Автор: Конеса Мария Григорьевна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: СШОР г.Сосногорска
Населённый пункт: Сосногорск
Наименование материала: реферат
Тема: АГРЕССИЯ И КОНФЛИКТЫ В СПОРТЕ
Раздел: дополнительное образование
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего образования
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
Институт дополнительного образования
Итоговая аттестационная работа слушателей курсов повышения
Квалификации по программе:
«Современные аспекты теории и методики
спортивной тренировки»
на тему:
«АГРЕССИЯ И КОНФЛИКТЫ В СПОРТЕ»
Работу выполнила:
Конеса Мария Григорьевна
Научный руководитель:
Невмывака Анастасия Игоревна,
старший преподаватель
Казань, 2024
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
1. Агрессия и конфликты: определение, основные теории…………………...4
2. Причины возникновения конфликтов……………………………………….6
Заключение………………………………………………………………………8
Список литературы…………………………………………………………….10
2
Введение
В спорте, стали очень часто возникать конфликты, из-за которых падает
командный дух и настрой, от этого и меняются результаты команды на
площадке, ведь как мы знаем, результаты команды напрямую зависят от
атмосферы в раздевалке команды, на тренировочном процессе и т.д.
Причиной конфликтов может являться дефицитный ресурс, материальные
или духовные ценности, к пользованию которой стремится конфликтующая
сторона, любой материальный или социальный «предмет», который может
служить предметом групповых, личных или общественных интересов [5].
Главной причиной конфликтов в спорте является то, что занятия
профессиональным спортом, сегодня, являются массовым и общественным
феноменом. Так же, постоянно возрастает уровень профессионализма любой
спортивной команды, возрастает коммерция, тем самым, чем больше спорт
становится частью экономики, тем более конфликтным он становится.
Сегодня спорт – это не просто спортивная деятельность, а составная часть
бизнеса, в развитие которого вкладывают огромные денежные средства [4]. 6
Профессиональный спорт не может существовать без конфликтных
ситуаций: конфликты могут возникать между спортсменами, спортивными
организациями, тренерами, а также болельщиками.
3
1. Агрессия и конфликты: определения, основные теории
Агрессия и агрессоры, как отмечают многие ученые (например, Л. М.
Семенюк),
всегда
оцениваются
резко
отрицательно,
как
выражение
антигуманизма, наличия культа грубой силы. В тоже время имеются случаи,
когда об агрессивных действиях говорят, как об энергично наступательных и
дают им положительную оценку. Это обычно делается, если речь идет о
спортивных состязаниях: отсутствие у команды спортивной «злости» или
агрессивности
оценивается
как
существенный
недостаток.
Однако
положительная
агрессия,
скорее,
исключение,
имеющее
место
в
узкоспециальной сфере.
В понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам
акты поведения – от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии,
до таких, как бандитизм и преступление.
Во–первых, под агрессией понимается сильная активность,
стремление к самоутверждению, внутренняя сила, дающая возможность
человеку противостоять внешним силам (Е. Б. Матвеева)
Во–вторых, под агрессией понимаются акты враждебности, атаки,
разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу либо объекту.
(Л. М. Семенюк).
В тоже время многие авторы разводят понятие «агрессии», как
специфической формы поведения и агрессивности, как психического
свойства личности.
Существуют три основные теории происхождения агрессии в спорте:
- Теория инстинктов предполагает, что люди врожденно агрессивны.
- Теория социального научения, напротив, предполагает, что мы
учимся быть агрессивными у других.
- Гипотеза фрустрации-агрессии предполагает, что мы агрессируем в
ответ на фрустрацию. Кажется, вероятным, что в каждой из этих теорий есть
существенная доля правды, и все они могут применяться для контроля и
снижения агрессии в спорте.
4
Конфликтом считаются разногласия, возникающие из-за того, что
мнение или взгляды участников команды кардинально расходятся. В случае,
когда игроки не хотят идти навстречу друг другу, возникает разлад, который
приводит к конфликту.
Причины агрессии:
Наиболее типичными проявлениями агрессии
являются
конфликтность,
злословие,
принуждение,
давление,
угрозы,
физическое воздействие.
5
2. Причины возникновения конфликтов в спорте
Главной причиной конфликтов в спортивных детских командах становится
несовместимость. Она делится на следующие виды:
Психофизическая. Предполагает разницу в мастерстве, росте, весе и
темпе работы. Многие дети проявляют открытую агрессию к тем игрокам,
которые имеют лишний вес, низкий рост и недостаточные навыки игры.
Часто причиной конфликта становится разница в темпе выполнения
спортивных
упражнений.
К
психофизической
несовместимости
также
относятся различия в форме общения. Дети, чья речь или манера разговора
отличается от большинства, подвергаются нападкам.
Психологическая.
