Автор: Щербинина Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ лицей №104
Населённый пункт: г. Минеральные Воды
Наименование материала: методическое проектирование
Тема: "Речевой этикет на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе"
Раздел: начальное образование
МБОУ лицей №104 г. Минеральные Воды
«Речевой этикет на уроках русского языка и литературного чтения»
Технология развивающего обучения
Щербинина О.А.,
учитель начальных классов
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные
возможности человека и на их реакцию.
Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному
освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То
есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации
памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью
которых происходит усвоение знаний и оперирование ими.
Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации
которого основываются на закономерностях развития ребенка.
Теория развивающего обучения берет своё начало в работах И.Г. Песталоцци,
А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.
Выделяют следующие признаки технологии обучения:
1) процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности
преподавателя и учащихся, т. е. совместная деятельность преподавателя и
учащихся;
2) совокупность приемов, методов;
3) проектирование и организация процесса обучения;
4) наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития
личностного потенциала учащихся.
Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные
идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии
оценки результата; результаты; ограничения в использовании.
Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие
позиции:
технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее
лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают
технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей
педагогики и т.д.);
технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в
соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого
результата;
функционирование
технологии
предусматривает
взаимосвязанную
деятельность
преподавателя
и
учащихся
на
договорной
основе
с
учетом
принципов
индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и
технических возможностей, использование диалога, общения;
поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической
технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и,
с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;
1
МБОУ лицей №104 г. Минеральные Воды
органической
частью
педагогической
технологии
являются
диагностические
процедуры,
содержащие
критерии,
показатели
и
инструментарий
измерения
результатов деятельности.
Основные характеристики педагогической технологии
Название
Цель
Сущность
Механизм
Развивающее
обучение
Развитие личности и
ее способностей
Ориентация учебного
процесса
На потенциальные
возможности
человека и их
реализацию
Вовлечение учеников в различные виды
деятельности
В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного
субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает
все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию
целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой
специфический вклад в развитие личности.
Принципы, лежащие в основе технологии развивающего
обучения:
вне деятельности нет развития;
знание учениками их собственных возможностей и результатов учения есть
обязательные условия их дальнейшего психического развития;
ученик становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких
личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.
Условия достижения
Организация
учебного
пространства
на
основе
ведущих
понятий
теории
развивающего обучения «учебная деятельность и её субъект»; Построение
образовательного пространства как пространства ориентировочной деятельности
ученика за счет движения от замысла – к опробованию – достраиванию – к
решению – к действию;
Создание условий для индивидуализации обучения через предоставление учащимся
возможности свободного выбора способов и средств для решения самостоятельно
поставленных перед собой учебных задач, выбора «пространства» деятельности;
Активное использование в педагогической практике интерактивных технологий:
методов продуктивного диалога и проектной деятельности, информационных
компьютерных технологий;
Освоение новой педагогической позиции «педагогического менеджера»;
Использование в образовательном процессе различных источников информации, в
том числе учебников разных авторов, создание собственных методических средств,
позволяющих организовать продуктивную индивидуальную и самостоятельную
деятельность учащихся;
Слияние учебной и внеурочной деятельности.
2
МБОУ лицей №104 г. Минеральные Воды
Современный этап педагогической практики это переход от информационно-
объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей
широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только
усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации,
развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Организация учебной деятельности
в рамках технологии развивающего обучения
При организации учебной деятельности надо помнить, что ребёнок – самостоятельный
субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Учебный процесс строиться
таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный
цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.
Урок начинается с оценки учениками того, что они могут, знают. Создается ситуация
успеха, но в определенное время ребенок должен столкнуться с трудностью, с
проблемой, для решения которой имеющихся знаний явно не хватает (ситуация
продуктивного конфликта). Учащиеся определяют для себя, что именно они не знают,
то есть ставят перед собой учебную задачу. Методические приемы:
Использование специально отобранного дидактического материла
Сопоставление разных точек зрения на языковое явление (привлечение разных
источников информации).
Создание ситуаций, способствующих введению учебной задачи: реальные речевые
или языковые трудности (ошибки в речи, использование "лишних” вопросов,
заданных на предыдущих уроках).
Исследовательский проект
Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии. Они возникают тогда,
когда:
- ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов
деятельности для решения поставленной проблемы;
- он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;
- он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.
В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к
простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск
(под руководством учителя) к ее разрешению.
Реализация дидактического принципа «обучение на высоком уровне трудности с
соблюдением меры трудности» требует так отбирать и структурировать содержание,
чтобы при работе с ним учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение.
Мера трудности варьируется в зависимости от возможностей каждого школьника,
вплоть до прямой помощи. Но сначала школьник должен столкнуться с
познавательной трудностью, которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую
деятельность ученика, класса.
Следовательно, обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая
развитие, стимулирует его, и в то же время само опирается на актуальное развитие.
Поэтому обучение должно ориентироваться “на завтрашний день детского развития”.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития.
3