Автор: Акентьева Марина Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУДО Ордынского района Новосибирской области "Ордынская детская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Ордынское, Новосибирская область
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Актуальные вопросы в подготовке и проведении открытого урока в ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Новосибирской области Ордынского района
«Ордынская детская школа искусств»
«Актуальные вопросы в подготовке и проведении открытого урока в ДШИ»
Методические рекомендации
Ордынское 2024г
Рассмотрено и одобрено Методическим советом
Протокол №
V
_____
от
с#/), &3~
2024г
Составитель: методист МБУДО «ОДШИ» Акентьева Марина Николаевна
2
Содержание
1. Введение.................................................................................................................................... 4
2. Планирование открытых уроков............................................................................................ 4
3. Методическое обеспечение открытого урока........................................................................ 5
4. Проведение открытого занятия...............................................................................................5
5. Обсуждение и анализ открытого урока..................................................................................5
6. Внедрение результатов открытого урока в педагогическую практику
............................
6
1.
Введение
Открытый
урок является
формой
распространения
и
пропаганды
передового опыта,
результатом
методической
работы
преподавателей
и
концертмейстеров,
действенным
элементом учебного и воспитательного процессов, посещать могут все желающие. Целью
открытого урока является поиск и апробация педагогических идей, показ передовых форм и
методов
учебно-воспитательного
процесса,
анализ
дидактической
эффективности
использования средств обучения, контроль качества учебного процесса.
Задачи:
•
раскрытие
и
совершенствование
творческого
потенциала
преподавателей
и
концертмейстеров;
•
повышение результатов труда педагогических работников в последующей работе с
детьми;
•
выявление,
изучение,
представление
лучшего
опыта
работы
преподавателей
по
предметам программ дополнительного образования;
•
стимулирование
личной
заинтересованности
педагогических
работников
в
самосовершенствовании и повышении качества обучения, потребности в исследовательской
деятельности;
выявление, поддержка и поощрение роста профессионального мастерства активных и
одарённых
педагогических
работников,
умеющих
не
только
талантливо
работать,
но
и
делиться своим практическим опытом;
•
освоение,
внедрение
и
распространение
современных
образовательных
методик
и
технологий,
способствующих
реализации
основных
направлений
современной
модели
образования.
•
реализация одной из форм аттестации педагогических работников.
Для проведения открытого урока может использоваться любой вид учебных занятий по
любой форме обучения. Основным критерием для оценки эффективности открытого урока
должны
быть
качество
знаний,
умений
и
навыков,
приобретенных
обучающимися
под
руководством преподавателя.
2.
Планирование открытых уроков
В начале
учебного
года методический совет составляет единый
график проведения
открытых
уроков.
Утвержденный
график
проведения
открытых
уроков
доводится
до
сведения преподавателей МБУДО «ОДШИ». При составлении графика проведения открытых
уроков
целесообразно
поручить
их
проведение
в
первую
очередь
опытным,
творчески
работающим
преподавателям.
Затем
могут
привлекаться
к
открытым
урокам
молодые
преподаватели,
если
у
них
есть
интересные
поиски,
педагогические
находки.
При
планировании открытых уроков определяется конкретная методическая цель каждая из них -
общая или частная. При планировании открытых уроков следует равномерно распределять их
по учебным классам. Нецелесообразно планировать их на сентябрь и первую неделю после
каникул
(периоды
адаптации).
Рекомендуется
проведение
открытых
уроков
для
преподавателей и концертмейстеров всех категорий один раз в год. Тема и форма проведения
определяется преподавателем самостоятельно.
Требования к содержанию сценария урока:
•
тема;
•
класс;
•
форма проведения;
•
цель и задачи;
4
план урока с указанием тематических блоков и частей урока, необходимого времени для
реализации каждой части;
•
вопросы и задания;
•
ход урока;
•
технические средства обучения;
•
дидактические материалы;
•
методическая литература;
•
интернет-ресурсы;
•
самоанализ.
3.
Методическое обеспечение открытого урока
Полный
комплект документов,
определяющих
методическое
обеспечение открытого
урока,
готовится
не
позднее,
чем
за
неделю
до
его
проведения
(Приложение
№2).
В
зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются соответствующие составляющие
методического
обеспечения.
Открытый
урок
желательно
оформить
в
виде
методической
разработки или методических рекомендаций, в которых формулируется цель в соответствии с
методической
темой
преподавателя.
