Напоминание

"Хочу всё знать!"


Автор: Шатилова Ольга Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №9 имени К.Э. Циолковского"
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: Программа ДО
Тема: "Хочу всё знать!"
Раздел: начальное образование





Назад




Управление образования города Калуги

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лицей №9 имени К.Э. Циолковского» города Калуги

ПРИНЯТА

педагогическим советом

протокол № 1 от « 30» августа 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа социально-гуманитарной направленности

«Хочу всё знать!»

УТВЕРЖДЕНА

приказом №

от « 30» августа 2024 г.

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год (36 недель)

Уровень сложности: базовый

Автор-составитель программы:

Шатилова Ольга Вячеславовна

педагог дополнительного образования

Калуга, 2024

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное название

программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа социально-гуманитарной направленности

«Хочу всё знать!»

Автор-составитель

программы, должность

Шатилова Ольга Вячеславовна, педагог дополнительного

образования

Адрес реализации

программы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лицей №9 имени К.Э Циолковского» города Калуги.

г. Калуга, ул. Кутузова , д. 22

Вид программы

модифицированная,

базовая

Направленность

социально-гуманитарная

Вид деятельности

согласно Приложению 3 данного Положения

Срок реализации

программы

1 год (36 часов)

Возраст детей

от 6 до 7 лет

Название объединения

«Хочу всё знать!»

Оглавление

РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»..................................

1.1 Пояснительная записка.........................................................................................................................

1.2. Цель и задачи программы..................................................................................................................6

1.3. Содержание программы.....................................................................................................................8

1.4 Планируемые результаты.................................................................................................................10

РАЗДЕЛ 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»..................11

2.1 Календарный учебный график.........................................................................................................11

2.2 Условия реализации программы......................................................................................................12

2.3 Формы аттестации (контроля)..........................................................................................................13

2.4 Оценочные материалы......................................................................................................................14

Список литературы.................................................................................................................................15

РАЗДЕЛ 1.

«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»

1.1 Пояснительная записка

Программа «Хочу всё знать» является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе

и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему

увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям

сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, решать

сложные логические и арифметические задачи, овладеть навыками речевого общения, а также

способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации

Направленность программы – социально-гуманитарная.

Вид программы:

- по степени авторства - модифицированная;

- по уровню сложности – базовая.

Язык реализации программы: русский.

Перечень нормативных документов:

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

1.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-

ФЗ.

2.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания

обучающихся».

3.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 год.

4.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020

г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

5.

Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении

порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам».

6.

Распоряжение

Правительства

Российской

Федерации

от

29.05.2015

996-р

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

7.

Постановление Правительства Калужской области от 29 января 2019 года № 38 «Об

утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного

образования в Калужской области». Подпрограмма «Дополнительное образование» государственной

программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской

области».

Актуальность программы.

Актуальность тем обусловлена еще и тем, что традиционные

программы по формированию первоначальных математических представлений обычно включают

знакомство детей с плоскими геометрическими фигурами и частично с объемными формами, но

мало уделяют внимания таким геометрическим понятиям как точка, прямая, отрезок, прямая и

кривая линия, луч, угол. Современные ученые отмечают большое значение геометрии для развития

пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных

образах.

Большое внимание уделяется решению арифметических задач: на сложение по условно-

схематической модели, на вычитание по условно-схематической модели, на сложение по числовому

примеру, на вычитание по числовому примеру, моделирование задачи на сложение по действиям

ребенка, задачи на отношение «больше на…» по действиям ребенка, задачи на отношение «меньше

на…» по действиям ребенка, задачи по иллюстрациям на сложение, задачи по иллюстрациям на

вычитание, различия между задачей и загадкой, рассказом и задачей.

Данная программа педагогически целесообразна, так как при ее реализации дети получают

достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

Адресат программы. Программа рассчитана на обучение учащихся 6-7 лет. Получение

образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано

совместно с другими обучающимися. Количество обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования с другими

учащимися.

