Автор: Сандакова Наталия Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГО БУ ШИ ОВЗ
Населённый пункт: Котельнич Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование краеведческого материала на уроках как средство повышения речевой мотивации учащихся.
Раздел: начальное образование
Использование
краеведческого
материала
на
уроках
и
внеурочной
деятельности как средство повышения речевой мотивации учащихся с ОВЗ.
Современная коррекционная школа должна подготовить человека,
который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Наша цель не в
том, чтобы обучающиеся с ограниченными возможностями знали как можно
больше, а в том, чтобы они умели действовать и решать проблемы в любых
жизненных ситуациях. Необходимое условие формирования социально
активной
личности
–
овладение
языком,
устной
и
письменной
речью,культурой речи и общения. Но речевая практика умственно отсталых
детей предельно ограничена, вступая в различные социальные контакты,
ребенок чаще всего терпит неудачу. Поэтому один из главных принципов
обучения в коррекционной школе – принцип повышения речевой мотивации.
Психологи и методисты специальной школы неоднократно отмечали наличие
у детей с интеллектуальными нарушениями речевой замкнутости, слабости
речевой мотивации. А собственные наблюдения показывают: что ребенок
добровольно говорит сам только по поводу того, что для него действительно
интерсно и важно; дети любят говорить о ярких впечатлениях из личных
событий, о том, что их удивило, рассмешило, испугало. Можно сказать, что
детям нравится прежде всего то, что вызывает восхищение, удивление,
радость, предвкушение чего-то интересного.
Считаю, чтобы создать благоприятные условия для речевого развития,
нужно изучить индивидуальные особенности ребенка, сделать эмоции и
симпатии
детей
союзниками
учителя
при
организации
учебно-
воспитательного процесса, для этого использовать дополнительные приемы,
которые усиливают интерес учащихся
к материалу урока или занятия,
побуждают их к более объемным и продуктивным высказываниям.
Использование краеведческого материала на внеурочных занятиях, его
интеграция с предметами школьной программы, позволяет решить не только
задачи речевого развития, но и
способствует духовно-нравственному
развитию обучающихся, формированию общей культуры. / тезис ФГОС/
Личностные результаты освоения АООП приоритетными определяют:
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за
свою Родину. «Где родился, там и пригодился». Это пословица о наших
выпускниках, ведь в основном, по окончании школы они остаются жить и
работать в своей местности. А в любой сфере труда необходимо хорошо
знать местные природные, экономические условия ,а также историю,
культуру, традиции родного края .
Изучив разработки опытных педагогов, ученых по данной проблеме,
апробируя разные методики на своих занятиях и наблюдая за практическими
успехами или неудачами ребят, выделила ряд приемов , которые наиболее
эффективны и целесообразны для успешного речевого развития учащихся.
При
отборе
содержания
краеведческого
материала
учитываю
следующие аспекты:
1. Актуальность. Отбор краеведческого материала, актуального для
учащихся.
2.Когнитивность. Познавательный потенциал материала, включение
новой информации.
3.Эффективность. Эмоциональная окрашенность информации.
4.Продуктивность.
Введение
заданий
на
моделирование,
проектирование.
5.Социализация. Освоение культурных форм существования в социуме,
создание модели общения, поведения.
В качестве источника речевой деятельности чаще всего выступает
коммуникативно-познавательная потребность – стремление вступить в
общение с другим человеком, что-то узнать, сообщить, попросить помощи
или выразить свои чувства, эмоции, разделить их с собеседником. Опыт
работы показывает, что задания игрового, творческого, проблемного и
исследовательского
характера
формируют
потребность
речевого
высказывания.
Приведу
конкретные
примеры
приемов,
заданий,
направленных
на
повышение
речевой
мотивации
с
использованием
краеведческого материала.
