Автор: Лебедева Любовь Васильевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ТМКОУ "Носковская средняя школа - интернаТ"
Населённый пункт: п.Носок. Красноярский край, Таймырский Долгано - Ненецкий Муниципальный район
Наименование материала: Психологические рекомендации для педагогов
Тема: Программа развития УУД (1 – 4 класс)
Раздел: начальное образование
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОСКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ (1 – 4 класс)
Составитель:
педагог – психолог Лебедева Л.В.
Целевая группа: педагоги
п. Носок,
2025 – 2026 гг.
Требования к единому образовательному стандарту изменились, перед
педагогами встает задача комплексного подхода к процессу обучения и
развития подрастающего поколения. Необходимым становится создание
плодотворного сотрудничества между классным руководителем и такими
специалистами, как педагог – психолог, учитель – логопед, социальный
педагог.
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед
школой, перед каждым педагогом и родителями проблему формирования у
детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных
умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации
и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.
Современная система образования стремиться к тому, чтобы обучить
детей не только классическим базовым умениям и навыкам, но и создать
прочную психологическую платформу для развития у них «умения учиться»;
уметь
создавать
удобное
рабочее
пространство;
уметь
эффективно
взаимодействовать
с
остальными
участниками
образовательного
пространства; уметь оперировать основными понятиями (обобщать и
группировать предметы и явления по смыслу).
Именно поэтому ФГОС выдвигает в качестве приоритета развитие
российского образования. Задачу формирования у обучающихся не просто
знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и
способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к
самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Таким образом, ФГОС нового поколения рассматривает современные
образовательные
стандарты
как
комплексный
процесс,
включающий
развитие
четырех
основных
групп
УУД:
личностных,
регулятивных,
познавательных, коммуникативных.
Под
личностными
УУД
понимается
развитие
у
обучающихся
необходимых
морально
–
нравственных
представлений,
духовных,
культурных общечеловеческих ценностей (любовь к Родине; понимание
ценности человеческой жизни; толерантность к людям с инвалидностью4
формирование понятий «дружба». «любовь». «верность», «идеал» и т.д.
Регулятивные УУД включают умение грамотно организовать свое
рабочее пространство, уметь следовать по образцу и точно выполнять
инструкцию, предложенную учителем.
Познавательные УУД включают умение находить смыслы и основную
мысль в тексте и уметь ими оперировать, систематизировать, и группировать
по предметам и явлениям; уметь анализировать и обобщать полученную
информацию.
Коммуникативные УУД подразумевают развитие у обучающихся не
только внешней, но и внутренней речи (к примеру, умение читать текст «про
себя». Здесь также стоит отметить развитие устной и письменной речи;
умение устанавливать эффективные коммуникации и одноклассниками,
учителями и т.д.
Единая цель всего образовательного процесса на данном этапе –
«научить учиться». Роль психологического сопровождения – в создании
необходимой
платформы,
на
которой
эти
базовые
умения
будут
впоследствии формироваться.
Цель – создание социально – психологических условий для развития
УУД в начальной школе.
Задачи:
1.Систематически отслеживать психолого – педагогический статус
ребенка и его динамику в процессе развития УУД.
2. Формировать у обучающихся УУУ к самопознанию, саморазвитию,
самоопределению.
Создать специальные социально – психологические условия для
оказания помощи детям, имеющим проблемы в усвоении УУД.
Предполагаемые результаты:
1. Личностные УУД: иметь сформированные морально – нравственные
представления
о
общечеловеческих
культурных
ценностях
(понятиях
«Родина», «честь», «справедливость». «достоинство», «любовь», «дружба»,
«долг» и т.д.).
2. Регулятивные УУД: самостоятельно планировать, организовывать и
регулировать свою учебную деятельность (соблюдать режим, составлять
план действий и самостоятельно осуществлять его; давать оценку своим
действиям и поступкам; оперировать основными учебными материалами и
т.д.).
3.
Познавательные
УУД:
систематизировать
и
группировать
полученные знания о предметах и явлениях; находить основную мысль в
тексте; уметь систематизировать текст по смыслу; уметь искать и находить
необходимую информацию; самостоятельно делать выводы о прочитанном и
т.д.
Коммуникативные УУД: уметь грамотно, логично и конструктивно
выразить свою мысль как устно, так и письменно; уметь эффективно
взаимодействовать с одноклассниками, учителями и другими специалистами;
уметь вежливо отстаивать свою точку зрения; обладать навыками этикета в
обращении с другими людьми.
