Примерная рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе "Школа 21 век"
Автор: Репкина Надежда Олеговна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Школа № 104" Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону Наименование материала: методическая разработка Тема: Примерная рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе "Школа 21 век" Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №104
Ворошиловского района города Ростова-на-Дону
УТВЕРЖДАЮ
И. о. директора школы
Т. М. Свищева
Приказ от 30.08.14 № 118
Рабочая программа по русскому языку
для
параллели
3
классов
учителей
Лапшиной Марии Валерьевны (высшая категория)
Рабочая программа «Русский язык» составлена в соответствии с нормативными актами:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (основного общего образования). Стандарты
второго поколения. М., Просвещение 2011г.;
-Примерная программа начальных классов по предмету «Русский язык». М., Просвещение 2011г.;
-Программа «Начальная школа 21 века» «Русский язык» С. В. Иванов М.:Вентана-Граф, 2013г.;
-Основная образовательная программа школы;
-Положение о рабочей программе учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы №104;
-Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год.
Общие цели и задачи дисциплины .
Целями обучения русскому языку являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
-формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Главные задачи дисциплины: научить ребёнка читать и писать в соответствии с нормами третьего класса;
осознанно читать слова, предложения, рассказы на материале полного алфавита со скоростью 60-80 слов в минуту;
записывать слова и предложения под диктовку учителя;
списывать с рукописного и печатного шрифтов;
разбивать на слоги, ставить ударение, переносить;
выполнять фонетический разбор;
находить лексическое значение слова с помощью толкового словаря;
применять полученные на уроках знания для верного написания слов и предложений;
различать слова, называющие предметы, признаки предмета и действия; ставить знаки препинания в конце предложения.
2
2
2.Общая характеристика учебного предмета.
Специфика предмета.
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
он является основным средством общения между людьми;
с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
язык является основным средством познания окружающего мира;
владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности,
народности, государства;
использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Практическая направленность.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального
общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к
истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и
социальный статус как члена общества.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную
мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для
успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка —
социокультурной и научно-исследовательской .
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и
формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного
письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или
моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим
аппаратом средств обучения;
разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и
на самоконтроль ученика;
3
3
научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре
родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть
окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и
характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и
сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что
обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Успешная реализация целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем
они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся
сформулированы следующие целевые установки:
«Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
«Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об
устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны,
в которой я живу, родной язык русского народа».
Ценностные ориентиры содержания.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным
языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует
формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе
национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся вторых классов формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к
русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем
общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и
правилах речевого этикета.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом
определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
3. Место предмета в учебном плане.
Федеральный учебный план предполагает в 3-ем классе изучение предмета «Русский язык» 5 часов в неделю.
Согласно учебному плану школы предусмотрено 5 часов в неделю.
4
4
Согласно годовому календарному учебному графику школы № 104 на 2014-2015 учебный год и школьному расписанию 5 часов в
неделю, примерное количество – 170-173 часа в год.
4. Содержание программы
Структура курса.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития
учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с
литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается
с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока , каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как
устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Блоковая подача материала реализуется в учебнике «Русский язык» 3 класс.
Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.
Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и
орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.
Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма.
Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного
общения.
Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления, но и
решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика
субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической
утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Характеристика содержательных линий, тем.
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)
1.1. Фонетика и графика
Повторение изученного во 2-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких
согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.
Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости
согласных звуков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я , в
словах с непроизносимыми согласными.
Фонетический разбор.
Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
5
5
1.2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского
литературного языка.
1.3. Слово и предложение
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова,
называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы. Местоимение
Род имён существительных. Число имён существительных. Падеж имен существительных. Склонение имён существительных. Имена су-
ществительные одушевленные и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные.
Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и
побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.
Понятие о главных членах предложения, грамматической основе предложения. Второстепенные члены предложения. Однородные члены
предложения
1.4. Состав слова (морфемика)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как
часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и
того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова;
значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы
образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Разбор
слова по составу и словообразование. Способы образования имён существительных и прилагательных.
1.5. Лексика
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном
значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие
слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма)
Повторение правил правописания, изученных в 1-ом и 2-ом классах.
Формирование
орфографической
зоркости:
осознание
места
возможного
возникновения
орфографической
ошибки,
использование
разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение: перенос слов; проверяемые безударные гласные в корнях слов; парные
звонкие и глухие согласные в корнях слов; непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова,
определенные программой); гласные о, е после шипящих ц ; безударные окончания существительных и прилагательных; правописание суффик-
сов имен существительных: - ок, -ец, -иц ;-ичк ;-ечк; -енк; -инк; правописание существительных на - ий, -ия, -ие ; правописание относительных
и притяжательных имен прилагательных; повторяем правила правописания согласных в корне слова; правописание разделительного твёрдого и
6
6
разделительного мягкого знаков; правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных; окончания имён существитель -
ных; учимся писать безударные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения; правописание окончаний имён прилагательных; право-
писание местоимений с предлогами.
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля
при проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи»
3.1. Устная речь
Выбор
языковых
средств
в
соответствии
с
целями
и
условиями
общения
для
эффективного
решения
коммуникативной
задачи.
Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
3.2. Письменная речь
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам.
Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным
текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего
по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Изложение. Изложение с элементами сочинения.
Письма. Последовательность предложений в письмах. Составление поздравительных открыток.
IV. Повторение
V. Резервные уроки используются для повторения тем блока «Правописание».
5.Тематическое планирование
Раздел 1. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)
Тема
Основное содержание по темам
Основные виды деятельности
ученика
УУД (регулятивные,
коммуникативные,
познавательные)
Фонетика и графика
Звуки и буквы; ударные и
безударные гласные звуки,
твердые и мягкие согласные
Работать с информацией,
представленной в форме рисунка
и в форме звуковой модели
-удерживать цель деятельности
до получения ее результата;
-оценивать (сравнивать с
7
7
звуки, звонкие и глухие
согласные звуки. Обозначение на
письме мягкости согласных
звуков.
Использование алфавита при
работе со словарями и
справочниками.
Деление слов на слоги.
Словесное ударение.
Фонетический разбор.
(проводить звуковой анализ).
Выполнять фонетический анализ
слова.
Контролировать правильность и
аккуратность собственных
записей.
эталоном) результаты
деятельности (чужой, своей);
-выявлять особенности (качества,
признаки) разных объектов в
процессе их рассматривания
(наблюдения);
-применять таблицы, схемы,
модели для получения
информации;
Орфоэпия.
Произношение звуков и
сочетаний звуков, ударение в
словах в соответствии с нормами
современного русского
литературного языка.
Осуществлять самоконтроль:
соотносить собственный ответ с
предложенным вариантом.
Анализировать алгоритм порядка
действий при списывании и
использовать его при решении
практических задач.
Контролировать правильность и
аккуратность собственных
записей.
-планировать решение учебной
задачи: выстраивать
последовательность необходимых
операций (алгоритм действий);
-анализировать собственную
работу: соотносить план и
совершенные операции,
выделять этапы и оценивать меру
освоения каждого, находить
ошибки, устанавливать их
причины;
Слово и предложение
Понимание слова как единства
звучания (написания) и значения.
Слова с предметным значением
— имена существительные.
Слова, называющие признаки —
имена прилагательные. Слова,
обозначающие действия —
глаголы. Местоимение
Род имён существительных. Чис-
ло имён существительных. Па-
деж имен существительных.
Выбирать из текста предложение
по заданным признакам.
Различать слова по частям речи.
