Напоминание

Методические аспекты работы концертмейстера над "Ноктюрном" В.Цыбина


Автор: Сергеева Александра Александровна
Должность: Преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ОО ДО "ДШИ 9"
Населённый пункт: Ижевск, УР
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Методические аспекты работы концертмейстера над "Ноктюрном" В.Цыбина
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методические аспекты работы концертмейстера над «Ноктюрном»

В.Цыбина

В разучивании музыкального произведения на уроках в Детской

музыкальной школе присутствует несколько этапов:

1)

Знакомство с произведением. Оно может начинаться с прослушивания

записи произведения достойным исполнителем (с нотами). Если

солист уже разобрал свою партию, концертмейстеру можно сыграть

произведение с ним с листа, если уровень сложности произведения

доступный

2)

Выучивание

концертмейстером

своей

партии,

что

предполагает

решение пианистических неудобств, доведение произведения до

нужного темпа, проработка и/или упрощение неудобно изложенных

мест. Оттачивание своей партии солистом. Совместные репетиции

солиста

с

концертмейстером

на

уроках

при

педагогическом

содействии преподавателя.

3)

Работа над ансамблем концертмейстера с солистом, завершение

выстраивания художественного образа произведения. Репетиции в

концертном зале, обыгрывания перед публикой, запись произведения

на видеоносители.

4)

Концертное/конкурсное исполнение произведения/

экзаменационное выступление

Сроки завершения работы над выбранным произведениям в ДМШ могут

варьироваться от нескольких недель до нескольких месяцев в зависимости от

конкретных условий учебного процесса и поставленных задач.

В творчестве В.Цыбина талант композитора гармонично сочетается с

талантами исполнителя и педагога. Те же задачи, которые Владимир

Николаевич ставил перед собой как исполнителем, он ставил перед учащимися

как преподаватель и композитор. Множество его произведений являются

обязательными на конкурсах исполнительского мастерства флейтистов.

«Ноктюрн»

написан

В.Цыбиным

в

лучших

традициях

русской

позднеромантической музыки. Флейтовой мелодии присуще широкое дыхание

и напевность, сродни вокальным сочинениям С.В.Рахманинова. «Ноктюрн»

даётся к разучиванию в старших классах тем учащимся, которые добились

успеха в работе над качеством звука и имеют красивое вибрато. Кроме этого,

для исполнения данного произведения, флейтисту требуется очень хорошее

чувство темпометроритма: мелодия в собственном ритме парит над всей

фортепианной фактурой «как ангел над землей».

Продвинутые

ребята-флейтисты

исполняют

"Ноктюрн"

в

старших

классах музыкальной школы. От концертмейстера же исполнение «Ноктюрна»

требует высшего мастерства, и пианистического, и ансамблевого (как в уже

упомянутых ранее произведениях С.В.Рахманинова). Фактура правой руки

представляет собой ряд арпеджированных гармоний. Сложность их исполнения

заключается в том, что при размере 9/8 даже в одинаковых гармониях ноты,

приходящиеся на начало доли постоянно меняются. Перед концертмейстером

стоит непростая задача: создать гибкую романтическую «текучесть» образа, но

при этом не дать солисту, особенно учащемуся, сбиться с пульсации. В этом

помогает партия левой руки, которая дает основные доли.

Партия

левой

руки

изложена

очень

широкими

аккордами,

что

представляет

собой

немалую

сложность

для

исполнителя,

особенно

с

небольшой растяжкой игрового аппарата или маленькой кистью руки. Такому

концертмейстеру целесообразно применять прием арпеджирования аккордов и

упрощения партии. Например, в такте 9 можно «поднять» линию баса на октаву

выше:

В такте 54можно перенести два верхних звука в середину аккорда:

В тактах 60 и 65 шестнадцатые можно распределить между руками:

Особенно трудными для исполнения являются такты с выдержанными

басами, когда в аккордах меняются гармонии. Находкой для решения подобных

задач является применение третьей педали (левой ногой): она задерживает бас,

позволяя подменивать правую педаль. К сожалению, инструменты с тремя

педалями имеются не в каждом концертном зале, и концертмейстеру

приходится поступаться выдержанным басом в пользу чистоты звучания.

В крайних разделах концертмейстеру нужно обладать дирижерским

началом, помогать солисту выстраивать гибкую длинную фразировку, помогать

ему сжатием темпа в кульминациях и на длинных звуках. В средней части у

солиста

преобладает

звукоизобразительность:

композитор

музыкальными

средствами рисует пение соловья; концертмейстеру необходимо давать солисту

свободу

дыхания

и

темпа

(особенно

на

ферматах),

соответствовать

сопровождением речитативности мелодии.

«Ноктюрн» В.Цыбина служит примером произведения, в котором партии

солиста и концермейстера неразрывны, они сливаются в одно неделимое целое.

Концертмейстер «дышит» вместе с солистом, проживает все оттенки динамики

и эмоций музыки как сам солист. В качестве концертмейстера с "Ноктюрном"

желательно выступать профессионалам. На уровне учащихся фортепианного

отделения детской музыкальной школы по предмету концертмейстер скоро

класса прохождение произведения представляется завышенным уровнем

сложности.

Для

изучения

"Ноктюрн"

лучше

предлагать

продвинутым

студентам колледжей и консерваторий.



В раздел образования