Напоминание

Введение в музыкальную грамоту


Автор: Князева Людмила Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ДМШ им. Ф.Листа
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: учебная программа
Тема: Введение в музыкальную грамоту
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Программа по предмету

«Введение в музыкальную грамоту»

Для подготовительных групп ДМШ и ДШИ

Музыкальное отделение

Автор: Князева Людмила Юрьевна,

преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы

ДМШ им. Ф. Листа

композитор,

член Союза композиторов России.

Рецензенты: Андрианова Н.Б., Государственный Музыкально –

Педагогический Институт им. М.М. Ипполитова – Иванова, профессор,

Заслуженный учитель РФ.

Такун Ф.И. , Московский государственный Институт Культуры, профессор.

2

Структура программы учебного предмета

Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и

роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; -

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма

проведения учебных аудиторных занятий; - Цель и задачи учебного предмета;

- Описание

материально-технических условий реализации учебного предмета;

Содержание учебного предмета - Учебно-тематический план;

Формы и методы контроля

Контрольные требования на разных этапах обучения;

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Учебно-методическая литература;

Пояснительная записка

Для гармоничного и творческого развития личности ребёнка, независимо

от его талантов и способностей, очень важно первичное приобщение

музыкальной культуре. Раннее погружение в музыкальную среду должно

соответствовать психическому развитию ребёнка и быть доступным для

переживания в детском

возрасте.

Активное формирование музыкальных способностей, творческих и

исполнительских навыков у детей младшего возраста в условиях

музыкального учебного заведения является одним из важнейших факторов,

определяющих успех дальнейшего музыкального обучения. Раннее

приобщение детей к музыке создает необходимые условия для всестороннего

гармонического развития личности ребенка, а так же помогает выявлению

детей, обладающих профессиональными музыкальными данными.

Цель-приобщение детей дошкольного возраста к музыкальному искусству,

гармоническое развитие личности

Задача – развитие музыкальных способностей ребёнка: музыкального слуха,

чувства ритма, музыкальной памяти.

3

Особое место в программе занимает музыкальная импровизация – игра в

музыку, где дети становятся не только исполнителями, но и «творцами».

Именно желание детей выдумывать, фантазировать позволяет педагогам

использовать музыкальную импровизацию как форму учебной работы в

обучении музыке. Импровизация

способствует развитию тех сторон

музыкальности, которые необходимы и исполнителю, и слушателю: чуткости

музыкального слуха, эмоциональной памяти, творческого воображения и

мышления, самостоятельного поиска нужных средств музыкальной

выразительности.

Введение в занятия элементов импровизации увлекает детей, поддерживает и

развивает их интерес к музыкальным дисциплинам, к самому процессу

музицирования.

Многим видам импровизации целесообразно придавать игровую форму,

которая

необходима для того, чтобы настроить ребёнка на процесс творчества.

В игре ребёнок как бы перевоплощается – его музыкальные проявления

(пение, движения

под музыку, игра на детских музыкальных инструментах)

становятся способом выражения

чувств. Импровизация, в силу своей

специфики, с наибольшей полнотой способна

выявить и развить творческие

возможности ребёнка. Она является одной из эффективных методик в

современном образовательном процессе.

Также разрабатываются такие виды деятельности ребёнка как:

Пение по

ручным знакам (относительная система сольмизации), Устные диктанты с

использованием ручных знаков,

Освоение различных ритмических структур с помощью слогов «ти-ти», «та».

«Та-а», Разучивание и пение различных мелодий,

Знакомство с музыкально-сценическими жанрами на основе темы «Сказка в

музыке», Слушание фрагментов из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Музыкальная игра «Играем в оркестре» с использованием фонограммы

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Музыкальная игра «Сказка – мюзикл «Бармалей» (К.Чуковский –Л.Князева),

Элементы шумового оркестра.

Ритмическое сопровождение игр и песен на детских шумовых инструментах.

Актуальность программы данная программа позволяет более качественно

подготовить учащегося к дальнейшему обучению в музыкальной школе и на

музыкальных отделениях в школах искусств.

Назначение программы обучение детей дошкольного возраста. Программа

адаптирована к условиям обучения в детской музыкальной школе и детской

школе искусств.

4

Срок реализации данной программы-

один год.

Объем учебного времени – 64 часа (по два урока в неделю).

Форма проведения учебных аудиторных занятий –

Групповые занятия по 10 -14 человек в каждой группе.

Программа предусматривает мелкогрупповую форму учебной работы с

учащимися, что позволяет оптимизировать учебный процесс и облегчает

проведение урока. Освоение учащимися комплекса знаний, приобретение ими

умений и навыков возможно при условии постоянной фронтальной работы со

всей группой по всем разделам программы, что требует разумного

планирования учебного процесса в целом и детальной подготовки к каждому

уроку. В процессе обучения используется тематическая форма учебных

занятий.

Специфика музыкального воспитания определяется возрастными

особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста.