Заключается
в
несовместимости
психических
состояний игроков или игроков и тренера.
Социальная. Заключается в недостаточно хороших условиях для раскрытия
детского
потенциала
и
эффективной
спортивной
игре.
К другим причинам конфликтов между игроками можно отнести следующие:
- Желание стать лидером, которое подразумевает открытую борьбу с
потенциальными конкурентами. В попытке занять лидирующую позицию
дети
начинают
вести
себя
агрессивно,
забывая
о
необходимости
соревнования лишь в спортивных навыках.
- Различный уровень мотивации. Некоторые дети слишком серьезно
воспринимают проигрыши своей команды, поэтому слабые игроки могут
наткнуться на претензии со стороны своих более сильных партнеров по игре.
Исследователи считают, что агрессивность может быть оценена как
отрицательно (если речь идет о враждебном отношении и желании нанести
вред, ущерб), так и положительно, то есть когда рассматривается как
проявление инициативы, направленной на решение какой-либо проблемы.
Соревнование представляет собой искусственно созданный на основе
договора между участниками конфликт, пути, разрешения которого четко
определены.
6
Зачастую тренер и сам спортсмен не замечают, как агрессия переходит из
соревновательных рамок в тренировочный процесс и повседневную жизнь,
что в свою очередь приводит к деструктивному поведению, нарушению
эффективного
взаимодействия
в
социуме.
Так,
скопление
людей
в
общественном транспорте или очередь к врачу могут послужить предлогом
раздражения и выплеском агрессии. Агрессивное поведение спортсменов
проявляется не только с незнакомыми людьми. Близкие и родные люди так
же ощущают определенный уровень агрессии со стороны спортсменов.
Различные проявления вербальной агрессии (повышение голоса, крики,
ругательства), всё это приводит к непониманию и ссорам. Спортсмены
трудно воспринимают критику и отрицательное отношение к их роду
деятельности, и это существенно повышает риск проявления агрессивного
поведения.
Современные спортсмены, тренеры и специалисты в области спорта
испытывают потребность, с одной стороны, в проявлении агрессии как
инструменте достижения цели, а с другой – в теоретико-методологической
базе, позволяющей с практической стороны осуществлять контроль и
коррекцию агрессивного поведения, направляя ее в «конструктивное русло».
7
Заключение
Что должен делать тренер-преподаватель при конфликте в спортивном
коллективе. Тренер – это человек, который при верном руководстве обладает
авторитетом среди детей и может влиять на спортсменов. Однако не во всех
случаях необходимо вмешиваться в детский конфликт. В подростоковом
возрасте ребенок должен научиться идти навстречу оппоненту в споре и
самому находить компромисс в разногласиях со сверстниками.
Если же конфликты систематически повторяются и принимают физическое
проявление, тренеру необходимо вмешаться.
Тренер должен поочередно выслушать спортсменов, задав им необходимые
для понимания ситуации вопросы. Главную роль в разрешении разногласий
играет мнение всех сторон конфликта.
Тренер обязан быть эмоционально сдержанным, чтобы трезво и
объективно смотреть на конфликтную ситуацию.
Если тренер замечает
травлю в отношении конкретного спортсмена, он должен вмешаться
независимо от продолжительности конфликта.
Для
предотвращения
конфликтов
наставнику
нужно
все
время
внимательно наблюдать за своими воспитанниками не только во время
соревнований и тренировок, но и в остальное время. Зачастую проявление
агрессии имеет место тогда, когда тренера нет рядом.
Тренеру стоит
внимательно следить за тем, как дети общаются между собой. Уважительное
отношение – это обязательный компонент спортивного коллектива.
Тренер
должен
близко
сотрудничать
с
родителями
своих
воспитанников.
При
любом
проявлении
агрессии
необходимо
их
проинформировать.
Лучшим
вариантом
является
систематическая
организация родительских собраний, на которых будут отсутствовать дети.
Конфликты в детском спортивном коллективе происходят регулярно,
однако
при
правильном
подходе
со стороны
спортсменов
и тренера-
8
преподавателя они приобретут созидательный характер и послужат на благо
эффективности команды и повышению мотивации детей.
9
Список литературы
1.
Алемаскин М. А. Психолого-педагогические факторы предупреждения
правонарушений среди несовершеннолетних. – Тюмень, 1985.
2.
Алемаскин
М.
А.
Психологическая
характеристика
личности
подростка– правонарушителя. – М, 1962.
3.
Бабушкин Г. Д. Психология труда тренера по спорту. Омск, 1985
Е.Б. Матвеева
Агрессия
в спорте, профилактика и коррекция поведения.
4.
Белкин А.
С.
Внимание – ребенок. Причины, диагностика,
предупреждение отклонений в поведении школьников. – Свердловск, 1981.
5.
Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его коррекции 1996
10