Задавать к словам вопросы
«кто?», «что?», «какой?».
Осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (работать в паре).
Учитывать степень сложности
задания и определять для себя
возможность/невозможность его
-корректировать деятельность:
вносить изменения в процесс с
учетом возникших трудностей и
ошибок; намечать способы их
устранения;
-оценивать (сравнивать с
эталоном) результаты
деятельности (чужой, своей);
-выявлять особенности (качества,
признаки) разных объектов в
процессе их рассматривания
(наблюдения);
8
8
Склонение имён существитель-
ных. Имена существительные
одушевленные и неодушевлён-
ные. Имена существительные
собственные и нарицательные.
Предложение. Отличие
предложения от слова.
Различение предложений по цели
высказывания:
повествовательные,
вопросительные и побудительные
предложения; по эмоциональной
окраске: восклицательные и
невосклицательные предложения.
Понятие о главных членах
предложения, грамматической
основе предложения.
Второстепенные члены
предложения. Однородные члены
предложения
выполнения (использовать прием
развернутого толкования слов).
- классифицировать объекты
(объединять в группы по
существенному признаку)
Состав слова (морфемика)
Окончание как часть слова.
Изменение формы слова с
помощью окончания. Различение
изменяемых и неизменяемых
слов. Корень как часть слова.
Чередование согласных в корнях.
Родственные (однокоренные)
слова. Различение однокоренных
слов и различных форм одного и
того же слова. Различение
однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с
Осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (работать в паре)
при анализе приведенных в
Осуществлять самоконтроль:
соотносить собственный ответ с
предложенным вариантом.
Анализировать алгоритм порядка
действий при списывании и
использовать его при решении
практических задач.
Контролировать правильность и
-анализировать эмоциональные
состояния, полученные от
успешной (неуспешной)
деятельности, оценивать их
влияние на настроение человека;
-выявлять особенности (качества,
признаки) разных объектов в
процессе их рассматривания
(наблюдения);
-воспроизводить по памяти
информацию, необходимую для
решения учебной задачи;
- классифицировать объекты
9
9
омонимичными корнями.
Суффикс как часть слова;
значения суффиксов. Приставка
как часть слова; значения
приставок. Суффиксальный,
приставочный и приставочно-
суффиксальный способы
образования слов. Основа слова.
Выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки,
суффикса. Разбор слова по
составу и словообразование.
Способы образования имён
существительных и
прилагательных.
аккуратность собственных
записей и высказываний.
(объединять в группы по
существенному признаку)
Лексика
Слово и его лексическое
значение. Выявление слов,
значение которых требует
уточнения. Определение
значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью
толкового словаря. Различение
однозначных и многозначных
слов. Представление о прямом и
переносном значении слова.
Наблюдение за использованием в
речи синонимов, антонимов и
омонимов. Слова исконные и
заимствованные. Устаревшие
слова. Фразеологизмы.
Осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (работать в паре)
при анализе приведенных
высказываний. Учитывать
степень сложности задания и
определять для себя
возможность/невозможность его
выполнения
-корректировать деятельность:
вносить изменения в процесс с
учетом возникших трудностей и
ошибок; намечать способы их
устранения;
-оценивать (сравнивать с
эталоном) результаты
деятельности (чужой, своей);
-проверять информацию,
находить дополнительную
информацию, используя
справочную литературу;
10
1
Наблюдение за использованием в
речи фразеологизмов.
Раздел 2.«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)
Учимся писать приставки
Приставки оканчивающиеся на
з//с.
Приставка с-
Анализировать алгоритм порядка
действий при списывании и
использовать его при решении
практических задач.
Контролировать правильность и
аккуратность собственных
записей и высказываний.
-удерживать цель деятельности
до получения ее результата;
-воспроизводить по памяти
информацию, необходимую для
решения учебной задачи;
Учимся писать слова с двумя
корнями
Слова с двумя корнями.
Соединительные гласные о, е
Учитывать степень сложности
задания и определять для себя
возможность/невозможность его
выполнения. Осуществлять
самоконтроль: соотносить
собственный ответ с
предложенным вариантом.
-планировать решение учебной
задачи: выстраивать
последовательность необходимых
операций (алгоритм действий);
-проверять информацию,
находить дополнительную
информацию, используя
справочную литературу;
Учимся писать буквы о, ё после
шипящих в корне слова
Шипящие звуки в корне слова.
Способы проверки орфограммы.
Осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (работать в паре).
Учитывать степень сложности
задания и определять для себя
возможность/невозможность его
выполнения (использовать прием
развернутого толкования слов).
-корректировать деятельность:
вносить изменения в процесс с
учетом возникших трудностей и
ошибок; намечать способы их
устранения;
-воспроизводить по памяти
информацию, необходимую для
решения учебной задачи;
Учимся обозначать звук ы после
звука ц
Части слова.
Орфограмма в корне, в
окончании, слова на –ция.
Слова исключения.
Способы проверки орфограммы.
Анализировать алгоритм порядка
действий при списывании и
использовать его при решении
практических задач.
Контролировать правильность и
аккуратность собственных
-анализировать эмоциональные
состояния, полученные от
успешной (неуспешной)
деятельности, оценивать их
влияние на настроение человека;
-применять таблицы, схемы,
11
11
записей и высказываний.
модели для получения
информации;
Знаки препинания в
предложениях с однородными
членами
Однородные члены предложения.
Запятые между однородными
членами предложения.
Однородные члены предложения
соединённые союзами
Учитывать степень сложности
задания и определять для себя
возможность/невозможность его
выполнения.
Осуществлять самоконтроль:
соотносить собственный ответ с
предложенным вариантом.
-удерживать цель деятельности
до получения ее результата;
оценивать (сравнивать с
эталоном) результаты
деятельности (чужой, своей);
-выявлять особенности (качества,
признаки) разных объектов в
процессе их рассматривания
(наблюдения);
Правописание ь после шипящих
на конце существительных
Имена существительные, род
имён существительных.
Способы проверки орфограммы.
Анализировать алгоритм порядка
действий при списывании и
использовать его при решении
практических задач.
Контролировать правильность и
аккуратность собственных
записей и высказываний.
Осуществлять самоконтроль:
соотносить собственный ответ с
предложенным вариантом.
-корректировать деятельность:
вносить изменения в процесс с
учетом возникших трудностей и
ошибок; намечать способы их
устранения;
-анализировать собственную
работу: соотносить план и
совершенные операции,
выделять этапы и оценивать меру
освоения каждого, находить
ошибки, устанавливать их
причины;
-проверять информацию,
находить дополнительную
информацию, используя
справочную литературу;
Удвоенные согласные в корне
Слова с удвоенными согласными
в корне. Словарные слова.
Способы проверки
Осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (работать в паре).
Учитывать степень сложности
задания и определять для себя
-анализировать эмоциональные
состояния, полученные от
успешной (неуспешной)
деятельности, оценивать их
влияние на настроение человека;
-применять модели для
12
1
возможность/невозможность его
выполнения (использовать прием
развернутого толкования слов).
получения информации;
Учимся писать суффиксы
Правописание суффиксов имен
существительных: - ок, -ец,
-иц ;-ичк ;-ечк; -енк; -инк.
Способы проверки орфограммы.
Осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (работать в паре)
при анализе приведенных в
Осуществлять самоконтроль:
соотносить собственный ответ с
предложенным вариантом.
-удерживать цель деятельности
до получения ее результата;
-выявлять особенности (качества,
признаки) разных объектов в
процессе их рассматривания
(наблюдения);
-воспроизводить по памяти
информацию, необходимую для
решения учебной задачи;
Правописание безударных
окончаний имен
существительных
Склонение имён
существительных. ; способы
проверки орфограммы;
правописание существительных
на - ий, -ия, -ие ;
Контролировать правильность и
аккуратность собственных
записей и высказываний.
