Напоминание

"Волшебный мир танца"


Автор: Озерова Жанна Сергеевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств №6"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Сценарий Музыкальной гостиной
Тема: "Волшебный мир танца"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Детская школа искусств № 6»

Сценарий

Музыкальная гостиная

«Волшебный мир танца»

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады видеть вас в нашей музыкальной

гостиной. Сегодня мы отправимся с вами в волшебный и удивительный мир

танцевальной музыки. Танец существует столько же лет, сколько и

человечество. Танец - это искусство движений в определенном ритме.

Характер и ритм этих движений связан с традициями и условиями жизни

разных народов, каждой исторической эпохи. Какие танцы уже знаете вы,

ребята? ( отвечают)

Танцевальная музыка, обычно, сопровождает танец. Она усиливает

выразительность движений и жестов танцующих. Музыка каждого вида

танца отличается своим темпом, размером, ритмическим рисунком.

Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная. Музыка, под

которую танцуют, называется прикладной. Концертная танцевальная музыка

исполняется на сцене, ее слушают. А сочиняют такую музыку

профессиональные композиторы.

Первый танец о котором хотелось бы вам рассказать, наверное самый

известный из существующих, он прошел испытание временем и остается

популярным сегодня, его знают все. Конечно, это ВАЛЬС.

Вальс известен более двухсот лет! Название этого танца происходит

предположительно от немецкого слова walzen – раскатывать. Вальс танцуют

плавно кружащиеся пары; темп его бывает различным – от медленного до

очень быстрого. Размер трехдольный , 3\4, в аккомпанементе характерен

опорный акцент в басу на сильной доле такта и два аккорда

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

Родина вальса - Вена (Австрия). Вальс возник на основе народных танцев

Австрии, Чехии, Германии. Одним из ближайших его предшественников был

австрийский танец лендлер. Широко известны фортепианные вальсы

Ф.Шопена, Ф.Шуберта. Вальс-фантазия М.Глинки, балетные и

симфонические вальсы П.Чайковского и С.Прокофьева. Значительную роль в

истории вальса сыграл композитор Иоганн Штраус, которого называли

“королём вальса”.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ВАЛЬСА

Следующий танец , про который мы расскажем вам, называетс я МЕНУЭТ.

Это старинный народный французский грациозный танец. Назван так

вследствие мелких шажков на полупальцах. Пишется в трехдольном размере

¾. С середины 17 века этот танец стал бальным и широко распространился

по Европе. Состоит этот танец из поклонов и реверансов, маленьких

изящных шагов.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ МЕНУЭТА.

Танец французского происхождения , который был введен в репертуар

салонной и придворной музыки называется ГАВОТ. Музыкальный размер

гавота 2\4или 4\4. Первоначально развился как быстрый народный танец -

цепочка. Танцующие становились в два круга. Каждый круг имел ведущую

пару. Все пары выходили по очереди и повторяли движения, установленные

главной парой. Затем этот танец трансформировали из народного в бальный.

Затем продолжал свое существование как сценический танец.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ГАВОТА.

Многие, вероятно, полагают, что этот веселый, простой и в недавнем

прошлом очень популярный танец – польского происхождения. Но на самом

деле танец этот чешский. В чешском языке тоже есть слово “полька” (точнее

“пулька”), оно означает половину, точнее полшага.

По характеру полька близка нашей кадрили. В XIX веке она была одним из

любимых бальных танцев во всей Европе. Его танцевали пары по кругу, с

поворотами и подскоками. Музыка имеет веселый, задорный характер,

исполняется в двухдольном размере.

Польку с удовольствием танцевали весь XIX век и в начале XX века. Лишь с

наступлением джазовой эпохи она постепенно перешла в разряд сценических

и детских танцев.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПОЛЬКИ.

Следующий танец, который мы хотим представить вашему вниманию

РИГОДОН

Ригодо

\

н - старинный парный танец провансальских крестьян, весьма

распространённый в XVII — XVIII веках как бальный и сценический танец, а

впоследствии занявший своё место в академической музыке, как

исторический артефакт.

