Напоминание

Роль семьи в профессиональной ориентации детей и подростков в области искусств


Автор: Куренкова Надежда Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДОДШИ №4 г. Тула
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: доклад
Тема: Роль семьи в профессиональной ориентации детей и подростков в области искусств
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Тульской области

«Тульский колледж искусств им. А.С.Даргомыжского»

Структурное подразделение

«Учебно-методический центр»

Доклад.

Тема: «Роль семьи в профессиональной ориентации детей

и подростков в области искусств».

Работу выполнила

Куренкова Надежда Юрьевна

Преподаватель теоретических дисциплин

МБУДО ДШИ №4 г. Тулы.

Тула.

2024г.

1

2

«Роль семьи в профессиональной ориентации

детей и подростков в области искусств ».

Выбор профессии в области искусств – важный и ответственный

шаг в жизни каждого человека, ведь речь идет о жизненном

призвании. В своем докладе я хотела донести полезную

информацию о том, как родители могут поддержать своего

ребенка при выборе этой профессии и каким образом семья влияет

на отношение подростка к этой творческой работе. Всем

родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим

детям. Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую,

высокооплачиваемую профессию, кроме того у нас есть

определенные представления о характере и склонностях наших

детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным

опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь

для них предпочтительнее.

Выбор профессии в области искусств – дело семейное. Конечно,

последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое

будущее, но мнение родителей, их совет и поддержка очень

важны. Выбирая данную профессию, люди выбирают не только

способ, каким будут зарабатывать себе на жизнь, но и образ жизни

Цель и мотив воспитания творческого ребенка – это счастливая,

полноценная, полезная людям жизнь этого ребенка.

Главная задача отца - научить ребенка уверенности в себе, помочь

дочери или сыну стать цельной и самодостаточной личностью. Но

делать это необходимо не лекциями и нравоучениями, а

собственным примером и демонстрацией правильного отношения к

2

3

ней. Отец, который это понимает, принимает дочь или сына

такими, какие они есть, хвалит их , поощряет, разбирает сложные

жизненные ситуации и поддерживает в трудные для них минуты.

Он всегда находится рядом, дарит подарки, уделяет им время и

внимание. При этом такой папа уважительно общается с мамой.

Если дети чувствуют от своего отца поддержку, заботу и любовь,

то и получают множество преимуществ – самое главное становится

уверенным в себе.

У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих детей в

области искусств, расширяющих горизонты их будущей карьеры и

укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов вырастить

детей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает

стереотипно зависимые или пассивные модели поведения к детям.

Матери, занятые творческой карьерой в области искусства,

склонны воспитывать в своих детях большую независимость мысли

и смелость. Самое ценное, что может сделать мама при воспитании

ребенка, это всё время давать ему чувствовать, что она его любит

и гордится его успехами. Даже если не нравится что-то в

поступках своих детей, не нужно повышать голос, обзывать их

оскорбительными словами и наказывать.

Каждое проявление индивидуальности ребенка нужно уважать и

обсуждать все проблемы вместе.

Родители, стремящиеся развить в ребенке творческие

способности и продуктивность , должны дать место творчеству и в

собственной жизни. Чтобы ребенок развивался, родителю самому

необходимо самосовершенствоваться, тем самым подавая хороший

пример своему ребенку . Родитель должен находиться в гармонии

со своим психологическим и эмоциональным здоровьем, работать

над собой, саморазвиваться и прививать такое же отношение к

жизни своим детям.

3

4

Семейная среда, где с одной стороны есть внимание к ребенку, а

с другой стороны, где к нему не предъявляются несогласованные

требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть

творческие члены семьи и поощряется не стереотипное поведение,

приводит к развитию креативности и творчества у ребёнка. Для

развития творческих способностей ребенка необходимо, чтобы

среди близких людей был творческий человек, с которым бы

ребенок себя идентифицировал. Процесс идентификации зависит от

отношений в семье. Многие исследователи и психологи выдвинули

гипотезу, что семейная среда ,где есть творческий подход,

благоприятна для развития у детей креативности. Соглашусь с эти

выводом, так как в младшем возрасте основным видом

деятельности ребенка является игра. Ситуации для игр ребенок

берет из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы

незаметно подсказывать ребенку, как должен поступить в игре

герой. Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что

плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в

обществе, а какие порицаются.