-планировать решение учебной
задачи: выстраивать
последовательность необходимых
операций (алгоритм действий;
-воспроизводить по памяти
информацию, необходимую для
решения учебной задачи;
Раздел 3. «Развитие речи»
Устная речь
Выбор языковых средств в
соответствии с целями и
условиями общения для
эффективного решения
коммуникативной задачи.
Соблюдение норм речевого
этикета и орфоэпических норм в
ситуациях учебного и бытового
общения. Умение договариваться
и приходить к общему решению
в совместной деятельности при
проведении парной и групповой
Понимать текст, опираясь на
содержащуюся в нем
информацию и на интонационное
оформление предложений.
Анализировать приведенные в
тексте ситуации общения и
формулировать правила речевого
поведения (необходимость
учитывать интересы
собеседника). Наблюдать
высказывания, в которых
представлена неполная
-корректировать деятельность:
вносить изменения в процесс с
учетом возникших трудностей и
ошибок; намечать способы их
устранения;
-оценивать (сравнивать с
эталоном) результаты
деятельности (чужой, своей);
- классифицировать объекты
(объединять в группы по
существенному признаку)
13
1
работы.
Текст. Смысловое единство
предложений в тексте (основная
мысль) Заглавие текста. Подбор
заголовков к предложенным
текстам. Определение по
заголовкам содержания текста.
Корректирование текстов с
нарушенным порядком
предложений; включение
недостающего по смыслу
предложения и изъятие
избыточного в смысловом
отношении предложения.
Выражение в тексте законченной
мысли. Подбор вариантов
окончания текстов. Начало текста
(зачин), подбор зачинов к
предложенным текстам.
Последовательность
предложений в тексте.
информация, исправлять
допущенные при речевом
общении ошибки. Осуществлять
взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (работать в паре).
Анализировать этикетные слова
(слова приветствия) и
определять ситуации, в которых
они могут быть использованы.
Наблюдать за интонационным
оформлением предложений,
устанавливать ситуации, в
которых они могут быть
произнесены. Использовать
алгоритм порядка действий при
списывании. Контролировать
последовательность действий
при списывании, правильность и
аккуратность записи.
Письменная речь
Абзац. Последовательность
абзацев в тексте.
Корректирование текстов с
нарушенной
последовательностью абзацев.
Комплексная работа над
структурой текста:
озаглавливание, корректирование
порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов
предложенных текстов. Создание
собственных текстов по
Анализировать текст, в котором
нарушены точность и
правильность выражения мысли,
выявлять и исправлять ошибки,
используя правило речевого
общения (строить понятные для
партнера высказывания,
учитывающие, что партнер знает
и видит, а что нет).
Осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую
-анализировать эмоциональные
состояния, полученные от
успешной (неуспешной)
деятельности, оценивать их
влияние на настроение человека;
-выявлять особенности (качества,
признаки) разных объектов в
процессе их рассматривания
(наблюдения);
-проверять информацию,
находить дополнительную
информацию, используя
14
1
предложенным планам.
Типы текстов: описание,
повествование, рассуждение, их
особенности.
Изложение. Изложение с
элементами сочинения.
Письма. Последовательность
предложений в письмах.
Составление поздравительных
открыток.
взаимопомощь (работать в паре)
при анализе приведенных
высказываний. Учитывать
степень сложности задания и
определять для себя
возможность/невозможность его
выполнения
справочную литературу
6. Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Тема
Домаш
нее
задани
е
Основные виды учебной деятельности
Требования к результату
Форм
ы
конт
роля
1
01.09
Повторяем фонетику
с.6 №4
Различение звуков и букв: гласных и соглас-
ных. Различение звонких и глухих, мягких и
твердых, парных и непарных
З н а т ь обозначение звуков
на письме.
У м е ть сравнивать буквен-
ную запись слов с записью
при помощи транскрипции
2
02.09
Вспоминаем правила
написания большой
буквы
с.8 №3
Повторение правил написания прописной
буквы: написание прописной буквы в нача-
ле предложения, в именах собственных
Уметь сопоставлять слова,
анализировать их и
правильно писать имена
существительные
3
03.09
Фонетический разбор
слова
с.11
№4
Работа по закреплению умений различать
звуки и буквы. Деление слов на слоги. Сло-
весное ударение
З н а т ь правила переноса
слов.
У м е т ь применять алгоритм
фонетического анализа слова
4
04.09
Вспоминаем правила
переноса слов
с.12 №4
Правила переноса слов. Работа по закрепле-
нию знания правил переноса слов. Исполь-
зование знака переноса
З н а т ь правила переноса
слов.
У м е ть применять изучен-
ные правила в написании
15
1
слов
5
05.09
Повторяем: текст, его
признаки и типы
не
задано
Выбор заголовка текста, окончание текста.
Типы текста, определение типа текстов,
план
З н а т ь правило подбора за-
головка, типы и признаки
текста.
У м е т ь выделять главное в
тексте, называть признаки ти-
пов текстов
6
08.09
Фонетический разбор
слова
Словарный диктант
с.14
№2
Деление слов на слоги. Различение соглас-
ных и гласных, звонких и глухих. Работа по
закреплению навыков различения звуков
Словарный диктант
З н а т ь правила переноса
слов.
У м е т ь применять алгоритм
фонетического анализа слова
С д
7
09.09
Повторяем правила
обозначения гласных
после шипящих
с.16
№4
Обозначение гласных после шипящих: жи
–ши, ча – ща, чу – щу
У м е ть разъяснять сущность
усвоенного правила о написа-
нии жи – ши, ча – ща, чу –щу
8
10.09
Повторяем состав слова
с.18
№2
Работа по закреплению навыков разбора
слова по составу
Работа по закреплению знаний подбора
однокоренных слов для проверки
безударных гласных
З н а ть части слова и их
обозначения, образование
слов в русском языке.
У м е т ь разбирать слова по
составу
9
11.09
Контрольная работа №1
(диагностическая)
«Повторение орфограмм
корня»
с.23
№5
Проверка знаний
У м е т ь писать под диктовку
в соответствии с изученными
нормами правописания
К.р.
№1
10
12.09
Повторяем правописание
безударных гласных в
корне слова
не
задано
Работа по закреплению знаний подбора
однокоренных слов для проверки
безударных гласных
У м е ть выделять безударные
гласные в корне слов,
подбирать проверочные
слова, форму одного и того
же слова, классифицировать
слова по наличию
(отсутствию) данной
орфограммы
11
15.09
Повторяем признаки и
с.25
Понятие текста, типа текста. Заголовок,
У м е т ь различать предложе-
тест
16
1
типы текстов. Тест
№3
составление плана
Тест
ние и текст, формулировать
основную мысль текста,
определять типы текстов, вы-
бирать подходящий заголо-
вок, составлять план
12
16.09
Разбор слова по составу
с.27
№2
Закрепление навыков разбора слов по
составу. Корень, суффикс, приставка,
окончание, основа. Нахождение слов с
приставкой, суффиксом и т. д. Составление
слов по образцу
З н а ть части слова и их
обозначения, образование
слов в русском языке.
У м е т ь разбирать слова по
составу
13
17.09
Повторяем правила
правописания согласных
в корне слова
с.30
№4
Обучение правописанию парных звонких и
глухих согласных в корне слова
З н а т ь правила написания
парных согласных
в корне слов и на конце.
