Автор: Куренкова Надежда Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДОДШИ №4 г. Тула
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: доклад
Тема: Роль семьи в профессиональной ориентации детей и подростков в области искусств
Раздел: дополнительное образование
1
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Тульской области
«Тульский колледж искусств им. А.С.Даргомыжского»
Структурное подразделение
«Учебно-методический центр»
Доклад.
Тема: «Роль семьи в профессиональной ориентации детей
и подростков в области искусств».
Работу выполнила
Куренкова Надежда Юрьевна
Преподаватель теоретических дисциплин
МБУДО ДШИ №4 г. Тулы.
Тула.
2024г.
1
2
«Роль семьи в профессиональной ориентации
детей и подростков в области искусств ».
Выбор профессии в области искусств – важный и ответственный
шаг в жизни каждого человека, ведь речь идет о жизненном
призвании. В своем докладе я хотела донести полезную
информацию о том, как родители могут поддержать своего
ребенка при выборе этой профессии и каким образом семья влияет
на отношение подростка к этой творческой работе. Всем
родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим
детям. Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую,
высокооплачиваемую профессию, кроме того у нас есть
определенные представления о характере и склонностях наших
детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным
опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь
для них предпочтительнее.
Выбор профессии в области искусств – дело семейное. Конечно,
последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое
будущее, но мнение родителей, их совет и поддержка очень
важны. Выбирая данную профессию, люди выбирают не только
способ, каким будут зарабатывать себе на жизнь, но и образ жизни
Цель и мотив воспитания творческого ребенка – это счастливая,
полноценная, полезная людям жизнь этого ребенка.
Главная задача отца - научить ребенка уверенности в себе, помочь
дочери или сыну стать цельной и самодостаточной личностью. Но
делать это необходимо не лекциями и нравоучениями, а
собственным примером и демонстрацией правильного отношения к
2
3
ней. Отец, который это понимает, принимает дочь или сына
такими, какие они есть, хвалит их , поощряет, разбирает сложные
жизненные ситуации и поддерживает в трудные для них минуты.
Он всегда находится рядом, дарит подарки, уделяет им время и
внимание. При этом такой папа уважительно общается с мамой.
Если дети чувствуют от своего отца поддержку, заботу и любовь,
то и получают множество преимуществ – самое главное становится
уверенным в себе.
У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих детей в
области искусств, расширяющих горизонты их будущей карьеры и
укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов вырастить
детей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает
стереотипно зависимые или пассивные модели поведения к детям.
Матери, занятые творческой карьерой в области искусства,
склонны воспитывать в своих детях большую независимость мысли
и смелость. Самое ценное, что может сделать мама при воспитании
ребенка, это всё время давать ему чувствовать, что она его любит
и гордится его успехами. Даже если не нравится что-то в
поступках своих детей, не нужно повышать голос, обзывать их
оскорбительными словами и наказывать.
Каждое проявление индивидуальности ребенка нужно уважать и
обсуждать все проблемы вместе.
Родители, стремящиеся развить в ребенке творческие
способности и продуктивность , должны дать место творчеству и в
собственной жизни. Чтобы ребенок развивался, родителю самому
необходимо самосовершенствоваться, тем самым подавая хороший
пример своему ребенку . Родитель должен находиться в гармонии
со своим психологическим и эмоциональным здоровьем, работать
над собой, саморазвиваться и прививать такое же отношение к
жизни своим детям.
3
4
Семейная среда, где с одной стороны есть внимание к ребенку, а
с другой стороны, где к нему не предъявляются несогласованные
требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть
творческие члены семьи и поощряется не стереотипное поведение,
приводит к развитию креативности и творчества у ребёнка. Для
развития творческих способностей ребенка необходимо, чтобы
среди близких людей был творческий человек, с которым бы
ребенок себя идентифицировал. Процесс идентификации зависит от
отношений в семье. Многие исследователи и психологи выдвинули
гипотезу, что семейная среда ,где есть творческий подход,
благоприятна для развития у детей креативности. Соглашусь с эти
выводом, так как в младшем возрасте основным видом
деятельности ребенка является игра. Ситуации для игр ребенок
берет из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы
незаметно подсказывать ребенку, как должен поступить в игре
герой. Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что
плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в
обществе, а какие порицаются.
