Автор: Фисунова Нина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ лицей №104
Населённый пункт: г. Минеральные Воды
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Контрольная работа по литературному чтению в рамках промежуточной аттестации 3 класс
Раздел: начальное образование
СПЕЦИФИКАЦИЯ
теста по литературному чтению в конце 3-го года обучения
Тест проводится в апреле 2025 г.
1. Назначение итоговой работы
Тест проводится с целью определения уровня усвоения учащимися предметного
содержания курса литературного чтения за третий класс общеобразовательной школы и
выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
2. Условия проведения итоговой работы
Работа проводится в рамках ВСОКО.
Для выполнения заданий нужна ручка.
Дополнительное оборудование и материалы не требуются.
Каждый учащийся получает лист с художественным текстом и бланк, на котором
напечатаны задания к тексту. Учащиеся выполняют работу на данном бланке. При
выполнении заданий с выбором ответа учащиеся отмечают правильный ответ знаком «Х»,
который они ставят в специальном окошечке. При выполнении заданий с кратким и
развёрнутым ответами учащиеся записывают свои ответы на специально отведённых для
этого строчках, расположенных после формулировки задания.
3. Время выполнения итоговой работы
Время выполнения работы – 45 минут.
4. Содержание и структура итоговой работы
Работа составлена в одном варианте.
Работа содержит 2 задания по содержанию предметного курса, художественный текст
(для самостоятельного чтения каждым учащимся) и 11 заданий к тексту. В работе
использованы три типа заданий: 5 заданий с выбором ответа, 6 заданий с кратким
ответом, 2 задания с развёрнутым ответом.
Все задания к текстам можно разделить на четыре группы в зависимости от проверяемых
умений:
Первая группа заданий направлена на проверку умения ориентироваться в содержании
текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя).
Вторая группа заданий направлена на проверку умения использовать простейшие приёмы
анализа художественного текста.
Третья группа заданий направлена на проверку умения использовать различные формы
интерпретации содержания текста.
Четвёртая группа заданий направлена на проверку умения оценивать содержание,
языковые особенности и структуру текста.
5. Система оценки выполнения итоговой работы
Каждое из заданий № 1–13 итоговой работы оценивается одним баллом в зависимости от
полноты и правильности ответа: 1 балл – за полный верный ответ и 0 баллов – за
неверный ответ.
90-100% от максимальной суммы баллов – оценка «5»
70-90 от максимальной суммы баллов – оценка «4»
50-70 от максимальной суммы баллов – оценка «3»
0-50 от максимальной суммы баллов – оценка «2»
Максимальный суммарный балл за выполнение всей работы – 13 баллов.
Если учащийся получает за выполнение работы 7 и более баллов, то он достиг уровня
обязательной подготовки по литературному чтению 3-го класса.
