Автор: Маркова Нина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Чакырская СОШ им.С.С. Яковлева - Эрилик Эристина
Населённый пункт: РС.(Я) Чурапчинский район ,с. Толон, Чакырского наслега
Наименование материала: статья,разработки
Тема: Посмотри вокруг
Раздел: начальное образование
Урок окружающего мира
2 класс
"Посмотри вокруг"
Ход урока:
1.
Организационный момент.
2.
Знакомство с новым разделом.
- Здравствуйте ребята!
- Посмотрите вокруг, какое хорошее настроение у нас!
- Что мы можем сказать друг другу?
- Какие слова нас порадуют?
-Что мы видим вокруг себя?
- Вот , теперь все это запоминаем!
- Ребята, как называется раздел, который мы начинаем изучать.
- Как вы думаете, что нового нас ждёт в материалах этого раздела?
Изучив этот раздел, мы узнаем, как выглядит Земля; научимся определять стороны
горизонта с помощью компаса; познакомимся с водоёмами нашего края; отправимся в
гости к весне; совершим путешествие по родной стране, познакомимся с природой.
- У нас впереди очень интересное путешествие!
- Раз!два!три! поехали.
3. Работа по теме урока.
Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему урока.
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг?
Снег расстаял уж давно,
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Скоро все оживет,
Почему незнаю?
Может вы мне ответите?.
Поле, речка и трава,
Птицы, звери и леса.
Человек и время года.
Это всё вокруг природа!
- О чём мы будем говорить с вами на уроке?
- Где находится природа живая и неживая?
- Вот мы и определили тему нашего урока: «Посмотри вокруг».
- Давайте откроем учебник, стр. 70 и посмотрим какие же цели мы должны поставить
перед собой.
- Опираясь на тему урока и цели, заполните таблицу.
1) Знаю (что вы знаете о планете Земля? Что знаете о сторонах горизонта?)
2) Хочу узнать (Что такое горизонт, виды горизонта….)
3) Узнал (Горизонт – это….., виды горизонтов:…..)
- Итак, посмотрим и обсудим, какие вы сделали пометки.
- Ребята, внимательно послушайте загадку.
Планета голубая,
Она у нас круглая
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)
-На какой планете мы с вами живём?
-Что вы знаете о нашей планете? Человечество существует многие тысячелетия. Древние
жители нашей планеты не умели читать и писать, не знали откуда пришло их племя, не
подразумевали, что существуют другие земли. Но они знали местность, в которой жили,
знали, где лес, где горы, водоёмы, труднопроходимые тропы, знали, куда пойти охотиться.
Человечество развивалось, люди начали путешествовать и узнавать новое о нашей
планете. И все свои знания передавали потомкам.
- Уже в древности мудрецы размышляли о строении мира. Они думали, что Земля — это
плоский остров, окружённый океаном, а над ним находится купол, по которому движутся
солнце и луна.
-Так представляли Землю на трёх слонах другие жители планеты
-Так выглядела Земля глазами народов севера.
-Как вы думаете правы ли были мудрецы?
- А как мы видим планету? можем ли мы обьяснить? Почему?
–В том, что земля имеет форму шара, люди убедились задолго до того, как поднялись в
космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морям, они
заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль,
то вначале они видели лишь флаг на верхушке мачты, затем мачту корабля, а лишь
потом и весь корабль.
(Все ранние представления о Земле оказываются неверными)
- Прошло много лет с тех пор, как отважный Капитан Фернан Магеллан и его товарищи
отправились в кругосветное путешествие.
- Всё время они плыли в одну и ту же сторону на парусных кораблях в течение трёх
долгих лет и возвратились домой с противоположной стороны.
-Что доказывает это кругосветное путешествие?
Учёные создали глобус- модель Земли.
Заполняем таблицу.
- Какую форму имеет планета Земля?
- Представьте, что вы стоите на планете Земля. Можно ли сразу увидеть всю поверхность
планеты?
- А что увидите?
- Чтобы увидеть новые поверхности Земли, нужно?
Не каждый человек имеет возможность путешествовать, а изучать планету, знать
очень хочется. Для этого люди изобрели ещё одну модель Земли- карту.
Карты существуют разные. С помощью карт изучают растительный и животный мир
планеты, местонахождение полезных ископаемых, изучают материки, страны и т.д) На
карте полушарий мы можем увидеть вид планеты с противоположных сторон.
- Прошло много времени, пока люди поняли то, что Земля по форме напоминает шар.
ФИЗМИНУТКА
- Отправляясь в путешествие, люди узнавали всё больше нового. Земную поверхность,
которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом.
Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр 70.
-Найдите информацию в тексте
(Что же называют горизонтом и линией горизонта? )
Проведём
опыт: Горизонт.
Линия
горизонта.
И
можно
ли
дойти
до
линии
горизонта (картонный круг, фигурка человека). Проводит учитель.
- Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта?
- Какой можно сделать вывод?
- Ребята, может кто-то из вас знает, где восходит солнце по утрам, куда заходит,
закатывается по вечерам?
- Ещё в глубокой древности люди научились определять по Солнцу две стороны света –
восток и запад, а со временем ещё две – север и юг.
-Не заблудиться людям и сейчас помогает Солнце. Ведь оно каждое утро восходит с
одной стороны (на востоке), а закатывается, садится с противоположной (на западе).
Посмотрите на схему
-Это четыре основных направления, их называют стороны света или стороны
горизонта.
Работа в группах на карточках
«Записываем основные стороны горизонта №1»
(проверяем друг у друга)
-Ребята, для чего нам нужно знать стороны горизонта и уметь их определять (чтобы не
заблудиться)
-Проведём игру на внимание.
- Представьте, что вы стоите лицом на север (к учителю, к доске).
- Какие стороны горизонта располагаются вокруг вас? (сзади – юг, слева – запад (к окну),
справа – восток (к двери)
Повернитесь лицом на запад (к окну), юг (к стене), восток (к двери), север (лицом к
доске).
-Расстояние от одной стороны горизонта до другой довольно велико. Это создавало
трудности в ориентировании. Тогда люди договорились дать названия промежуточным
сторонам и обозначить их двумя словами и буквами.
Учебник с.71(прочитайте первый абзац)
-Подумайте, какая сторона горизонта будет
находиться между севером и западом, севером и востоком, югом и западом, югом и
востоком?
(Завершаем работу на карточках, дописываем промежуточные стороны горизонта)
Дети выходят к доске и на карточках №2 обозначают промежуточные стороны света.
СЗ – северо-запад ЮЗ - юго-запад
СВ – северо-восток ЮВ – юго-восток
— Это промежуточные стороны горизонта. Подробнее вы будете их изучать на уроках
географии в старших классах
Заполняем таблицу.
- Найдите страничку для любознательных стр.72. Самостоятельно прочитайте о том, как
выглядит Земля, а потом пересказ на оценку по желанию.
-Какие знания нам пригодятся в походе?
Ребята, задачи можно решать на уроках математики, но и на уроках окружающего мира
можно решать задачи.
Работа в группах.
-Человек ушёл на север в погоне за зверем. Куда ему следует возвращаться?
-Бурей рыбаков унесло в море, несло всё время на восток. Куда им нужно возвращаться?
-Воины после боя много дней преследовали врагов на лошадях в направлении на юг. Куда
они будут возвращаться?
Заполняем таблицу.
Рефлексия.
Вот и подошел к концу наш урок. Сделать выводы по пройденному материалу, предлагаю
в форме синквейна (слушаем варианты детей и на доске).
-Что мы узнали?
-Что вам больше всего понравилось?