находить нужную информацию в библиотеке и в Интернете, пользоваться
словарями и справочниками.
Задания по гуманитарным предметам (русский язык, литературное чтение -
творческие задания в литературном чтении) нацелены на формирование навыков
смыслового чтения, умений грамотно излагать высказывания в устной речи и
записывать основные положения своего сообщения.
Задания по математике, русскому языку, окружающему миру способствуют
формированию способностей к выделению существенных и несущественных
признаков объектов, сравнению объектов, их классификации и сериации.
Так типичными для 1 класса являются задания: сравни и сделай вывод; объедини в
группы, какие варианты деления на группы возможны; как ты думаешь, почему и
т.д.
Включение учащихся в работу над проектами («Родной город», «Города
России») создаёт благоприятную среду для формирования познавательных
действий. Любой ученик имеет возможность для выбора темы проекта в
соответствии со своими интересами и возможностями. Предоставление права
выбора даётся и в дифференцированных и в творческих заданиях, что
способствует созданию мотива деятельности и выхода детей в собственную
деятельность.
Для формирования познавательных универсальных учебных действий
целесообразны следующие виды заданий:
•
сравни;
•
«найди отличия» (можно задать их количество);
•
«на что похоже?»;
•
поиск лишнего;
•
«лабиринты»;
•
упорядочивание;
•
«цепочки»;
•
хитроумные решения;
•
составление схем-опор;
•
работа с разного вида таблицами;
•
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями
Предмет математика является основой развития у обучающихся
познавательных универсальных действий, а в первую очередь логических,
включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки
действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с
одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и
несущественных условий, формирование элементов системного мышления,
выработка вычислительных навыков.
Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами
наибольшее применение в обучении имеет моделирование. В период
начального образования основным показателем развития знаково-
символических универсальных учебных действий становится овладение
моделированием, отражающим пространственное расположение объектов,
предметов или отношения между ними или их частями для решения задач.
Поскольку перевод текста на знаково-символический язык и обратное
считывание, понимание символической записи является важным этапом в
формировании логических универсальных действий и вместе с тем вызывает
наибольшие трудности у обучающихся.
На уроке по теме «Решаем задачи» ученикам предлагается
синтезировать запись выражения из частей-пазлов, предварительно
анализируя форму и запись чисел и арифметических знаков каждой из
частей.
Знакомство с отрезком и числовым лучом позволяет использовать не только
предметные, но и графические модели при сравнении чисел, сложения и
вычитания на числовом луче, а в дальнейшем использование знаково-
символических моделей (запись числовых и буквенных выражений,
неравенств, равенств), что является необходимым условием для
формирования общего умения решать текстовые задачи
Задачи интеллектуально-познавательного характера
- Сравни тексты задач. Чем они похожи? Чем отличаются? Можно ли
утверждать, что решения этих задач будут одинаковыми?»
А) Возле дома росло 7 яблонь и 3 вишни. Сколько фруктовых деревьев
росло возле дома?
Б) Возле дома росло 7 яблонь, 3 вишни и 2 березы. Сколько фруктовых
деревьев росло возле дома?
Задача «Миша поймал 5 щук, а Костя больше. Сколько щук поймали
мальчики?»
Неравенства
9 х 8 … 9 + 8
8 х 7 … 8 + 7
6 х 4 … 6 + 4
5 х 3 … 5 + 3
Вычислите значения выражений и сравните их.
Маша : « Можно, не вычисляя, сказать, что произведение двух чисел всегда
больше суммы этих чисел».
Миша: « Я не согласен. Произведение двух чисел может быть меньше или
равно, чем их сумма».
- Кто прав: Маша или Миша?
Продолжи ряд:
120,240,360,…,600,…,…
4560,4563,4566,….,…..,
7890,7780,7670,…,…,
Какое число лишнее?
1,6,10,8,2.