Методическая
разработка
или
методические
рекомендации
к открытому
занятию
должны
отражать
вопросы
организации
и
методики
учебно-воспитательного процесса на занятии. Методическая разработка может дополняться и
частично
перерабатываться
после
проведения
открытого
урока,
чтобы
все
ценное,
что
получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться
другими
преподавателями.
Содержание
и
оформление
методической
разработки
должно
соответствовать
требованиям
разработок
урока.
Подготовленная
и
оформленная
методическая разработка после утверждения на заседании методического совета сдается в
методический кабинет.
4.
Проведение открытого урока
За одну
неделю
до
проведения
занятия
преподаватель ставит
в
известность заместителя
директора
по
учебно-воспитательной
работе
о
проведении
открытого
урока.
Для
коллег
размещается
объявление
с
приглашением
на
открытый
урок.
Открытое
учебное
занятие
проводится в деловой обстановке. Приглашенные входят в класс до звонка, занимают заранее
подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание обучающихся и
без помех наблюдать за действиями преподавателя и ребенка. Все приглашенные должны
соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии
обучающихся
своего
отношения
к
работе
преподавателя.
Приглашенные
в
процессе
наблюдения должны проследить:
- как преподаватель, ведущий занятие, достигает поставленной цели;
- с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной
программы;
- каковы результаты его деятельности.
Результаты наблюдений отражаются в «Экспертном листе для оценивания открытого урока
педагогических работников (концертмейстеров) МБУДО «ОДШИ» (Приложение № 1).
5.
Обсуждение и анализ открытого урока
Обсуждение
открытого
урока
проводится
в
день
его
проведения.
Организует
обсуждение руководитель методического совета или ответственное за подготовку занятия
лицо.
Цель
обсуждения
-
оценка
правильности
постановки
занятия,
целесообразность
выбранных
методов
и
средств,
помощь
преподавателю
увидеть
отдельные
методические
5
приемы,
их эффективность с точки зрения поставленных задач. При обсуждении занятия
вопросы должны носить конкретный характер: об отдельных приемах работы, о конкретных
чюментах
данного
занятия,
не
уводить
обсуждение
от
поставленной
цели.
Обсуждение
следует проводить в следующей последовательности:
- преподаватель, проводивший занятие;
- приглашенные преподаватели;
- руководитель методического совета;
- представитель администрации, ответственный за методическую работу;
- преподаватель, проводивший занятие.
Первое слово предоставляется преподавателю, который проводил открытое занятие. Он
должен
четко
раскрыть
цели
учебного
занятия,
обосновать
выбор
методов
и
средств,
качество
их
применения,
сообщить
критические
заключения
по
проведению
занятия
и
содержанию
подобранного
материала.
Выступление
преподавателя
должно
помочь
присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов
и
приемов,
ведущие
идеи,
которые
лежат
в
основе
системы
его
работы.
Выступающие
должны детально разобрать достоинства и недостатки занятия, оценить занятие с позиции
дидактических принципов, обратить внимание на достижение поставленных целей обучения,
воспитания
и
развития,
на
эффективность
использования
наглядных
пособий
и
дидактических
материалов.
В
ходе
обсуждения
можно
отметить
недостатки,
ошибки,
допущенные
в
организации
и
содержании
занятия,
дать
рекомендации
по
совершенствованию системы работы. В заключении выступают руководитель методического
совета и представитель администрации. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было
упущено присутствующими, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии,
отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого учебного урока и
делают
вывод
о
целесообразности
использования
представленного
опыта.
При
анализе
открытого
урока
все
выступающие
должны
оценить
воспитательную
роль
занятия,
его
значение.
Тон обсуждения должен быть деловой и доброжелательный.
Необходим живой
обмен
мнениями,
дискуссия,
которые
вызывают
не
только
желание
критически
оценить
работу
коллеги,
но
и
творчески
использовать
его
опыт
в
работе.
После
выступления
присутствующих
слово
вновь
предоставляется
преподавателю,
проводившему
открытое
занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, доказывает
свою точку зрения. Хорошо организованное обсуждение помогает прийти к единому мнению
по принципиальным методическим вопросам.
6.