Дошкольникам свойственна конкретность мышления, непосредственность и

эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их

внимание неустойчиво, что постоянно требует смены впечатлений. Учитывая

это, необходимо уметь быстро переключаться на различные виды

деятельности, постоянно вводя в урок что-либо новое (в формах работы,

методических приемах, репертуаре), чередуя упражнения, требующие

сосредоточенности, с легкими заданиями и игрой, которая является самым

эффективным методом в работе.

Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая

деятельность,

которая проявляется интуитивно в играх, движении под

музыку,

фантазировании различных мелодий. В процессе занятий педагог руководит

творческими поисками детей, стимулирует и направляет их фантазию.

Используя способность детей к подражанию, педагог умело

организует

детское творчество, показывая для начала возможные варианты

выполнения

заданий. Это способствует пробуждению инициативы и воспитанию

самостоятельности у детей. Практические навыки,

приобретенные в процессе

интуитивной творческой деятельности, постепенно подводит детей к

осознанному творчеству.

5

Цель и задачи учебного предмета

Цель программы создание условий для формирования навыков и умений

путем развития у учащихся стабильного интереса к музыкальным занятиям.

Перед курсом сольфеджио ставятся следующие задачи: образовательные

выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей,

формирование первоначальных музыкальных представлений и навыков;

развивающие приобретение элементарных сведений по музыкальной грамоте;

воспитательные привитие детям любви интереса к музыке,

накопление

музыкальных впечатлений и воспитание художественного вкуса.

В основу легла программа И.Е.Домогацкой «Развитие музыкальных

способностей детей 3-5 лет», Москва 2003, а также пособие Л.Ю. Князевой

«Импровизируем в игре, поём. Ставим спектакль», Москва 2014.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса :

1.учебно-методическая литература,

нотная литература,

фортепиано,

аудио и видео материалы,

телевизор,

наглядные пособия (картинки с изображением музыкальных инструментов),

детские шумовые инструменты,

школьная доска, мел.

6

Учебно-тематический план

Дата

Наименование

раздела, темы

Кол-во

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ

1

2.09

Музыкальная игра «Как тебя зовут?»

Пение в молообъемных ладах с

исрользованием релятиной системы

сольмизации.

Пение по ручным знакам. Ступени 1-

11-111. Попевки «У кота-воркота».

«Ходит зайка по саду» и др.

2

2

9.09

Музыкальная игра «Времена года».

Пение по ручным знакам. Ступени 1-

11-111.

Устные диктанты с использованием

ручных знаков.

2

3

16.09

Ритм.

Музыкальная игра «Дождик».

Ритмические слоги «та», «ти-ти».

Прохлопывание и проговаривание

Ритмические карточки.

2

7

ритмического рисунка с

использованием ритмических слогов

по нотной записи.

4

23.09

Импровизация ритмического

сопровождения на шумовых

инструментах.

Музыкальная игра «Труба и барабан».

Повторение. Ритмические слоги «та».

«ти-ти».

Прохлопывание и проговаривание

ритмического рисунка с

использованием ритмических слогов

по нотной записи.

2

5

30.09

Музыкальная игра «В лесу».

Воспроизведение (повторить за

педагогом «как эхо в лесу») коротких

мелодических оборотов и

прохлопывание ритмических

рисунков.

2

6

7.10

Музыкальная игра «Колыбельная».

Разучивание и до-сочинение мелодий.

Пение по ручным знакам.

1-11-111-1Y cтупени.

Попевка «Как под горкой под горой».

2

7

14.10

Повторение пройденного.

Музыкальная игра «Разговор друзей».

Импровизация коротких мелодий и

ритмов.

Импровизация танцевальных

движений под музыку («Танец

игрушечных обезъянок» (Л,Князева).

Шумовой оркестр. Ритмическое

сопровождение к песне «Гном»

2

8

(Л,Князева)

8

21.10

Текущий контроль. Урок-концерт.

2

Итого: 16 уроков

ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ

9

11.11

Музыка льная игра « Сочиняем

сказку».

Пение коротких мелодий («Песня

кукушки» и др.), импровизация

танцевальных движений («Птицы

после дождя», слушание «Баба Яга»

(Л.Князева), литературное творчество

- досочинение сказки про

Первоклассницу.

2

10

18.11

Сказка в музыке. П.И.Чайковский.

«Щелкунчик» - фрагмент «Вальс

цветов».

Музыка льная игра « Играем

в

оркестре».

Музыкальные инструменты

симфонического оркестра.

2

11

25.11

Сказка в музыке. П.И.Чайковский.

«Щелкунчик» - фрагмент «Вальс

цветов».

Музыкальная игра «Играем в

оркестре».

Музыкальные инструменты

симфонического оркестра.

2

9

12

2.11

Музыкальная игра «Конкурс

композиторов»

Досочинение и импровизация мелодий

на детских музыкальных

инструментах.

2

13

9.12

Устные диктанты с использованием

ручных знаков.

2

14

16.12

Пение коротких мелодий и попевок в

малообъевных ладах. Y ступень.

Попевки с использование

мелодических оборотов: Y-111-1,

1-11-111-1Y-Y и др.

Чтение ритмичеких рисунков по

нотной записи.