Задачи в стихах
Игра «Танграмм»
Например, математика. Урок во 2 классе, тема «Многоугольник и его
элементы».
На этапе постановки проблемы дети рассматривали предложенные
фигуры и пытались выяснить, какие из них являются многоугольником, а
какие нет. Сразу же исключили круг, но возникла проблема с фигурой
синего цвета. Здесь мнения разделились. Одни считали, что это
многоугольник, другие приводили противоположные доводы.
В результате перед нами проблема, которую требовалось решить.
Вы видите, что на данном этапе детям пришлось применить
практически все группы познавательных УУД. И общеучебные, и
логические, и постановку проблемы.
Затем, нам пришлось строить наглядную модель, т.е. применить
знаково-символические действия.
Название
элементов.
Какая это фигура?
Определение
элементов.
вершина
Общий конец двух
любых сторон.
сторона
Граница
многоугольника
угол
Фигура между
двумя сторонами
Русский язык
Задания на формирование познавательных универсальных учебных
действий (постановка и решение проблемы):
1. Спишите. Объясняя правописание приставок. Выделите приставки.
Бе…делье, и…бавитель, ра…сказать, в…дрогнуть, ра…гребать, бе…молвие,
и…парение, ра…ладить, ра…киснуть, бе…правие, ра…бросать, бе…честье,
и…пепелять, бе…вкусица, ра…краска, бе…работица, и…лучать, бе…
смыслица, бе…покойство, в…бежать.
2. Образуйте однокоренные слова с приставками рас-, раз-.Выделите
приставки.
Давать, таять горячиться, считать, ставить, пустить, винтить.
3. Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам. Выделите
приставки.
Закрыл – …, разлюбить – …, подплыть – …, подойти – …, высыпать – …,
развернуть – ….
4. Спишите. Выделите приставку.
(З, с)бежал, (з, с)дание, (в, ф)клеил, (в, ф)копал, (с, з)тащил, (с, ф)ходил,
(с, з)десь.
5. Запишите в два столбика.
П…шёл, п…сынок, п…летел, пр…бежал, пр…дедушка, п..лезет, п…дчерица,
пр…бабушка, п…велитель, п…стирали.
6. Запишите слова в 2 столбика. Выделите приставку.
Пр…ехать, пр…милый, пр…скакать, пр…летел, пр...красный, пр…лепить,
пр…морский, пр…старелый.
7. При помощи приставки пре – замените два слова одним.
Очень скверный, очень гадкий, очень добрый, очень светлый, очень
хорошенький, очень лестный.
8. При помощи приставки при – замените два слова одним.
Край при море, немного поднял, канава при дороге, немного хромает, слегка
коснулся, посёлок при городе, ненадолго притормозил.
9. Вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки.
Пр…к…тился клубок, пр…остановился. Пр…см…трелся, пр…гл…делся (и,
И)ванушка, видит – местность незн…комая. Пр…крикнул он на клубок, а тот
пр…спокойно на месте л…жит. Пр…томился он от дальней д…р…оги.
Хотел пр…лечь (и,И)ванушка, только пр…коснулся к тр…ве, а тр…ва в р…
се. Пр…вскочил пр…хорошенький (и,И)ванушка. Пр…сел на пр…дорожный
камень и пр…задумался.
10. Использование приёма шифровки (начальные буквы стихотворения
способствуют быстрому запоминанию информации) при изучении темы:
«Изменение имён существительных по падежам».
Именительный падеж (И. п.) - Иван
Родительный падеж (Р. п.) – Рубил
Дательный падеж (Д. п.) – Деревья
Винительный падеж (В. п.) – Велел
Творительный падеж (Т.п.) – Тащить
Предложный падеж (П. п.) – Поленья
11.Приём символизации – кодирование в зрительный образы.
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.
Приём запоминания правила в стихотворной форме.
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем извесТно, как прелесТно
Букву Т писать умесТно!
Познавательное: умение
доказывать свое мнение на
основе усвоенных знаний.
