Автор: Сусой Валентина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Антипаютинская школа - интернат
Населённый пункт: с. Антипаюта Тазовского района ЯНАО
Наименование материала: выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов
Тема: «Формирование математической грамотности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности»
Раздел: начальное образование
Выступление на тему
«Формирование математической грамотности младшего школьника
на уроках и во внеурочной деятельности»
Подготовила: Сусой Валентина Сергеевна, учитель начальных классов
1
слайд.
Добрый
день,
уважаемые
коллеги!
Вашему
вниманию
представляется
выступление
по
теме
«Формирование
математической
грамотности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности».
2 слайд. Своё выступление мне хотелось бы начать со слов Алексея
Алексеевича Леонтьева – «Функционально грамотный человек - это человек,
который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение
жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений».
В современных условиях углубляется перестройка школы, призванная
обеспечить высокое качество образования, воспитания и развития учащихся.
3
слайд.
Развитие
функциональной
грамотности
вошло
в
ранг
национальных целей и стратегических задач нашей страны.
В указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года сказано, что
наша страна должна стать одной из 10 ведущих стран мира по качеству
образования, а в процесс обучения нужно внедрять «методики и технологии,
обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений».
4
слайд.
Одно
из
направлений
функциональной
грамотности
–
математическая грамотность.
Обучение математике в начальной школе призвано сформировать у детей
начальную математическую грамотность: знание начал курса арифметики,
необходимые
вычислительные
навыки,
умение
проводить
простейшие
рассуждения
в
ходе
решения
текстовых
задач,
первичные
навыки
математической
речи
и
письма.
Текстовые
задачи
и
практико-
ориентированные задания носят такой характер, когда в процессе решения у
младших школьников возникает необходимость сосредоточиться на сути
выполняемых вычислительных действий, исследовать их механизм. Данные
задания способствуют развитию таких качеств вычислительных умений, как
осознанность, рациональность, действенность, правильность.
Таким образом, развитие математической грамотности обучающихся,
через решение текстовых задач и практико-ориентированных заданий — одна
из актуальных задач современного образования.
5
слайд.
На
своих
уроках
я
использую
следующие
приемы,
способствующие формированию математической грамотности:
Ложная альтернатива (я предлагаю детям вразброс обычные загадки
и лжезагадки, дети должны внимательно слушать и называть правильный ответ.
Например:
1.
Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?
2.
Сколько будет 2 * 3? 8 или 10?
Живые цифры (у учащихся таблички с цифрами от 0 до 9. Я читаю
примеры.
Встаёт
ученик,
у
которого
есть
цифра-ответ.
Лучше давать выражение, чтобы получались однозначные цифры. В случае
двузначного ответа должны встать два ученика. Также можно раздавать по
несколько
одинаковых
цифр,
привлекая
большее
количество
детей).
Переводчик
(При проведении данного упражнения можно пользоваться
проверкой через QR-код, что особенно нравится современным детям)
Математические цепочки
Приём-игра «Верно-неверно?»
Цветная сказка
Лови ошибку
6 слайд.
Во внеурочной деятельности я использую тренажёр для
школьников
«Функциональная
грамотность»,
в
которой
представлены
интересные,
познавательные
задания,
способствующие
формированию
математической грамотности. Авторы тренажёра для школьников – Мария
Викторовна Буряк и Светлана Анатольевна Шейкина.
7 слайд. На слайдах представлены примеры заданий для 2 класса.
8 слайд. В прошлом учебном году, используя данные задания на занятиях
внеурочной деятельности я заметила, что у детей повысился интерес к урокам
математики. Они очень активно работают на уроках. Ученикам нравится
выполнять подобные задания.
9 слайд. В 3 классе не менее интересные задания, которые мы с ребятами
уже начали выполнять.
10 слайд.
Практически все задания сопровождаются иллюстративным
материалом, что позволяет с бОльшим интересом их выполнять.
11 слайд.
На уроках математики и во внеурочной деятельности я
использую игру «Сюрпризный конверт», которая очень нравится детям.
Ученикам даётся задание записать данные числовые выражения в тетрадь
и найти их значения. Затем из «сюрпризного конверта» дети достают карточку
со словесными формулировками данных числовых выражений. Им необходимо
отметить знаком «+» те формулировки, которые соответствуют данным
числовым выражениям.
12 слайд. Дополнительно для формирования математической грамотности
я использую задания, в которых есть связь с реальной жизнью.
Например, обед в столовой. Детям нужно посчитать сколько денег у Кати.
И определить, хватит ли ей денег на всё, что она заказала.
Помимо
математической
грамотности,
формируется
и
финансовая
грамотность.
13 слайд. Задания «Неудачная покупка», в которых чего-то не хватает.
Например, деталей конструктора, дети решают с удовольствием. В ходе
выполнения
данных
заданий
формируется
математическая
грамотность
младших школьников.
14 слайд.
(нажать два раза – появятся только надписи. Может
они
захотят попробовать отгадать, тогда потом нажать еще 3 раза – появятся
картинки и ответ)
Не секрет, что современные дети не особо любят читать. Но они любят
придумывать что-то необычное, неординарное, и мы с детьми решили
составлять задачи по прочитанным произведениям. Работать можно как
индивидуально, так и в парах, и в группах.
Например, первая группа придумывает задачу, а остальным группам
необходимо отгадать, какое это произведение и решить эту задачу.
Вот пример задачи:
«У мартышки были очки-15 штук. 10 штук она разбила. Сколько штук
осталось?» (Басня «Мартышка и очки», Иван Андреевич Крылов)
В заключении мне хотелось бы сказать, что использование данных
приёмов, заданий на уроках и во внеурочной деятельности позволяет сделать
вывод о положительной динамике формирования математической грамотности
у обучающихся, дети увереннее чувствуют себя на уроке, активно участвуют в
олимпиадах по предмету, повышается учебная мотивация.
Таким образом, функционально грамотная личность – это человек,
ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными
ценностями, ожиданиями и интересами. И одна из задач современного
образования – такую личность воспитать.
15 слайд. Спасибо за внимание!
16 слайд. Я готова ответить на ваши вопросы.