Напоминание

Программа развития УУД (1 – 4 класс)


Автор: Лебедева Любовь Васильевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ТМКОУ "Носковская средняя школа - интернаТ"
Населённый пункт: п.Носок. Красноярский край, Таймырский Долгано - Ненецкий Муниципальный район
Наименование материала: Психологические рекомендации для педагогов
Тема: Программа развития УУД (1 – 4 класс)
Раздел: начальное образование





Назад




ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОСКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ (1 – 4 класс)

Составитель:

педагог – психолог Лебедева Л.В.

Целевая группа: педагоги

п. Носок,

2025 – 2026 гг.

Требования к единому образовательному стандарту изменились, перед

педагогами встает задача комплексного подхода к процессу обучения и

развития подрастающего поколения. Необходимым становится создание

плодотворного сотрудничества между классным руководителем и такими

специалистами, как педагог – психолог, учитель – логопед, социальный

педагог.

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед

школой, перед каждым педагогом и родителями проблему формирования у

детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных

умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации

и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.

Современная система образования стремиться к тому, чтобы обучить

детей не только классическим базовым умениям и навыкам, но и создать

прочную психологическую платформу для развития у них «умения учиться»;

уметь

создавать

удобное

рабочее

пространство;

уметь

эффективно

взаимодействовать

с

остальными

участниками

образовательного

пространства; уметь оперировать основными понятиями (обобщать и

группировать предметы и явления по смыслу).

Именно поэтому ФГОС выдвигает в качестве приоритета развитие

российского образования. Задачу формирования у обучающихся не просто

знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и

способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к

самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Таким образом, ФГОС нового поколения рассматривает современные

образовательные

стандарты

как

комплексный

процесс,

включающий

развитие

четырех

основных

групп

УУД:

личностных,

регулятивных,

познавательных, коммуникативных.

Под

личностными

УУД

понимается

развитие

у

обучающихся

необходимых

морально

нравственных

представлений,

духовных,

культурных общечеловеческих ценностей (любовь к Родине; понимание

ценности человеческой жизни; толерантность к людям с инвалидностью4

формирование понятий «дружба». «любовь». «верность», «идеал» и т.д.

Регулятивные УУД включают умение грамотно организовать свое

рабочее пространство, уметь следовать по образцу и точно выполнять

инструкцию, предложенную учителем.

Познавательные УУД включают умение находить смыслы и основную

мысль в тексте и уметь ими оперировать, систематизировать, и группировать

по предметам и явлениям; уметь анализировать и обобщать полученную

информацию.

Коммуникативные УУД подразумевают развитие у обучающихся не

только внешней, но и внутренней речи (к примеру, умение читать текст «про

себя». Здесь также стоит отметить развитие устной и письменной речи;

умение устанавливать эффективные коммуникации и одноклассниками,

учителями и т.д.

Единая цель всего образовательного процесса на данном этапе –

«научить учиться». Роль психологического сопровождения – в создании

необходимой

платформы,

на

которой

эти

базовые

умения

будут

впоследствии формироваться.

Цель – создание социально – психологических условий для развития

УУД в начальной школе.

Задачи:

1.Систематически отслеживать психолого – педагогический статус

ребенка и его динамику в процессе развития УУД.

2. Формировать у обучающихся УУУ к самопознанию, саморазвитию,

самоопределению.

Создать специальные социально – психологические условия для

оказания помощи детям, имеющим проблемы в усвоении УУД.

Предполагаемые результаты:

1. Личностные УУД: иметь сформированные морально – нравственные

представления

о

общечеловеческих

культурных

ценностях

(понятиях

«Родина», «честь», «справедливость». «достоинство», «любовь», «дружба»,

«долг» и т.д.).

2. Регулятивные УУД: самостоятельно планировать, организовывать и

регулировать свою учебную деятельность (соблюдать режим, составлять

план действий и самостоятельно осуществлять его; давать оценку своим

действиям и поступкам; оперировать основными учебными материалами и

т.д.).

3.

Познавательные

УУД:

систематизировать

и

группировать

полученные знания о предметах и явлениях; находить основную мысль в

тексте; уметь систематизировать текст по смыслу; уметь искать и находить

необходимую информацию; самостоятельно делать выводы о прочитанном и

т.д.

Коммуникативные УУД: уметь грамотно, логично и конструктивно

выразить свою мысль как устно, так и письменно; уметь эффективно

взаимодействовать с одноклассниками, учителями и другими специалистами;

уметь вежливо отстаивать свою точку зрения; обладать навыками этикета в

обращении с другими людьми.