Прочитай, добавляя в каждое предложение подходящее
слово.
Весной прилетели на болото… . … вернулись из теплых
стран. Здесь … выведут журавлят.
Слова для справки: они, птицы, журавли.
Спиши, вставляя слова. Докажи, что это текст, а не
отдельные предложения. Составь еще одно предложение
о журавлях ( устно).
Познавательное: умение
доказывать свое мнение на
основе усвоенных знаний.
Раздели текст на предложения. Спиши, диктуя по
слогам.
Витя и Юра – друзья они помогают друг другу мальчики
любят играть в шашки
Сколько предложений в тексте? Докажи. Как одно
предложение нужно отделить от другого?
Познавательное:
анализ
объектов с выделением их
составных частей.
Познавательное:
умение
доказывать свое мнение на
основе усвоенных знаний.
Составь из букв слова «мостик» другие слова. Замени в
слове одну букву и напиши новые слова. Назови буквы,
которыми различаются слова в каждой паре.
Познавательное: умение
делать выводы на основе
наблюдений.
Прочитай по слогам. Спиши, диктуя себе по слогам.
Кукушка, орел, крокодил, глухарь, сойка, синица, улитка,
журавль, чайка.
Поставь красные точки над буквами, обозначающими
гласные звуки. Сосчитай и сравни, сколько в каждом
слове гласных звуков и сколько слогов.
Составь предложение с одним из слов (устно).
Познавательное:
совершенствование умения
Прочитай текст.
выделять понятие по его
признакам. Анализ объектов с
выделением их составных
частей. Синтез целого из
частей.
Кот-коток – серенький лобок. Ласков Вася, да хитер.
Лапки бархатные, коготок остер. У Васютки ушки чутки,
усы длинные, шубка шёлковая.
(По К. Ушинскому.)
Как автор относится к котику? Почему ты так
думаешь?
Спиши четвертое предложение. Диктуй себе по слогам.
Проверь запись по учебнику.
Познавательное: умение
самостоятельно
формулировать выводы.
Регулятивное: умение
проводить контроль по форме
сличения.
Произнеси звуки [о ], [б ], [п].
Сравни, как они произносятся. Какой звук гласный, а
какие звуки согласные? Докажи. Напиши шесть слов,
которые начинаются с согласного звука.
Познавательное: сравнение
языкового материала
Познавательное: умение
доказывать свое мнение на
основе усвоенных знаний.
Познавательное: синтез –
достраивание текста с
восполнением недостающих
компонентов.
Составь из слов предложение и напиши его, диктуя
себе по слогам.
весной, в, купаются, воробьи, лужах
Подчеркни главные члены предложения. Составь еще
одно предложение о воробьях, чтобы получился текст.
Запиши его.
Познавательное: синтез
целого из частей.
Познавательное: синтез –
достраивание текста с
восполнением недостающих
компонентов.
Прочитай слова. Сравни, сколько в каждом слове букв и
сколько звуков.
Конь ( б. 4, зв. 3), строят (б. 6, зв. 7), птицы (б.5, зв.5).
В каком слове звуков больше, чем букв? Почему? В
каком слове букв больше, чем звуков? Почему?
Познавательное: сравнение
языкового материала
Произнеси слова по слогам.
Познавательное: умение
делать выводы о функции
предмета на основе
наблюдений над его
функционированием.
Цветок, цветочки, река, речушка, рак, раки, раковина,
друг, месяц урок.
Какие слова нельзя поделить на слоги? Почему?
Спиши слова в таком порядке: из одного слога, из двух
слогов, из трех слогов.
Познавательное: умение
делать выводы о функции
предмета на основе
наблюдений над его
функционированием. Умение
самостоятельно
формулировать выводы.
Познавательное:
классификация предметов по
существенному признаку.
Прочитай.
Люди поселили диких пчёл в ульи. Это маленькие
домики без окон. Там мёд.