Приложение 1
КОДИФИКАТОР
Код
Планируемые результаты обучения. Проверяемые умения
1
Виды речевой и читательской деятельности
1.1
Различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,
справочный), опираясь на особенности каждого вида текста
1.2
Ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл (при чтении
вслух и про себя, при прослушивании):
1.2.1
определять главную мысль
1.2.2
определять героев произведения
1.2.3
определять тему и подтемы (микротемы)
1.2.4
определять основные события и устанавливать их последовательность
1.2.5
подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста
1.2.6
отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения,
факты,
заданные в явном виде)
1.3
Использовать простейшие приѐмы анализа различных видов текстов:
1.3.1
делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план
1.3.2
устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками
героев,
явлениями, фактами, опираясь на содержание текста
1.3.3
находить средства выразительности: сравнение,
олицетворение,
метафору, эпитет (без использования терминологии),
определяющие
отношение автора к герою, событию
1.4
Использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
1.4.1
формулировать простые выводы, основываясь на тексте;
аргументы,
подтверждающие вывод
1.4.2
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в
нѐм
информацию, но и на жанр, структуру, язык
1.4.3
понимать информацию, представленную в неявном виде,
устанавливать
связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую
1.4.4
сравнивать объекты, описанные в тексте, выделяя два –
три
существенных признака
1.4.5
пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с
опорой
на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой
активный
словарный запас
1.4.6
оценивать содержание, языковые особенности и структуру
текста;
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте
1.4.7
обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы
в
информации и находить пути восполнения этих пробелов
1.5
Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,
самостоятельно
делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными
нормами
1.6
Передавать содержание прочитанного или прослушанного с учѐтом
специфики
научно-познавательного, учебного и художественного текстов в
виде пересказа
(полного, краткого или выборочного)
1.7
Участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста
(задавать
вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение,
соблюдать правила
речевого этикета), опираясь на текст или собственный
опыт
2
Литературоведческая пропедевтика
2.1
Сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных
жанров,
выделяя два-три существенных признака (отличать прозаический
текст от
стихотворного; распознавать особенности построения
фольклорных форм:
сказки, загадки, пословицы)
3
Творческая деятельность
3.1
Создавать текст на основе интерпретации художественного
произведения,
репродукций картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на
основе личного опыта
3.2
Реконструировать текст,
«деформированным» текстом: восстанавливать
последовательность событий,
причинно-следственные связи
План демонстрационного варианта итоговой работы по литературному чтению для
3-х классов
Условные обозначения тип задания: ВО – выбор ответа, КО – краткий ответ, РО –
развёрнутый ответ.
№
зада-
ния
Раздел содержания
курса
литературного
чтения
Контролируемые
элементы
содержания
Макс. балл
Тип задания
1
Литературоведческая
пропедевтика
Различение
художественных
произведений
разных жанров
(рассказ, басня,
сказка, загадка,
пословица),
приведение
примеров этих
произведений
1
КО
2
Литературоведческая
пропедевтика
Ориентирование в
книге по названию,
оглавлению, отличие
сборника
произведений от
авторской книги
1
ВО
3
Виды речевой и
читательской
деятельности
Определение
основных событий и
восстановление их
последовательности
1
КО
4
Виды речевой и
читательской
деятельности
Постановка
вопросов, ответы на
вопросы по
содержанию
произведения,
подтверждение
ответов примерами
из текста
1
КО
5
Виды речевой и
читательской
деятельности
Нахождение в тексте
требуемой
информации
(конкретные
сведения, факты),
заданной в явном
виде
1
ВО
6
Виды речевой и
читательской
деятельности
Ориентирование в
содержании
художественного,
учебного и научно-
популярного текста,
понимание его
смысла (при чтении
вслух и про себя,
при прослушивании)
1
КО
7
Виды речевой и
читательской
деятельности
Нахождение в тексте
требуемой
информации
(конкретные
сведения, факты),
заданной в явном
виде
1
РО
8
Виды речевой и
читательской
деятельности
Объяснять значение
слова с опорой на
контекст
произведения
1
ВО
9
Виды речевой и
читательской
деятельности
Нахождение в тексте
требуемой
информации
(конкретные
сведения, факты),
заданной в явном
виде
1
КО
10
Виды речевой и
читательской
деятельности
Понимание
информации,
представленной в
неявном виде,
установка связей,
отношений, не
высказанных в
тексте напрямую
1
ВО
11
Творческая
деятельность
Реконструкция
текста с
использованием
различных способов
работы с
«деформированным»
текстом:
восстанавливать
последовательность
событий, причинно-
1
КО
следственные связи
12
Виды речевой и
читательской
деятельности
Подбор заголовка,
соответствующего
содержанию и
общему смыслу
текста
1
ВО
13
Виды речевой и
читательской
деятельности
Формулировка
простых
выводов с опорой на
содержание текста;
нахождение
подтверждающих
аргументов
1
РО
Комплексная работа на основе литературного текста 3 класс
1 вариант
Прочитай текст.