Основные виды деятельности педагога – психолога

п/п

Мероприятие

Цель

Участники

1.

Подбор

диагностического

материала

для

психологического

мониторинга

Проведение диагностики

Психолого – педагогическая

служба

2.

Вводное тестирование

в начале года

Выявить уровень

сформированности УУД

Психолого – педагогическая

служба и педагогический

коллектив

3.

Обработка

полученных

результатов

Получение данных об

уровне сформированности

УУД на каждом возрастном

этапе

Психолого – педагогическая

служба и педагогический

коллектив

4.

Составление ИОМ для

каждого ребенка

Учет и ндивидуальных

особенностей каждого

ребенка, выявленных в

результате тестирования

Психолого – педагогическая

служба и педагогический

коллектив

5.

Беседа с учителями

Учет индивидуальных

особенностей ребенка при

формировании УУД на

данном возрастном этапе

Психолого – педагогическая

служба и педагогический

коллектив

6.

Составление

коррекционно

развивающей

программы

Коррекция недостатков

усвоения УУД у

обучающихся

Психолого – педагогическая

служба и педагогический

коллектив

7..

Проведение

коррекционно

развивающей

программы

Коррекция недостатков

усвоения УУД у

обучающихся

Психолого – педагогическая

служба и педагогический

коллектив

8.

Семинар

«Особенности

формирования УУД»

Повышение

психологической

компетенции у

педагогического

коллектива в рамках

формирования УУД

Психолого – педагогическая

служба и педагогический

коллектив

9.

Круглый стол «Роль

родителей

в

формировании УУД»

Повышение родительской

компетентности по

закреплению и отработке

навыка УУД

Психолого – педагогическая

служба и педагогический

коллектив

10.

Промежуточное

тестирование

Выявление новых УУД в

данном классе

Психолого – педагогическая

служба

11.

Посещение

уроков

Наблюдение освоением

Психолого – педагогическая

(экспертиза

образовательной

среды)

навыков формирования

УУУ у обучающихся

служба

12.

Индивидуальное

консультирование

всех

участников

образовательного

процесса

Индивидуальный подход в

рамках коррекции и уровня

развития УУд

Психолого – педагогическая

служба

13.

Итоговое

тестирование

Выявить уровень

сформированности УУД

Психолого – педагогическая

служба

14.

Обработка

полученных данных

Получение итоговых

данных об уровнях

сформированности УУД

в начальной школе

Психолого – педагогическая

служба

15.

Внесение изменений в

ИОМ

с

учетом

проведенной

работы

за

год

со

всеми

участниками

образовательного

процесса

Учет достижений и

выявление проблемных зон

обучающихся в освоении

навыков УУД на данном

этапе

Психолого – педагогическая

служба и педагогический

коллектив

16.

Отчет

руководителю

образовательного

учреждения

Информирование

администрации о

результатах проведенной

работы

Психолого – педагогическая

служба

Компетенции педагогов:

1.

Рефлексия

педагогическим

коллективом

особенностей

формирования УУД у обучающихся на каждом этапе.

2. Владение основными теоретическими знаниями по формированию у

обучающихся УУУ и умениями применять их на практике.

3. Процесс рефлексии у педагогов их компетенций в формировании в

поэтапном формировании УУД у обучающихся.

Компетенции

родителей

(законных

представителей)

у

обучающихся

1. Рефлексия своевременного развития УУД у детей.

2. Ознакомление родителей с их ролью в формировании УУД у

обучающихся.

3.

Закрепление

полученных

на

определенном

этапе

УУД

у

обучающихся во внешкольной деятельности.

Основные виды деятельности педагога – психолога

1. Диагностика.

2. Коррекционно – развивающие занятия.

3. Просветительская работа.

4. Консультации.

5. Методическая работа.

6. Презентации.

Методические рекомендации по организации процесса:

1. Наличие отдельного кабинета для психолого – педагогической

службы, в котором можно было бы проводить как индивидуальные, так и

групповые занятия со всеми участниками образовательного процесса.

2. Наличие методических материалов (тесты, методики и т.д.).

3. Наличие в кабинете компьютера, принтера, сканера.

4. Наличие всех канцелярских принадлежностей.

5. Знание теории и понимание особенностей развития УУД.

6.

Умение

наладить

контакт

с

родителями,

организовать

их

деятельность по закреплению и отработке навыков УУД в домашних

условиях.

7. Умение доступно преподносить теоретический материал.

8. Хороший контакт с педагогами, администрацией.



В раздел образования