О чем ты узнал из текста?
Спиши, диктуя себе по слогам.
Проверь по книге. Обозначь в словах ударение.
Познавательное: умение
анализировать текст, делать
выводы на основе анализа.
Регулятивное: умение
проводить контроль по форме
сличения.
Как узнать, сколько в слове слогов? Добавь слово.
Напиши.
Надо узнать, сколько в этом слове … … .
Подумай, может ли слог быть из одного согласного
звука.
А из одного гласного? Докажи.
Познавательное: умение
доказывать свое мнение на
основе усвоенных знаний.
Познавательное: синтез –
достраивание текста с
восполнением недостающих
компонентов.
Спиши только те слова, которые можно переносить.
Раздели их на слоги, обозначь ударение.
Корабль, осина, уха, окно, идёт, улица, бежит, большой.
Образец. Ко-рабль.
Докажи, что задание выполнено правильно.
Познавательное:
классификация предметов по
Прочитай.
Для гостей на окно
существенному признаку.
Познавательное: сравнение
языкового материала;
оценивание своей работы по
данным критериям.
Сыплет Костя пшено.
Кто же эти гости
На окне у Кости?
( О. Высотская.)
Сколько предложений в тексте? Почему на конце
предложений разные знаки?
Спиши, диктуя себе по слогам. Произнеси и сравни
первые согласные звуки в словах гости - Кости. Какой
из них произносится с голосом и шумом, а какой - только
с шумом?
Познавательное: сравнение
языкового материала
Познавательное: анализ
объектов с выделением их
составных частей.
Познавательное: умение
делать выводы о функции
предмета на основе
наблюдений над его
функционированием.
Прочитай загадку. Объясни отгадку.
По л..сам, в ст..пи, в г..рах -
С грузом мчусь на всех п..рах.
Б.Тимофеев.)
ПОЕЗД
Спиши загадку, вставляя пропущенные буквы. Докажи,
что правильно написал слова.
Познавательное: умение
доказывать свое мнение на
основе усвоенных знаний
Прочитай текст.
Чайка летела над водой. Вдруг она бросилась в воду.
Птица схватила рыбку.
Докажи, что это текст.
О чем сообщается в тексте?
Сколько в нем предложений?
Спиши. Подчеркни в каждом предложении главные
члены. Прочитай схему третьего предложения.
кто? что сделала? кого?
птица схватила рыбку
Познавательное: умение
Составь из слов два предложения и напиши.
доказывать свое мнение на
основе усвоенных знаний
Познавательное:
совершенствование анализа.
Познавательное: умение
соотносить определение и
схему, пользоваться
информацией,
представленной в них, в
практической деятельности.
орлы, в, горах, гнезда, строят, ворона, на, вьёт, дереве,
гнездо
Подчеркни в предложениях главные члены.
Докажи, что задание выполнил правильно.
Познавательное: умение
доказывать свое мнение на
основе усвоенных знаний
Познавательное: синтез
целого из частей.
Познавательное: умение
соотносить определение и
схему, пользоваться
информацией,
представленной в них, в
практической деятельности.
Спиши. Вставь вместо точек подходящее по смыслу
прилагательное.
1. Куст низкий, а дерево … . 2. Молоко жидкое, а сметана
… . 3. Малина сладкая, а лимон … . 4. Ночь была
холодная, а день … . 5. Вагон большой, а тележка … .
Укажи над словами род существительных и
прилагательных. Выдели окончания прилагательных,
используя материал таблицы.
Прилагательны
е имеют
свои
в
каждом
окончания
.
роде
Мужской род:
Женский
род:
Средни
й род:
какой?
какая?
какое?
- ый, -ий, -ой.
-ая, -яя.
-ое, -ее.
Познавательное: умение
распознавать предмет по
совокупности признаков.
Моросит дождь. Дети катаются с горы. Наступила ночь.