Лис и лошадь
У одного крестьянина была лошадь, которая служила ему верой и правдой,
да состарилась и служить больше не могла, а потому хозяин не захотел её
больше кормить и сказал: «Ты мне, конечно, не можешь уж теперь ни на что
годиться, однако я тебе зла не желаю, и если ты выкажешь себя ещё
настолько сильной, что приведёшь сюда льва, так я тебя содержать готов; а
теперь проваливай из моей конюшни», —и выгнал её в поле. Лошадь
запечалилась и пошла к лесу, чтобы там поискать защиты от непогоды. Тут
повстречался с нею лис и сказал: «Чего ты так голову повесила да бродишь
тут одинёшенька?» — «Ах, — отвечала лошадь, — на свете так ведётся, что
скупость и верность не могут ужиться в одном доме: мой господин забыл,
сколько я ему услуг оказывала в течение моей долгой службы, и вот из-за
того, что я теперь не могу так же хорошо пахать, как прежде, он мне и корму
давать не хочет и выгнал меня из стойла». — «Даже ничем и не утешил?» —
спросил лис. «Плохое было утешение: он сказал, что если хватит у меня силы
к нему льва привести, так он меня держать не прочь, да ведь он же знает, что
я этого не могу сделать». — «Ну, так я же тебе берусь помочь, — сказал лис.
— Ложись здесь, вытянись и не шевелись, словно бы мёртвая».
Лошадь выполнила всё, что ей лис приказал, а тот отправился к пещере льва
недалеко оттуда и сказал: «Тут неподалёку лежит дохлая лошадь, пойдём-ка
вместе — тебе там есть чем полакомиться».
Лев пошёл с ним, и когда они подошли к лошади, лис стал говорить льву:
«Здесь тебе кушать её не так удобно будет. Знаешь ли что? Я привяжу её к
тебе за хвост, так ты полегоньку и стащишь её в свою пещеру и преспокойно
там уберёшь». Льву совет понравился; он и дал к себе привязать лошадь. А
лис крепко-накрепко связал льву задние ноги хвостом лошади, так что их
никак и отцепить было невозможно.
Закончив это дело, лис похлопал лошадь по загривку и сказал: «Ну, тащи.
Саврасый, тащи!»
Тут лошадь разом вскочила на ноги и поволокла за собою льва. Лев стал
рычать так, что птицы изо всего леса улетели, но лошадь, не обращая на это
внимания, тащила да тащила его через поле к дому своего господина. Увидев
это, хозяин и одумался, и сказал лошади: «Оставайся у меня», — и кормил её
сытно до самой смерти.
(Братья Гримм, пер. П. Н. Полевого
Ф.И. учащегося___________________________ Класс__________
Комплексная работа на основе литературного текста 3 класс
1 вариант
1. Назови главных героев.
1) лев 3) хозяин
2) лошадь и лис 4) лис
2. Почему хозяин выгнал лошадь?
1) лошадь стала некрасивой 2) ему было жалко еды для лошади
3) хозяин решил завести новую лошадь 4) лошадь стала старой
3. Зачем лошадь пошла в лес?
1) искать питание 2) жить в лесу
3) искать защиты от непогоды 4) искать помощи у лиса
4. Что предложил лис лошади?
1) обмануть льва 2) притвориться мёртвой
3) обмануть хозяина 4) не переживать
5. Что означает выделенное слово в предложении?
Я привяжу её к тебе за хвост, так ты полегоньку и стащишь её в свою пещеру
и преспокойно там уберёшь.
1) закопаешь 3) спрячешь
2) съешь 4) разделаешь
6. Каким описан лев в произведении?
1) доверчивым 3) злым
2) беззаботным 4) жадным
7. Какая черта характера толкнула хозяина на такой поступок?
1) злость 2) неряшливость
3) скупость 4) нелюбовь к животным
8. К какому жанру относится это произведение?