2

15

23.12

Текущий контроль. Урок-концерт.

2

Итого: 14 уроков

ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ

16

13.01

Сказка в музыке.

Музыкальная игра

«Бармалей».

Разучивание музыкальных номеров из

мюзикла «Бармалей» (К. Чуковский –

Л.Князева).

Шумовой оркестр. Импровизация

2

10

«Картины жаркой Африки» с

использованием детских ударных

инструментов.

17

20.01

Сказка в музыке.

Музыкальная игра «Бармалей»

(вариант 2).

Разучивание музыкальных номеров из

мюзикла «Бармалей» (К.Чуковский –

Л.Князева)

Вступление и хор,

Марш Бегемота,

Вторая песня Тани и Вани,

Колыбельная песня Мамы

И др.

Слушание фрагментов симфонической

картины «Три чуда» Н.А. Римского-

Корсакова,

Пьес «Баба яга» П.И.Чайковского и

М.П. Мусогского,

«Танец Феи Драже» П.И. Чайковского

И др.

2

18

27.01

Сказка в музыке.

Знакомство с оперой. 2

11

Музыкальная игра «Теремок».

Вокальная импровизация

музыкальных фраз персонажей сказки

«Теремок».

19

3.02

Y1 и Y11 ступени.

Пение мажорного звукоряда с

использованием ручных знаков.

Различные мажорные мелодии.

2

20

10.02

Y1 и Y11 ступени.

Пение мажорного звукоряда с

использованием ручных знаков.

Различные мажорные мелодии.

Разучивание мелодии песни «Гном»

(Л. Князева)

2

21

17.02

Музыкальная игра «Море волнуется».

Пение мажорных мелодий и

танцевальная импровизация.

2

22

24.02

Знакомство с системой абсолютной

сольмизации.

Нотная запись мелодий.

2

23

02.03.

Подбор мелодий по слуху.

12

Ноты. Нотная запись.

Скрипичный и басовый кличи. Ноты

«до», «ре», «ми»

Запись мелодии р.н.п. «У кота-

воркота»

В скрипичном ключе

Другой способ нотной записи – по

системе релятивной сольмизации.

Ключ «мо».

Запись мелодии р.н.п. «У кота-

воркота»

В ключе «Мо» (релятивная система

сольмизации»

Сольмизация и пение коротких р.н.п.

по нотам

24

9.03

Текущий контроль. Урок-концерт.

Исполнение фрагментов из детского

мюзикла «Бармалей»,

Песен

«Гном», «Дальний лес» и др.

2

25

16.03

Скрипичный ключ.

Ноты

2

13

«фа», «соль», «ля», «си»

26

23.03

Повторение

2

Итого: 20 уроков

ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ

27

6.04

Повторение.

Пение попевок, мелодий и песен,

разученных в течение года.

Длительности нот: четверти и восьмые

2

28

13.04

Повторение.

Пение попевок, мелодий и песен,

разученных в течение года.

Длительности нот: Половинки целые

2

29

20.04

Повторение.

Музыкальные игры-импровизации.

Длительности нот: целые

2

30

27.04

Повторение.

Музыкальные номера из мюзикла

«Бармалей». Слушание и исполнение.

Теоретический материал: Паузы

2

31

28.04

Промежуточный контроль. Открытый

урок для родителей.

2

Итого: 10 уроков

ИТОГО за год:

60

14

Музыкальные игры-импровизации.

«Как тебя зовут?»

Преподаватель предлагает детям познакомиться друг с другом. Это знакомство

будет не совсем обычным: своё имя каждый ребёнок не назовёт, а споёт.

«Знакомиться» могут соседи по парте – тогда они встают и обращаются друг

к другу, либо один ученик называет себя. Обращаясь к каждому ученику,

преподаватель пропевает полностью своё имя, например: «Меня зовут

Ольга Николаевна», а затем вопрос: «Как тебя зовут?», стараясь петь каждый

раз с новой интонацией. Ученик отвечает: «Меня зовут…» При этом и

преподаватель, и ученик

импровизируют мелодии вопроса и ответа.

Обращаясь к разным ученикам,

преподаватель задаёт мелодические вопросы

по-разному, а ученик должен сочинить мелодический ответ, соответствующий

характеру, который ему задал преподаватель.

Рекомендация. Если ученику трудно сразу спеть ответ, пусть он сначала

певуче

произнесёт своё имя, затем постарается его пропеть. Нужно помочь

тем ученикам, которые не поют, а только проговаривают своё имя. Для

этого нужно

начать петь вместе с ребёнком. Обратите внимание детей на то, что

нужно тянуть звуки (не кричать, не шептать, а петь). В своём пении ребята

чаще всего отталкиваются

от речевой интонации, а иногда произносят имя на низких звуках.

Преподаватель должен помочь им пропеть необходимые интонации в среднем

регистре.

Времена года

(Преподаватель просит детей рассказать, какой пейзаж они видят за окном в

данный момент. Дети по очереди описывают текущее время года.)