Скворцы хлопочут около гнезд. Ежи живут в лесу. Я был
в театре. Экскурсия всем очень понравилась.
Пошли малыши гулять. Дошли до угла, на углу -
светофор. Горит в светофоре красный свет - значит нельзя
переходить улицу.
Остановились ребята. Ждут, когда зеленый загорится.
Красный свет погас, желтый зажегся, а потом зеленый.
Можно идти.
Назови признаки текста. Определи по ним, где
предложения, а где – текст. Спиши текст. Сколько в нем
частей? Сколько предложений?
Познавательное: умение
пользоваться толковым
словарем, совершенствование
умения пользоваться
орфографическим словарем.
Запиши слова, вставляя пропущенные буквы. Проверяй
себя по орфографическому словарю. Что означают эти
слова? Проверь себя по толковому словарю.
Познавательное: умение
анализировать текст, делать
выводы на основе анализа.
Прочитай.
Рано-рано
Выпал снег.
Удивился человек:
- Это снег?
Не может быть!
На дворе?
Не может быть!!
На траве?
Не может быть!!!
В октябре?
Не может быть!!!!
Неужели это снег?-
Не поверил человек.
(Г.Сапгир).
О чем говорится в стихотворении?
Сколько вопросов задал человек?
По каким причинам человек не хотел верить в то, что
выпал снег?
Определи, является ли это стихотворение прямой речью.
Сделай вывод о том, как наступила зима.
Познавательное: выдвижение
гипотез, их обоснование
Зонтик поставили в угол. В печке горит уголь.
У доски лежит мел. Корабль сел на мель.
Я ел орехи. Ель - хвойное дерево.
Есть ли разница по числу звуков в выделенных словах? А
по числу букв?
Можно ли произнести букву «ь»? Зачем она пишется?
Предположи, что случилось бы, если бы этой буквы не
было?
Познавательное: умение
делать вывод на основе
анализа.
Прочитай.
Без , ученье, нет, уменье.
Без, терпенье, нет, ученье.
Понятно ли, о чем говорится в данных группах слов?
Составь пословицы из данных слов. Запиши. Какие слова
изменились? Что в них изменилось? Зачем нужно менять
слова? Стало ли ясно, что обозначает каждая группа
слов?
Поразмышляй, какая связь должна быть между словами,
чтобы они стали предложением.
Для формирования познавательных умений в курсе Литературного
чтения в процессе обучения используются знаково-символическое
моделирование и логические познавательные действия.
Знаково-символические познавательные действия:
1. моделирование на уроках литературного чтения помогает формированию
литературной грамотности, используется для развития основных видов
речевой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик
перекодирует текст произведения, помогают глубже понять произведение,
сжато представить информацию о произведении.
2. составление моделей, использование готовых моделей, дополнение и
сравнение моделей обложек помогают усваивать литературоведческие
понятия;
3. составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами,
таблицами — все это эффективные приемы обучения пониманию
содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и
субъективном восприятии каждого ученика-читателя.
Логические универсальные действия:
1. анализ произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора,
заголовка, подзаголовка; прогнозирование содержания произведения,
определение темы и жанра);
2. установление причинно-следственных связей в тексте произведения при
составлении плана;
3. формирование умения синтезировать при составлении плана рассказа о
произведении, героях и их поступках;
4. сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности;
5. аргументация высказываний и суждений о произведении с опорой на текст.
Постановка и решение учебных задач творческого и поискового характера
под руководством учителя:
1. понимание и формирование учебной задачи;
2. выбор способов и форм решения учебной задачи: выполнение проектов
индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и
проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков,
литературных уроков в музеях и т. д.
Окружающий мир. Для формирование познавательных учебных
действий учителю необходимо подбирать комплекс заданий. Задания,
которые позволяют учащимся овладевать логическими
действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей на уроках окружающего мира.