Объем и срок освоения, режим занятий. Программа реализуется в течение всего учебного

года: - 72 часа. Занятия проходят 2 раза в неделю по 40 минут.

Срок освоения программы: 1 учебный год.

Уровень освоения программы: Базовый

Формы обучения (очная). Программа может быть реализована в очно-заочной форме и

дистанционно с помощью интернет-ресурсов.

Форма организации образовательной деятельности (групповая).

Формы проведения занятий:

теоретическое (беседа,), практическое (игровое занятие, обучающая

игра)

Состав группы – постоянный.

1.2 Цели и задачи программы

Цель программы: развитие личности каждого ребенка, формирование его готовности к

систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых

возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу

начальной школы.

Основные задачи программы:

Обучающие задачи:

1.Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов,

радость творчества.

2. Увеличение объёма внимания и памяти.

3.Формирование

мыслительных

операций

(анализа

и

синтеза,

сравнения,

обобщения,

классификации, аналогии).

4.Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с

заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Развивающие задачи:

1.

Развитие

речи,

умения

аргументировать

свои

высказывания,

строить

простейшие

умозаключения.

2.

Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.

3.

Развитие

образного

и

вариативного

мышления,

фантазии,

воображения,

творческих

способностей.

Воспитательные задачи:

1.

Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные

отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Воспитывать самостоятельность, ответственность.

1.3.

Содержание программы

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Математическое

развитие

36

18

18

входной тест,

промежуточная

диагностика, итоговая

работа

2

Обучение грамоте

36

18

18

входной тест,

промежуточная

диагностика, итоговая

работа

Всего:

72

36

36

Содержание курса:

«Математическое развитие»

Общие понятия: свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение

предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление

совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и

неравенства.

Установление равно численности двух совокупностей (групп)

предметов с помощью

составления пар (равно-не равно, больше на…- меньше на…).

Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно

целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого.

Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объём жидких и сыпучих

веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).

Натуральное число как результат счёта и измерения. Числовой отрезок.

Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Числа и операции над ними

прямой и обратный счёт в пределах 10. Порядковый и

ритмический счёт.

Образование следующего числа путём прибавления единицы. Название, последовательность и

обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на..) на наглядной

основе.

Формирование

представлений

о

сложении

и

вычитании

чисел

в

пределах

10

использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием

наглядного материала.

Пространственно-временные

представленияПримеры

отношений:

на-над-под;

слева-

справа-посередине, спереди –сзади, сверху-снизу, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, толще-

тоньше, раньше-позже, позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра, вдоль, через и др.

Установление

последовательности

событий.

Последовательность

дней

в

неделе.

Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

Геометрические фигуры и величины.

Формирование умения выделять в окружающей

обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат,

прямоугольник,

треугольник,

четырёхугольник,

круг,

шар,

цилиндр,

конус,

пирамида,

параллелепипед (коробка), куб.

Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Формирование

представления

о

точке,

прямой,

луче,

отрезке,

ломаной

линии,

многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Сравнение предметов по длине, массе, объёму (непосредственное и опосредованное с

помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении

величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

«Обучение грамоте»

Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка необходимо познакомить с

моделированием слова, потому что анализировать неосязаемую звуковую форму слова очень

трудно. Под моделированием понимается воссоздание объекта в другом, не натуральном

материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом

специального

рассмотрения,

изучения.

С

этой

целью

дети

знакомятся

с

простейшим

моделированием – слово можно обозначить в виде прямоугольника.

Предметом изучения являются звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам

(гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).

Каждая тема начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняют его

произношение, определяют место звука в слове. Звук представляется ребенку во всем многообразии

(одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный,

синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный, слог-слияние). Затем детям

предъявляется

буква,

обозначающая

изучаемый

звук.

Детям

демонстрируется

образное

изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает

ребенку лучше запомнить букву. Буква представлена разными изображениями предметов, в

названиях которых изучаемый звук (буква) находятся не только в начале слова, но и в середине и в

конце. Это необходимо для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква)

могут встречаться только в одном слове и в одном месте. Главное на этом этапе – научить детей не

путать понятия «звук» (его слышим и произносим) и «буква» (ее видим и пишем).

Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, Э,

потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце, что уже на следующем этапе –

ознакомления с сонорными согласными – позволяет детям читать слоги, слова, предложения из

пройденных букв.

Одновременно дети знакомятся с условным обозначением гласных звуков – красный квадрат.

1.4.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Ребенок научится:

Называть буквы русского алфавита

Писать буквы русского алфавита в клетке

Понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»

Определять место звука в слове в начале, в середине и в конце

Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки

Пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые

согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат, слог-слияние)

Соотносить звук и букву

Определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком

Проводить звуковой анализ слов

Читать слова, слоги, предложения

Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»

Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и

совокупностей.

Объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и

целым.

Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их

двумя способами.

Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и

количественными числительными.

Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.

Называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.

Определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.

Соотносить цифру с количеством предметов.

Измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в

порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.

Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус, пирамиду и

находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

знать простейшие геометрические понятия: точка, луч, угол, отрезок, прямая, ломаная, кривая

линии;

геометрические фигуры: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник, их

вершины, стороны, углы;

В простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из

этих частей.

Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги

(вверху, внизу, справа, слева, посередине).

Называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;

уметь чертить прямые, лучи, отрезки, ломанные, углы, многоугольники.

Ребенок получит возможность научиться:

Использовать слова всех частей речи, строить сложные синтаксические конструкции,

используя однородные члены, сложные предложения, причастные обороты.

Владеть

синонимами,

антонимами,

образовывать

уменьшительно-ласкательные

слова,

заменять повторяющиеся слова местоимениями.

Регулировать силу голоса, интонацию, эмоциональную выразительность своей речи;

без труда досчитать до 20 (возможно, и больше) и обратно;

точно определить количество предметов в пределах знакомых цифр;

знать графическое изображение цифр, писать их самостоятельно;

самостоятельно сравнивать количество предметов;

решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20;

знать многие геометрические фигуры, в том числе и сложные, изображать их на бумаге;

лепить сложные фигуры из пластилина с использованием мелких деталей – глазки, лапки,

хвостик;

вырезать ножницами фигуры по контуру, не выходя за него;

собирать мелкие предметы по одному;

проводить прямые и волнистые линии, не отрывая карандаша от бумаги;

по клеточкам дорисовывать недостающую половину симметричного рисунка.

иметь представление об объёмных телах: шаре, цилиндре, конусе, призме, пирамиде;

решать арифметические и логические задачи;

иметь представление о линиях: прямой, кривой, ломанной, луче, отрезке; о замкнутых и

незамкнутых линиях; о взаимном расположении линий и точек на плоскости;

об углах и их видах: прямом, остом и тупом – о соотношении между ними; о многоугольниках

и их классификации по числу углов;

моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из

развёрток на бумаге.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как

составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением

недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного;

осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов

задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого

высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение

заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать

оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные

УУД: овладение

определенными

вербальными

и

невербальными

средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с

взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать

собеседника; задавать вопросы.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и

самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному

обучению.

РАЗДЕЛ № 2

«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»

2.1 Календарный учебный график

Кол-во

часов

Тема занятия

Формы контроля

1

2

Дети идут в школу. Звук и буква А

Входной тест

2

2

К.Ушинский «Четыре желания». Звук и буква О.

беседа

3

2

Осень, осень, в гости просим. Звук и буква У

беседа

4

2

В. Бианки «Купание медвежат». Звук и буква Ы

тестирование

5

2

Золотая осень. Звук и буква Э

решение задач

6

2

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да

масляный». Чтение слов АУ, УА, закрепление

пройденного материал

решение задач

7

2

Моя семья. Звук и буква Л, чтение слогов

решение задач

8

2

Лиса с лисятами. Звук и буква М, чтение слогов,

чтение слов, ударение

решение задач

9

2

Сказка «Как ежик выручил зайца». Звук и буква Н,

чтение слогов, чтение слов

решение задач

10

2

Какие бывают предметы. Звук и буква Н, чтение

слогов, знакомство с предложением, чтение

предложения

решение задач

11

2

Е. Пермяк «Первая рыбка».