С
целью
преодоления
речевой
замкнутости
использую
игры-
путешествия. При изучении раздела Живая природа, мы отправляемся в
небольшие виртуальные путешествия –н-р, в Нургуш/, где знакомимся не
только с природой и ее обитателями, но с крольчихой Бусинкой и свинкой
Яшей.
Получив
необходимую
информацию,
предлагаю
ребятам
на
следующем уроке еще раз посмотреть слайды и попробовать самостоятельно
озвучить их. Выбрать один из слайдов и составить рассказ другу, который
никогда не путешествовал по Нургушу, и так составить рассказ, чтобы он
очень захотел побывать там. На уроке русского языка мы пишем письмо
любимцам Нургуша – Бусинке или Яше. Делимся свои мыслями и
чувствами,читая эти письма вслух. На внеурочном занятии делаем оригами
/или используем другие техники/ животных-обитателей лесов Нургуша.
Выставку поделок сопровождаем рассказом.
Один из приемов, повышающих мотивацию к речевому общению –
предложение интриги, тайны.
Вопрос: как вы думаете, о чем человек
разговаривает с лосенком; или почему человек не боится близко подходить к
лосю.
Заповедник Нургуш ежегодно проводит конкурсы и викторины. Ребята
не раз участвовали и занимали призовые места в данных конкурсах.Мы
много узнали о необычной птице скопа, синичке-гаичке, о жизни лосей и
бобров. Но больше всего хотелось рассказать ребятам то, что они узнали
самостоятельно – н-р,о выхухоли, животном,которое появилось на свет
раньше мамонта, более 30 миллионов лет назад. Появилось и живет до сих
пор – у нас,на котельничской земле. /Один из учеников написал о нем так: Я
вых,я ух, я оль. Я выхухоль, короче. И возле речки, как король. Живу
прекрасно очень. /А далее возник интерес у учащихся к Красной Книге
России и Кировской области, куда занесены многие обитатели Нургуша.
Книга действительно играет особую роль в речевом развитии детей.
/М.В.Ломоносов писал: «Увидеть и познать свой край можно либо
своими глазами, либо с помощью книг»./ Поэтому ученики моих классов
постоянно и с удовольствием посещают библиотеки города. И не только
сдают и берут новые книги для внеклассного чтения, но учатся общаться с
незнакомыми людьми, строить диалог, задавать вопросы на интересующие
их темы, участвуют в викторинах, отвечают на поставленные вопросы. В
данной ситуации, наряду с непринужденным разговором, осуществляется
постоянная
тренировка
школьников
в
полных
ответах
на
вопросы,
построении развернутого высказывания.
Начиная с первого класса, мы знакомимся,
читаем, обсуждаем
краеведческую литературу.
Книга «Азбука в вятских пословицах и поговорках»: развивает
описательно-повествовательную речь учащихся, формирует мировоззрение.
Сборник вятской поэтессы Надежды Мохиной –замечательное пособие в
учебной и внеучебной деятельности; в нем собраны веселые стихотворные
задачки, зарифмованные правила орфографии, занимательный материал к
любому предмету.
Произведения из Книги вятской для детей, 18 тома Детской книги на
Вятке- использую для уроков внеклассного чтения, дополнительного
самостоятельного чтения отдельным учащимся.
При изучении прошлого России на уроках чтения использую сборник
«Старая Вятка»,где в доступной форме изложена истори нашего края . Но
особую
роль
отвожу
местным
изданиям,в
частности
литературно-
краеведческому
альманаху
«Проселки».
Благодаря
альманаху,
дети
знакомятся с загадками, сказками, песнями, праздниками, традициями
котельничской земли. Для них важно, что это их предки, прабабушки и
прадеды сочинили, спели, рассказали. У детей появляется потребность
читать, говорить, делиться, выражать свои чувства.
В повешении речевой мотивации большую роль играют встречи с
творческими
людьми.