1. Сравни старинные классные комнаты и классную комнату, в которой
учишься ты. Чем они различаются? Чем похожи?
2. Рассмотри фотографии птиц. Какая из птиц обитающая на территории
Самарской области, вероятнее всего, питается мелкими млекопитающими?
Обоснуй свой ответ.
3. У Оли и Лены были семена томатов от одного и того же растения. Они
насыпали землю в одинаковые горшки. Затем в каждый горшок посадили
семена, вырастили рассаду, высадили рассаду в положенные сроки на грядки
в саду. Через некоторое время дети сравнили растения и увидели, что они
очень отличаются друг от друга в своём развитии. (детям предлагается
рассмотреть фотографии) Возможно, Оля и Лена по-разному ухаживали за
своими растениями. В чём могло быть это отличие. Приведите два примера.
4. Закройте глаза .Послушайте ( слышны лесные звуки).
- Куда мы попали? Где мы можем услышать такие звуки?
Посмотрите внимательно на слайд и скажите, какой мир леса мы будем
изучать на этом уроке?
Использование знаково-символических средств представления информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебных и практических задач.
1. Расскажи по схеме «Какой бывает транспорт?».
2. Посмотри, какие знаки по охране природы нарисовали юные натуралисты
в своём лесу. Придумай и нарисуй свой знак по охране природы.
На этапе построения проекта выхода из затруднения мы формируем у детей
познавательные УУД : общеучебные: знаково-символические –
моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в
зависимости от конкретных условий.
При выполнении заданий учащиеся приобретают навыки работы с
информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать
информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической,
модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и
декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные
знаки и др.).
Таким образом, большинство сведений, подлежащих изучению на уроках по
курсу «Окружающего мир», необходимо вводить через наблюдения,
сопоставление иллюстраций, выполнение заданий, а также решение на
уроках проблемных ситуаций.
Как показал опыт работы задания, приведенные выше, которые требуют от
детей размышлений и доказательств, способствуют формированию и
развитию познавательных универсальных учебных действий.
Наиболее продуктивным методом формирования познавательных
логических универсальных учебных действий является система
творческих заданий.
Творческая деятельность на уроках в начальной школе должна быть
представлена единой системой творческих заданий, через которую и
происходит усвоение, осмысление конкретных деталей, понятий,
формирование навыков.
Под системой творческих заданий, по мнению Г.В. Тереховой,
понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих
заданий, которые нацелены на познание, создание, преобразование и
использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений,
ориентированы на развитие творческих способностей младших
школьников в учебном процессе.
На основе анализа литературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, М.А.
Данилов, А.М. Матюшкин и др.) выделены следующие требования к
творческим заданиям:
открытость (содержание проблемной ситуации либо
противоречия) — для формирования познавательных логических
УУД в творческих заданиях должно присутствовать такое
содержание, с помощью которого дети имели бы возможность
отыскать новое решение имеющейся проблемы;
возможность различных способов решения — это значит, что
дети должны перебрать различные варианты решения данной
проблемы и в конце прийти к одному наиболее правильному и
оптимальному;
учет актуального уровня развития и учет возрастных
особенностей учащихся — задания должны быть соразмерны
возможностям младших школьников. Преподаватель должен
использовать для этого принцип дифференциации обучения.
Наиболее приемлемым и действенным является метод игры,
потому что для учащихся начальной школы именно игровой мотив
является более эффективным. В игре дети получают свободу и
самостоятельность, добровольное принятие на себя конкретных
правил и законов. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь
непроизвольное внимание детей. Также эффективное воздействие
имеют и дидактические игры, внедрение которых в качестве
учебного материала позволяет преподавателю учить детей
сопоставлять предметы, сравнивать их, многократно упражняясь в
названии цвета, формы, величины, производя простейшую
классификацию
Вывод: творческие задания приводят к преобразованию познавательных
мотивов учения от обычных форм (любопытство, любознательность) к
более сложным (интерес, интеллектуальные мотивы)
На уроках изучения нового материала больше всего я опираюсь на
программы-учебники (включающие интерактивные, мультимедийные
курсы), видеоуроки, справочники, энциклопедии. Считаю, что активное
использование в учебном процессе ИКТ повышает эффективность обучения,
позволяет содержательно и методически обогащать учебный процесс,
разнообразить его, повышает мотивацию учения, стимулирует
познавательный интерес учащихся, и, конечно же, увеличивает
эффективность самостоятельной работы.