1) басня 3) рассказ
2) сказка 4) быль
9. Продолжи предложение:
Увидев это, хозяин и одумался, и сказал лошади: «Оставайся у меня», — и
________________________________________________________________
_________________________________________________________________
10. Выпиши предложение, в котором сказано о том, как лис предложил
льву перевезти лошадь.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
11.* Восстанови последовательность событий в тексте.
1) хитрая задумка лиса
2) возвращение лошади в хозяйский дом
3) встреча лошади с лисом
4) разговор хозяина с лошадью
_______________________________________________________________
12.* Объясни, почему это произведение нельзя назвать рассказом.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________
13.* Сформулируй и запиши ответ на вопрос (3 предложения).
Понравилась ли тебе эта сказка? Почему?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________
Комплексная работа на основе литературного текста 3 класс
2 вариант
Прочитай текст.
Медведко.
(отрывок)
— Барин, хотите вы взять медвежонка? — предлагал мне мой кучер Андрей.
— А где он?
— Да у соседей. Им знакомые охотники подарили. Славный такой
медвежонок, всего недель трёх. Забавный зверь, одним словом.
— Зачем же соседи отдают, если он славный?
— Кто их знает. Я видел медвежонка: не больше рукавицы. И так смешно
переваливает.
Я жил на Урале, в уездном городе. Квартира была большая. Отчего же и не
взять медвежонка? В самом деле, зверь забавный. Пусть поживёт, а там
увидим, что с ним делать.
Сказано — сделано. Андрей отправился к соседям и через полчаса принёс
крошечного медвежонка, который действительно был не больше его
рукавицы, с той разницей, что эта живая рукавица так забавно ходила на
своих четырёх ногах и ещё забавнее таращила такие милые синие глазёнки.
За медвежонком пришла целая толпа уличных ребятишек, так что пришлось
затворить ворота. Попав в комнаты, медвежонок нимало не смутился, а
напротив, почувствовал себя очень свободно, точно пришёл домой. Он
спокойно всё осмотрел, обошёл вокруг стен, всё обнюхал, кое-что
попробовал своей чёрной лапкой и, кажется, нашёл, что всё в порядке.
Мои гимназисты натащили ему молока, булок, сухарей. Медвежонок
принимал всё как должное и, усевшись в уголке на задние лапы,
приготовился закусить. Он делал всё с необыкновенной комичной
важностью.
(Д. Н. Мамин-Сибиряк)
Ф.И. учащегося___________________________ Класс__________
Комплексная работа на основе литературного текста 3 класс
2 вариант
1. Сколько персонажей в произведении?
1) один 3) три
2) четыре 4) два
2. Кто предложил автору взять медвежонка?
1) соседи 3) ребятишки
2) охотники 4) Андрей
3. Где происходили описанные автором события?
1) в Сибири 3) в Москве
2) на Кавказе 4) на Урале
4.Почему автор решил взять медвежонка?
1) автор изучал жизнь медведей 2) автор любил медведей
3) квартира была большая 4) медвежонок был не больше рукавицы
5. Что обозначает выделенное в предложении слово?
Мои гимназисты натащили ему молока, булок, сухарей.
1) носили поочерёдно 2) принесли много всего
3) взяли без спросу 4) еле принесли
6. Из того, что автор взял медвежонка, следует, что он:
1) безразличен к нему 2) хочет отдать его в зоопарк
3) заинтересован в его судьбе, хочет помочь выжить
4) хочет отдать его в цирк
7. О чём этот отрывок?
1) о гимназистах 2) о судьбе медвежонка
3) о природе 4) об охотниках
8. К какому жанру можно отнести это произведение?
1) быль 3) рассказ
2) сказка 4) басня
9. Продолжи предложение:
Пусть поживёт,
_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
10. Запиши, какова главная мысль текста.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
11. * Восстанови план к тексту.
1) Как у себя дома.
2) Комичный медвежонок.
3) Интересное предложение Андрея.
4) Необычный новосёл.
___________________________________________
12.* Какие произведения о животных ты уже читал?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
13.* Сформулируй и запиши ответ на вопрос (3 предложения).