Подобные
встречи
побуждают
детей
к
самостоятельному творчеству, например попробовать самому сочинить
стихи, написать рассказ о дорогом тебе человеке, поделиться свои мечтами,
фантазиями и т.д..Минутки творчества на уроках чтения,устной речи,
внеурочном занятии «Тропинка к своему я» позволяют детям раскрыть свои
особенности. Мы посвящали свои работы любимому динопарку и Рексу,
одному из его обитателей, мамам, городу родному, друзьям,школе, учителям.
Российский детский фонд отметил наше творчество дипломом 3 степени за
стих-поздравление
любимому
городу
с
Новым
годом,
отметив
патриотическую направленность стиховорения.
Чтобы добиться положительного результата в работе, использую
наглядность,
применяю
активизирующие
речь
техники,
н-р.прием–
побуждение словами или действиями добровольно вступить в обсуждение,
высказаться.
Работаю
над
совершенствованием
диалогической
и
монологической речи, применяя игровые приемы. На уроках устной речи
моделируем речевые ситуации в магазине, аптеке, в автобусе, на улице
Котельнича, в кинотеатре и других общественных местах города.
Развивать интерес к слову, речи, расширять словарный запас,
активизировать словарь учащихся помогает наглядное пособие – презентация
«Путешествие по Котельничу».
Презентация используется на уроках
русского языка, устной речи, внеурочных занятиях. Каждый раздел знакомит
ребят с городом, его достопримечательностями, особенностями и содержит
задания- упражнения по орфографии, на расширение словарного запаса,
развитие и активизацию речи. /показать,прочитать /
На уроках технологии, внеурочных занятиях проводим небольшие
исследования,создаем мини-проекты. Применение проектной деятельности
имеет свои особенности: требуется большая подготовка со стороны учителя,
каждый проект особо обдумывается с учетом возможностей детей. Выбирая
тему пректа, всегда учитываю знания, опыт учащихся. Работа над мини-
проектом
меняет
психологическое
состояние
детей,
они
спокойны,
раскрепощены, заинтересованы результатом, общаются друг с другом,
учителем. Проект «Мельница в Котельниче» начали с словарной работы,
использовали
дополнительную
литературу
по
краеведению.
Далее
в
библиотеке посмотрели фильм о Котельниче, узнали, какие строили
мельницы в старом городе, для чего они были нужны, сохранились ли
мельницы сейчас.
Запомнили наизусть - В котельниче три мельничи:
паровича, водянича да ветрянича. Водянича мелет гречу, паровича мелет
рожь, ветрянича чего надо, чего хошь». Классный час посвятили посещению
краеведческого музея. На уроке технологии и занятии кружка выполнили
практическую работу. Результат своей работы представили на школьной
выставке к Празднику труда. Не менее интересным был проект прошлого
года – Дымковская игрушка. Принцип работы прежний: формирование
понятийного аппарата (новые слова, понятия), чтение литературы,посещение
библиотеки-
знакомство
с
вятским
промыслом
в
слободе
Дымково,определились с
планом предстоящей практической
работы,
работали по образцу,далее самостоятельное выполнение поделки. Результат
– школьная выставка и грамота всему классу за творчество. При этом
проведена большая работа по мотивации речевой деятельности: беседа,
диалог с библиотекарем, учителем, рассказ по плану, ролевая игра
«Экскурсовод» по мини-выставке в классе, и, конечно, положительные
эмоции за частичку своего труда в общем деле.
Подводя итоги, хочется отметить , что использование краеведческого
материала несомненно положительно влияет на развитие речевых навыков,
способствует общему развитию школьников, стимулирует познавательные
интересы. Краеведческий материал обогащает содержание урока, занятия,
делает его понятным, близким для каждого ученика.В процессе выполнения
творческих работ развивается воображение и фантазия, проведение занятий
в игровой форме стимулирует свободное речевое общение. Помимо этого
решаются задачи социализации личности ученика, повышение уровня
духовно-нравственной культуры, воспитание патриотических чувств, любви
к «малой родине».