Преподаватель. Я спою вам четыре загадки, а вы догадайтесь, о каком времени

года идёт речь. На мой музыкальный вопрос: «Когда это бывает?» –

надо пропеть ответ: «Это бывает зимой (весной, летом, осенью)».

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

15

(Зимой)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибыаает,

Когда это бывает?

(Весной)

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает?

(Летом)

Пусты поля,

Мокра земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?

(Осенью)

Рекомендация. Для этой игры можно заранее разучить с четырьмя девочками

роли зимы, весны, лета и осени, в которых они выступят на уроке. Девочки

должны знать текст и уметь пропеть свой вопрос. Можно каждой девочке

заранее

приготовить элементы костюма с приметой времени года (зелёная

ёлочка или новогодняя игрушка, жёлтые или зелёные листья, цветы и т. п.).

Сначала преподаватель показывает условие музыкальной игры, а потом

девочки-ведущие

по очереди импровизируют музыкальный вопрос, а те ученики, которые

готовы

к импровизационному музыкальному ответу, поднимут руку и сочинят

мелодию - ответ.

Труба и барабан

(Предворяя эту игру, начните занятие с беседы об истории военных маршей.)

Преподаватель. Первые упоминания об участии музыкантов в военных

действиях были найдены в летописях о битве на реке Руте, которые относятся

к 1111 г. Под бодрящие звуки музыки проходило и сражение между

новгородскими и владимирскими феодалами в 1216 г.

16

Официальные военные оркестры в русской армии появились благодаря

инициативе императора Петра I, который издал специальный указ об

учреждении в 1711 г. штатов полковых оркестров. Такие оркестры могли

состоять как из небольших групп музыкантов с простейшими инструментами

(барабан, рог, труба), так и из огромных коллективов с большим количеством

деревянных и медных, духовых и ударных инструментов.

В 1716 г. в лейб-гвардии Преображенского полка играли 40 музыкантов. Уже

с 1722 г. все российские полки были обязаны иметь оркестры. Многие

полковые марши дошли до наших дней. Под них по-прежнему маршируют на

военных смотрах и парадах. В Петровскую эпоху был написан марш

Преображенского полка, но имя автора не сохранилось. Этот марш часто

исполняют и в наши дни.

Внимание оркестрам и военной музыке уделяли выдающиеся русские

полководцы:

П.А. Румянцев, А.В. Суворов, М.И. Кутузов. «Музыка удваивает, утраивает

армию, – писал генералиссимус А.В. Суворов, – с распущенными знамёнами и

громогласной музыкой взял я Измаил!» Почти такими же словами говорил

o русских маршах французский полководец Наполеон: «Великую армию

сгубили русские морозы и русская музыка. Моих солдат брала оторопь, когда

русские шли в атаку под громкую до «одури» песню».

У многих полков появились свои именные марши: «Марш Саратовского

полка», «Марш Печерского полка». А марши «Варяг», «Прощание славянки»

самыеизвестные и любимые в нашей стране.

Много славных историй связано с влиянием маршей на воинский дух. В самом

начале Великой Отечественной войны, в октябре 1941 г., полковой оркестр,

которым руководил офицер Мещерин, вышел на передовые позиции. Под его

звуки бойцы ринулись на врага, засевшего на высоте. Высоту бойцы взяли!

Потом, уже после атаки, многие говорили, что звуки марша словно

подхватывали их и несли вперёд. В 1941 г. военные дирижёры становились

командирами

пехотных полков, а оркестранты брали в руки винтовки. При наступлении под

Смоленском военный оркестр гвардейской части вместе со всеми пошёл в

бой.Над полем неслась мелодия песни «Два друга»: «А ну-ка, дай жизни,

Калуга,

ходи веселей, Кострома!» После того как бой закончился победой,

музыкантов наградили орденами и медалями.

Вот как вспоминал влияние патриотической маршевой музыки воспитанник

гарнизонного оркестра Брестской крепости Пётр Клыпа: «Мы, оставшиеся

в живых, собрались в казематах разрушенного здания 333-го стрелкового

полка…

И вдруг в этой тишине мне почудилось – откуда-то издалека доносится: «Это

есть наш последний и решительный бой!» - И вот я ясно различаю звуки

трубы.

20

Машинально я поднёс мундштук к губам и начал вторить неизвестному

трубачу.

Мне стали подпевать. Крепость снова ожила, и казалось, уже не один

музыкант, погребённый под развалинами, подаёт нам призыв к бою, а весь

грохот войны превратился в сплошную патриотическую симфонию,

призывающую каждого,у кого ещё билось сердце, чувствовать

ответственность за судьбу Родины».

А в мирное время основное назначение военной музыки – сопровождение

строевого обучения войск, различных торжественных церемоний, концертов.

Такова жизнь военного оркестра. Не обходятся без оркестра и парады на

Красной площади, где торжественный ритм задаёт «тысячетрубный»

музыкальный коллектив. С первыми звуками марша парадный строй замирает,

становится единым и чётким. Красная площадь словно вспыхивает

ярко

начищенной медью духовых инструментов. И по ней ровными колоннами

проходят войска. А оркестр исполняет то «Марш защитников Москвы» Б.А.