Основные виды деятельности педагога – психолога
№
п/п
Мероприятие
Цель
Участники
1.
Подбор
диагностического
материала
для
психологического
мониторинга
Проведение диагностики
Психолого – педагогическая
служба
2.
Вводное тестирование
в начале года
Выявить уровень
сформированности УУД
Психолого – педагогическая
служба и педагогический
коллектив
3.
Обработка
полученных
результатов
Получение данных об
уровне сформированности
УУД на каждом возрастном
этапе
Психолого – педагогическая
служба и педагогический
коллектив
4.
Составление ИОМ для
каждого ребенка
Учет и ндивидуальных
особенностей каждого
ребенка, выявленных в
результате тестирования
Психолого – педагогическая
служба и педагогический
коллектив
5.
Беседа с учителями
Учет индивидуальных
особенностей ребенка при
формировании УУД на
данном возрастном этапе
Психолого – педагогическая
служба и педагогический
коллектив
6.
Составление
коррекционно
–
развивающей
программы
Коррекция недостатков
усвоения УУД у
обучающихся
Психолого – педагогическая
служба и педагогический
коллектив
7..
Проведение
коррекционно
–
развивающей
программы
Коррекция недостатков
усвоения УУД у
обучающихся
Психолого – педагогическая
служба и педагогический
коллектив
8.
Семинар
«Особенности
формирования УУД»
Повышение
психологической
компетенции у
педагогического
коллектива в рамках
формирования УУД
Психолого – педагогическая
служба и педагогический
коллектив
9.
Круглый стол «Роль
родителей
в
формировании УУД»
Повышение родительской
компетентности по
закреплению и отработке
навыка УУД
Психолого – педагогическая
служба и педагогический
коллектив
10.
Промежуточное
тестирование
Выявление новых УУД в
данном классе
Психолого – педагогическая
служба
11.
Посещение
уроков
Наблюдение освоением
Психолого – педагогическая
(экспертиза
образовательной
среды)
навыков формирования
УУУ у обучающихся
служба
12.
Индивидуальное
консультирование
всех
участников
образовательного
процесса
Индивидуальный подход в
рамках коррекции и уровня
развития УУд
Психолого – педагогическая
служба
13.
Итоговое
тестирование
Выявить уровень
сформированности УУД
Психолого – педагогическая
служба
14.
Обработка
полученных данных
Получение итоговых
данных об уровнях
сформированности УУД
в начальной школе
Психолого – педагогическая
служба
15.
Внесение изменений в
ИОМ
с
учетом
проведенной
работы
за
год
со
всеми
участниками
образовательного
процесса
Учет достижений и
выявление проблемных зон
обучающихся в освоении
навыков УУД на данном
этапе
Психолого – педагогическая
служба и педагогический
коллектив
16.
Отчет
руководителю
образовательного
учреждения
Информирование
администрации о
результатах проведенной
работы
Психолого – педагогическая
служба
Компетенции педагогов:
1.
Рефлексия
педагогическим
коллективом
особенностей
формирования УУД у обучающихся на каждом этапе.
2. Владение основными теоретическими знаниями по формированию у
обучающихся УУУ и умениями применять их на практике.
3. Процесс рефлексии у педагогов их компетенций в формировании в
поэтапном формировании УУД у обучающихся.
Компетенции
родителей
(законных
представителей)
у
обучающихся
1. Рефлексия своевременного развития УУД у детей.
2. Ознакомление родителей с их ролью в формировании УУД у
обучающихся.
3.
Закрепление
полученных
на
определенном
этапе
УУД
у
обучающихся во внешкольной деятельности.
Основные виды деятельности педагога – психолога
1. Диагностика.
2. Коррекционно – развивающие занятия.
3. Просветительская работа.
4. Консультации.
5. Методическая работа.
6. Презентации.
Методические рекомендации по организации процесса:
1. Наличие отдельного кабинета для психолого – педагогической
службы, в котором можно было бы проводить как индивидуальные, так и
групповые занятия со всеми участниками образовательного процесса.
2. Наличие методических материалов (тесты, методики и т.д.).
3. Наличие в кабинете компьютера, принтера, сканера.
4. Наличие всех канцелярских принадлежностей.
5. Знание теории и понимание особенностей развития УУД.
6.
Умение
наладить
контакт
с
родителями,
организовать
их
деятельность по закреплению и отработке навыков УУД в домашних
условиях.
7. Умение доступно преподносить теоретический материал.
8. Хороший контакт с педагогами, администрацией.