Автор: Сергеева Александра Александровна
Должность: Преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ОО ДО "ДШИ 9"
Населённый пункт: Ижевск, УР
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Методические аспекты работы концертмейстера над "Ноктюрном" В.Цыбина
Раздел: дополнительное образование
Методические аспекты работы концертмейстера над «Ноктюрном»
В.Цыбина
В разучивании музыкального произведения на уроках в Детской
музыкальной школе присутствует несколько этапов:
1)
Знакомство с произведением. Оно может начинаться с прослушивания
записи произведения достойным исполнителем (с нотами). Если
солист уже разобрал свою партию, концертмейстеру можно сыграть
произведение с ним с листа, если уровень сложности произведения
доступный
2)
Выучивание
концертмейстером
своей
партии,
что
предполагает
решение пианистических неудобств, доведение произведения до
нужного темпа, проработка и/или упрощение неудобно изложенных
мест. Оттачивание своей партии солистом. Совместные репетиции
солиста
с
концертмейстером
на
уроках
при
педагогическом
содействии преподавателя.
3)
Работа над ансамблем концертмейстера с солистом, завершение
выстраивания художественного образа произведения. Репетиции в
концертном зале, обыгрывания перед публикой, запись произведения
на видеоносители.
4)
Концертное/конкурсное исполнение произведения/
экзаменационное выступление
Сроки завершения работы над выбранным произведениям в ДМШ могут
варьироваться от нескольких недель до нескольких месяцев в зависимости от
конкретных условий учебного процесса и поставленных задач.
В творчестве В.Цыбина талант композитора гармонично сочетается с
талантами исполнителя и педагога. Те же задачи, которые Владимир
Николаевич ставил перед собой как исполнителем, он ставил перед учащимися
как преподаватель и композитор. Множество его произведений являются
обязательными на конкурсах исполнительского мастерства флейтистов.
«Ноктюрн»
написан
В.Цыбиным
в
лучших
традициях
русской
позднеромантической музыки. Флейтовой мелодии присуще широкое дыхание
и напевность, сродни вокальным сочинениям С.В.Рахманинова. «Ноктюрн»
даётся к разучиванию в старших классах тем учащимся, которые добились
успеха в работе над качеством звука и имеют красивое вибрато. Кроме этого,
для исполнения данного произведения, флейтисту требуется очень хорошее
чувство темпометроритма: мелодия в собственном ритме парит над всей
фортепианной фактурой «как ангел над землей».
Продвинутые
ребята-флейтисты
исполняют
"Ноктюрн"
в
старших
классах музыкальной школы. От концертмейстера же исполнение «Ноктюрна»
требует высшего мастерства, и пианистического, и ансамблевого (как в уже
упомянутых ранее произведениях С.В.Рахманинова). Фактура правой руки
представляет собой ряд арпеджированных гармоний. Сложность их исполнения
заключается в том, что при размере 9/8 даже в одинаковых гармониях ноты,
приходящиеся на начало доли постоянно меняются. Перед концертмейстером
стоит непростая задача: создать гибкую романтическую «текучесть» образа, но
при этом не дать солисту, особенно учащемуся, сбиться с пульсации. В этом
помогает партия левой руки, которая дает основные доли.
Партия
левой
руки
изложена
очень
широкими
аккордами,
что
представляет
собой
немалую
сложность
для
исполнителя,
особенно
с
небольшой растяжкой игрового аппарата или маленькой кистью руки. Такому
концертмейстеру целесообразно применять прием арпеджирования аккордов и
упрощения партии. Например, в такте 9 можно «поднять» линию баса на октаву
выше:
В такте 54можно перенести два верхних звука в середину аккорда:
В тактах 60 и 65 шестнадцатые можно распределить между руками:
Особенно трудными для исполнения являются такты с выдержанными
басами, когда в аккордах меняются гармонии. Находкой для решения подобных
задач является применение третьей педали (левой ногой): она задерживает бас,
позволяя подменивать правую педаль. К сожалению, инструменты с тремя
педалями имеются не в каждом концертном зале, и концертмейстеру
приходится поступаться выдержанным басом в пользу чистоты звучания.
В крайних разделах концертмейстеру нужно обладать дирижерским
началом, помогать солисту выстраивать гибкую длинную фразировку, помогать
ему сжатием темпа в кульминациях и на длинных звуках. В средней части у
солиста
преобладает
звукоизобразительность:
композитор
музыкальными
средствами рисует пение соловья; концертмейстеру необходимо давать солисту
свободу
дыхания
и
темпа
(особенно
на
ферматах),
соответствовать
сопровождением речитативности мелодии.
«Ноктюрн» В.Цыбина служит примером произведения, в котором партии
солиста и концермейстера неразрывны, они сливаются в одно неделимое целое.
Концертмейстер «дышит» вместе с солистом, проживает все оттенки динамики
и эмоций музыки как сам солист. В качестве концертмейстера с "Ноктюрном"
желательно выступать профессионалам. На уровне учащихся фортепианного
отделения детской музыкальной школы по предмету концертмейстер скоро
класса прохождение произведения представляется завышенным уровнем
сложности.
Для
изучения
"Ноктюрн"
лучше
предлагать
продвинутым
студентам колледжей и консерваторий.