Напоминание

"Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ"


Автор: Никитина Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа № 621
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ

Детская

арт

-

терапия

это

простой

и

эффективный

способ

психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами,

это – лечение творчеством. Основная цель арт - терапии состоит в

гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и

самопознания.

Посредством

несложных,

скорее

напоминающих

детские

шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние

любого человека (и взрослого, и ребёнка), но и успешно бороться со многими

нервными расстройствами. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации

развития

личности

через

развитие

способности

самовыражения

и

самопознания. Арттерапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с

помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов.

Понятие «Арт-терапия» состоит из двух слух: от англ. art — искусство и

терапия — лечение. Этот метод изначально предлагался как метод лечения

больных с выраженными эмоциональными нарушениями. Однако сейчас рамки

терапии искусством намного расширились, и из метода лечения арт-терапия

перешла

в

разряд

способа

эффективного

взаимодействия,

поиска

взаимопонимания и понимания своего отношения к миру и к самому себе. В

этом широком смысле и рассматривается арт-терапия в современном мире.

Основной принцип арт-терапии — безоценочное одобрение творческой

деятельности, будь то ребенок или взрослый. Именно безоценочное отношение

и

безусловное

принятие

создают

атмосферу

доверия

и

понимания,

необходимую для достижения намеченных целей. Занятия по арт-терапии

отличаются от обучающих занятий изобразительной деятельностью, танцами,

музыкой и другими видами искусства.

Главное отличие заключается в том, что лечение искусством не учит, как

правильно

рисовать,

лепить,

танцевать

или

играть

на

музыкальных

инструментах, а создает игровое пространство для самовыражения, раскрытия

творческого потенциала, создания своего неповторимого мира, для развития

познавательных процессов и самопознания. Ярко выраженная в детстве

способность

перенестись

из

реального

мира

в

мир

воображаемый,

самостоятельного создать пространство для своих фантазий, умение найти

заместители реальных предметов способствует развитию образного мышления,

развивает творческий потенциал. Поэтому детские психологи говорят, что игра

— это серьезно.

К сожалению, многие родители больше внимания уделяют развитию

логического мышления, интеллектуальным занятиям, обучению различным

умениям и навыкам, а развитию эмоциональной сферы уделяется гораздо

меньше времени. Применение в развивающих занятиях с ребенком арт-

терапевтических упражнений могут восполнить этот пробел. Существуют две

формы проведения занятий по арт-терапии: активная и пассивная. Активная

форма предполагает создание собственных творений: рисунков, рассказов,

поделок из пластилина и т.п. Пассивная форма включает в себя восприятие

произведений искусства и возможность осознать и выразить свои чувства с

помощью этих произведений.

Арт-терапия имеет множество разных видов и направлений, например:

• Изотерапия или рисуночная терапия.

• Имаготерапия (терапия образами).

• Библиотерапия (терапия чтением, в том числе сказкотерапия).

• Игровая терапия.

• Маскотерапия.

• Драматерапия.

• Фототерапия.

• Песочная терапия.

• Танцевальная терапия или данс-терапия.

• Музыкотерапия.

Стоит отметить, что непосредственно арт-терапией, как методом лечения,

могут заниматься только специалисты, имеющие определенный уровень

подготовки.

Помимо

базового

психологического

или

педагогического

образования

необходимо

пройти

курс

повышения

квалификации

по

направлению «Арт-терапия в работе практического психолога».

Однако многие арт-терапевтические упражнения могут применяться в

рамках коррекционно-развивающих или профилактических занятий, используя

ее элементы, и требуют внимательного и заинтересованного отношения к тому,

что делает ребенок или взрослый. Такое применение арт-терапевтических

приемов

не

рассматривается

как

лечебное

воздействие,

это,

скорее,

общеразвивающие методы, способы налаживания взаимопонимания детей и

взрослых и улучшения их психоэмоционального состояния. Что же дают нам

разнообразные виды арт-терапии, как помогают нам в улучшении самочувствия

и отношения к близким? Как могут арт-терапевтические техники изменить

нашу жизнь в лучшую сторону? В чем же секретный ресурс арт-терапии?

Секретный ресурс арт-терапии заключается именно в том, что она дает

возможность не навязывая и не заставляя, раскрыть способности, помочь

ребенку или взрослому, опираясь на свои сильные стороны, преодолевать

трудности.

Арт-терапия способствует развитию дара воображения. Обращение

взрослого человека к детским воспоминаниям в сложных ситуациях является

поиском ресурсного состояния. От родителей во многом зависит, чтобы о

детстве у их детей было больше приятных воспоминаний, на которые они

смогут опираться в будущем.

Арт-терапия расширяет диапазон общения с ребенком, помогает лучше

понимать

детские

и

взрослые

переживания,

создает

«площадку»

для

благополучного развития.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (Дети с ОВЗ) - это дети в

возрасте от 0 до 18 лет имеющие временные или постоянные отклонения в

физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании

специальных условий обучения и воспитания. Проведение занятий с детьми с

ОВЗ

требует

бережного

и

чуткого

подхода.

Его

обеспечивает

арт-

терапевтический метод, который посредством творческой деятельности даёт

ребёнку

комфортное

эмоциональное

самочувствие

и

улучшение

психологического здоровья. Как говорил великий русский педагог К.Д.

Ушинский: «Ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями

вообще».

Цель проведения занятий с элементами арт-терапии — это коррекция

внутренних

психологических

конфликтов,

проблем

коммуникации

и

социализации детей с ОВЗ, коррекция проблем эмоциональноличностного

развития, в т.ч. аутистов (РАС), задержке умственного развития или при

наличии дефекта интеллекта, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных

функций.

Арт-терапия решает следующие задачи: пробуждает жизненные силы,

активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность,

создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью

творческой деятельности, развивает познавательную и эмоциональную сферы,

творческие способности, компенсирует недостающие возможности, помогает

формировать навыки межличностной коммуникации налаживает внутреннюю

целостность и общение с самим собой, оптимизирует личностные качества и

ресурсы, обеспечивает социальную адаптацию. При проведении занятий

прорабатываются реальные проблемы и фантазии, с которыми сложно работать

вербально. Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и

нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей

с

ОВЗ,

особенно

механизмов

саморегуляции.

Она

помогает

ребенку

чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые

отношения с людьми и окружающим миром.

Арт-терапия ориентируют

ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим

собой и социумом.

Творчество дарит человеку прекрасную возможность выразить себя,

выразить своё отношение к окружающим людям, и миру в целом. Для ребёнка

творчество – это и есть его жизнь, это его реальность. Внутренний мир каждого

из

них

наполнен

различными

представлениями

и

образами.

Скорость

современной жизни заставляет человека мыслить рационально, поэтому

поэтический язык чувств и переживаний часто для его разума становится

непривычен.

Помочь

школьнику

адаптироваться

в

современной

действительности,

восстановить

нарушенные

связи

между

разумом

и

чувствами, развить индивидуальную личность через творчество призваны

технологии арт-терапии.

В «Концепции содержания образовательной области «Искусство в

школе» определена одна из основных задач уроков искусства: снимать нервно-

психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально -

энергетический тонус учащихся. Поэтому, наряду с основными формами

изобразительной деятельности с детьми на уроках использую технологии арт-

терапии.

Для успешного проведения арт-терапии на уроках изобразительного

искусства важно, чтобы техники и приёмы подбирались по принципу простоты

и эффектности, а работа была интересна и приятна учащимся.

Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития

души через художественное творчество.



В раздел образования