У м е т ь подбирать провероч-
ные слова
14
18.09
Повторяем
словообразование
с.33
№3
Образование слов, их объяснение и
толкование. Способы образования –
суффиксальный и приставочный
У м е ть применять суффиксы
и приставки для образования
новых слов
15
19.09
Повторяем правило
правописания
непроизносимых
согласных в корне слова
не за-
дано
Закрепление навыка правописания
непроизносимых согласных в корне слов.
Различные способы проверки
З н а т ь правило написания
непроизносимых согласных в
корне слова.
У м е т ь проверять данную
орфограмму
16
22.09
Текст и его заглавие
Самостоятельная работа
с.34
№3
Проверка применения полученных знаний
Самостоятельная работа
У м е т ь выделять в тексте
главное, доказывать и обос-
новывать свой выбор, отве-
чать на вопросы
С р
17
23.09
Разбор слова по составу
и словообразование
с.37
№3
Текст. Выбор заголовка. Подбор текста по
данным заголовкам.
У м е т ь выделять значимые
части слова
18
24.09
Вспоминаем
правописание суффиксов
с.38
№2
Правописание суффиксов. Значение
суффиксов. Систематизация знаний,
полученных учащимися во втором классе
У м е т ь выделять значимые
части слова
17
1
19
25.
09
Повт
оряе
м
прав
опис
ание
прис
тавок
с.40 №5
Правоп
исание
приста
вок.
Значен
ие
приста
вок.
Систем
атизац
ия
знаний,
получе
нных
учащи
мися
У м е т ь грамотно писать слова на изучен-
ные орфограммы
20
26.09
Заглавие и начало текста
не за-
дано
Выбор заголовка текста. Начало текста.
У м е т ь выделять главное в
тексте, анализировать и кор-
ректировать текст
21
29.09
Предложение и его
смысл. Слова в
предложении
с.42
№3
Смысл предложения. слова в предложении.
Границы предложения. Упражнение в
определении границ предложения
У м е т ь видеть связь слов в
предложении,
различать слово, словосоче-
тание и предложение, состав-
лять из слов предложение
22
30.09
Контрольная работа №2
(текущая)
«Фонетический анализ
слова, разбор слова по
составу»
с.44
№2
Проверка знаний
У м е ть выполнять тестовые
контрольные работы
К.р.
№2
23
01.10
Виды предложения по
цели высказывания
и интонации
с.45
№2
Проверка знаний и умений по данной теме
У м е ть определять предло-
жение по цели высказывания
и эмоциональной окраске
18
1
24
02.10
Последовательность
предложений в тексте
с.49
№5
Обучение осмысленному прочитыванию
текста. Восстановление последовательности
предложений в тексте
У м е ть излагать текст после-
довательно устно и письмен-
но, восстанавливать последо-
вательность предложений в
тексте
25
03.10
Деление текста на
абзацы
не за-
дано
Заглавие текста, особенности абзаца.
Восстановление последовательности в
тексте
У м е ть делить текст на
смысловые части, видеть в
тексте нарушение последова-
тельности изложения матери-
ала, определять в каждом аб-
заце микротему, восстанавли-
вать последовательность аб-
зацев
26
06.10
Главные члены
предложения
Тест
с.49
№5
Понятие о главных членах предложения,
грамматической основе предложения.
Упражнение в нахождении грамматической
основы в предложении
Тест
З н а т ь понятия главные чле-
ны предложения, граммати-
ческая основа в предложении.
У м е ть находить граммати-
ческую основу в предложе-
нии
тест
27
07.10
Повторяем правописание
разделительного
твёрдого и
разделительного мягкого
знаков
с.51
№1
Написание разделительных ъ и ь знаков.
Отработка написания непроизносимой
согласной в корне слова
У м е ть доказывать правиль-
ность выбора знака
28
08.10
Главные члены
предложения
с.54
№2
Нахождение главных членов предложения
У м е ть выделять в предло-
жении грамматическую осно-
ву
29
09.10
Учимся писать
приставки
с.55
№1
Ознакомление с правилом написания
приставок
У м е ть анализировать и пи-
сать слова с приставками на
з- и с-
30
10.10
Учимся писать
приставки,
не
задано
Ознакомление с правилом написания
приставок на з- и с-
У м е ть анализировать и пи-
сать слова с приставками на
С д
19
1
оканчивающиеся на з- и
с-. Словарный диктант
Словарный диктант
з- и с-
31
13.10
Подлежащее
с.60
№5
Введение понятия подлежащего
У м е т ь определять подлежа-
щее в предложении
32
14.10
Сказуемое
с.61
№3
Введение понятия сказуемого
У м е т ь находить сказуемое
в предложении
33
15.10
Учимся писать письма
с.65
№4
Знакомство с жанром письма
З н а т ь понятие обращение
34
16.10
Сказуемое и подлежащее
с 67
№2
Выделение сказуемого в предложении и
грамматической основы
У м е ть выделять сказуемое
и грамматическую основу
35
17.10
Учимся писать письма
Тест
не
задано
Введение понятия адресат
Тест
У м е ть подписывать письма,
обращаться к адресату
тест
36
20.10
Второстепенные члены
предложения
с.68
№3
Введение понятия второстепенные члены
предложения
З н а т ь понятия второстепенные члены
предложения, грамматическая основа.
У м е ть различать распространенное
предложение и нераспространенное
37
21.10
Обстоятельство
с.71
№4
Обучение разбору предложения по членам
предложения
У м е ть различать главные и
второстепенные члены
предложения
38
22.10
Обстоятельство
с.74
№3
Обучение нахождению второстепенных
членов предложения
У м е ть находить в предло-
жении второстепенные члены
предложения
39
23.10
Учимся писать
приставку с-
с.77
№3
Выделение приставки с- в словах
У м е ть выделять приставку
с- в словах
40
24.10
Определение
Словарный диктант
не
задан
Обучение нахождению второстепенных
членов предложения
Словарный диктант
З н а т ь понятие определе-
ния.
У м е ть работать с правилом,
разбирать предложения
С д
41
27.10
Учимся писать письма
с.79
№4
Ознакомление с приемом составления плана
письма
У м е ть составлять план тек-
ста, корректировать письмо
20
2
42
28.10
Контрольная работа №3
(итоговая)
«Простое предложение»
с.80
№2
Проверка знаний
У м е ть писать под диктовку
в соответствии с изученными
нормами правописания
К.р.
№3
43
29.10
Определение
Самостоятельная работа
с.85
№3
Введение понятия определение
Самостоятельная работа
З н а т ь понятие определе-
ния.
У м е ть работать с правилом,
разбирать предложения
С р
44
30.10
Учимся писать слова с
двумя корнями
с.89
№5
Обучение выделению корней в словах с
двумя корнями
У м е ть писать сложные сло-
ва
45
31.10
Определение
не
задано
Понятие определения. Работа с правилом.
Разбор предложений
З н а т ь понятие определе-
ния.
У м е ть работать с правилом,
разбирать предложения
46
10.11
Запоминаем
соединительные гласные
о и е
с.91
№3
Запись слов с соединительными гласными
У м е ть находить сложные
слова, записывать их пра-
вильно
47
11.11
Учимся писать письма
с.93
№3
Ознакомление с приемом составления плана
письма. Работа по корректированию текста
У м е ть составлять план
текста, корректировать
письмо
48
12.11
Дополнение
с.94
№2
Выделение в предложении второстепенных
членов предложения. Дополнение. Понятие.
Нахождение в тексте дополнения
У м е ть разбирать предложе-
ние по членам, находить до-
полнения в предложениях
49
13.11
Дополнение
с.105
№2
Выделение в предложении второстепенных
членов предложения. Дополнение. Понятие.
