Автор: Пилягина Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Сосновская СОШ № 1, филиал в с. Перкино
Населённый пункт: с. Перкино, Тамбовская область
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: "Путешествие в удивительный мир природы", 4 класс
Раздел: начальное образование
Конспект внеклассного мероприятия
«Путешествие в удивительный мир природы». 4 класс
Цель:
Экологическое воспитание школьников: принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Задачи:
- расширить круг знаний о царствах природы;
-учиться соблюдать правила нравственного поведения на природе.
Ход занятия
Организационный момент
- Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля. Посмотрите
вокруг: какой прекрасный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце,
животные, птицы. Это природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем
немного - бережного отношения к себе.
1. «Царство растений».
- Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в
жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни
тысяч названий.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.
Викторина «Узнай растение».
1.
Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
2.
Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
3.
Какая ягода бывает красной, белой, черной? (Смородина).
4.
На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
5.
Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
6.
Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
7.
Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
8.
Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
9.
У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
10.
Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).
Фотозагадка По изображению узнать и назвать дерево.
Каждой команде по одному изображению. За правильный ответ один балл.
Игра «Четвёртый лишний».
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ? Каждой команде дается листок с заданием и
одна минута.
1.
Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
2.
Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
3.
Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
4.
Осина, липа, дуб, ель. Так как …
5.
Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
6.
Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
7.
Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
8.
Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …
2. «Царство Животных».
Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они
не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера
Викторина «Лесные загадки».
1.
Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2.
Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3.
Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4.
Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
5.
Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
6.
У кого на сучке кладовая? (У белки).
7.
Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
8.
Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
Конкурс. «Забавные зверюшки».
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А
сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
1.
Цапля и лягушата в озере.
2.
Лев и собачка.
3.
Ворона и лисица.
4.
Машенька и три медведя.
3. «Царство Грибов».
- Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают
грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем
воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и
увлекательное занятие. Вы любите собирать грибы?
– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).
И сейчас мы отправляемся за грибами.
Конкурс «Узнай гриб!»
1.
Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки).
2.
Очень дружные ребята
У пенька живут... (Опята).
3.
Где хвоинок многовато,
Поджидают нас... (Маслята).
4.
Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик).
4.Станция. «Экологическая».
– Ребята, что такое «экология»?
- Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят
об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в
лес.
Прогулка. (С.Михалков)
Мы приехали на речку воскресенье провести
А свободного местечка возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят: загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке там и тут пустые банки
И, как будто нам назло, даже битое стекло.
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели; тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли – насорили и ушли!
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не нашли!
(высказывания детей по содержанию стихотворения).
Жили люди на планете,
Мамы, папы и их дети.
Бросят люди по бумажке,
Планета станет замарашкой....
Люди, не нужно сорить на планете,
Она ведь жизнь нам дает.
Планета такая одна на всем свете,
Давайте ее сбережем.
Конкурс «Экологический знак».
– Команды представьте свои экологические знаки и объясните, что они обозначают. За
каждый знак команда получает один балл. (Защита экологических знаков).
- Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о
том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе. А сейчас поиграем в игру
«Экологический светофор».
Игра «Экологический светофор»
Поиграем с вами, представьте себе, что перед вами вот такой «Экологический светофор»
Серый цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими
действиями! Соблюдай меру и правила! Погрозить пальцем!
Зелёный цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё!
Продолжай помогать природе! Хлопки в ладоши.
1.
Дети оставили костёр в лесу.
2.
Девочки не стали рвать ландыши в лесу.
3.
Ученики очищают парк от мусора.
4.
Ребята увидели гнездо в траве.
5.
Ребята бросают мусор на дорогу.
6.
Девочка рвёт цветы на клумбе.
7.
Ребята поймали снегиря и посадили в клетку.
8.
Дети вешают кормушку.
9.
Мальчики рассматривают жука.
10. Ученики высаживают возле школы деревья.
11. Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются
законом.
- Молодцы! Вы - настоящие защитники природы!
- Давайте беречь наш общий дом Землю, нашу страну Россию, наш Тамбовский край