Напоминание

Дифференцированный подход в обучении детей с различными вокальными и слуховыми данными


Автор: Гайдай Ирина Сергеевна
Должность: преподаватель коллективного музицирования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
Учебное заведение: Детская школа искусств №1
Населённый пункт: г. Димитровград Ульяновская область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Дифференцированный подход в обучении детей с различными вокальными и слуховыми данными
Раздел: дополнительное образование





Назад




Дифференцированный подход в обучении детей с

различными вокальными и слуховыми данными в

хоровом классе

Автор: Гайдай Ирина Сергеевна

Предмет: коллективное музицирование

Учреждение: МБОУ ДШИ №1

Категория учащихся: 1–5 годы обучения, возраст 7–13 лет

I. Актуальность темы

В условиях группового хорового обучения педагог неизбежно сталкивается с детьми,

обладающими разным уровнем слухового и вокального развития. Некоторые ученики

уверенно интонируют и владеют голосом, другие — испытывают трудности даже в

простых упражнениях. При этом хоровое пение — коллективный процесс, где

результат зависит от каждого участника. Именно поэтому применение

дифференцированного подхода становится необходимым условием для

эффективного обучения, развития музыкальности и сохранения интереса к предмету

у всех детей.

II. Цель разработки

Повысить качество хорового обучения за счёт внедрения педагогических приёмов,

ориентированных на индивидуальные особенности слуха и голоса учащихся.

III. Задачи

1.

Распределить учащихся хора по типам вокального и слухового развития.

2.

Определить методы диагностики и наблюдения.

3.

Предложить методические приёмы, обеспечивающие успешное участие

каждого ученика в хоровой работе.

4.

Составить модель урока с элементами дифференциации.

IV. Теоретическая основа

Основой является принцип индивидуализации, разработанный Л. С. Выготским, Б. П.

Юсифовой, В. В. Занковым, а также методики хорового пения, представленные в

трудах Г. А. Струве, Н. И. Метлова, Л. М. Баренбойма.

V. Категории учащихся

1.

Группа А — дети с хорошими слуховыми и вокальными данными.

2.

Группа B — дети с хорошим слухом, но зажатыми или неразвитыми голосами.

3.

Группа C — дети с вокальной свободой, но слабо развитым слухом.

4.

Группа D — дети с трудностями как слухового, так и голосового характера

(новички, слабослышащие, тревожные).

VI. Методы и приёмы дифференциации

1. Диагностика

Индивидуальное прослушивание (перед началом учебного года и по мере

необходимости)

Пропевание гаммы, простых мелодий, повторение ритма

Оценка диапазона, чистоты интонирования, дыхания

2. Организация внутри хора

Посадка по принципу «сильный-слабый» — поддержка опорой

Назначение «вокальных лидеров» для подпевания и интонационной опоры

Вокальные упражнения с разным уровнем сложности

3. Дифференциация заданий

Группа А: исполнение сложных фраз, сольные партии, импровизации

Группа B: дыхательные и звукоизвлекательные упражнения, работа на

расслабление

Группа C: опора на слуховую модель, работа по записи, ориентирование на

ансамбль

Группа D: пение на гласную, подголоски, ритмизация без интонирования

VII. Модель хорового занятия с дифференциацией

Тема: Работа над детским хоровым произведением (пример — «Веснянка» А.

Филиппенко)

Цель: Освоение текста, развитие вокально-интонационных навыков

Структура занятия:

1.

Разминка (7 мин)

o

Дыхательные упражнения для всех

o

Пение на гласные:

A и C группы — с динамикой, ритмом

B и D — на мягкое «у», с дыхательной опорой

2.

Интонационная разминка (7 мин)

o

Пропевание интервальных моделей:

A — терции, кварты

B — повторение

C — пение по слуху

D — проговаривание ритма

3.

Работа над произведением (20 мин)

o

A — работа над фразировкой, ведущие голоса

o

B — пение в унисон с опорными учениками

o

C — закрепление фрагментов с опорой на фонограмму

o

D — подпевание только рефренов, работа в мини-группе

4.

Подведение итогов (5 мин)

o

Коллективное исполнение

o

Индивидуальные задания на дом

o

Эмоциональная рефлексия: «что получилось лучше, чем вчера»

VIII. Результаты применения подхода

Увеличение доли интонирующих учащихся

Повышение вовлечённости детей с начальными затруднениями

Развитие ответственности и лидерства у сильных учеников

Улучшение общего звучания хора и мотивации к пению

IX. Заключение

Дифференцированный подход позволяет не только добиться качественного

исполнения хоровых произведений, но и создать развивающую и поддерживающую

среду для каждого ученика. Методическая гибкость, уважение к индивидуальности и

системная работа с разными категориями учащихся — залог успешного хорового

воспитания в условиях ДШИ.

X. Список литературы

1.

Г. А. Струве. Певческое воспитание детей

2.

Н. И. Метлов. Методика хорового пения в детской музыкальной школе

3.

Л. М. Баренбойм. Музыкальное воспитание детей

4.

Е. А. Ямпольская. Методика работы с детским хором

5.

А. Юферов. Вокальная педагогика. Практика и методика



В раздел образования