Приемы педагогической техники для формирования познавательных
универсальных учебных действий
Представлю проверенные на практике приемы педагогической техники,
позволяющие связать фрагменты урока в начальной школе в единую сеть,
обеспечив его логическую стройность.
А. Гин выделяет пять основных принципов педагогической техники.
Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем
действии необходимо предоставлять ученику право выбора, которое
всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
Принцип открытости - не только давать знания, но и показывать их
границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за
пределами изучаемого курса.
Принцип деятельности - освоение учениками знаний, умений и
навыков преимушественно в форме деятельности.
Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения
с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Принцип идеальности - максимально использовать возможности,
знания, интересы самих учащихся с целью повышения
результативности и уменьшения затрат в процессе обучения.
Принцип свободы выбора
1.
Свои пpимepы: ученики готовят свои примеры к новому материалу,
например, они придумывают свои задачи, выдвигают идеи по
применению изученного материала.
Принцип открытости
1. Выход за пределы: в ходе конструирования урока учитель выходит за
пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние
события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из
популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ
жизни» обсуждается одна из серий мультфильма "Смешарики") или детских
сериалов.
2. Удивляй: учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при
котором даже обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке
проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее
осознании учениками.
Например, на уроке окружающего мира во 2 классе при изучении темы
"Вода" учитель рассказывает историю:
-Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об
удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что
это был правдивый рассказ!
А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходи по воде? (Дело
происходит зимой, за окном снег).
Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её
удивительных свойств.
3. Фантастическая добавка: учитель дополняет реальную ситуацию
фантастикой (например, переносом реального или литературного героя во
времени; исключением его из произведения; добавлением нового героя и
анализом того, как в этом случае будут развиваться события; рассмотрением
ситуации с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или
древнего грека).
4.Пересечение тем: ученики подбирают (или придумывают) примеры, задачи,
вопросы, связывающие материал, изученный на данном уроке, с любой ранее
изученной темой, указанной учителем.
Например, по русскому языку можно предложить выполнить задание: найти
разные виды предложений по цели высказывания, найти слова на
определённую орфограмму, несколько простых предложений в
произведении, изучаемом на уроках литературного чтения и т.д.
Принцип деятельности
1. Дай себе помочь: учитель максимально использует ситуации, в которых
ученики могут ему помочь.
Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал,
который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут
быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).
2.Повторяем с контролем: ученики составляют списки контрольных вопросов
ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие
(по вызову учителя или спрашивающего одноклассника) отвечают на них,
ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга. Также можно
провести конкурс списков вопросов.
Например, после изучения темы «Имя существительное» учащиеся
составили такие вопросы:
Что такое имя существительное?
Что обозначает имя существительное?
Какие имена существительные относятся к одушевленным и.сущ.?
На какие вопросы отвечают неодушевленные имена существительные?
Расскажи о правописании имен собственных.
Как изменяются имена сущ.?
Как определить род имени сущ.?
3. "Да" и "Нет". Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит":
связывать разрозненные факты в единую картину;
систематизировать уже имеющуюся информацию;
слушать и слышать учеников.
Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или
исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для
этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами "да",
"нет", "и да", "и нет".
Вот иллюстрация одного из фрагментов игры. Ребята должны отгадать
загаданный учителем предмет быта (лампочку).
№ Вопросы детей
Ответы
Комментарии
1
Этот предмет
используется людьми
давно?