Среди многочисленных факторов, которые подтверждают

важнейшую роль семейно-родительских отношений, есть и такие:

Большие шансы проявить творческие способности имеет, как

правило, старший или единственный сын в семье.

Если ребенок видит творческое отношение к профессии своих

родителей, то шансов стать творческим у него больше.

По наблюдению психологов чаще творческие дети появляются в

семьях, где отец значительно старше матери.

Детское творчество в музыке, изобразительном искусстве. танцах

способствует интеллектуальному и умственному развитию ребенка,

пониманию им многих вещей, которые нельзя объяснить на словах.

Родителям необходимо помнить:

4

5

главное относиться к творческим занятиям ребенка гуманно и

гибко. Важно, чтобы не потерялся интерес к творчеству в области

искусств.

.

Например

: Детские школы искусств – базовый элемент

трехуровневой системы художественного образования.

Историческое предназначение детской школы искусств – не только

в приобщении детей к ценностям мировой и отечественной

культуры, но и в формировании основных профессиональных

навыков и мотивации к продолжению профессионального

образования. Вовлечение родителей обучающихся ДШИ в

решение задачи профориентации выпускников – относительно

новая и безусловно важная проблема. Актуальность выражена в

нарастающем дефиците кадров в сфере художественного

образования. Ресурсы решения проблемы – сотрудничество,

содружество и наставничество рассматриваются как стиль и формат

взаимодействия между тремя составляющими системы:

педагогами, родителями и детьми. Существуют и семейные

традиции. Например, прадед был музыкантом. дед был

музыкантом, отец был музыкант. Кем же еще быть сыну? Вопрос

даже не стоит. Это - династические профессии. Ребенок как бы идет

по инерции, не зная, насколько профессия родителей

действительно соответствует его собственным интересам и

склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет

данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для

неё требуются. Например, дети музыкантов прекрасно знают. что

эта профессия подразумевает много домашней подготовки. Надо ,

разучивать произведения, музицировать, доводить до

совершенства каждую мелодию.

Таким образом, если ребенку нравится профессия родителей,

важно

5

6

обсуждать с ним его предпочтение выбора в данной ситуации. И

это все приводит к успеху. Ребенок с детства погружен в

соответствующую среду, общается с представителями своей

будущей профессии, имеет преимущества в виде помощи и связей

родителей, их опыта и навыков. Во всех этих случаях, ребенок

вполне может

найти то, что ему нужно и быть вполне успешным и счастливым.

Подготовить ребенка к будущей этой профессии, помочь ему

сделать правильный выбор – одна из важнейших задач для

любящих и дальновидных родителей.

Родителям и близким родственникам не нужно подавлять ребенка

своим авторитетом. Наоборот необходимо поощрить инициативу

творчества, желание ребенка включиться в творческий процесс

Вывод: Влияние родителей – самый главный фактор, оказывающий

воздействие на формирование профессиональной ориентации

личности ребенка. Благодаря общению с взрослыми ребенок

узнает, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а

какое рискованно.

Самое главное для ребенка, как бы он не

стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со

стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути

самоопределения они идут не одни, что рядом находится

взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой

бы путь они не выбрали. Это ощущение придает им уверенность в

своих силах .Семья - это то пространство, где формируется

отношение к работе, к профессиональной деятельности. Если

родители относятся к работе как к значимой части своей жизни,

рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения,

то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность

жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Самое главное

для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, - это

6

7

ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что

по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом

находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и

поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает им

уверенность в своих силах и побуждает к творческим достижениям

не только учебным, но и профессиональным.

Список литературы:

7

8

1. Аверин Н.И., Психология личности. М. 2009г.

2. Ананьев Б. Т. Формирование одаренности. М. 2003г

3. Андреев В. И. Педагогика творческого

саморазвития. М. 2006г.

5. Белова Е. П. Одаренность и дошкольное детство. М.

2002г.

6 .Овчарова Р.И. Психология родительства.М.2005г.

7. Лесгафт П.Я. Семейное воспитание ребенка и его

значение. М. 1999г.

8



В раздел образования