беседа

12

2

Зимний вечер. Буква Я, чтение слогов, слов,

предложений.

решение задач

13

2

Зимний вечер. Буква Ю, чтение слогов, слов,

предложений

решение задач

14

2

Итоговое занятие

решение задач

15

2

Зимушка-зима, зима снежная была. Буква Е,

чтение слогов, чтение слов

тестирование

16

2

Зимние забавы. Буква Ё, чтение слогов, чтение

слов

решение задач

17

2

Дети идут в школу. Звук и буква А

решение задач

18

2

К.Ушинский «Четыре желания». Звук и буква О.

решение задач

19

2

Продолжение ряда. Ориентировка во времени.

беседа

20

2

Продолжение ряда по нескольким признакам.

решение задач

21

2

Компоненты вычитания.

решение задач

22

2

Задачи на нахождение уменьшаемого по

известным вычитаемому и разности.

решение задач

23

2

Задачи на нахождение по известным

уменьшаемому и разности.

решение задач

24

2

Нахождение ошибки. Количество и счет.

решение задач

25

2

Нахождение ошибки. Величина.

решение задач

26

2

Нахождение ошибки. Ориентировка во времени,

пространстве.

решение задач

27

2

Составление задач на сложение по условно-

схематической модели.

решение задач

28

2

Составление задач на вычитание по условно-

схематической модели.

решение задач

30

2

Составление задач на сложение по числовому

примеру.

решение задач

31

2

Составление задач на вычитание по числовому

примеру.

решение задач

32

2

Проведение олимпиады по математике.

33

2

Решение задач в уме.Умозаключения.

решение задач

34

2

Словесные логические игры и упражнения.

решение задач

35

2

Диагностика.

решение задач

36

2

«Путешествие в царство Математики»

решение задач

2.2 Условия реализации программы

Материально-технические обеспечение

Для реализации данной программы необходимо следующее материальное обеспечение:

- светлое помещение с левосторонним освещением;

- столы-парты в количестве 8 штук, подобранные в соответствии с ростом детей;

- детские стулья на каждого ребенка, соответствующие росту детей;

- школьная доска;

- школьные мелки (белые и цветные);

- стол и стул для педагога;

- методический шкаф для хранения методических пособий;

- простые карандаши на каждого ребенка;

- цветные карандаши на каждого ребенка;

- рабочие тетради;

- тетради в обычную клетку, тетради в косую линейку.

Информационное обеспечение

Таблицы:

- таблица «Азбукоград»;

- Состав числа;

- таблицы на распределение внимания (буквы, цифры, птицы, морские животные, рифмы,

омонимы);

- таблицы на переключение внимания (буквы – картинки, количество-цифра);

- таблица «Геометрические фигуры – родственники»;

- таблица «Подбери соответствующую фигуру»;

- таблицы для упражнений «Слово рассыпалось» и «Грамматическая арифметика»;

- таблицы на развитие логического мышления, поиск взаимосвязей: «Бабочка», «Верблюд»,

«Волк», «Найди девятое», «Животные», «Платье», «Птицы», « Хлеб»,

- таблицы на словообразование.

Карточки:

- карточки для чтения (короткие, длинные слова, фразы, предложения, небольшие рассказы);

- карточки с примерами (с однозначными и двухзначными числами);

- карточки с круговыми примерами;

- карточки для чтения выражений со знаками «>», «<», «=»;

- карточки – иллюстрации для решения задач;

- карточки с изображением предметных картинок;

- карточки с ребусами;

- карточки со знаками препинания;

- карточки слоговые.

Дидактические игры:

«Слоговое

лото», «Из одного слова – несколько», «Накорми

животных», «Вылечи

предложение», «Подбери нужное слово»,

«Магазин», «Умная машина»,

«Найди число»,

«Времена года», «Третий лишний», «Узнай сказку»;

Иллюстрации:

- иллюстрации для дидактических игр и формирования различных понятий;

-иллюстрации к стихотворению Б.Заходера «Алфавит».