Мокроусова, то «Марш артиллеристов» Т.Н. Хренникова, то авиамарш «Мы

рождены, чтоб сказку сделать былью» Ю.А. Хаита. И обязательно –

патриотический марш «Мы армия народа» Г.В. Мовсесяна, а

также «Парадный

марш» В.П. Вишневецкого, «Марш танкистов» братьев Покрасс и один из

лучших старинных маршей нашей Родины «Прощание славянки» композитора

В.И. Агапкина.

Давайте прослушаем марш «Прощание славянки» в исполнении духового

оркестра. (Прослушивание.)

(На своё усмотрение преподаватель может использовать для прослушивания

на уроке небольшие фрагменты и других маршей.)

Преподаватель.

-- А теперь давайте представим себе, что мы сами стали музыкантами

военного оркестра и готовимся к параду.

(Ученикам раздаются детские (игрушечные) музыкальные инструменты:

барабаны, инструменты – игрушки «Триолы». Важно предварительно

настроить «Триолу» на исполнение музыки

в соль мажоре, поэтому преподаватель объясняет ученику, что для этого нужно

пользоваться зелёной и красной кнопками (нотами «соль» и «ре»).)

Преподаватель (читает стихотворение А.Л. Барто).

-- Левой, правой! Левой, правой!

На парад идёт отряд, На парад идёт отряд, Барабанщик очень рад:

Барабанит,

барабанит Полтора часа подряд.

(Ученики «изображают» идущий на парад отряд, шагая на месте около своих

21

парт.)

« Барабанщик» под начальные такты пьесы «Труба и барабан»

Д.Б.Кабалевского самостоятельно подбирает подходящее к музыке

ритмическое сопровождение на протяжении всей пьесы. Трубач

импровизирует мелодию на фоне поддерживающего фортепианного

сопровождения. Остальные ученики должны поднять флажки над головой и

маршировать на месте.)

Рекомендация. Если барабаны и «Триолы» есть в классе, то можно

предложить ребятам выучить общую музыкальную тему, а потом каждый

по очереди будет солировать с импровизацией.

В лесу

Преподаватель.

-- Представьте себе, что мы на прогулке в лесу. Чтобы не потеряться, надо

чтобы кто-то из вас время от времени кричал «Ау!» или громкоьхлопал в

ладоши. А вы должны обязательно отвечать, словно эхо. Давайте

попробуем!

(Преподаватель сначала поёт попевку «Ау!», импровизируя каждый раз

разные мотивы, а ученики стараются точно повторить их.

Затем преподаватель отхлопывает ритмические фразы в ладоши, дети их

повторяют. После этого импровизируют учащиеся. Ребенок-ведущий

поочерёдно придумывает ритмический рисунок или мотив для попевки «Ау!»,

остальные

дети его повторяют, изображая эхо.)

Колыбельная

Преподаватель. Ребята, всем вам знакома такая песенка: «Спят усталые

игрушки, книжки спят…» А как мы называем такие песни, которые нам поют

мамы и бабушки перед сном? (Ответы детей.)

Преподаватель.

-- Правильно, колыбельные.

Колыбельные – это такие удивительные песни, которые каждому из нас

напоминают о том времени, когда мы были совсем маленькими, о маминой

нежности. Кто хотя бы раз в жизни не слышал такую песенку: «Баю-баюшки-

баю, не ложися на краю, а то серенький волчок тебя схватит за бочок…»?

Первая колыбельная песня была опубликована в 1773 г.

22

Издавна на Руси было принято петь колыбельные. Считалось, что именно

с помощью этих убаюкивающих песенок младенец начинает познавать

окружающий его мир. Ведь колыбельная знакомит малыша с образами

животных и сказочных персонажей, даёт первые понятия о добре, чести и

долге…

Вот одна из самых первых Колыбельных песен, которые были опубликованы

в России:

Колыбельная песенка, которую поёт Анюта, качая свою куклу

На дворе овечка спит,

Хорошохонько лежит,

Баю-баюшки-баю.

Не упрямится она,

Но послушна и смирна,

Баю-баюшки-баю.

Не сердита, не лиха,

Но спокойна и тиха

Баю-баюшки-баю.

Щиплет, ходючи, траву

На зелёном на лугу,

Баю-баюшки-баю.

Весела почти всегда

И не плачет никогда,

Баю-баюшки-баю.

Ласки к ней отменной в знак,

Гладит ту овечку всяк,

Баю-баюшки-баю.

Так и ты, моя душа,

Будь умна и хороша,

Баю-баюшки-баю,

Если хочешь, чтоб любя

,

Все лелеяли тебя,

Баю-баюшки-баю.

А.С. Шишков

23

Мы знаем прекрасные образцы колыбельных песен у классиков. Музыку

к колыбельным писали В.А. Моцарт («Спи, моя радость, усни…»),

Ф.Шуберт («Колыбельная песня ручья»), Й. Брамс («Наступил час ночной»),

П.И.Чайковский(«Спи, дитя моё…») и другие.