Нахождение в тексте дополнения
У м е ть разбирать предложе-
ние по членам, находить до-
полнения в предложениях
50
14.11
Учимся писать буквы о,
е после шипящих в
корне слова. Словарный
диктант
не
задано
Написание букв о, е после шипящих в корне
слова. Словарный диктант
У м е ть писать слова с дан-
ной орфограммой
С д
51
17.11
Учимся писать буквы о,
ё после шипящих в корне
слова
с.107
№5
Написание букв о, е после шипящих в корне
слова.
У м е ть писать слова с дан-
ной орфограммой
21
2
52
18.11
Учимся писать письма
с.110
№3
Ознакомление с понятием фразеологизм
У м е ть называть фразеоло-
гизмы, использовать в тексте
письма фразеологизмы
53
19.11
Однородные члены
предложения
с.114
№3
Введение понятия однородные члены
предложения. Написание однородных
членов предложения. Работа с правилом
У м е ть находить в предло-
жениях однородные члены и
определять, какими членами
предложения они являются
54
20.11
Учимся обозначать звук
ы после звука ц
с.115
№3
Работа с тестовыми заданиями
У м е ть находить данную ор-
фограмму в словах.
Знать приемы проверки
55
21.11
Однородные члены
предложения
не
задано
Работа с однородными членами
У м е ть находить в предло-
жениях однородные члены и
определять, какими членами
предложения они являются
56
24.11
Знаки препинания при
однородных членах
предложения. Тест
с.120
№4
Работа с предложениями с законченным и с
незаконченным перечислением. Союзы при
однородных членах Тест
З н а к о м с т в о со знаками
препинания при однородных
членах предложения
тест
57
25.11
Учимся писать письма
с.122
№2
Обучение систематизации своих
наблюдений и устному составлению плана
повествования
У м е ть составлять план тек-
ста
58
26.11
Однородные члены
предложения
с.125
№4
Нахождение однородных членов
предложения, связанных союзами и
интонацией. Составление предложений с
однородными членами
У м е ть составлять предло-
жения с однородными члена-
ми предложения
59
27.11
Учимся ставить знаки
препинания в
предложениях с
однородными членами
предложения
с.127
№2
Постановка знаков препинания в
предложениях с однородными членами.
Расстановка союзов в предложении
У м е ть доказывать правиль-
ность постановки знаков пре-
пинания в предложениях с
однородными членами
60
28.11
Однородные члены
предложения
Самостоятельная работа
не
задано
Связь между однородными членами
Самостоятельная работа
У м е ть доказывать правиль-
ность постановки знаков пре-
пинания в предложениях с
С р
22
2
однородными членами
61
01.12
Учимся ставить знаки
препинания в
предложениях с
однородными членами
предложения
с. 135
№3
Расстановка запятых в предложении.
Упражнение в употреблении и написании
однородных членов предложения
У м е ть выделять граммати-
ческие основы в предложени-
ях, устанавливать связь меж-
ду однородными членами
предложения
62
02.12
Учимся писать письма
с. 136
№4
Создание собственного текста,
ознакомление с приемом составления текста
письма
У м е ть подписывать точный
адрес на конверте
63
03.12
Повторяем фонетику и
состав слова
с.138
№2
Деление слов на слоги
У м е ть доказывать сущность
усвоенных знаний и обосно-
вывать свой выбор
64
04.12
Однородные члены
предложения
с. 140
№3
Проверка полученных знаний по изученной
теме
У м е ть доказывать
правильность постановки
знаков препинания в
предложениях с
однородными членами
65
05.12
Части речи
Словарный диктант
не
задано
Введение понятия части речи.
Классификация слов по значению.
Признаки различия частей речи
Словарный диктант
З н а т ь понятие части речи.
У м е ть различать слова, от-
носящиеся к разным частям
речи
С д
66
08.12
Самостоятельные и
служебные части речи
с.156
№4
Нахождение и определение частей речи,
значение и морфологические признаки
З н а т ь понятие части речи.
У м е ть различать слова, от-
носящиеся к разным частям
речи
67
09.12
Контрольная работа № 4
(административная)
«Однородные члены
предложения»
с.157
№4
Проверка знаний
У м е ть писать под диктовку
в соответствии с изученными
нормами правописания
К.р.
№4
68
10.12
Имя существительное
с.159
№2
Написание существительных.
Классификация существительных по
значениям и морфологическим признакам
У м е ть классифицировать
существительные по вопро-
сам, различать одушевленные
23
2
и неодушевленные имена су-
ществительные
69
11.12
Имя существительное
с162
№3
Повторение орфограмм
У м е ть классифицировать
существительные по вопро-
сам, различать одушевленные
и неодушевленные имена су-
ществительные
70
12.12
Учимся писать
изложение
не
задано
Введение понятий изложение,
повествование. Написание изложения
З н а т ь сведения, необходи-
мые для написания изложе-
ния
71
15.12
Род имён
существительных
Самостоятельная работа
с164
№4
Определение рода имён существительных
Самостоятельная работа
У м е ть определять род имен
существительных
С р
72
16.12
Род имен
существительных
с.165
№2
Наблюдение над родом неизменяемых имён
существительных
У м е ть определять род имен
существительных
73
17.12
Учимся писать
изложение
с.167
№3
Написание изложения
З н а т ь сведения,
необходимые для написания
изложения
74
18.12
Число имён
существительных
с171
№3
Изменение имён существительных по
числам. Определение числа имен
существительных в тексте. Категория числа
имен существительных
У м е ть определять число
имен существительных
75
19.12
Правописание мягкого
знака после шипящих на
конце имён
существительных
Словарный диктант
не
задано
Написание слов с ь после шипящих у имён
существительных. Формулировка правила
Словарный диктант
У м е ть применять правило
написания ь после шипящих
у имен существительных
С д
76
22.12
Число имён
существительных
с173
№3
Определение рода и числа существитель-
ных. Постановка слов в определённую фор-
му числа
У м е ть определять число
имен существительных
77
23.12
Изменение имён
существительных по
С174
№2
Изменение числа имен существительных.
Запись слов в нужной форме. Упражнение в
У м е ть применять на прак-
тике ранее изученное прави-
тест
24
2
числам
Тест
определении рода и числа имен существи-
тельных Тест
ло, определять род имен су-
ществительных во множе-
ственном числе
78
24.12
Контрольная работа № 5
(итоговая)
с.176
№4
Проверка знаний
Проверка знаний, полученных при изучении
частей речи. Письмо под диктовку.
У м е ть осмысленно приме-
нять полученные знания на
практике
К.р.
№5
79
25.12
Учимся писать
изложение
с.178
№4
Написание изложения, составление плана
У м е ть передавать содержа-
ние услышанного текста
80
26.12
Изменение имен
существительных по
падежам
не
задано
Введение понятий падеж, косвенный падеж.