Среди многочисленных факторов, которые подтверждают
важнейшую роль семейно-родительских отношений, есть и такие:
Большие шансы проявить творческие способности имеет, как
правило, старший или единственный сын в семье.
Если ребенок видит творческое отношение к профессии своих
родителей, то шансов стать творческим у него больше.
По наблюдению психологов чаще творческие дети появляются в
семьях, где отец значительно старше матери.
Детское творчество в музыке, изобразительном искусстве. танцах
способствует интеллектуальному и умственному развитию ребенка,
пониманию им многих вещей, которые нельзя объяснить на словах.
Родителям необходимо помнить:
4
5
главное относиться к творческим занятиям ребенка гуманно и
гибко. Важно, чтобы не потерялся интерес к творчеству в области
искусств.
.
Например
: Детские школы искусств – базовый элемент
трехуровневой системы художественного образования.
Историческое предназначение детской школы искусств – не только
в приобщении детей к ценностям мировой и отечественной
культуры, но и в формировании основных профессиональных
навыков и мотивации к продолжению профессионального
образования. Вовлечение родителей обучающихся ДШИ в
решение задачи профориентации выпускников – относительно
новая и безусловно важная проблема. Актуальность выражена в
нарастающем дефиците кадров в сфере художественного
образования. Ресурсы решения проблемы – сотрудничество,
содружество и наставничество рассматриваются как стиль и формат
взаимодействия между тремя составляющими системы:
педагогами, родителями и детьми. Существуют и семейные
традиции. Например, прадед был музыкантом. дед был
музыкантом, отец был музыкант. Кем же еще быть сыну? Вопрос
даже не стоит. Это - династические профессии. Ребенок как бы идет
по инерции, не зная, насколько профессия родителей
действительно соответствует его собственным интересам и
склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет
данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для
неё требуются. Например, дети музыкантов прекрасно знают. что
эта профессия подразумевает много домашней подготовки. Надо ,
разучивать произведения, музицировать, доводить до
совершенства каждую мелодию.
Таким образом, если ребенку нравится профессия родителей,
важно
5
6
обсуждать с ним его предпочтение выбора в данной ситуации. И
это все приводит к успеху. Ребенок с детства погружен в
соответствующую среду, общается с представителями своей
будущей профессии, имеет преимущества в виде помощи и связей
родителей, их опыта и навыков. Во всех этих случаях, ребенок
вполне может
найти то, что ему нужно и быть вполне успешным и счастливым.
Подготовить ребенка к будущей этой профессии, помочь ему
сделать правильный выбор – одна из важнейших задач для
любящих и дальновидных родителей.
Родителям и близким родственникам не нужно подавлять ребенка
своим авторитетом. Наоборот необходимо поощрить инициативу
творчества, желание ребенка включиться в творческий процесс
Вывод: Влияние родителей – самый главный фактор, оказывающий
воздействие на формирование профессиональной ориентации
личности ребенка. Благодаря общению с взрослыми ребенок
узнает, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а
какое рискованно.
Самое главное для ребенка, как бы он не
стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со
стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути
самоопределения они идут не одни, что рядом находится
взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой
бы путь они не выбрали. Это ощущение придает им уверенность в
своих силах .Семья - это то пространство, где формируется
отношение к работе, к профессиональной деятельности. Если
родители относятся к работе как к значимой части своей жизни,
рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения,
то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность
жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Самое главное
для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, - это
6
7
ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что
по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом
находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и
поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает им
уверенность в своих силах и побуждает к творческим достижениям
не только учебным, но и профессиональным.
Список литературы:
7
8
1. Аверин Н.И., Психология личности. М. 2009г.
2. Ананьев Б. Т. Формирование одаренности. М. 2003г
3. Андреев В. И. Педагогика творческого
саморазвития. М. 2006г.
5. Белова Е. П. Одаренность и дошкольное детство. М.
2002г.
6 .Овчарова Р.И. Психология родительства.М.2005г.
7. Лесгафт П.Я. Семейное воспитание ребенка и его
значение. М. 1999г.
8