Есть предположение, что название происходит от фамилии французского

танцмейстера Риго (фр. Rigaud ), который адаптировал эту примитивную

сельскую пляску к требованиям сцены и ввёл в городскую бытовую среду.

Чаще всего деревенский ригодон танцевали под самый простейший

аккомпанемент игры на скрипке, а также пения танцующих и наблюдающих.

Нередко исполнители вместе со зрителями отбивали такт ударными

инструментами в виде сабо, деревянных башмаков.

Примерно с конца XVII века, ригодон приобрёл известность в качестве

придворного танца, сделавшись более размеренным и торжественным.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ РИГОДОНА.

ТАРАНТЕЛЛА— итальянский народный танец в сопровождении гитары,

тамбурина (он же бубен) и кастаньет (в Сицилии), музыкальный размер —

6/8, ³/8. С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с XV в. в

течение двух столетий тарантелла считалась единственным средством

излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого, как полагали, укусом

тарантула (название паука, так же как и танца, производят от названия

южноитальянского города Таранто). В связи с этим в XVI в. по Италии

странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные

тарантизмом. Музыка тарантеллы обычно импровизировалась; для неё

характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и

кадансовыми дополнениями. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо

один мотив или ритмическая фигура, многократное повторение которых

оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и

танцующих.

Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью — самозабвенный

танец мог продолжаться несколько часов; музыкальное сопровождение танца

исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими

ударными инструментами, иногда с участием голоса.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ТАРАНТЕЛЛЫ.

Танец, о котором пойдет сейчас пойдёт речь, был не менее популярен в

Европе в XIX веке, а называется он МАЗУРКА.

Мазурка – польский народный танец (название происходит от слова

“мазуры” – так называют жителей одной из областей Польши - Мазовии).

Музыка мазурки яркая и зажигательная. Темп мазурки бывает различным –

от умеренного до очень быстрого, трехдольный размер с четким ритмом и

резкими акцентами. Его любили танцевать и в России.

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то…

Но в городах, по деревням

Еще мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы

Все те же…

А.Пушкин. “Евгений Онегин”

Мазурка является бальным танцем. А предками бальной мазурки были три

польских народных танца – мазур, оберек и куявяк. В музыкальной

литературе известны мазурки Ф.Шопена, Г.Венявского, М.Глинки,

П.Чайковского.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ МАЗУРКИ.

Итак, наш последний танец, о котором мы вам расскажем, называется

ГАЛОП.

Это европейский танец, пик его популярности пришелся на первую половину

19 века. Изначально галоп – танец немецкого происхождения, но получил

большое распространение и во Франции. Дословного перевод галопа

обозначает « скачка». И он действительно напоминает скачки на лошади.

Это чрезвычайно подвижный и динамичный танец. Его музыкальный

размер 2\4. Бас отбивает обе четверти в такте, средние голос исполняют

аккомпанемент. По движениям галоп состоит из серии непрерывно

скачущих шагов.. Исполняется в парах в стремителном движении по кругу.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ГАЛОПА.

Вот и подошло к концу наше музыкальное путешествие. Сегодня мы с

вами узнали много нового, интересного и необычного, о, казалось бы, таком

всем известном и доступном жанре, как танец. Благодаря этому концерту мы,

как на машине времени, перенеслись в разные эпохи, побывали в разных

странах. Лучше узнали и прочувствовали культуру и традиции народов

Мира. Спасибо нашим юным музыкантам, что они постарались донести до

нас, слушателей, всё разнообразие этого жанра. Показали, что танцы

интересно не только танцевать, но и играть. И, что это не менее интересно и

увлекательно.

Вся наша жизнь - прекрасный танец.

Вся наша жизнь - калейдоскоп.

Давайте танцем наслаждаться

Без лишних фраз, без лишних слов.

Сегодня музыка играет,

Движенья плавно и легко в воображеньи возникают.

Пусть будет долгим этот танец.

Пусть будут яркими цветы,

Что никогда не увядают

В чудесный праздник красоты!

Спасибо, дорогие друзья, что пришли к нам на концерт.

Спасибо за внимание!

До новых встреч!

Разработчик: преподаватель оркестрового отделения

Озерова Жанна Сергеевна

2023г.



В раздел образования