Алгоритм определения падежа слова в
предложении
З н а т ь понятие изменение
слова по падежам
81
29.12
Падеж имен существи-
тельных
с.9 №4
Обучение определению падежа имени
существительного в предложении,
распределению имен существительных по
падежам
У м е ть определять падеж
имени существительного в
предложении
82
30.12
Падеж имен существи-
тельных
с.14
№4
Обучение определению падежа имени
существительного в предложении,
распределению имен существительных по
падежам
У м е ть изменять имена су-
ществительные по падежам
83
31.12
Изменение имен
существительных по
падежам
не
задано
Обучение определению падежа имени
существительного в предложении,
распределению имен существительных по
падежам
У м е ть изменять имена су-
ществительные по падежам
84
12.01
Учим слова с удвоенны-
ми согласными в корне
слова
с.17
№5
Обучение изменению имен
существительных по падежам
У м е ть писать слова с удво-
енными согласными
85
13.01
Учим слова с удвоенны-
ми согласными в корне
слова
с.19
№5
Написание слов с удвоенными согласными
в корне слова
У м е ть писать слова с удво-
енными согласными
86
14.01
Учимся писать письма
с.24
№5
Написание писем с пересказом от первого
лица
У м е ть воспринимать на
слух прочитанный текст
87
15.01
Падеж имен
с.26
Изменение имён существительных по
У м е ть изменять имена су-
25
2
существительных
№6
падежам
ществительные по падежам
88
16.01
Учимся писать суффикс
-ок- в именах
существительных
Самостоятельная работа
не
задано
Значимая часть слова – суффикс. Состав
слова Самостоятельная работа
У м е ть выделять значимую
часть слова, выделять суф-
фикс
С р
89
19.01
Падеж имён
существительных
с.29
№4
Изменение имён существительных по
падежам
У м е ть изменять имена су-
ществительные по падежам
90
20.01
Учимся писать
суффиксы -ец- и -иц- и
сочетания -ичк- и -ечк-
с.32
№3
Уметь выделять в словах суффиксы -ец-
и -иц-, сочетания
-ичк- и -ечк-
Состав слова. Суффикс
91
21.01
Работа с текстом
Не
задано
Обучение составлению текста с элементами
описания
У м е ть различать различныe
типы текстов
92
22.01
Склонение имён
существительных
с.37
№2
Склонение имён существительных.
Классификация по склонениям
У м е ть различать склонения
имен существительных
93
23.01
Учимся писать сочетания
-инк- и –енк-
Тест
не
задано
Ознакомление с правописанием сочетаний
-инк- и -енк- Тест
З н а т ь правило написания
сочетаний -инк- и
-енк-
тест
94
26.01
Контрольная работа № 6
(текущая) «Суффиксы»
с.40
№3
Проверка знаний
У м е ть писать под диктовку
К.р.
№6
95
27.01
Склонение имён
существительных
с.42
№3
Склонение имён существительных,
основные грамматические и синтаксические
признаки
У м е ть различать склонения
имен существительных
96
28.01
Правописание
безударных окончаний
имен существительных
первого склонения
с.46
№3
Безударные окончания имён
существительных 1-го склонения
У м е ть писать безударные
окончания существительных
1-го склонения
97
29.01
Работа с текстом
не
задано
Склонение имён существительных
З н а т ь правила продолже-
ния текста.
У м е ть выделять главное в
тексте
98
30.01
Склонение имён
существительных
не
задано
Проверка уровня знаний, полученных при
изучении темы Словарный диктант
У м е ть различать склонения
имен существительных
С д
26
2
Словарный диктант
99
02.02
Тест по теме «Склонение
имен существительных»
с.51
№5
Введение алгоритма применения правила.
Склонение имён существительных
У м е ть писать безударные
окончания существительных
1-го склонения
100
03.02
Правописание
безударных окончаний
имён существительных
1-го склонения
с.53
№4
Введение алгоритма применения правила.
Склонение имён существительных
У м е ть писать безударные
окончания существительных
1-го склонения
101
04.02
Имена существительные
одушевленные и
неодушевлённые
с.56
№4
Введение понятия одушевленные и
неодушевленные имена существительные
З н а т ь понятие одушевлен-
ные и неодушевлённые имена
существительные.
У м е ть классифицировать
слова
102
05.02
Учимся писать
безударные окончания
имён существительных
2-го склонения
с.59
№3
Введение алгоритма применения правила.
Правописание падежных окончаний имён
существительных 2-го склонения
У м е ть писать безударные
окончания имён существи-
тельных 2-го склонения
103
06.02
Учимся писать
изложение
не
задано
Ознакомление с приемом корректировки
готового плана текста. Написание
изложения. Корректировка готового плана
У м е ть пересказывать от
первого лица, корректировать
готовый план
104
09.02
Имена существительные
одушевлённые и
неодушевлённые
Тест
с.62
№3
Определение одушевлённых и неодушев-
ленных имён существительных
Тест
У м е ть различать имена су-
ществительные одушевлен-
ные и неодушевленные
тест
105
10.02
Учимся писать
безударные окончания
имён существительных
2-го склонения
с.65
№5
Правописание падежных окончаний имен
существительных 2-го склонения
У м е ть разъяснять сущность
усвоенных правил и приме-
нять их
106
11.02
Имена существительные
собственные и
нарицательные
с.68
№3
Ознакомление с понятием имена
собственные и нарицательные
З н а т ь понятие имена суще-
ствительные собственные и
нарицательные
107
12.02
Правописание гласных в
с.71
Ознакомление с алгоритмом написания
З н а т ь о правописании глас-
27
2
окончаниях имен
существительных после
шипящих и ц
№4
гласных в окончаниях имен
существительных после шипящих и ц
ных в окончаниях существи-
тельных после шипящих и ц
108
13.02
Учимся писать
изложение
не
задано
Написание изложения
У м е ть выполнять порядок
действий при написании из-
ложения
109
16.02
Способы образования
имён существительных
Словарный диктант
с.75
№3
Словообразование слов. Ознакомление с
приемом различения слов по способу их
образования Словарный диктант
У м е ть классифицировать
слова по способу образова-
ния
С д
110
17.02
Правописание
безударных окончаний
имён существительных
3-го склонения
с.78
№4
Правописание падежных окончаний имен
существительных 3-го склонения. Введение
алгоритма применения правила
У м е ть развернуто объяс-
нять выбор безударного окон-
чания
111
18.02
Способы образования
имен существительных
с.81
№4
Словообразование. Ознакомление с
приемами словообразования имен
существительных при помощи
тренировочных упражнений
У м е ть образовывать имена
существительные разными
способами
112
19.02
Учимся писать
безударные окончания
имен существительных
3-го склонения
с.83
№4
Правописание падежных окончаний имён
существительных 3-го склонения
У м е ть писать безударные
окончания имен существи-
тельных 3-го склонения
113
20.02
Учимся писать
изложение
не
задано
Ознакомление с приемами анализа и
корректировки текста изложения
З н а т ь правила корректи-
ровки текста
114
24.02
Учимся писать
изложение
Самостоятельная работа
с.87
№5
Проверка усвоенных знаний. Написание
изложения по самостоятельно
составленному плану Самостоятельная
работа
З н а т ь правила корректи-
ровки текста
С р
115
25.02
Повторяем фонетику и
состав слова
с.91
№5
Состав слова. Фонетика. Закрепление
знаний, полученных при изучении темы
У м е ть применять правила,
изученные на предыдущих
уроках
116
26.02
Повторяем правописание
безударных окончаний
с.94
№4
Правописание безударных окончаний имен
существительных
У м е ть применять правила,
изученные на предыдущих
28
2
имён существительных l-
го, 2-го и 3-го склонений
уроках
117
27.02
Контрольная работа № 7
(текущая)
«Правописание
окончаний имен
существительных»
не
задано
Проверка знаний, полученных при изучении
темы
У м е ть применять получен-
ные знания
К.р.
№7
118
02.03
Имя прилагательное
не
задано
Введение понятия имя прилагательное. Имя
прилагательное, начальная форма.
Классификация имен прилагательных
У м е ть классифицировать
имена прилагательные, согла-
совывать с именем существи-
тельным, видеть связь между
прилагательным и существи-
тельным
119
03.03
Правописание окончаний
имен существительных
множественного числа
с.99
№4
Изменение имен существительных по
числам и падежам
У м е ть изменять имена су-
ществительные по числам и
падежам, правильно писать
безударные окончания имен
существительных множе-
ственного числа
120
04.03
Правописание окончаний
имен существительных
множественного числа
с.101
№4
Предложение. Текст. Отличительные
особенности предложения и текста. Текст
повествования с элементами описания.