2.3 Формы аттестации (контроля)

Входной тест, промежуточная диагностика, итоговая работа, решение задач

2.4. Оценочные материалы

Считаем необходимым в данной программе использование методики ознакомления детей с

ударением Журовой Е.Н., Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н., которая предлагает

начинать обучение вычленению ударного слога с двухсложных слов с ударением на первом слоге

(мама, мыло), потом переходить к словам с ударением на втором слоге. Причем при выделении

ударного слога необходимо произносить слово целиком, т.к, произнося слово по слогам, получится

столько ударений, сколько слогов в слове. Педагог дает образец правильного произнесения слова с

подчеркнутым

ударением,

помогает

детям

выделить

ударный

слог.

Затем

дети

учатся

самостоятельно выделять ударный гласный звук в слове.

Также дети знакомятся со значком, обозначающим ударение. В дальнейшем определение

ударного слога, ударного гласного будет включаться в фонетический разбор слов.

Знакомство со следующей группой гласных (Я, Е, Ё, Ю – йотированные гласные) вызывает у

детей определенные трудности, если вводить существующее правило, которое говорит о том, что эти

буквы обозначают два звука – ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО. Поэтому детям (Колесникова Е.В.) представляют

йотированные буквы как буквы, придающие мягкость согласным, после которых они пишутся. При

этом в словах звучат гласные звуки А, Э, О, У, но если согласный перед ним звучит мягко, то

пишутся буквы Я, Е, Ё, Ю.

Затем дети уже читают предложение из трех слов и тут же знакомятся с графическим

изображением предложения. Слова обозначаются прямоугольниками, у первого прямоугольника

левая сторона чуть выше, что символизирует начало предложения.

Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными, что позволяет им хорошо усвоить

понятие парности по звонкости /глухости.

После этого дети познакомятся с одиночными согласными Х и Ц, с мягким согласным Й, с

разделительной смягчающей функцией Ь, с разделительной функцией Ъ.

На заключительных занятиях закрепляются полученные знания.

Для лучшего запоминания зрительного образа буквы используются следующие упражнения:

вырезать букву; обвести ее пальчиком по контуру; написать букву по точкам; закрасить контур

буквы; дорисовать элементы так, чтобы получилась буква; написать букву в клетке; выучить

стихотворение про букву.

В программе используются игры и упражнения для совершенствования фонематического

слуха: «Подскажи словечко», «Звук потерялся», «Звуки поменялись местами»; игровые упражнения

на закрепление связи звука с буквой «Ну-ка, буква, отзовись», «Назови правильно», «Назови букву,

которая спряталась»; заучивание стихотворений с опорой на сюжетный рисунок. Деформированные

тексты и путаницы в картинках, поговорки, загадки представляют собой слияние заданий на

развитие внимания, памяти, мышления.

Разнообразный по формам материал физкультминуток продолжает словарную и звуковую

тематику, не только развивает общую моторику и снимает напряжение, но и учит правильно дышать

и интонировать, помогает выработке чувства ритма. Для этой цели используются веселые стихи,

связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соответственно

тексту (в то же время дети упражняются в произношении изучаемого звука).

2.5 Методические материалы и условия реализации программы

Формы организации образовательного процесса:

1. Групповые занятия (урок, экскурсии, круглый стол, дискуссия);

2. Индивидуальные занятия (урок – исследование);

3. Совместная творческая деятельность (путешествие в прошлое, заочная экскурсия).

Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, презентация, наблюдение, практическое

занятие, творческая мастерская.

Формы контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, зачетные занятия, творческие

задания, самостоятельные проекты.

Методы обучения – словесный, наглядно-практический, объяснительно - иллюстративный, игровой.

Методы воспитания - убеждение, мотивация, стимулирование.

Педагогические технологии – элементы технологии группового обучения, коллективно творческой

деятельности, игровой деятельности, здоровьесберегающей технологии.

Список литературы:

Литература для педагога:

1.

