Напоминание

Посмотри вокруг


Автор: Маркова Нина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Чакырская СОШ им.С.С. Яковлева - Эрилик Эристина
Населённый пункт: РС.(Я) Чурапчинский район ,с. Толон, Чакырского наслега
Наименование материала: статья,разработки
Тема: Посмотри вокруг
Раздел: начальное образование





Назад




Урок окружающего мира

2 класс

"Посмотри вокруг"

Ход урока:

1.

Организационный момент.

2.

Знакомство с новым разделом.

- Здравствуйте ребята!

- Посмотрите вокруг, какое хорошее настроение у нас!

- Что мы можем сказать друг другу?

- Какие слова нас порадуют?

-Что мы видим вокруг себя?

- Вот , теперь все это запоминаем!

- Ребята, как называется раздел, который мы начинаем изучать.

- Как вы думаете, что нового нас ждёт в материалах этого раздела?

Изучив этот раздел, мы узнаем, как выглядит Земля; научимся определять стороны

горизонта с помощью компаса; познакомимся с водоёмами нашего края; отправимся в

гости к весне; совершим путешествие по родной стране, познакомимся с природой.

- У нас впереди очень интересное путешествие!

- Раз!два!три! поехали.

3. Работа по теме урока.

Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему урока.

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг?

Снег расстаял уж давно,

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Скоро все оживет,

Почему незнаю?

Может вы мне ответите?.

Поле, речка и трава,

Птицы, звери и леса.

Человек и время года.

Это всё вокруг природа!

- О чём мы будем говорить с вами на уроке?

- Где находится природа живая и неживая?

- Вот мы и определили тему нашего урока: «Посмотри вокруг».

- Давайте откроем учебник, стр. 70 и посмотрим какие же цели мы должны поставить

перед собой.

- Опираясь на тему урока и цели, заполните таблицу.

1) Знаю (что вы знаете о планете Земля? Что знаете о сторонах горизонта?)

2) Хочу узнать (Что такое горизонт, виды горизонта….)

3) Узнал (Горизонт – это….., виды горизонтов:…..)

- Итак, посмотрим и обсудим, какие вы сделали пометки.

- Ребята, внимательно послушайте загадку.

Планета голубая,

Она у нас круглая

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется…

(Земля)

-На какой планете мы с вами живём?

-Что вы знаете о нашей планете? Человечество существует многие тысячелетия. Древние

жители нашей планеты не умели читать и писать, не знали откуда пришло их племя, не

подразумевали, что существуют другие земли. Но они знали местность, в которой жили,

знали, где лес, где горы, водоёмы, труднопроходимые тропы, знали, куда пойти охотиться.

Человечество развивалось, люди начали путешествовать и узнавать новое о нашей

планете. И все свои знания передавали потомкам.

- Уже в древности мудрецы размышляли о строении мира. Они думали, что Земля — это

плоский остров, окружённый океаном, а над ним находится купол, по которому движутся

солнце и луна.

-Так представляли Землю на трёх слонах другие жители планеты

-Так выглядела Земля глазами народов севера.

-Как вы думаете правы ли были мудрецы?

- А как мы видим планету? можем ли мы обьяснить? Почему?

В том, что земля имеет форму шара, люди убедились задолго до того, как поднялись в

космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морям, они

заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль,

то вначале они видели лишь флаг на верхушке мачты, затем мачту корабля, а лишь

потом и весь корабль.

(Все ранние представления о Земле оказываются неверными)

- Прошло много лет с тех пор, как отважный Капитан Фернан Магеллан и его товарищи

отправились в кругосветное путешествие.

- Всё время они плыли в одну и ту же сторону на парусных кораблях в течение трёх

долгих лет и возвратились домой с противоположной стороны.

-Что доказывает это кругосветное путешествие?

Учёные создали глобус- модель Земли.

Заполняем таблицу.

- Какую форму имеет планета Земля?

- Представьте, что вы стоите на планете Земля. Можно ли сразу увидеть всю поверхность

планеты?

- А что увидите?

- Чтобы увидеть новые поверхности Земли, нужно?

Не каждый человек имеет возможность путешествовать, а изучать планету, знать

очень хочется. Для этого люди изобрели ещё одну модель Земли- карту.

Карты существуют разные. С помощью карт изучают растительный и животный мир

планеты, местонахождение полезных ископаемых, изучают материки, страны и т.д) На

карте полушарий мы можем увидеть вид планеты с противоположных сторон.

- Прошло много времени, пока люди поняли то, что Земля по форме напоминает шар.

ФИЗМИНУТКА

- Отправляясь в путешествие, люди узнавали всё больше нового. Земную поверхность,

которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом.

Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр 70.

-Найдите информацию в тексте

(Что же называют горизонтом и линией горизонта? )

Проведём

опыт: Горизонт.

Линия

горизонта.

И

можно

ли

дойти

до

линии

горизонта (картонный круг, фигурка человека). Проводит учитель.

- Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта?

- Какой можно сделать вывод?

- Ребята, может кто-то из вас знает, где восходит солнце по утрам, куда заходит,

закатывается по вечерам?

- Ещё в глубокой древности люди научились определять по Солнцу две стороны света –

восток и запад, а со временем ещё две – север и юг.

-Не заблудиться людям и сейчас помогает Солнце. Ведь оно каждое утро восходит с

одной стороны (на востоке), а закатывается, садится с противоположной (на западе).

Посмотрите на схему

-Это четыре основных направления, их называют стороны света или стороны

горизонта.

Работа в группах на карточках

«Записываем основные стороны горизонта №1»

(проверяем друг у друга)

-Ребята, для чего нам нужно знать стороны горизонта и уметь их определять (чтобы не

заблудиться)

-Проведём игру на внимание.

- Представьте, что вы стоите лицом на север (к учителю, к доске).

- Какие стороны горизонта располагаются вокруг вас? (сзади – юг, слева – запад (к окну),

справа – восток (к двери)

Повернитесь лицом на запад (к окну), юг (к стене), восток (к двери), север (лицом к

доске).

-Расстояние от одной стороны горизонта до другой довольно велико. Это создавало

трудности в ориентировании. Тогда люди договорились дать названия промежуточным

сторонам и обозначить их двумя словами и буквами.

Учебник с.71(прочитайте первый абзац)

-Подумайте, какая сторона горизонта будет

находиться между севером и западом, севером и востоком, югом и западом, югом и

востоком?

(Завершаем работу на карточках, дописываем промежуточные стороны горизонта)

Дети выходят к доске и на карточках №2 обозначают промежуточные стороны света.

СЗ – северо-запад ЮЗ - юго-запад

СВ – северо-восток ЮВ – юго-восток

— Это промежуточные стороны горизонта. Подробнее вы будете их изучать на уроках

географии в старших классах

Заполняем таблицу.

- Найдите страничку для любознательных стр.72. Самостоятельно прочитайте о том, как

выглядит Земля, а потом пересказ на оценку по желанию.

-Какие знания нам пригодятся в походе?

Ребята, задачи можно решать на уроках математики, но и на уроках окружающего мира

можно решать задачи.

Работа в группах.

-Человек ушёл на север в погоне за зверем. Куда ему следует возвращаться?

-Бурей рыбаков унесло в море, несло всё время на восток. Куда им нужно возвращаться?

-Воины после боя много дней преследовали врагов на лошадях в направлении на юг. Куда

они будут возвращаться?

Заполняем таблицу.

Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш урок. Сделать выводы по пройденному материалу, предлагаю

в форме синквейна (слушаем варианты детей и на доске).

-Что мы узнали?

-Что вам больше всего понравилось?



В раздел образования