Как ты думаешь, почему соседи так быстро передарили медвежонка?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Соответствие проверяемых УУД требованиям ФГОС и РПУП на уровне НОО
Используются следующие условные обозначения:
Уровни сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный.
Проверяемые
требования
(умения)
Блоки НОО
выпускник научится/
получит возможность
научиться
Уровень
сложности
(базовый
повышенный
)
Макси–
мальный
балл за
выполнение
задания
Примерное
время
выполнения
задания
учащимся
(в минутах)
Оценивается скорость чтения текста «про себя» или шёпотом.
10 минут
1.
Умение определять
тему и подтемы
(микротемы) текста
Виды речевой и
читательской
деятельности
(выделять не только
главную, но и избыточную
информацию;
осмысливать
эстетические и
нравственные ценности
художественного текста и
высказывать суждение;
определять авторскую
позицию и высказывать
отношение к герою и его
поступкам; оформлять
свою мысль в речевое
высказывание
небольшого объёма с
опорой на авторский
текст, по предложенной
теме или отвечая на
вопрос)
Б
1
1 минута
2.
Умение отвечать на
вопросы по
содержанию
произведения;
находить в тексте
требуемую
информацию
(конкретные
сведения, факты,
заданные в явном
виде)
Б
1
1 минута
3.
Умение отвечать на
вопросы по
содержанию
произведения;
находить в тексте
требуемую
информацию
(конкретные
сведения, факты,
заданные в явном
виде)
Б
1
2 минуты
4.
Умение понимать
Б
1
2 минуты
информацию,
представленную
в неявном виде,
устанавливать связи,
отношения, не
высказанные в
тексте напрямую
5.
Умение пояснять
прямое и переносное
значение слова, его
многозначность с
опорой на контекст,
целенаправленно
пополнять на этой
основе свой
активный словарный
запас
Б
1
2 минуты
6.
Умение
формулировать
простые выводы,
основываясь на
тексте; находить
аргументы,
подтверждающие
вывод
Б
1
2 минуты
7.
Умение
формулировать
простые выводы,
основываясь на
тексте; находить
аргументы,
подтверждающие
вывод
Б
1
2 минуты
8.
Умение сравнивать,
сопоставлять
художественные
произведения
разных жанров
Литературоведческая
пропедевтика(сравнивать,
сопоставлять различные
виды текстов, используя
ряд литературоведческих
понятий и средств
художественной
выразительности ;
создавать прозаический
или поэтический текст по
аналогии на основе
авторского текста,
используя средства
художественной
выразительности (в том
числе из текста).
Б
1
2 минуты
9.
Умение понимать
Виды речевой и
Б
1
2 минуты
информацию,
представленную
в неявном виде,
устанавливать связи,
отношения, не
высказанные в
тексте напрямую
читательской
деятельности
(выделять не только
главную, но и избыточную
информацию;
осмысливать
эстетические и
нравственные ценности
художественного текста и
высказывать суждение;
определять авторскую
позицию и высказывать
отношение к герою и его
поступкам; оформлять
свою мысль в речевое
высказывание
небольшого объёма с
опорой на авторский
текст, по предложенной
теме или отвечая на
вопрос)
10.
Умение отвечать на
вопросы и задавать
вопросы по
содержанию
произведения;
находить в тексте
требуемую
информацию
(конкретные
сведения, факты,
заданные в явном
виде)
Б
1
3 минуты
11.
*
Умение делить текст
на части,
озаглавливать их;
составлять простой
план
П
2
3 минуты
12.
*
Умение понимать
информацию,
представленную
в неявном виде,
устанавливать связи,
отношения, не
высказанные в
тексте напрямую
П
1
3 минуты
13.
*
Умение создавать
текст на основе
интерпретации
художественного
произведения
Творческая деятельность
(создавать собственный
текст (повествование–по
аналогии, рассуждение –
развёрнутый ответ на
вопрос; описание –
характеристика героя).