А чудесные нежные стихи писали русские

поэты-классики: А.Н. Майков

(«Спи, дитя моё, усни, сладкий сон к себе мани…»), А.Н. Плещеев

(«Колыбельная песнь в бурю»), М.Ю. Лермонтов («Казачья колыбельная

песня») и другие.

Мы любим и современные колыбельные песни, в том числе из мультфильмов

и кинофильмов. Помните «Колыбельную Светланы» («Лунные поляны, ночь,

как день, светла… Спи, моя Светлана, спи, как я спала…»)

композитора Т.Н. Хренникова на стихи А.К. Гладкова из кинофильма

«Гусарская баллада» или колыбельную песню медведицы из мультфильма

«Умка» («…спят твои соседи, белые медведи…») композитора Е.П. Крылатова

на стихи Ю.Я. Яковлева?

(Можно прослушать или пропеть с детьми одну из названных колыбельных,

например колыбельную песню медведицы из мультфильма «Умка».)

Преподаватель.

--Колыбельные – очень нежные, ласковые песни исполняются

мягко, певуче.

Какие чувства у вас вызывает эта музыка?

(Ответы детей).

А теперь сочиним колыбельную песню сами.

(Преподаватель может выбрать любой из предложенных текстов колыбельных

для сочинения музыки.)

Казачья колыбельная песня

Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою.

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

М.Ю. Лермонтов

24

Тексты для импровизаций колыбельных:

Баю-бай, баю-бай,

Ты , собачка, не лай,

. Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

Люли люли люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стали Машеньку качать,

Стали Машеньку качать,

Стала Маша засыпать.

Исполните сочинённую колыбельную и обсудите, какой получилась музыка.

Рекомендация. По желанию преподаватель может дополнительно проиграть

или дать послушать аудиозаписи любых фрагментов колыбельных. Также

можно использовать «Колыбельную» и песню «Сонный слон» -автор

Л.Князева (скачать с сайта Бориса Тараканова)

Разговор друзей

Преподаватель:

Ребята, наверное, у каждого из вас есть друзья. Расскажите,

за что вы любите

своего друга.

А теперь давайте по очереди будем петь своим друзьям музыкальные

вопросы, а друзья будут петь музыкальные ответы.

Условие игры: нечего не говорить, а все слова пропеть и мелодии

придумывать самостоятельно.

Можно спрашивать своего друга все, что хотите. Например, как его зовут,

сколько ему лет, где он живет, куда поедет летом и так далее.

Вторая часть «Разговора друзей» - ритмическая игра.

Дети сочиняют короткие ритмические фразы и прохлопыпают в ладоши свои

ритмические рисунки.

25

Преподаватель:

--А теперь представьте себе, что между двумя друзьями происходит

необычный, весёлый, музыкально-ритмический разговор. Мы будем задавать

друг другу вопросы словами (голосом), а отвечать на них – хлопками.

Рекомендация. Сначала покажите вопрос и ответ сами, придав ему форму

двухтактной фразы. Если ребёнок всё-таки затрудняется, задайте вопрос

сами.

Отметьте те лучшие ответы, которые не повторяют ритмические

вопросы.

Сочиняем сказку

Преподаватель. Однажды, одна девочка пошла в лес.

Под ногами шелестела зелёная трава. Тут и там из-за листочков выглядывали

спелые

ягоды земляники.На деревьях весело пели птицы.

(Звучит музыкальная иллюстрация. Это может быть либо импровизация

учителя на фортепиано, либо какой-то музыкальный фрагмент в записи,

например «Утро» Э. Грига или «Подснежник» П.И. Чайковского.

По ходу рассказа дети иллюстрируют сказку пением, танцевальными

движениями под музыку, изображая деревья, птиц, лесных животных и

сказочных персонажей.)

Преподаватель.

--И среди всего этого разноголосого пения самым громким

и отчётливым был голос кукушки. Она как будто выучила две ноты: высокую и

низкую – и уверенно, правильно их пела.

Песня кукушки (Преподаватель поёт песню Кукушки (муз. К.Орфа) вместе с

детьми).

Девочка захотела спеть так же. (Повторение попевки одним из учащихся.)

А потом и все остальные птицы захотели спеть кукушкину песенку. Сейчас

все

вы, ребята, будете лесными птицами. Пойте эту мелодию вместе со мной.

(Исполнение попевки в разных тональностях.)

Вдруг полил сильный дождь. Подул ветер, зашумели и закачались деревья.

Птицы замерли, перестали петь и спрятались в своих гнёздышках.

26

(Преподаватель предлагает детям поиграть в птиц и импровизировать

движения под музыку. Можно включить, например, фонограмму пьесы М.П.

Мусоргского «Балет

невылупившихся птенцов».

Движения должны соответствовать настроению и характеру музыки,а также

образу птички, выбранной конкретным ребёнком. Не следует

ограничивать

детей строго определёнными движениями. Пусть они импровизируют,

подражая сказочным, фольклорным персонажам или пластике настоящих

птиц.)

Закончился дождь. Выглянуло ласковое солнышко. Птицы снова весело

защебетали.

