Автор: Никитина Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа № 621
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ"
Раздел: начальное образование
Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ
Детская
арт
-
терапия
–
это
простой
и
эффективный
способ
психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами,
это – лечение творчеством. Основная цель арт - терапии состоит в
гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и
самопознания.
Посредством
несложных,
скорее
напоминающих
детские
шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние
любого человека (и взрослого, и ребёнка), но и успешно бороться со многими
нервными расстройствами. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации
развития
личности
через
развитие
способности
самовыражения
и
самопознания. Арттерапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с
помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов.
Понятие «Арт-терапия» состоит из двух слух: от англ. art — искусство и
терапия — лечение. Этот метод изначально предлагался как метод лечения
больных с выраженными эмоциональными нарушениями. Однако сейчас рамки
терапии искусством намного расширились, и из метода лечения арт-терапия
перешла
в
разряд
способа
эффективного
взаимодействия,
поиска
взаимопонимания и понимания своего отношения к миру и к самому себе. В
этом широком смысле и рассматривается арт-терапия в современном мире.
Основной принцип арт-терапии — безоценочное одобрение творческой
деятельности, будь то ребенок или взрослый. Именно безоценочное отношение
и
безусловное
принятие
создают
атмосферу
доверия
и
понимания,
необходимую для достижения намеченных целей. Занятия по арт-терапии
отличаются от обучающих занятий изобразительной деятельностью, танцами,
музыкой и другими видами искусства.
Главное отличие заключается в том, что лечение искусством не учит, как
правильно
рисовать,
лепить,
танцевать
или
играть
на
музыкальных
инструментах, а создает игровое пространство для самовыражения, раскрытия
творческого потенциала, создания своего неповторимого мира, для развития
познавательных процессов и самопознания. Ярко выраженная в детстве
способность
перенестись
из
реального
мира
в
мир
воображаемый,
самостоятельного создать пространство для своих фантазий, умение найти
заместители реальных предметов способствует развитию образного мышления,
развивает творческий потенциал. Поэтому детские психологи говорят, что игра
— это серьезно.
К сожалению, многие родители больше внимания уделяют развитию
логического мышления, интеллектуальным занятиям, обучению различным
умениям и навыкам, а развитию эмоциональной сферы уделяется гораздо
меньше времени. Применение в развивающих занятиях с ребенком арт-
терапевтических упражнений могут восполнить этот пробел. Существуют две
формы проведения занятий по арт-терапии: активная и пассивная. Активная
форма предполагает создание собственных творений: рисунков, рассказов,
поделок из пластилина и т.п. Пассивная форма включает в себя восприятие
произведений искусства и возможность осознать и выразить свои чувства с
помощью этих произведений.
Арт-терапия имеет множество разных видов и направлений, например:
• Изотерапия или рисуночная терапия.
• Имаготерапия (терапия образами).
• Библиотерапия (терапия чтением, в том числе сказкотерапия).
• Игровая терапия.
• Маскотерапия.
• Драматерапия.
• Фототерапия.
• Песочная терапия.
• Танцевальная терапия или данс-терапия.
• Музыкотерапия.
Стоит отметить, что непосредственно арт-терапией, как методом лечения,
могут заниматься только специалисты, имеющие определенный уровень
подготовки.
Помимо
базового
психологического
или
педагогического
образования
необходимо
пройти
курс
повышения
квалификации
по
направлению «Арт-терапия в работе практического психолога».
Однако многие арт-терапевтические упражнения могут применяться в
рамках коррекционно-развивающих или профилактических занятий, используя
ее элементы, и требуют внимательного и заинтересованного отношения к тому,
что делает ребенок или взрослый. Такое применение арт-терапевтических
приемов
не
рассматривается
как
лечебное
воздействие,
это,
скорее,
общеразвивающие методы, способы налаживания взаимопонимания детей и
взрослых и улучшения их психоэмоционального состояния. Что же дают нам
разнообразные виды арт-терапии, как помогают нам в улучшении самочувствия
и отношения к близким? Как могут арт-терапевтические техники изменить
нашу жизнь в лучшую сторону? В чем же секретный ресурс арт-терапии?
Секретный ресурс арт-терапии заключается именно в том, что она дает
возможность не навязывая и не заставляя, раскрыть способности, помочь
ребенку или взрослому, опираясь на свои сильные стороны, преодолевать
трудности.
Арт-терапия способствует развитию дара воображения. Обращение
взрослого человека к детским воспоминаниям в сложных ситуациях является
поиском ресурсного состояния. От родителей во многом зависит, чтобы о
детстве у их детей было больше приятных воспоминаний, на которые они
смогут опираться в будущем.
Арт-терапия расширяет диапазон общения с ребенком, помогает лучше
понимать
детские
и
взрослые
переживания,
создает
«площадку»
для
благополучного развития.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (Дети с ОВЗ) - это дети в
возрасте от 0 до 18 лет имеющие временные или постоянные отклонения в
физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании
специальных условий обучения и воспитания. Проведение занятий с детьми с
ОВЗ
требует
бережного
и
чуткого
подхода.
Его
обеспечивает
арт-
терапевтический метод, который посредством творческой деятельности даёт
ребёнку
комфортное
эмоциональное
самочувствие
и
улучшение
психологического здоровья. Как говорил великий русский педагог К.Д.
Ушинский: «Ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями
вообще».
Цель проведения занятий с элементами арт-терапии — это коррекция
внутренних
психологических
конфликтов,
проблем
коммуникации
и
социализации детей с ОВЗ, коррекция проблем эмоциональноличностного
развития, в т.ч. аутистов (РАС), задержке умственного развития или при
наличии дефекта интеллекта, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных
функций.
Арт-терапия решает следующие задачи: пробуждает жизненные силы,
активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность,
создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью
творческой деятельности, развивает познавательную и эмоциональную сферы,
творческие способности, компенсирует недостающие возможности, помогает
формировать навыки межличностной коммуникации налаживает внутреннюю
целостность и общение с самим собой, оптимизирует личностные качества и
ресурсы, обеспечивает социальную адаптацию. При проведении занятий
прорабатываются реальные проблемы и фантазии, с которыми сложно работать
вербально. Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и
нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей
с
ОВЗ,
особенно
механизмов
саморегуляции.
Она
помогает
ребенку
чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые
отношения с людьми и окружающим миром.
Арт-терапия ориентируют
ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим
собой и социумом.
Творчество дарит человеку прекрасную возможность выразить себя,
выразить своё отношение к окружающим людям, и миру в целом. Для ребёнка
творчество – это и есть его жизнь, это его реальность. Внутренний мир каждого
из
них
наполнен
различными
представлениями
и
образами.
Скорость
современной жизни заставляет человека мыслить рационально, поэтому
поэтический язык чувств и переживаний часто для его разума становится
непривычен.
Помочь
школьнику
адаптироваться
в
современной
действительности,
восстановить
нарушенные
связи
между
разумом
и
чувствами, развить индивидуальную личность через творчество призваны
технологии арт-терапии.
В «Концепции содержания образовательной области «Искусство в
школе» определена одна из основных задач уроков искусства: снимать нервно-
психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально -
энергетический тонус учащихся. Поэтому, наряду с основными формами
изобразительной деятельности с детьми на уроках использую технологии арт-
терапии.
Для успешного проведения арт-терапии на уроках изобразительного
искусства важно, чтобы техники и приёмы подбирались по принципу простоты
и эффектности, а работа была интересна и приятна учащимся.
Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития
души через художественное творчество.