И да и нет Вопрос слабый. Понятие "давно" - очень
относительно. Критериев давности не
задано, так что под это понятие попадает и
"вчера", и "сто лет назад". Таким образом,
ученикам ничего не удалось прояснить.
2
Это предмет
сельского быта?
И да и нет Вопрос для начальной стадии игры слабый.
Большинство предметов быта трудно четко
разделить на "сельские" или "городские".
3
Это приспособление
для приготовления
пищи?
Нет
Вопросы 3-5 довольно сильные. Дети
пытаются построить классификацию
предметов быта по их функции. Каждый
вопрос отсекает довольно большую группу
предметов и сужает поле поиска. Будь дети
немного опыт нее, они могли бы выйти на
контрольный ответ, задав еще несколько
вопросов из этой серии.
4
Это инструмент для
обработки чего-то?
Нет
5
Прямое назначение
предмета – отдых?
Нет
6
Может ли человек
обойтись без него?
И да и
нет
Вопрос слабый. Что значит - "обойтись"? В
какой-то момент времени или всегда?
Вопрос не приблизил к ответу.
7
Им пользуются
взрослые и дети?
Да
Вопрос не сильный. Понятие "пользуются"
определенно недостаточно строгое.
Фактически дети хотели выяснить, не
игрушка ли искомый предмет.
8
Предмет относится к
мебели?
Нет
Вопросы 8-10 сильные, с них надо было
начинать. Определяется класс предмета,
значительно сужается поле поиска с
каждым вопросом.
9
Предмет относится к
посуде?
Нет
10
Это электрический
прибор?
Да
11
Это магнитофон?
Нет
Вопрос слабый, один из учеников не
выдержал и перешел к "гаданию" методом
сплошного перебора.
12
Этот прибор
используется для
передачи звука?
Нет
Вопрос хороший. Отсекает широкую группу
электронных приборов. Задан вовремя.
13
Это осветительный
прибор?
Да
14
Это лампа?
Да!
Контрольный ответ найден
Принцип обратной связи
1. Опрос «по цепочке»: учитель жестом прерывает рассказ одного ученика и
предлагает продолжить его другому.
Принцип идеальности
1. Тренировочная контрольная работа: учитель проводит контрольную
работу традиционным способом, но ставит отметки в журнал только по
желанию учеников.
2. Блицконтрольная: учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос
в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков,
необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю,
либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные
ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из
семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5
заданий — 4 и т.д.).
3. Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к
рефлексии.
Использование описанных приемов педагогической техники в начальной
школе является, во-первых, важным условием профессионального роста
учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность
учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта. Развитие познавательных
УУД в результате применения описанных приемов педагогической техники
представлено в таблице :
Познавательные Свои примеры.
Удивляй.
Поиск и выделение необходимой
информации; рефлексия способов и
условий действия, контроль и оценка
Фантастическая
добавка.
Пересечение тем.
Дай себе помочь.
Повторяем с
контролем.
"Да" и "Нет"
говорите.
Опрос "по
цепочке".
Опрос-итог.
Тренировочная
контрольная
работа.
Блицконтрольная
процесса и результатов деятельности.
Самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера.
Общеучебные универсальные
действия — поиск и выделение
необходимой информации,
структурирование знаний.
Логические универсальные действия:
построение логической цепи
рассуждений; подведение под
понятие, выведение следствий.
Общеучебные универсальные
действия (рефлексия способов и
условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности)
Литература:
1.Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В. и др. Как проектировать универсальные
учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для
учителя [Текст]/ Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2009.
2. Барсукова, Е.В.. Формирование универсальных учебных действий на
уроках математики в начальной школе [Текст]/ Е.В.Барсукова // журнал
«Начальная школа», 2012, №7
3. М.Г. Кудряшова Приёмы педагогической техники в начальной школе./
Журнал « Начальная школа»