Они поют песню о солнышке. Называют его красным, красивым, нарядным.

(Разучивание русской народной песни «Солнышко» или музыкальная

импровизация на текст народной песни «Солнышко, солнышко, выгляни в

окошечко!

Солнышко, покажись, красное, посвети!».)

Девочка тоже выучила эту мелодию вместе с птичками. Она напевала

и шла

дальше и дальше в лес. Наконец она зашла в самую глушь. Тёмные ветки елей

спускались до самой земли. Под ногами росли красные мухоморы.

На высоком дереве сидел филин и смотрел на девочку своими большими

жёлтыми глазами. И тут она вспомнила, что в чаще живёт Баба-

яга.

(Звучит музыка Л.Ю. Князевой «Баба-яга» (фрагмент) или - импровизация

одного из учащихся на музыкальном инструменте, которую условно можно

назвать «Музыкальный портрет Бабы-яги».)

А что произошло дальше? Кто из вас может придумать продолжение? (Дети по

очереди сочиняют продолжение сказки.)

Играем в оркестре

(Для этой игры желательно заготовить игрушечные или сделанные из плотной

бумаги и раскрашенные музыкальные инструменты (скрипка, альт, виолончель,

контрабас, флейта, кларнет, фагот, арфа, валторна) и раздать их детям.)

Преподаватель. Сегодня мы с вами – музыканты оркестра. Вы ведь знаете, что

такое оркестр? (Дети отвечают.)

Нам с вами предстоит исполнить хорошо известное, очень популярное

произведение «Вальс цветов» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».

(Звучит фоном «Вальс цветов»). Этот вальс многие музыковеды называют

27

«поэмой весны». В нём чувствуется праздничное настроение, музыка носит

торжественный характер.

(Во время прослушивания «Вальса цветов» и рассказа о музыкальных

инструментах, которые звучат в этом произведении, показывать их

изображения.)

Во вступлении к вальсу вы услышите переливы арф.

(Прослушивание фрагмента и показ картинки с изображением музыкального

инструмента.)

В первой части звучит главная тема вальса, которую исполняют валторны.

(Прослушивание фрагмента и показ картинки с изображением музыкального

инструмента.)

В середине первой части вальса музыка в исполнении скрипок становится

более певучей.

(Прослушивание фрагмента и показ картинки с изображением музыкального

инструмента.)

Во второй (центральной) части в канву основной темы вплетаются новые

мотивы.

(Прослушивание фрагмента и показ картинки с изображением музыкального

инструмента.)

Дальше вы услышите очень красивые напевные мелодии флейт и гобоев.

(Прослушивание фрагмента и показ картинки с изображением музыкальных

инструментов.)

Продолжают эти лирические мелодии виолончели.

(Прослушивание фрагмента и показ картинки с изображением музыкального

инструмента.)

-- Итак, представьте, что вы стали взрослыми, научились играть на

музыкальных инструментах и все вместе исполняете красивую оркестровую

музыку. Руководит оркестром дирижёр – в его роли выступлю я, буду помогать

вам начинать играть в том месте, где звучит именно ваш

инструмент.

Возьмите свои игрушечные музыкальные инструменты и слушайте

внимательно!

Играть вместе с настоящим оркестром вы начнёте только тогда, когда

услышите звучание вашего инструмента. Кто ни разу не ошибётся, получит 10

баллов.

Конкурс композиторов

28

Преподаватель может предложить всем ученикам быть одновременно и

композиторами, и членами жюри.

Сочинять мелодии ученики будут на фортепиано, металлофоне или

синтезаторе

(в зависимости от того, какие музыкальные инструменты есть в наличии).

При этом в игре используется только один инструмент, на котором ребята

будут играть по очереди. Члены жюри оценивают каждую импровизацию по

10-балльной системе.

В конце игры подсчитываются баллы. Ученик, набравший наибольшее число

баллов, станет победителем конкурса и получит приз.

«Бармалей»

Прежде чем играть в эту игру, нужно вспомнить сюжеты сказок К.И.

Чуковского «Доктор Айболит» и «Бармалей». В качестве домашней работы

предложите ученикам нарисовать героев сказок и придумать биографию

Бармалея или доктора Айболита.

Побеседуйте с детьми и помогите представить сказочные образы персонажей.

Можно задать вопросы, которые помогут детскому воображению.

Примеры вопросов:

Что они делали, когда были маленькими?

Кто были их мама и папа? Где они жили? Чем занимались?

Почему Бармалей стал злым разбойником, а доктор Айболит выбрал

профессию

врача-ветеринара?

О чём рассказывает сказка «Бармалей»?

Какова главная мысль (идея) этой сказки?

Каким вы представляете себе Бармалея? Как можно нарисовать его портрет?

Какие у него костюм, выражение лица?

Какими вы представляете себе Таню и Ваню?

Ученики слушают вступление и хор из детского музыкального спектакля

«Бармалей» на музыку Л.Ю. Князевой по стихам К.И. Чуковского.

