Напоминание

"Речевой этикет на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе"


Автор: Щербинина Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ лицей №104
Населённый пункт: г. Минеральные Воды
Наименование материала: методическое проектирование
Тема: "Речевой этикет на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ лицей №104 г. Минеральные Воды

«Речевой этикет на уроках русского языка и литературного чтения»

Технология развивающего обучения

Щербинина О.А.,

учитель начальных классов

Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные

возможности человека и на их реакцию.

Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному

освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То

есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации

памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью

которых происходит усвоение знаний и оперирование ими.

Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации

которого основываются на закономерностях развития ребенка.

Теория развивающего обучения берет своё начало в работах И.Г. Песталоцци,

А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.

Выделяют следующие признаки технологии обучения:

1) процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности

преподавателя и учащихся, т. е. совместная деятельность преподавателя и

учащихся;

2) совокупность приемов, методов;

3) проектирование и организация процесса обучения;

4) наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития

личностного потенциала учащихся.

Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные

идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии

оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие

позиции:

технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее

лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают

технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей

педагогики и т.д.);

технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в

соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого

результата;

функционирование

технологии

предусматривает

взаимосвязанную

деятельность

преподавателя

и

учащихся

на

договорной

основе

с

учетом

принципов

индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и

технических возможностей, использование диалога, общения;

поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической

технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и,

с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;

1

МБОУ лицей №104 г. Минеральные Воды

органической

частью

педагогической

технологии

являются

диагностические

процедуры,

содержащие

критерии,

показатели

и

инструментарий

измерения

результатов деятельности.

Основные характеристики педагогической технологии

Название

Цель

Сущность

Механизм

Развивающее

обучение

Развитие личности и

ее способностей

Ориентация учебного

процесса

На потенциальные

возможности

человека и их

реализацию

Вовлечение учеников в различные виды

деятельности

В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного

субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает

все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию

целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой

специфический вклад в развитие личности.

Принципы, лежащие в основе технологии развивающего

обучения:

вне деятельности нет развития;

знание учениками их собственных возможностей и результатов учения есть

обязательные условия их дальнейшего психического развития;

ученик становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких

личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.

Условия достижения

Организация

учебного

пространства

на

основе

ведущих

понятий

теории

развивающего обучения «учебная деятельность и её субъект»; Построение

образовательного пространства как пространства ориентировочной деятельности

ученика за счет движения от замысла – к опробованию – достраиванию – к

решению – к действию;

Создание условий для индивидуализации обучения через предоставление учащимся

возможности свободного выбора способов и средств для решения самостоятельно

поставленных перед собой учебных задач, выбора «пространства» деятельности;

Активное использование в педагогической практике интерактивных технологий:

методов продуктивного диалога и проектной деятельности, информационных

компьютерных технологий;

Освоение новой педагогической позиции «педагогического менеджера»;

Использование в образовательном процессе различных источников информации, в

том числе учебников разных авторов, создание собственных методических средств,

позволяющих организовать продуктивную индивидуальную и самостоятельную

деятельность учащихся;

Слияние учебной и внеурочной деятельности.

2

МБОУ лицей №104 г. Минеральные Воды

Современный этап педагогической практики это переход от информационно-

объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей

широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только

усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации,

развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

Организация учебной деятельности

в рамках технологии развивающего обучения

При организации учебной деятельности надо помнить, что ребёнок – самостоятельный

субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Учебный процесс строиться

таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный

цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.

Урок начинается с оценки учениками того, что они могут, знают. Создается ситуация

успеха, но в определенное время ребенок должен столкнуться с трудностью, с

проблемой, для решения которой имеющихся знаний явно не хватает (ситуация

продуктивного конфликта). Учащиеся определяют для себя, что именно они не знают,

то есть ставят перед собой учебную задачу. Методические приемы:

Использование специально отобранного дидактического материла

Сопоставление разных точек зрения на языковое явление (привлечение разных

источников информации).

Создание ситуаций, способствующих введению учебной задачи: реальные речевые

или языковые трудности (ошибки в речи, использование "лишних” вопросов,

заданных на предыдущих уроках).

Исследовательский проект

Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии. Они возникают тогда,

когда:

- ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов

деятельности для решения поставленной проблемы;

- он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;

- он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.

В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к

простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск

(под руководством учителя) к ее разрешению.

Реализация дидактического принципа «обучение на высоком уровне трудности с

соблюдением меры трудности» требует так отбирать и структурировать содержание,

чтобы при работе с ним учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение.

Мера трудности варьируется в зависимости от возможностей каждого школьника,

вплоть до прямой помощи. Но сначала школьник должен столкнуться с

познавательной трудностью, которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую

деятельность ученика, класса.

Следовательно, обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая

развитие, стимулирует его, и в то же время само опирается на актуальное развитие.

Поэтому обучение должно ориентироваться “на завтрашний день детского развития”.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития.

3



В раздел образования