Волина В. «Праздник букваря», М. «Аст-Пресс», 1995г

2.

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения

до школы».

3.

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы».

4.

Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Тематическое планирование «От рождения до

школы».

5.

Вагурина Л.Я. Я начинаю учиться. Пособие для детей дошкольного возраста. Вып.1.-М.,1995.

6.

Волина В.В. Занимательное азбуковедение.-М.,1991.

7.

Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей.- М.,1993.

8.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топркова И.Г., Щербинина С.В. «Учимся читать», «Готовим руку к

письму», Тренажер по развитию речи», «Читаем вслух».

9.

Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. Изд.2-е-М.,1978.

10. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребёнку стать смышлённым. – М.,1997.

11. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для

детей 6—7 лет / авт.- сост. Т. Е. Ковригина, Р. Е.

12. Карпенко, М. Т. Сборник загадок. - М.: Просвещение, 1988.

13. Колесникова Е.В. Звуки и буквы. Демонстрационный материал + методичка.

14. Колесникова Е.В. Предмет, слово, схема. Учебно-наглядное пособие.

15. Колесникова Е.В. Запоминаю буквы. Демонстрационный материал.

16. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет.

17. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада.

18. Колесникова Е.В. Ну-ка буква отзовись. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.

19. Колесникова Е.В. Веселая грамматика. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.

20. Колесникова Е.В. «Я уже читаю». Сборник литературных произведений для детей 4-7 лет.

21. Колесникова Е.В. Геометрия вокруг нас. Рисование по клеточкам для детей 5-7 лет.

22. Колесникова Е.В. Я решаю арифметические задачи. Математика длядетей 5-7 лет.

23. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. Математика длядетей 5-7 лет.

24. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. Изд.2-е.-1984.

25. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.,1985.

26. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А.

Кирюшкин, Н. А. Федосова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. Нефедова Е.А, Узорова О.В.

«Готовимся к школе», Киров, «Аквариум», 1998г.

27. Полякова М. А. Как научить ребенка читать и писать / Марина Полякова, - 2-е изд. - М.: Айрис-

пресс, 2008.

28. «Развития мышления», серия «Домашняя школа», М. «ОНИКС», 2002г.

29. Сладкова, Н. Жизнь на песке. - М.: Детская литератур;! 1973.

30. Севостьянова Е.О. «Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет», М., «Сфера», 2005г.

31. Тихомирова Л.Ф. Басов А.В. «Развитие логического мышления детей», Ярославль. «Академия

развития», 1998г.

32. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. - М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

33. Черемошкина Л.В. «Развитие памяти детей», Ярославль, «Академия развития», 1997г.

34. Четверушкина, Н. С. Слоговая структура слова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

35. Хрестоматия по детской литературе. - М.: Просвещение, 1984.

36. Шваб Е.Д. «В школу с радостью» Волгоград, «Учитель» 2007г.

37. Шеремет. - Волгоград: Учитель, 2009

38. Юрчишина В.Д. Вижу – Читаю – Пишу. – М., 2006.

Для учащихся:

1.

Занимательная математика: материалы для коллективных и индивидуальных занятий с

дошкольниками и младшими школьниками. Попова Г.П., Усачева В. И. – Волгоград: Учитель,

2007г.

2.

Игры по развитию творческого воображения по книге ДжанниРодари «Грамматика

фантазии». Страунинг А. М., Страунинг М. А. – Ростов – на – Дону – 1993г.

3.

Игровые задачи для дошкольников. СПб: «Детство – Пресс», Михайлова З.А., Санкт –

Петербург – 2001г.

4.

Колесникова Е.В. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет». Рабочая

тетрадь.

5.

Колесникова Е.В. «Прописи для дошкольников 5-7 лет».

6.

Колесникова Е.В. «Запоминаю буквы». Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.

7.

Колесникова Е.В. Я решаю арифметические задачи. Математика для детей 5-7 лет.

8.

Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. Математика для детей 5-7 лет.

9.

Математика в сказках. Методическое пособие. Баранова В.Н.,Булдаков А.Э., Омск-1995г.



В раздел образования