Изложение. Изложение текста
повествования с элементами описания
У м е ть изменять имена су-
ществительные по числам и
падежам, правильно писать
безударные окончания имен
существительных множе-
ственного числа
121
05.03
Имя прилагательное
с.104
№4
Изменение имен прилагательных по родам,
числам и падежам
У м е ть изменять имена при-
лагательные по родам и чис-
лам
122
06.03
Повторяем правописание
безударных окончаний
имён существительных
с.107
№3
Закреплять знания, полученные при изуче-
нии данной темы
Правописание безударных
окончаний имен существи-
тельных
123
10.03
Имя прилагательное
не
Ознакомление с именами прилагательными
У м е ть изменять имена при-
С д
29
2
Словарный диктант
задано
в роли сказуемых
Словарный диктант
лагательные по родам и чис-
лам
124
11.03
Имя прилагательное
с.108
№4
У м е ть определять синтакси-
ческую роль имени прилага-
тельного
в предложении
125
12.03
Контрольная работа № 8
(итоговая)
не
задано
Проверка знаний
У м е ть писать под диктовку
и выполнять грамматические
задания
К.р.
№8
126
13.03
Правописание окончаний
имён существительных
на -ий,
-ия, -ие
с.110
№4
Правописание окончаний имён
существительных.
У м е ть правильно писать
окончания имен существи-
тельных на -ий,
-ия, -ие, устанавливать связь
изученного материала с ранее
пройденным, применять по-
лученные знания
127
16.03
Правописание окончаний
имён существительных
на -ий,
-ия, -ие
с111
№3
Правописание окончаний имён
существительных.
У м е ть правильно писать
окончания имен существи-
тельных на -ий,
-ия, -ие, устанавливать связь
изученного материала с ранее
пройденным, применять по-
лученные знания
128
17.03
Повторение правил
правописания
безударных окончаний
имён существительных
Тест
не
задано
Правописание окончаний имён
существительных. Тест
У м е ть применять знания о
правописании безударных
окончаний имён существи-
тельных
тест
129
30.03
Качественные имена
прилагательные
с.112
№3
Имя прилагательное качественное. Озна-
комление со значением прилагательных, со
У м е ть сравнивать признаки
предмета, различать имена
30
3
степенями сравнения имен прилагательных.
Образование прилагательных с приставкой
не-, с суффиксами -оват-, -еват-, -оньк-,
-еньк-
прилагательные, подбирать
антонимы к ним
130
31.03
Обучающее изложение с
элементами сочинения
не
задано
Ознакомление с правилом составления
текста-рассуждения. Написание текста по
плану. Создание текста-рассуждения.
Анализ текста
З н а т ь, что такое текст-рас-
суждение.
У м е ть анализировать текст,
самостоятельно писать текст
по данному плану
131
01.04
Правописание окончаний
имён прилагательных
с.114
№2
Изменение прилагательных по падежам
У м е ть изменять имена при-
лагательные по падежам
132
02.04
Учимся писать
изложение (обучающее)
с.117
№2
Ознакомление с написанием текста с
элементами сочинения
З н а т ь, что такое изложение
с элементами сочинения.
У м е ть анализировать текст,
составлять план, письменно
пересказывать текст с эле-
ментами сочинения
133
03.04
Правописание окончаний
имен прилагательных
с.121
№3
Обучение правильному написанию
окончаний имен прилагательных
У м е ть изменять имена при-
лагательные по падежам
134
06.04
Краткая форма
качественных
прилагательных
с.125
№4
Выполнение упражнений по выбору.
Наблюдение за языковым материалом в
устной и письменной речи
И м е т ь представление о
краткой форме качественных
прилагательных
135
07.04
Правописание окончаний
имен прилагательных
не
задано
Работа над развитием умений
классифицировать слова с буквами о и е в
окончании
У м е ть изменять имена при-
лагательные по падежам
136
08.04
Учимся писать
сочинение
с.128
№4
Работа над развитием умений исправлять
нарушения в тексте
З н а т ь отличие сочинения
от изложения.
У м е ть исправлять наруше-
ния в тексте
31
3
137
09.04
Контрольная работа № 9
Списывание по теме
«Окончания имен
прилагательных»
с.132
№3
Проверка знаний
У м е ть списывать текст
К.р.
№9
138
10.04
Относительные имена
прилагательные
с.133
№2
Упражнение в классификации имен
прилагательных. Обсуждение и отработка
правила: что обозначают имена прилагательные,
имеют ли они степени сравнения, какие формы
у них есть
У м е ть классифицировать име-
на прилагательные, которые
имеют или не имеют степени
сравнения
139
13.04
Правописание
относительных имён
прилагательных
с.136
№4
Обучение в применении правила правописания
-н- и -нн-
З н а т ь правило правописания
-н- и -нн-.
У м е ть классифицировать сло-
ва с -н- и -нн-
140
14.04
Как образуются
относительные имена
прилагательные
Тест
не
задано
Наблюдение за языковым материалом. Работа
над развитием умения образовывать
относительные имена прилагательные
суффиксальным и приставочно-суффиксальным
способами Тест
У м е ть находить относитель-
ные имена прилагательные
тест
141
15.04
Правописание
относительных имён
прилагательных
с.138
№4
Классификация имён прилагательных на
качественные и относительные Работа над
совершенствованием умений образовывать
слова по схемам
У м е ть образовывать слова по
схемам
142
16.04
Учимся писать сочинение
с.140
№4
- Анализ текста
У м е ть анализировать текст и
обсуждать план, создавать соб-
ственный текст
143
17.04
Правописание
относительных
прилагательных
с.142
№4
. Классификация слов с суффиксами oв-, -ан-,
-ян-, -енн
У м е ть отличать качественные
и относительные имена прила-
гательные
144
20.04
Обучающее сочинение на
тему «Моя история»
с. 143
№2
Анализ текста. Работа с рисунком
У м е ть отличать качественные
и относительные имена прила-
гательные
145
21.04
Притяжательные имена
прилагательные
Словарный диктант
не
задано
Коллективное обсуждение правила и наблюде-
ние над притяжательными прилагательными
Словарный диктант
Уметь различать качественные и
относительные прилагательные
С д
32
3
146
22.04
Правописание
притяжательных
прилагательных
с.148
№4
Работа с языковым материалом
Уметь выделять суффиксы имён
прилагательных
147
23.04
Составление текста по его
части
с.151
№4
Обучение выделению основного в тексте
Уметь восстанавливать текст по
его части
148
24.04
Повторяем фонетику и
состав слова
с.152№
2
Словообразование. Обучение устанавливанию
связи изученного
У м е ть выполнять фонетиче-
ский анализ слов
149
27.04
Контрольная работа №10
(текущая) «Имя
прилагательное и его
грамматические признаки»
с.153
№1
Проверка знаний
З н а т ь правила выполнения те-
стовых работ
К.р.