При прослушивании музыкального фрагмента «В Африке разбойник, в

Африке злодей…» преподаватель обращает внимание детей на то, что

характер

разбойника показан в аккомпанементе, а вокальную партию в этом

месте

композитор ,как будто бы, «забыл» написать. Преподаватель предлагает

29

ученикам самим

сочинить её.

После этой импровизации преподаватель возвращается к началу данного

музыкального фрагмента и предлагает сочинить вступление под названием

«Картина жаркой Африки» в инструментальном исполнении. Для этой цели

используются все детские инструменты, которые имеются в вашем

музыкальном классе (металлофон, бубен, ложки, погремушки и т. д.).

Затем поочерёдно вступают и другие оркестровые голоса.

Порядок может

быть таким:

Бубен: ТЕМА…

1-й металлофон: ТЕМА…

2-й металлофон: ТЕМА…

Погремушки: ТЕМА…

По окончании этой импровизации можно исполнить весь фрагмент

(вступление и хор), чтобы ученики сравнили свою импровизацию с

оригиналом.

Схема предлагаемого фрагмента:

Вступление (тема Бармалея) – слушание.

«Картина жаркой Африки» – импровизация.

1-я часть – «Маленькие дети» – слушание или пение.

2-я часть – «В Африке разбойник» – певческая импровизация. Исполняется

хором.

Заключение – слушание.

30

Рекомендация. В этой игре-импровизации важно отрабатывать умение

играть

в ансамбле, вступая по знаку преподавателя-дирижёра, и умение играть,

слушая своих товарищей и подчиняясь единому ритму. Лучше использовать

диатонические металлофоны. При этом мелодии будут благозвучны, не

создадут какофонии, так как сочинённые детьми мелодии всегда построены

по принципу диатонического лада.

Также очень важна ритмическая основа. Преподаватель либо самлично, либо

при помощи наиболее способного ученика, задаёт начало ритмической основы

(первые 2–4 такта) при помощи любых ударных инструментов – барабана,

бубна, маракасов и т. д. Ритм должен быть чётким, ясным. Оканчивают

импровизацию все участники ансамбля одновременно по знаку

преподавателя-

дирижёра.

«Бармалей» (вариант 2)

Преподаватель раскладывает на столе карточки (текстом вниз), на которых

написаны имена персонажей сказки. Каждый из участников игры

вытаскивает

одну карточку. Затем преподаватель беседует с учениками, просит их описать,

нарисовать, дать характеристику своего персонажа,

сочинить его биографию.

После этого кто-либо из учеников придумывает

условную игровую ситуацию

(наподобие аналогов в детcких ролевых играх).

Например, доктор Айболит

попал в беду, его друзья поспешили ему на помощь.

Теперь все участники игры должны представить свой персонаж в этой

ситуации и импровизировать сценку – актёрский этюд. В этой игре

сохраняется правило: ничего не говорить, все реплики петь, можно

изображать и движение персонажей (например, полёт попугая), а также

импровизировать на музыкальных инструментах.

«Теремок»

(Преподаватель с учениками вспоминает сюжет русской народной сказки

«Теремок». После этого распределяются роли. Теперь ученики должны

пересказать сказку по ролям, придумывая образы и характеры персонажей.

Затем начинается игра «в оперу».)

Преподаватель.

--Опера (от итал. opera – труды, сочинения) – это вид

театрального искусства,

в котором сценическое действие тесно связано с

музыкой – вокальной и

оркестровой. В современных операх объединены многообразные

31

художественные средства: сольное и хоровое пение, различного рода

ансамбли, симфонический оркестр, элементы

изобразительного искусства

(декорации, костюмы, световое решение и т. д.), хореография.

(Каждый ученик может представить себя «артистом» оперы.

Преподаватель будет ведущим. Он должен начать петь слова автора, которыми

открывается

сказка «Теремок». Затем в эту импровизацию включаются

ученики, и ,также,

придумывают и поют мелодии своих персонажей (лягушка-

квакушка, мышка-

норушка и др.).)

«Море волнуется»

Участники игры вместе с педагогом поют попевку «Море волнуется – раз,

море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура – замри!»

(вокальная импровизация в сопровождении фортепиано). Во время пения они

двигаются по комнате в темпе вальса. На слове «замри» каждый из участников

принимает неподвижную позу, изображая какой-либо сказочный персонаж.

Затем начинается импровизация движений под музыку.

Преподаватель спрашивает по очереди участников игры, кого они изобразили,

выбирает одного и говорит ему: «Фигура, отомри!»

Выбранный ученик ещё раз импровизирует движения под музыку, показывая

всем придуманный им образ.

Рекомендуемая литература

Баева, Зебряк. Сольфеджио 1-2 кл. ДМШ, Москва, «Музыка», 2024

Калинина. Рабочая тетрадь по сольфеджио. Прописи. Издательство «Престо»,

2024

Чуковский - Князева. Бармалей. Детский мюзикл. Издано на сайте Бориса

Тараканова «Музыкальный портал России»

Князева. Песни для детей. Издано на сайте Бориса Тараканова «Музыкальный

портал России»



В раздел образования