Внедрение результатов открытого урока в педагогическую практику
Все
присутствующие
на
открытом
занятии
сдают
заполненные
бланки
листов
наблюдений занятия в методический кабинет. На основе листов наблюдений, обсуждении и
анализа
открытого
урока
подводятся
итоги
посещения.
Методическая
разработка
по
открытому уроку
и анализ
выводов и
предложений относятся к воплощению передового
педагогического
опыта.
Результаты
открытого
урока
доводятся
до
сведения
всего
педагогического коллектива на педагогическом совете школы. В решение педагогического
совета
включаются
конкретные
предложения
и
рекомендации
по
использованию
опыта.
Система открытых уроков должна поддерживать все новое, передовое, что рождается в труде
педагогического
коллектива,
способствовать
внедрению
в
практику
передовых
форм
и
методов обучения и воспитания обучающихся МБУДО «ОДШИ».
6
Приложение №1
Положения об открытом уроке
Приказ №
о т
_________
Экспертный лист для оценивания открытого урока педагогических работников/концертмейстеров
МБУДО «ОДШИ»
Ф.И.О. преподавателя
__________________________________
__________
________
_
_________________
Тема
________________________________________________________________________________
Класс, группа_________________________________________________________________________________
Предмет, должность_
Заявленная квалификационная категория_
Эксперты
_
____________________________
№
Критерии
Показатели
Критиче
ский
уровень
Допусти
мый
уровень
Средн
ий
уровен
ь
Хорош
ий
уровен
ь
Высок
ий
уровен
ь
1
Организационная
структура урока
Мобилизирующее
начало
урока
(мотивационный
компонент).
Последовательность,
взаимосвязь
и
соотношение
структурных частей урока.
Обоснование
преподавателем
избранной
последовательности.
Насыщенность
структурных
частей урока.
0
4
6
8
10
2
Содержание
учебного процесса
Соответствие программе и
уровню знаний, умений,
навыков обучающихся.
Соотношение теоретического
и практического материала.
0
4
6
8
10
3
Результативность
Достижение предметных и
личностных результатов
0
4
6
8
10
4
Т ехнологическая
карта
Описание этапов урока,
время, затраченное на каждый
этап, цели, задачи, форма,
тип, планируемый результат,
методы обучения, основные
понятия, межпредметные
связи, средства обучения и
ход урока.
0
4
6
8
10
5
Речевая культура
преподавателя
Грамотная речь, владение
профессиональной
терминалогией
0
4
6
8
10
Сумма баллов
Всего
Система оценки: Максимальный балл - 50 баллов, пороговое значение - 25 баллов,
от 40 до 50 - урок
имеет высокий уровень
от 31 до 39 - урок имеет хороший уровень
от 25 до 30 - урок
имеет средний уровень
от 0 до 34 - урок имеет низкий уровень
Эксперты
_________________________________
Подпись
расшифровка подписи
___________________________
(
____
Подпись
расшифровка подписи
____________________________________(
___________________
Подпись
расшифровка подписи
Дата составления экспертного заключения
____________________
Ознакомлена)
_______
_ _
__________________
________
(
______
Дата, подпись
расшифровка подписи
Приложение №2
Положения об открытом уроке
Приказ №
________
от
_________
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Ордынского района Новосибирской области
«Ордынская детская школа искусств»
Технологическая карта с методической структурой урока
Ф.И. О. преподавателя:___________________________________________________________________
Ф.И. учащегося:_________________________________________________________________________
Класс:
________________
Программа________________________________________________________
Дата, время:_____________________________________________________________________________
Предмет:________________________________________________________________________________
Тема урока:
_________________________________________________________________________
_
Цель урока:
________________________________________
_____________________________
Задачи урока:
____________________________________________________________________
Образовательные:________________________________________________________________________
Воспитательные:________________________________________________________________________
Методические приемы:______________________________________________________
____________
Тип и форма урока:______________________________________________________________________
Ш ан урока:_____________________________________________________________________________
Планируемые результаты:
Гохнолш ' ическая карга учебного занятия
Основные этапы
урока,
продолжи
тельность
Задачи
Плани
руемый
результат
Деятельность
преподавателя
Деятельность учащейся
Организационны
й этап.
Основной этап.
Открытие новых
знаний,
актуализация
опыта учащейся
через раскрытие
темы урока,
постановки целей
и задач урока.
Этап усвоения и
закрепления
новых знаний,
умений, навыков
на практике.
'
. . .
-
Подведение
итогов.
\