№10
150
28.04
Имя прилагательное и его
грамматические признаки
не
задано
Выполнение тестовых контрольных заданий
Знать грамматические признаки
имен прилагательных
151
29.04
Правописание краткой
формы качественных
прилагательных
Самостоятельная работа
с.156
№4
Краткая форма имени прилагательного
Самостоятельная работа
У м е ть образовывать краткую
форму имён прилагательных,
формулировать правило
С р
152
30.04
Местоимение
с.159
№4
Введение понятия местоимение. Нахождение
местоимений в тексте
Знать понятие местоимение
153
04.05
Работа с текстом
с.161
№2
Обучение умениям работать в группах,
индивидуально по выполнению самостоятельно
выбранного задания
Уметь работать в группах
154
05.05
Личные местоимения
не
задано
Обучение нахождению местоимений и слов,
которые они заменяют
Уметь находить местоимения
155
06.05
Личные местоимения
Тест
с.166
№3
Коллективное обсуждение правила
Тест
Уметь пользоваться правилом
тест
156
07.05
Правописание
местоимений с предлогами
с.168
№3
Упражнение в замене имён существительных
местоимениями
Уметь заменять имена
существительные
местоимениями
157
08.05
Как изменяются
местоимения
с.172
№3
Изменение имён существительных по падежам
(склонение)
Уметь изменять местоимения по
падежам
158
11.05
Как изменяются
местоимения
с.174
№3
Проверка умения выполнять грамматические
задания
Уметь изменять местоимения по
падежам
159
12.05
Как изменяются местоиме-
ния
не
задано
Проверка умения выполнять грамматические
задания
Уметь изменять местоимения по
падежам
33
3
160
13.05
Как изменяются
местоимения
с.9 №4
Ознакомление с изменением местоимений.
Уметь изменять местоимения по
падежам
161
14.05
Правописание
местоимений с предлогами
с.14 №4
Упражнение в определении грамматических
признаков местоимений
У м е ть писать местоимения с
предлогами
162
15.05
Правописание
местоимений с предлогами
с.17 №5
Упражнение в определении грамматических
признаков местоимений
У м е ть писать местоимения с
предлогами
163
18.05
Правописание местоиме-
ний с предлогами
с.19 №5
Упражнение в определении грамматических
признаков местоимений
У м е ть писать местоимения с
предлогами
164
19.05
Контрольный диктант №
11 (итоговый)
с.24 №5
Проверка знаний
Уметь выполнять грамматиче-
ские задания в диктанте
К.р.
№11
165
20.05
Правописание
местоимений с предлогами
с.26 №6
Обучение записи местоимений с предлогами
У м е ть писать местоимения с
предлогами
166
21.05
Правописание
местоимений с предлогами
с.29 №4
Обучение записи местоимений с предлогами
З н а т ь изученные орфограммы
167
22.05
Повторение пройденного:
фонетический разбор
с.32 №3
Выполнение упражнений в грамматической
тетради
З н а т ь изученные орфограммы
168
25.05
Повторение пройденного:
фонетический разбор
Не
задано
Выполнение упражнений в грамматической
тетради
З н а т ь изученные орфограммы
169
26.05
Повторение пройденного:
состав слова
Не
задано
Выполнение упражнений в грамматической
тетради
З н а т ь изученные орфограммы
170
27.05
Повторение пройденного:
состав слова
Не
задано
Выполнение упражнений в грамматической
тетради
З н а т ь изученные орфограммы
171
28.05
Повторение пройденного:
правописание слов
Не
задано
Выполнение упражнений в грамматической
тетради
З н а т ь изученные орфограммы
172
29.05
Повторение пройденного:
правописание слов
Не
задано
Выполнение упражнений в грамматической
тетради
З н а т ь изученные орфограммы
7. Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса
Основные средства обучения:
- Русский язык. 3 класс. Учебник для учащихся. Часть первая. / С. В. Иванов. М.:Вентана-Граф, 2013г.
34
3
- Русский язык. 3 класс. Учебник для учащихся. Часть вторая. / С. В. Иванов. М.:Вентана-Граф, 2013г.
- Пишем грамотно. Орфографическая тетрадь для организации индивидуальной работы детей. 3 класс. Часть первая. / М. И. Кузнецова.
М.:Вентана-Граф, 2013г.
-Пишем грамотно. Орфографическая тетрадь для организации индивидуальной работы детей. 3 класс. Часть вторая. / М. И. Кузнецова.
М.:Вентана-Граф, 2013г.
- Учусь писать без ошибок. Пособие для индивидуальной работы в школе и дома. 3 класс. / М. И. Кузнецова. М.:Вентана-Граф, 2013г.
Методические материалы для учителя:
- Беседы с учителем. Методика обучения: третий класс четырёхлетней начальной школы / Л. Е. Журова М.:Вентана-Граф, 2013п г.
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века».- М.: Вентана-Граф, 2013г.
- Русский язык в 3 классе. Методическое пособие для учителя. / С. В. Иванов. М.:Вентана-Граф, 2013г
Демонстрационное оборудование:
- Стенд маркерный «Звукобуквенный анализ слова», «Склонение имён существительных и прилагательных», «Разбор по частям речи», «Разбор
слова по составу».
Дополнительная литература:
Волина, В. Веселая грамматика / В. Волина. – М. : Знание, 1995.
Михайлова, С. Ю. Запоминаем слова с непроверяемыми написаниями / С. Ю. Михайлова. – М. : Вентана-Граф, 2013.
Учебно- лабораторное оборудование:
- Раздаточный материал по развитию речи.
- Раздаточный материал по русскому языку.
8. Результаты освоения программы по русскому языку
Личностные
осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как
явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть
показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
Метапредметные
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках
для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с
учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости
ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные
35
3
позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному
выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметные
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять
орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при
записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме
изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как
звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность
контролировать свои действия, проверять написанное.
различать, сравнивать, кратко характеризовать :
звуки;
изменяемые и неизменяемые слова;
формы слова и однокоренные слова;
однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
предложения по цели высказывания;
предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
выделять, находить :
в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
лексическое значение слова в толковом словаре;
основную мысль текста;
решать учебные и практические задачи :
делить слова на слоги;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
подбирать однокоренные слова;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 50-70 слов
1
;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические
и пунктуационные ошибки;
подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
1
36
3
применять правила правописания :
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые
гласные
и
согласные
в
корнях
слов
(словарные
слова,
определенные
программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
раздельное написание предлогов с другими словами;
устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми
морфемами);
определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-
суффиксальный);
различать однозначные и многозначные слова;
наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок;
-лив ;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы
действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
определять по предложенным заголовкам содержание текста;
составлять план текста;
определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в
учебнике материала).
Ученик получит возможность научиться:
37
3
проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор
слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);
склонять личные местоимения;
различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и,
а, но ;
разбирать по членам простое двусоставное предложение;
применять правило правописания соединительных гласных о , е в сложных словах;
применять правило правописания суффиксов имен существительных –ок, -ец, -иц , сочетаний
ичк, ечк, инк, енк ;
применять
правило
правописания
безударных
гласных
в
падежных
окончаниях
имен
существительных на -ий, -ия, -ие ;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы
действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
писать подробные изложения;
создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и
выразительности письменной речи;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике
материала).
Система оценки планируемых результатов
Вид контроля
Формы
контроля
Четверть
К.диктант
К. списывание
К.тест
1
диагностический
1
текущий
1
итоговый
1
2
административный
1
итоговый
1
38
3
3
текущий
1
текущий
1
итоговый
1
4
текущий
1
текущий
1
итоговый
1
Итого
11
6
1
4
Критерии оценивания
Диктант.
«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно
одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но
есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
¨ нарушение правил орфографии при написании слов;
¨ пропуск и искажение букв в словах;
¨ замену слов;
¨ отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
¨ неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в
другом слове, она считается за ошибку.
39
3
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение
самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и пра -
вильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определ
ѐ
нной части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2
заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение
самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и
правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2
заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.).
Словарный диктант
(оценивается строже контрольного диктанта). Количество слов для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов;
40
4
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
«1» – более 7 ошибок.
Тестовая работа
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«З» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольные работы прилагаются
41
4