П
2
5 минут
Ключ ответов тестовой работы
Максимальный балл за выполнение каждого задания базового уровня равен 1.
Максимальный балл за задание № 11 повышенного уровня- 1.
Максимальный балл за задания №12, 13 повышенного уровня- 2.
За неправильный или невыполненный ответ – 0 баллов.
Полностью правильно выполненная работа оценивается 10 баллами.
Полностью правильно выполнены задания повышенного уровня- ставится отметка «5»
(дополнительно).
Номер
задания
Правильный
ответ В-1
Правильный ответ
В-2
Баллы
Базовый уровень
Правильный
ответ
Неправильный или
невыполненный ответ
1
2
3
1
0
2
4
4
1
0
3
3
4
1
0
4
2
3
1
0
5
2
2
1
0
6
1
3
1
0
7
3
2
1
0
8
2
3
1
0
9
... кормил её сытно
до самой смерти
... а там увидим, что
с ним делать.-
1
0
10
Я привяжу её тебе
за хвост,
так ты полегоньку
и стащишь её
в свою пещеру и
преспокойно
там уберёшь
Маленький
медвежонок
погибнет,
если не найдётся кто-
то, кто по-
заботится о нём
1
0
Повышенный уровень
11
4312
3412
1
0
12
Свободный ответ
Свободный ответ
2
0
13
Свободный ответ
Свободный ответ
2
0
ПРИМЕЧАНИЕ: Наличие орфографических ошибок не влияет на оценку работы.
Продолжительность проверочной работы
На выполнение проверочной работы по учебному предмету литературное чтение отводится
40 минут.
Дополнительные материалы и оборудование
При проведении работы разрешается использовать литературный текст.
Рекомендации по подготовке к проверочной работе
Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.
Анализ промежуточной работы по литературному чтению 3 класс
Учитель_______________________________________________
Количество учащихся в классе____________________________
Выполнили работу ____________ человек ______________%
Диагностика предметных умений
Задание
Проверяемые умения
Баллы
Количество
учащихся,
справившихся
с заданием
% учащихся,
справившихся
с заданием
Базовый уровень
1
Определять тему и подтемы (микротемы)
текста
1 балл
2
Отвечать на вопросы по содержанию
произведения.
1 балл
3
Отвечать на вопросы по содержанию
произведения; находить в тексте требуемую
информацию
1 балл
4
Понимать информацию, представленную
в неявном виде, устанавливать связи,
отношения, не высказанные в тексте
напрямую
1 балл
5
Пояснять прямое и переносное значение
слова, его многозначность с опорой на
контекст, целенаправленно пополнять на
этой основе свой активный словарный запас
1 балл
6
Формулировать простые выводы,
основываясь на тексте.
1 балл
7
Формулировать простые выводы,
основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод
1 балл
8
Сравнивать, сопоставлять художественные
произведения разных жанров
1 балл
9
Понимать информацию, представленную
в неявном виде, устанавливать связи,
отношения, не высказанные в тексте
напрямую
1 балл
10
Отвечать на вопросы и задавать вопросы по
содержанию произведения; находить в
тексте требуемую информацию (конкретные
1 балл
сведения, факты, заданные в явном виде)
Повышенный уровень
11
Делить текст на части, озаглавливать их;
составлять простой план.
2 балла
12
Понимать информацию, представленную
в неявном виде, устанавливать связи,
отношения, не высказанные в тексте
напрямую
1 балл
13
Создавать текст на основе интерпретации
художественного произведения
2 балла
Результаты работы
Количество
учащихся
%
учащихся
Базовый уровень усвоен полностью (10 баллов)
Базовый уровень выполнен не полностью (8-9 баллов)
Базовый уровень усвоен частично (6-7 баллов)
Базовый уровень не усвоен (5 баллов и менее)
Повышенный уровень усвоен полностью
Результаты работы:
10 баллов – «5»
8 - 9 баллов – «4»
6 - 7 баллов – «3»